Тема 3
ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО В СРЕДНИЕ ВЕКА
(АНГЛИЯ, ФРАНЦИЯ И ГЕРМАНИЯ)

ВВЕДЕНИЕ

Падение Западной Римской Империи, последней в истории рабовладельческой державы мирового масштаба, ознаменовало начало новой эпохи - эпохи средних веков, основным содержанием которой было утверждение и развитие феодальной общественно-экономической Формации. На смену рабовладельческому государству и праву приходит феодальный тип государства и права.

История феодального государства и права не заканчивается эпохой средневековья.

В ряде стран феодализм и феодальное государство продолжали сохранять свои позиции вплоть до XX века, хотя революции XYII-XYIII вв. повлекли за собой становление мировой капиталистической системы. В настоящее время в некоторых государствах Азии и Африки отдельные элементы феодальной политико-правовой надстройки по-прежнему играют значительную роль.

Разные условия перехода к феодализму обусловили конкретно-исторические формы классообразования и специфики правового положения классов и отдельных групп населения.

Политическая система феодального общества имела ряд особенностей, определявшихся, прежде всего тем, что при феодализме политическая власть была связана с земельной собственностью. Важное место в политической системе Феодального общества занимала сельская община.

Сельская община существовала до конца средних веков и была фактически разрушена к X веку.

В большинстве стран Европы период становления феодальной собственности Феодальные государства складываются в виде раннефеодальных монархий, и период феодальной раздробленности феодальное государство практически повсеместно выступает как сеньориальная монархия (X-ХIII вв.).

Развитие товарно-денежных отношений, рост городов повлекли за собой ликвидацию сословий, способствовали централизации государства и возвышению королевской власти. Для этого периода характерно возникновение сословно-представительных монархий.

В период разложения феодализма королевская власть, как бы возвышаясь над всем обществом, предпринимает попытку предельно централизовать и укрепить феодальное государство, которое принимает форму абсолютной монархии (XYI-ХYIII вв.).

Цель данной лекции ознакомить обучаемых с возникновением феодальной государственности, ее институтами в феодальной Германии, Франции, Англии и показать роль права в регулировании государственно-правовых отношений.

1. Государство древних франков

Союз германских племен, имеющих общее название "Франки" сложился в III веке нашей эры на северо-восточных границах Галлии, провинции Римской империи.

Завоевательные войны франков во главе с вождем Хлодвигом (481-511 гг.) ускорили процесс создания франкского государства.

Государство франков было по своей форме раннефеодальной монархией, прошедшую в своем развитии 2 основных периода (с конца V по VII век и с VIII по середину IХ века).

Рубеж, разделяющий эти периоды характеризуется, не только сменой правящих династий, он стал началом перестройки франкского общества, когда началась складываться сеньориальная монархия.

Общественный строй

В V-VI веках у франков сохраняется старая общинная организация, хотя социально-классовые различия проявлялись в правовом положении социальных групп.

На низшей ступени социального достатка находился у франков - раб . Раб в отличие от свободного общинника считался вещью. Кража раба считалась кражей животного. Брак раба со свободным влек потерю последним свободы.

У франков наличествуют социальные группы, четко отграниченные одна от другой - свободные франки, полусвободные литы . Различия между ними были не столько экономическими, сколько были связаны с происхождением и правовым статусом лица, той социальной группы, к которой он принадлежал.

Знать пользовалась полнотой политической, экономической, личной правоспособности.

Лит , представлял собой неравноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего хозяина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах со своим хозяином. Лит мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество.

Все вышесказанное свидетельствует о неравном правовом положении древних франков, о неравной юридической ответственности социальных групп.

Государственный строй

В процессе становления и развития государственного аппарата франков можно выделить три этапа :

С формированием сеньориальной монархии во главе государства франков стоял король . Он выступал как охранитель мира, как исполнитель судебных решений общины. Королевские предписания касались незначительного круга, государственных дел - призыва в войско, вызова в суд.

В VI-VII веках законодательные полномочия королей усиливаются, в капитуляриях уже говориться о священном характере королевской власти (Адхемский капитулярий Карла Великого 802 г. "светлейший и христианнейший государь Карл"). Власть франкских королей передавалась по наследству с 8 века.

Все нити государственного управления сосредотачивались в королевском дворе , в руках королевских слуг и приближенных. Среди них выделялись - дворцовый граф , рефендарий, камерарий .

Дворцовый граф выполнял , главным образом, судебные функции, руководил судебными поединками, наблюдал за исполнением приговоров.

Рефендарий ведал королевскими документами, оформлял акты, предписания короля.

Камерарий следил за поступлениями в королевскую казну, за сохранность имущества дворца.

В VI-VII веках главным управителем королевского дворца, а затем главы королевской администрации являлся палатный мэр или майордом .

Позднеримские порядки оказали влияние на формирование местных органов власти.

Графы начинают управлять округами, как римские наместники. Они обладали полицейскими, военными и судебными функциями.

Во второй половине Х века королевская власть была ограничена созданным Королевским Советом , состоящим из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять решения.

VIII в. ознаменовал усиление органов вотчинного управления. Рост власти светских и церковных магнатов привел к широкой выдачи им от короля иммунитетных грамот . Такими грамотами светские и церковные магнаты ограждались от полицейской, судебной и финансовой власти графа и других должностных лиц.

(из грамоты короля Догберта 1 Рейсбахскому монатырю 635г.) ...Постановление, чтобы ни какая государственная судебная власть ни настоящая, ни последующая не смела, входить на землю монастыря.

Своего наивысшего расцвета франкское государство достигло при Карле Великом (716-811гг.). В 800 г. он был коронован папой в Риме императорской короной, что подчеркивало его силу как приемника власти римских императоров. Власть Карла опиралась на вассалов, бенефециариев. В руках Карла великого осталась лишь часть государственных полномочий. Такими полномочиями были : охрана мира, охрана границ, координация действий центральной и вотчинной власти.

Важную роль играли маркграфы - военные начальники в пограничных графствах, следящие за безопасностью границ.

Связь центра с местами поддерживали государственные посланцы , которые приводили в жизнь государственные распоряжения.

Армия на ранних этапах развития феодального государства не отделялась от народа. Это было народное ополчение, строящееся на племенной основе.

На военную службу франков оказали влияние римские учреждения. Были введены гарнизонная служба, подчинение воинских отрядов местным должностным лицам - назначение королем - сотников, тысячников.

Так, вместе с превращением власти монарха, вождя во власть государя - сеньора, на смену раннефеодальной монархии приходит сеньориальная монархия.

2. Феодальное государство Германии

Как самостоятельное государство Германия возникла в результате распада Франкского государства. За восточной частью империи , в которую вошли Швабрия, Бавария, Франкания, Саксония, а затем и Лотарингия, закрепилось названия Тевтонского государства.

В новом государстве не было прочных экономических и политических связей между составными частями, объединение германских герцогств в значительной степени определялось внешней политикой императоров, преследовавших захват территорий соседних королевств.

Первые короли Германии вели свою политику укрепления единства государства, и расширения его территорий за счет соседних народов, проводили в союзе католической церковью. Император Оттон I за помощь римскому папе в его борьбе против итальянских феодалов в 962 г. был возведен в Риме в сан императора и получил из рук папы императорскую корону. Таким образом, в центре Европы возникла империя, в которую вошли все германские герцогства, насильственно присоединенные земли славян и Северной Италии, получившая в ХIII веке название "Священная Римская империя Германской нации".

В отличии от Франции и Англии, где возникли централизованные государства, Германия в период от всей феодальной эпохи оставалось раздробленной. Политическая раздробленность Германии, сохранявшаяся до 1871г., являлась следствием экономического, социального и политического развития отдельных ее частей.

Историю феодального государства Германии можно разделить на 3 основных этапа:

1. Образование раннефеодальной монархии, в которой сохранялась многоукладность экономики и возникли замкнутые натуральные хозяйства, результатом чего явилась феодальная раздробленность. (Х - ХIII вв.).

2. Укрепление и формирование сословно-представительных монархий в княжествах Германий и установление монархий курфюстов (XIV - XVI вв.).

3. Утверждение княжеского абсолютизма в германских государствах (ХVII - начало ХIХ вв.).

В Х-ХII веках государственный строй характеризовался рядом черт, отличавших его от государственного строя других государств средневековой Европы:

Германский король (Х - ХIII вв.) имел обширную государственную власть.

Он представлял Германию во внешних отношениях, объявлял войну, заключал мир, осуществлял командование армией, обладал высшей судебной властью, являлся верховным сувереном.

Позже, в ХIII в. фактически власть верховного суверена была ограничена рядом привилегий принадлежащих как светским, так и духовным феодалам. Законы, принятые в пользу духовных князей в 1220 г. и в пользу светских сеньоров в 1232 г., обеспечили им экономическую и политическую независимость феодалов от центральной власти.

Во второй половине Х в. при королях саксонской династии окончательно утвердилась дворцово-вотчинная система государственного управления .

Прежние королевские чиновники на местах - графы превратились в суверенных владельцев земель, которые создали аппарат управления на местах, а центральные органы управления не имели право вмешиваться в управление на местах. Все решения по важнейшим делам Германского государства принимались на съезде светских и духовных феодалов .

Общественный строй Германии представлял собой следующие социальные группы:

Рыцарство - как социальный класс, сложившись в ХIII в., превратился в замкнутое сословие. Рыцари считали важным делом военную профессию. Звание рыцаря (нем. всадник) передавалась по наследству. По степени знатности и богатства рыцарство делилось на ранги. "Саксонское" и "Швабское зерцало", источники германского права, таких рангов выделяют семь.

Представители каждого ранга занимали различное положение в государстве. Первое место занимал "король", его особа олицетворяла первый ранг рыцарства . Во втором ранге стояли высшие сановники духовенства: архиепископы, епископы, аббаты являлись прямыми вассалами императора. Третий ранг занимали светские вассалы императора или князья, королевский судья, владетельные князь, герцоги , пфальцграфы, ландграфы, маркграфы, графы. Четвертый ранг составляли вассалы князей-графы. В пятом ранге свободные господа (вассалы графов и князей, которые получили рыцарское звание по выслуге). В шестом - вассалы свободных господ. В седьмом - вассалы феодалов шестого ранга (однощитные рыцари).

Низшую группу феодального общества Германии составляли горожане (бюргеры) свободные крестьяне. Свободное крестьянство обладало имущественными правами податных людей: владели собственностью, не неся повинностей перед феодалами (алюдисты) и чиновники, которые уплачивали за землю (ценз).

Крестьянство было не однородно и среди него выделялся зажиточный верхний слой (Вестфалия, Фрисландия, Бавария). Из этого социального слоя подбирались судьи в общинных судах (шеффены). На другом полюсе социальной лестницы находились малоземельные крестьяне (бюргеры), которые занимались батрачеством и не были полноправными членами крестьянской общины.

Бюргеры платили только налоги и выполняли некоторые повинности, но податными не считались, так как город выполнял все повинности коллективно, бюргер обложению не подлежал.

На самом низу общественно-социальной лестницы находились крепостные и холопы . Первые именовались "зависимыми на земле", вторые "лично зависимыми".

Положение крепостных характеризовалось тем, что они получали от феодалов в вечно наследственное держание земельные наделы (тяглые изоры) и отбывали феодалам денежные и натуральные повинности, а также барщину.

Крепостные уплачивали поголовный налог и пошлину при получении наследства, иногда требовалась пошлина при вступлении в брак.

Право перехода от одного помещика к другому и право выхода из крепостного состояния они не имели.

Холопы жили при дворах феодалов и получали от них содержание. Их повинности не были определены обычаем, устанавливались по произволу господ.

Германия как самостоятельное феодальное государство образовалось на землях восточных франков после распада Франкской империи. Особое значение в истории феодального государства Германии имели длительный конфликт между государством и церковью, и открытая борьба между германскими императорами и римскими папами.

3.Феодальное государство Франции

Образование самостоятельного государства во Франции явилось прямым следствием становления феодальных отношений во франкской империи. Соответственно история феодального государства Франции включает следующие периоды:

1. Сеньориальная монархия (IX-XIII вв.).

2. Сословно-представительная монархия (XIV-XVI вв.).

3. Абсолютная монархия (XVI-XVIII вв.). Буржуазная революция 1789 года привела к крушению абсолютизма и феодальной государственности.

Попробуем воссоздать историю образования феодальной государственности. В конце IX в. в состав Западно-франкского государства входили: Нейстрия, Аквитания, Бретань, Гасконь, Сентимания, Испания, Марка. На этой территории позднее возникло одна из ведущих ныне держава мира - Франция.

Феодализм стал господствующим общественно-экономическим укладом. Организация власти и управления строилось как дворцово-вотчинная система. Личные слуги короля , вместе с тем, были должностными лицами королевства.

Власть короля во Франции была ограничена советом знати, которая избиралась королем. В период феодальной раздробленности в совет короля вошли знатоки государственного права - легисты (со времени Филиппа II). Должность майордома была упразднена, королевским судом руководил дворцовый граф . Бывший главный конюх стал именоваться начальником королевской конницы . Во главе местных органов власти вместо графов учреждена должность прево .

Глубокие перемены в государственном строительстве во Франции связаны с именем Людовика IX (1226-1270), который заявил: "Во Франции имеется только один король".

Реформы Людовика IX содействовали усилению королевской власти. В IX-XI вв. во Франции сложились феодальные отношения с развитием феодальной собственности на землю. Отношения между сеньорами и вассалами строились на основе договора, стороны в нем не занимали равного положения.

Вассальный договор содержал в себе элементы иерархии и зависимости, так как получатель феода, обязывался признать верховенство сюзерена. Вассальный договор происходил в торжественной форме, главное в нем составляло официальное введение вассала во владение землей ( инвеститура ) и его клятва верности своему сеньору (оммаж). Вассальные договоры четко фиксировали обязанности сторон.

Сеньор , наряду с предоставлением феода, обеспечивал защиту вассала. Вассал должен был также участвовать в судебных и других собраниях феодалов под председательством сеньора.

Денежные выплаты сеньора были строго определены: выкуп сеньора из плена, финансирование его крестовых походов, подарки при посвящении в рыцарский сан его старшего сына и выхода замуж старшей дочери.

Первоначально вассальные договоры считались заключенными на срок жизни, носили персональный характер, но вскоре они стали передаваться по наследству.

Если вассал нарушал клятву верности, он должен был отдать феод . К XI в. во Франции сложилась следующая социальная структура .

На вершине феодальной лестницы стоял король, однако, многие крупные феодалы считали себя равные королю - герцоги и графы пэрами и часто не признавали вассальной зависимости.

В 1302 г. Филипп IV Красивый созвал расширенный Совет светских и духовных феодалов . На Совет впервые были допущены представители так называемого 3 сословия, состоявшего из горожан.

Органы сословного представительства получили название Генеральных Штатов .

С момента возникновения органов сословного представительства феодальная монархия во Франции становится сословно-представительской. Генеральные штаты созывались королем, когда он испытывал нужду в деньгах, вводил новые налоги. Генеральные штаты не превратились в постоянно действующий средневековый парламент , главным образом из-за того, что крестьянское сословие было слабо.

В свой последний раз Генеральные штаты были созваны в 1614 г., и вместо них король созвал совет нотабелей. В данном совете имелись представители самых богатых сословий. Формально решение нотабелей не было обязательным, но по многим вопросам король считался с мнением знати, заседавшей в данном органе. Подобного рода учреждения возникли в крупных провинциях.

Первым сословием было духовенство . Французское духовенство должно было жить по законам королевства и рассматривалось как составная часть французской нации. Оно имело право на получение десятины, различных пожертвований, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Оно освобождалось от государственной службы и повинностей.

Дворянство - слуги короля (замкнутое и наследственное сословие). Родовое дворянство добилось того, что покупка поместий лицами неблагородного происхождения перестала давать им дворянские звания. Важнейшая привилегия - право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Они имели право на знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Освобождались от уплаты государственных налогов. Дворянство неоднородно: герцоги, графы, маркизы, виконты занимали высшие посты, а основная масса - скромное положение.

Городское население и крестьяне-цензитарии - это неблагородные, у них нет особых политических и имущественных прав. Организация этого сословия носила феодально-корпоративный характер.

Каждое сословие собиралось и заседало в Генеральных Штатах отдельно. Голосование шло по бальяжам и сенешальствам. Если было противоречие - то голосовали по сословиям.

В IX-XI вв. произошло окончательное оформление феодально-зависимых крестьян . Подавляющее большинство именуется сервами , правовой статус которых как лично зависимых людей был заимствован от рабства.

Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. Они платили феодалу поголовную подать, ежегодный оброк, выполняли барщинные работы.

Серв не имел семейного статуса, он не мог жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, быть свидетелем в судебном процессе.

Другую группу феодально-зависимых крестьян составляли вилланы . Они считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Виллианы уплачивали сеньору оброк (талью), размер которой фиксировали обычаем, но был более легким, чем у сервов. Виллианы ограничивались в праве на брак, должны были испрашивать разрешение сеньора на женитьбу.

Все крестьянское население Франции обязано было соблюдать ( баналитеты ): печь хлеб в пекарне сеньора, жать виноград в винодельне, существовало право сеньора на первую брачную ночь.

XII век - век появления и развития новой социальной группы - городское население , правовой статус которого был универсальный.

Правовой статус крестьян был ограничен рамками феодализма, пережитками рабовладельческого строя.

По мере укрепления королевской власти централизованная система местного управления приобрела следующий вид: крупные округа на Севере назывались бальяжами (во главе с бальи ), на юге - округа-губернаторства, возглавляемые сенешалами.

XVI век - век абсолютной власти короля. Он издавал и отменял законы, назначал и сменял чиновников, власть монарха носила надзаконный характер, а сам монарх считался наместником бога.

Общественный строй этого периода характеризуется - развитием капиталистического способа производства;

Государственный строй: Людовик XI (1461-1483 гг.) вел борьбу против коалиции крупных феодалов, возглавляемых Бургундским герцогом Карлом "Смелым". При короле Франциск (1515-1547гг.) началось укрепление абсолютной власти. Кардинал Ришелье (1585-1642) - завершилась укрепление абсолютной власти (Король Людовик XIII). Людовик XIV (1643-1715 гг.) - абсолютная монархия достигла высшей степени расцвета " Государство - это Я".

Идеологическое и теоретическое обоснование абсолютной монархии дал Жан Боден (1530-1596), устанавливается понятие "суверенитет" - отождествленное с властью короля.

4. Феодальное государство Англия

С 410 года германские племена англов, саксов, готов, жившие между Рейном и Эльбой начали завоевывать земли Британии и населять их. Процесс англосакского завоевания Британии затянулся более чем на полтора века (название Англия появилось в 11 веке, когда королевство Уэссекс подчинило себе все другие королевства).

Англосаксонское общество отставало в своем развитии от многих обществ континента примерно на два столетия. У англосаксов преобладала общественная собственность на землю и соответствующий ей характер общественных отношений .

Основную массу населения составляли члены общины - гёрлы. Они получали от общины гайду - надел в 120 акров земли. Общинные вопросы решались на сельском сходе - галимотье.

Общинная знать именовалась эрлами. В процессе освоения Британии англосаксы создали семь королевств - Нортумбрия, Мерсия, Восточная Англия, Эссекс, Суссекс, Кэнт, Уэссекс.

Власть короля над населением была довольно призрачной. Сельские общины объединялись в округа, так называемые сотни, которые управлялись собраниями представителей общин.

Более крупными территориальными единицами были графства, управляемые собраниями представителей сотен. Шерифы управляли графствами. В их обязанности входило: надзор за соблюдением привилегий короля в графстве, контроль за выполнением повинностей, выполнение полицейских функций. Глава графства - ольдермен.

За счет общинных земель быстро росло крупное землевладение. Крупными землевладельцами были король, эрлы и ольдермены.

В 1066 году Англосаксония была завоевана норманнами. Королем Британии был провозглашен Вильгельм I, который земли англосаксонских феодалов раздавал норманнам.

Основной производственной единицей становится мажер. Возглавлял мажер - лорд, который был обязан определенными повинностями более крупным феодалам (баронам). Как и в других европейских державах в Англии сложилась система вассалитета.

В качестве главных этапов развития английского феодального государства можно выделить:

1. период англосаксонской раннефеодальной монархии в IX-XI вв.;

2. период централизованной сеньориальной монархии (XI-XII вв.) и гражданских войн за ограничение королевской власти (XII в.);

3. период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII-XV вв.);

4. период абсолютной монархии (конец XV-середина XVII в.).

Государственный строй в период становления феодального общества и нормандского завоевания

Несмотря на возвышение и укрепление королевской власти в англосаксонский период, сохраняются отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола.

Главой государственной власти Англии считался король , которому, однако, приходилось рассматривать и уголовные дела.

В решении государственных вопросов король взаимодействовал с "советом мудрых" - витанагемотом . Витанагемот состоял из светских и духовных феодалов (до 100 человек), которых король приглашал на собрание (жена короля, епископы, служащая знать, совершеннолетние дети мужского пола). В полномочия витанагемота входило рассмотрение таких вопросов как, обсуждение законов, установление новых налогов, решение вопросов войны и мира.

*Местное управление в Англии в значительной мере основывалось на принципах самоуправления. Упоминаются низовые единицы местного управления - сотни и десятки . Сотня , возглавляемая сотником, управлялась общим собранием, собиравшимся примерно раз в месяц. Сотни делились на 10 десятков - семей во главе с десятником, основной задачей которых было поддержание правопорядка и уплата налогов.

Основной территориальной единицей были графства, во главе с эльдорменом , назначаемым королем с согласия витанов из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве собранием графства и его вооруженными силами. Постепенно в управлении сотней и графством возрастает роль личного представителя короля - герефы . Герефа - королевский министериал - назначался королем из среднего слоя служилой знати и, подобно графу у франков, мог быть управляющим определенного округа или города.

Нормандское завоевание Англии повлекло за собой углубление феодализации английского общества.

Основой феодального хозяйства в нормандской Англии стал манор . Положение крестьян манора, подлежащим суду своего лорда, определялось манориальными обычаями. Более половины судов сотни превратились в манориальные суды - частные курии феодалов.

Значительная часть конфискованной у англосаксонской знати земли вошла в состав королевского домена, а остальная распределялась между нормандскими и англосаксонскими феодалами не сплошными массивами, а отдельными участками среди других держаний. Король объявил себя верховным собственником земли и потребовал от всех свободных землевладельцев принесения ему присяги верности . Такая присяга сделала феодалов всех рангов вассалов короля, обязанными ему, прежде всего военной службой.

Мероприятия нормандских королей способствовали государственной централизации и сохранению государственного единства, несмотря на углубляющуюся феодализацию общества.

Укрепление прерогатив короны, бюрократизация и профессионализация государственного аппарата, позволившие сделать централизацию в Англии необратимой, связаны в основном с мероприятиями Генриха II (1154-1189). Реформы Генриха II , которые способствовали созданию общегосударственной бюрократической системы управления и суда, несвязанных сеньориальными правами короны, можно условно свести к трем главным направлениям:

При перестройке Генрихом II судебно-административной системы были использованы применявшиеся на практике от случая к случаю англосаксонские, нормандские и церковные установления. С этого времени в Англии прочно утверждается деятельность разъездных судов - выездных сессий королевских судей.

Таким образом, во второй половине XII в. Генрихом II был создан специальный механизм королевского правосудия по гражданским и уголовным делам, который повысил авторитет и расширил юрисдикцию королевских судов.

Военная реформа Генриха II состояла в распространении воинской повинности на все свободное население страны: любой свободный - феодал, крестьянин, городской житель - должен был иметь свое вооружение, соответствующее его имущественному положению. Имея свое снаряжение, войско, тем не менее, содержалось за счет государственной казны, поступления в которую были значительно увеличены.

Сословно-представительная монархия

В течение XIII в. были существенно ограничены иммунитетные права крупных феодалов. В качестве непосредственных вассалов короля бароны несли многочисленные финансовые и личные обязательства перед сюзереном, в случае злостного невыполнения которых могла последовать конфискация их земель.

Усиливается расслоение крестьянства, растет численность лично свободной крестьянской верхушки. Разбогатевшие крестьяне- фригольдеры часто приобретают рыцарское звание, сближаясь с низшими слоями феодалов.

Крепостное крестьянство - вилланы - в XIII в. оставалось бесправным. Собственником всего имущества, принадлежащего виллану, признавался его лорд.

Однако укрепившая свои позиции королевская власть не проявляла готовности привлекать к решению вопросов государственной жизни представителей господствующих сословий. Движение за ограничение злоупотреблений центральной власти возглавляли бароны, к которым периодически присоединялись рыцарство и масса фригольдеров.

Основными вехами этой борьбы были конфликт 1215 года, закончившийся принятием Великой хартии вольностей, и гражданская война 1258-1267 гг., которая привела к возникновению парламента.

К концу XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 году был созван "образцовый" парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентских и духовных феодалов, в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.

Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента . Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название "билля об опале".

На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа - Королевского совета . Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы , в основном выходцы из рыцарских слоев. Большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту.

В XIII в. окончательно утверждается практика назначения из местных землевладельцев в графствах так называемых охранителей мира, или мировых судей . Первоначально они обладали полицейскими и судебными полномочиями, но с течением времени стали выполнять наиболее важные функции местного управления вместо шерифов.

В судебную компетенцию мировых судей входило разбирательство уголовных дел, кроме убийств и особо тяжких преступлений. Разбирательства проводились на сессиях мировых судей, созывавшихся четыре раза в год. Эти собрания получили название судов "четвертных сессий".

В XIII-XIV вв. растет количество королевских судов различных рангов, усиливается их специализация. Вместе с тем, судебные и административные функции многих учреждений еще не разделились. Высшими судами "общего права" в Англии в этот период стали: Суд королевских скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства .

Суд казначейства , который первым стал записывать свои слушания, был, в основном, специализирован на рассмотрении финансовой споров, и, прежде всего, споров, касающихся долгов казны и короны.

Суд общих тяжб рассматривал большинство частных гражданских исков и стал основным судом общего права. Он осуществлял также надзор за местными и манориальными судами.

Из личного Суда короля постепенно сформировался Суд королевской скамьи , заседавший до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников. Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, включая "общие тяжбы", но со временем был специализирован на рассмотрении апелляций по уголовным делам.

С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорд-канцлера , который решал вопросы "по справедливости".

В XIV в. общие объезды утратили свое значение и уступили место более специализированным разъездным комиссиям , среди которых можно выделить Суды ассизов (по рассмотрению споров о преимущественном праве владения леном), комиссию по делам о мятежах и комиссию по общей проверке тюрем.

Особенности абсолютной монархии

Английский абсолютизм имел свои особенности, благодаря чему получил название "незавершенного".

Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что, наряду с сильной королевской властью, в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям относятся сохранение местного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте. В Англии отсутствовала и крупная постоянная армия.

Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были король, Тайный Совет и парламент . Реальная власть сосредоточилась в этот период полностью в руках короля.

Тайный Совет короля , окончательно сложившийся в период абсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорд-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др.

Парламент продолжал сохранять за собой прерогативу утверждения размеров сборов и налогов.

В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской церковью. Высшим церковным органом страны была Высокая комиссия . В ее состав, наряду с духовными лицами, входили члены Тайного совета и другие должностные лица.

При абсолютизме окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Однако, помимо них, создаются чрезвычайные суды, такие как Звездная палата и судебные советы в "мятежных" графствах. Звездная палата в качестве специального отделения Тайного Совета являлась орудием борьбы с противниками королевской власти. Судопроизводство носило инквизиционный характер

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Франция, Германия, Англия - мировые державы с огромной вековой историей развития. В правовых системах данных стран велико было значение римского права.

Феодальный путь развития Англии, Франции, Германии был различным, обусловленный традициями и особенностями каждого государства в отдельности. Социально-классовая структура государств была во многом похожа одна на другую. Государство, в котором главное место занимали правящие классы, обладающие большей правоспособностью, нежели неимущие.

Процесс формирования, процесс феодализации, в целом, у данных стран схож, различия лишь во временных рамках завершения этих процессов.

Вопросы для самопроверки

1. Государственное устройство франкского государства.

2. Особенности абсолютизма в Англии.

3. Государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии.

4. Общественный и государственный строй Германии Х-ХIII вв.