ДАННЫЕ АНТРОПОЛОГИИ К ЭТНОГЕНЕЗУ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ

В.П. Алексеев

(цитировано по: Алексеев, 1971, с. 33-37)

Алексеев В.П. Предки тюркских народов // Наука и жизнь, №5, 1971, с. 33-37

Примечание авторов учебника
          В продолжение темы предлагаем вам ознакомиться с работой В.П. Алексеева, в которой суммируется представление об этногенезе тюркоязычных народов с позиций антропологии.
          Работа популярная. Вы не найдете здесь строгих научных формулировок. Ее цель в другом - продемонстрировать, как данные различных научных дисциплин согласуются в ходе решения вопросов автохтонном или этногенеза, и показать роль этнической антропологии в этих исследованиях. Как Вы увидите, данные антропологии имеют часто решающее значение в вопросах происхождения народов.
          Текст дается с минимальными сокращениями, в него вставлены дополнительные подзаголовки.

(Этногенез - комплексная проблема)
          Этногенез, происхождение народов, - одна из увлекательнейших проблем науки, проблема комплексная, проблема стыка и пересечения разных научных дисциплин. Формально она приписала к этнографии, но занимаются ею археологи и лингвисты, историки, фольклористы и искусствоведы. Антропологи не составляют в этом ряду исключения.
          Происхождение тюркских народов и языков - одна из интереснейших глав востоковедения, созданная упорным трудом русских, скандинавских, немецких исследователей.
          Могильные камни с большими надписями на древнем тюркском языке открыли европейской науке новый мир буйного кочевого быта, мощное государство тюрков в Монголии.
          Памятники VII-VIII столетий, выбитые на камнях особым, руническим алфавитом, донесли до нас живую тюркскую речь сравнительно поздней эпохи, когда язык был уже развит, когда на нем создавалась вольная, как степной ветер, поэзия, когда сами тюрки стали могучей силой на северных окраинах танского Китая. Ясно, что истоки тюркских народов и языков нужно искать много раньше, на рубеже н.э. или еще раньше, в автохтонном или скифское время.
          Гунны говорили на одном из тюркских языков - таково наиболее авторитетное мнение современной науки. Несколько сот лет тюрки, подобно былинному русскому богатырю Илье Муромцу, сиднем сидели в Монголии, набираясь сил, мужая, увеличиваясь численно, затем расправили плечи, и волна этого движения в лице гуннов докатилась до Западной Европы.
          А затем началось: передвижения, переселения по всей Евразии и монгольское нашествие на Русь Батыя. Так некогда единый тюркский мир Центральной Азии расчленился на отдельные очаги, на группы родственных народов. Различные условия жизни, или, точнее, географическая среда, довершили это разделение, способствовали формированию различных антропологических типов.

          (Жители таежной зоны Евразии)
          Самым северным из тюркских народов, заброшенным в глухие уголки восточносибирской приленской тайги, считаются якуты. Среднее течение Лены - могучей полноводной реки с песчаными островами, заросшими сосной, и огромными заливными лугами по берегам, ее притоки Вилюй и Алдан - вот места их расселения. Тут и застали их русские при освоении Лены. Первым землепроходцам казалось, что этот народ жил тут всегда, занимаясь отгонным скотоводством, разведением коней, земледелием.
          Впервые этнографией якутов с научных позиций занялись политические ссыльные, много сделавшие для изучения Сибири. В конце XIX века двое ссыльных, В. Серошевский и Э. Пекарский, исследовали язык, обычаи и нравы местного населения. А уже после отбытия ссылки Серошевский опубликовал свои наблюдения о жизни и хозяйстве якутов в отдельной книге. Пекарский составил и издал огромный словарь якутского языка и несколько сборников якутских легенд и сказаний. Последние - для нас незаменимый и очень полный источник; ведь в них очень много говорится о жизни якутов вокруг Байкала и на южной Лене.
          Многие обычаи их тождественны обычаям более южных народов - бурят и монголов. Впоследствии оказалось, что даже породы крупного рогатого скота и лошадей имеют удивительное сходство с забайкальскими и монгольскими. В сороковые годы раскопками и разведками известного советского археолога А.П. Окладникова на реке Лене и в прилегающих к ней районах было установлено, что человек заселил эти места еще в неолите (несколько тысячелетии назад), а южные районы еще раньше - в верхнем палеолите. Но тогда ВОЗНИК огромной важности для истории Восточной Сибири вопрос: кто жил на Лене в те времена? Можно ли считать якутов исконным населением этих мест, или же это пришлый народ? Если пришлый, то когда якуты стали жить на Лене?
          Противоречивые факты, полученные разными науками, заставляют обычно по нескольку раз придирчиво и с пристрастием, я бы сказал, с недоверием присматриваться к ним, оценивать их значение в общей системе доказательств.
          В данном случае решающее слово оставалось за антропологами. Этнографические данные были весьма неопределенны, а археологический материал не был правомочен решить вопрос, кто здесь жил.
          Поезжайте на теплоходе по Лене - вы увидите удивительно живописные места. Начиная приблизительно с Витима, будут сначала редко, потом все чаще попадаться якутские деревни. Внешне эти деревни ничем не отличаются от русских: одна улица, по обеим сторонам которой стоят за высоким дощатым забором дома. Живут тут невысокие, плотные монголоиды, большеголовые, с прямыми черными волосами, на крупных лицах блестят черные щелки глаз, бросаются в глаза мощные скулы и приплюснутый плоский нос, на щеках и подбородке - никакой или почти никакой растительности.
          И очень много метисов - сахаляров, как зовет их местное население: голубоглазые или сероглазые, иногда со светлыми или пепельными волосами - русские, ну, совсем русские по внешнему виду, а говорят по-якутски. Русский язык знают неплохо, но чувствуется, что это не их родной язык. Это - смешанное население.
          И совсем другое вы увидите далеко на Севере, в якутском "ночлеге", например, в Толоне на Витиме. Там бросается в глаза поразительная чистота, единообразие антропологического типа, без всякой европеоидной примеси: утрированная монголоидность. Это самый высоколипый (мы более привыкли к термину "длиннолицый") народ на земном шаре, более высоколицего нет. Да и по ширине лица якуты близки к мировому максимуму (см. фото слева).
          Уже после Великой Отечественной войны была составлена антропологическая классификация сибирских народов. Среди восточносибирских народов ученые выделили три антропологических типа: арктический, центральноазиатский и байкальский.
          Арктический тип - это очень черноволосые и черноглазые, довольно темнокожие люди - чукчи и эскимосы.
          Байкальский тип - волосы прямые, но с примесью каштановых оттенков, встречаются люди просто с темно-каштановыми волосами и светло-карими глазами. К нему относятся эвенки и эвены, тунгусо-маньчжурские народы Амура, - словом, настоящие таежники, люди, век проводящие в тайге на охоте, удивительные следопыты и звероловы.
          Центральноазиатский тип (черные глаза и волосы, жесткие и прямые) распространен южнее, в степных районах Сибири, степных и полупустынных районах Центральной Азии. В Центральной Азии представители этого типа - монголы и тувинцы, в Забайкалье и Прибайкалье - буряты, на Алтае - алтайцы (племенное объединение, называвшееся раньше алтай-кижи) и теленгеты.
          Якуты так же черноволосы и черноглазы, так же жестковолосы, как эти народы. Они типичные представители центральноазиатского типа, без всякой примеси какого-либо другого. Этот вывод сначала был встречен с недоверием. Ведь палеоантропологи, изучая аборигенное неолитическое население тайги (и Лены в частности), отнесли его к байкальскому типу. Тогда получается, что якуты - народ пришлый. Вот когда, наконец, стали понятны отрывочные упоминания о южных байкальских связях якутов.
          Теперь мы можем связать в единое целое все знания о якутах, полученные археологами, этнографами и антропологами:

(Несколько тысячелетий на берегах Каспия)
          ... Азербайджан - страна гор и солнца, одуряющей жары, пыльных низменностей, древней скотоводческо-земледельческой культуры и самых черноволосых и смуглых людей в Советском Союзе. Они среднего роста - высокие люди в Азербайджане встречаются редко.
          Кажется, этногенез азербайджанского народа не составляет проблемы: их предки связаны с тюркским миром и пришли на территорию нынешнего Азербайджана в эпоху раннего средневековья, принеся тюркский язык и мусульманскую религию. Но там, где сейчас живут азербайджанцы, на той же самой территории было на рубеже н.э. государство Агвания (Албания - так называли его древние авторы). Нерасшифрованная письменность древних агванов скрывает еще многие исторические тайны ее народа. Как эти люди относятся к азербайджанцам - были ли агваны их деды, боковые родственники или никто, случайно попавшее на ту же землю племя?
          Культура древней Агвании изучена хуже, чем культура древней Грузии или древней Армении, но культурные традиции и преемственность между агванвми, или, как их еще называют, албанами, и азербайджанцами есть. Непосредственная ли это генетическая преемственность или просто культурное влияние более древнего народа на поздний?
          Неясно. И чтобы понять это, нужно изучить и сравнить антропологический и палеоантропологический материал. Много еще здесь пробелов, много еще в трактовке самих антропологических материалов спорных положений, но наметилось и нечто твердое, устойчивое, отлившееся в определенные формы, сбросившее гипотетическую оболочку и превратившееся в факт.
          Азербайджанцы - антропологически особый народ Кавказа, представители своеобразного типа, характерного только для жителей Азербайджана и некоторых этнических групп Южного Дагестана. Этот тип называется по-разному: восточ-носредиземноморским, закаспийским, просто каспийским. Вслед за крупнейшим отечественным антропологом В.В. Бунаком, заслуженным исследователем и знатоком антропологии Кавказа, мы будем называть его каспийским. Это особая, самостоятельная единица, составная часть индо-афганской расы. Очень смуглые, очень черноволосые, очень черноглазые люди - вот что такое индо-афганская раса. В нее включаются народы Афганистана и Северной Индии, отдельные этнические группы Ирана.
          Не правда ли, странно - язык азербайджанцев тюркский, а по своему физическому типу они почти тождественны народам Афганистана и Индии, говорящим на языках совсем других систем, где никогда не бывало тюрок. Палеоантропологический материал древних погребений, несмотря на немногочисленность - у нас имеется серия скелетов, раскопанных на западе Азербайджана при строительстве Минтечаурского водохранилища,- свидетельствует о том, что антропологический тип древнего населения был таким же, как современный. Это были узколицые миниатюрные каспийцы. Значит, агваны (албаны) не дальние родственники азербайджанцев, а их деды и прадеды.
          Но сравнительный анализ антропологических данных может повести нас еще дальше - в еще более глубокую древность и в иные страны.
          Туркмен изучали многие антропологи, среди них работал и известный антрополог 20-30-х годов А.И. Ярхо. Он оставил большое, очень продуманное исследование об антропологическом типе туркменского народа, людей с заметной монголоиной примесью, большей, чем у узбеков, а подчас и совсем с монголоидной физиономией, роднящих их с казахами или даже с киргизами. Но если исключить эту примесь, если "снять" мысленно с физического типа туркмен поздний монголоидиый налет, что и сделал Ярхо, то туркмены могут быть признаны так же, как и азербайджанцы, представителями каспийского типа, а, следовательно, и индо-афганской расы.
          Исторически это выглядело так: какие-то древние люди с чертами индо-афганской расы переселились из мест своего первоначального обитания - из Афганистана или Северной Индии - на север: в оазисы пустынь Средней Азии и Восточное Закавказье. В первом случае они составили основу туркмен, во втором - стали основным компонентом в будущем ядре азербайджанского народа.
          Этот факт, важный для этногенеза азербайджанцев, вспомнил я, однако, еще и потому, что Туркмения позволяет перебросить мост от современного населения к еще более древнему, жившему до раннего железного века.
          В поселениях на юге Туркмении - в Кара-Тепе, Геоксюре - раскопаны погребения поздненеолитической эпохи и изучены скелеты людей, таких же узколицых и очень европеоидных. Таким образом, если истоки физических особенностей современного населения в Азербайджане восходят к эпохе раннего железа, в Туркмении - к эпохе позднего неолита. В целом древние каспийцы, или, шире, индо-афганцы, - явление, наверное, неолитического, а возможно, и более раннего времени. Это небольшое отступление было сделано для того, чтобы показать, как близко к корню этногенетического дерева докапываются антропологи.
          Так как же решает антрополог проблему происхождения азербайджанского народа?

(Потомки хазар)
          В этой главе пойдет речь об очень маленьком народе, а точнее, этнической группе, - о караимах. Живут они в основном в Крыму и в небольшом литовском городке Тракае.
          Караимы - это своеобразное сочетание тюркского языка и иудаистского вероисповедания. Исторический парадокс. Иудейское вероисповедание мы привыкли связывать с Палестиной, с Передней Азией и со Средиземноморьем, тюркский язык находим у людей центральноазиатского происхождения, а тут то и другое у одного народа. Но парадокс этот точно создан для того, чтобы оправдать бытовую истину: ничто не ново под луной.
          Он тоже не нов: хазары, сыгравшие такую печальную роль в русской истории, говорили, как и караимы, по-тюркски и исповедовали иудаизм. Может быть, между ними есть какая-нибудь связь? Ведь известно, что хазары в XII-XIII веках осели в Крыму. Но сами караимы, их духовенство, а вслед за ними и ученые вели происхождение от колен израилевых и доказывали это, цитируя древние священные книги. Сколько таких комментариев к священным книгам иудеев и библии можно найти на страницах "Караимской жизни" - журнала, издававшегося караимами в начале века! Итак, весьма запутанный клубок, в котором предстоит разобраться.
          Представления самих караимов о своем прошлом, их историческая традиция явно тенденциозны. Нечего и думать о том, чтобы опереться на них как на серьезно продуманные и аргументированные положения. Попробуем разобраться в тех пусть немногочисленных фактах, которые имеются в наличии.
          Первый и основной факт - тюркоязычность хазар. Хазарские имена, отдельные слова из хазарского языка донесли до нас в своих записях средневековые географы и путешественники. По ним тюркологи-лингвисты восстановили облик вымершего языка, смогли не только доказать принадлежность хазарского языка к тюркской языковой семье, но и сблизить его с современным караимским языком.
          Это факт знаменательный и важный еще и потому, что господствующей религией в Хазарском царстве был иудаизм. Значит, не только язык сближает караимов с хазарами, но и религия. Как же разрешает эти парадоксы антропологический материал - поведет он нас от одного парадокса (современного парадокса - караимов) к другому (древнему парадоксу- хазарам) или он разрубит тонкую паутину наших предположений, скажет: нет, не похожи караимы на хазар, между ними нет никакой физической близости?
          Караимы и в Литве и в Крыму - темноглазые и темноволосые люди, в их облике преобладает южное. Казалось бы, это аргумент в пользу лженаучной концепции - происхождения от колен израилевых. Однако и хазары южный народ, и они могли быть черноволосы и черноглазы. Но в источниках сказано: когда хазары осаждали в эпоху средневековья Тбилиси, грузины, дразня хазарского кагана, вынесли на крепостную стену его шутовское изображение - тыкву, на которой были прорезаны узкие щелочки вместо глаз, а вместо бороды привязана редкая мочалка. Как ни гадай, это - красноречивое свидетельство монголоидности хазар или их кагана.
          Но антропологи только грустно молчали или пожимали неопределенно плечами, когда их просили прокомментировать это сообщение: не было до недавнего времени никаких объективных антропологических данных, чтобы судить, правду говорит источник или он отклоняется от истины. Не было этих данных до тех пор, пока не начали раскапывать городище Белую Вежу на Дону. Известный советский историк и археолог, знаток хазар, их истории и культуры, М.И. Артамонов, на основании географических, топографических, исторических, археологических и иных сопоставлений отождествил это городище с Саркёлом - столицей Хазарского царства.
          Раскопки показали, что это был людный город с неприступными укреплениями, богатый н процветающий, торговавший со многими странами. Жили в нем славяне, кавказцы и выходцы из Средней и Центральной Азии. Весьма пестрое население. Раскопки города велись планомерно из года в год, находились и раскапывались могильники, собирались скелеты древнего населения. Их привозили десятками и сотнями в Ленинград - в Музей антропологии и этнографии АН СССР, где они тщательно обследовались профессором Гинзбургом и его сотрудниками. Почти тридцать лет велись раскопки города, почти 30 лет В.В. Гинзбург копил палеоантропологический материал. Несколько лет тому назад результаты этой грандиозной работы были опубликованы.
          Подобно культурной и языковой пестроте, не меньшей была В Саркёле пестрота антропологическая: там были и круглоголовые, с огромными носами, сверкающие черными глазами армяне, плосколицые и почти безбородые монголоиды, сероглазые славяне и черноглазые и черноволосые хазары. И все равно раскопки в Белой Веже - Саркёле ничего не давали для понимания происхождения караимов.
          В конце прошлого века К.С. Мережковский, антрополог и археолог, энтузиаст крымской археологии, раскопал караимское кладбище в Крыму и собрал там серию караимских черепов. Теперь можно было соединить два звена в одну цепь. Звенья - это антропологический тип хазар и караимов, цепь - прямое сравнение строения черепов у тех и других. Но соединятся ли эти звенья, не распадется ли цепь, войдет ли в оба звена или к одному может не подойти? Те черепа, которые происходят из хазарских кладбищ, или, лучше сказать, из вероятных хазарских, ибо точной, стопроцентной уверенности нет при расстоянии в тысячу лет и немом в прямом смысле (при почти полном отсутствии письменности - найдены лишь отдельные знаки) археологическом материале, - это черепа людей-европеоидов с небольшой, но четко заметной определенной монголоидной примесью. У караимов этой примеси нет. Отличаются караимские черепа от хазарских и строением черепной коробки. Значит, все-таки между караимами и хазарами нет прямой преемственности, значит, правы были караимские священники, выискивая сказания о деяниях предков в древних священных книгах иудеев?
          Такой вывод кажется единственно возможным, но это вывод преждевременный.
          Известно, что часть хазар переселилась в Крым после падения Хазарского царства. В Крыму тогда в горах жили люди, нам этнически неизвестные: возможно, это были потомки тавров, древних, исконных жителей Крыма. Неизвестен и язык, на котором они говорили. Зато известна их культура: они оставили великолепные пещерные города - Мангуп-Кале, Эски-Кермен и другие, воздвигнутые на абсолютно неприступных скалах. И до сих пор города поражают живописностью расположения и продуманностью укреплений. Известен физический тип этих горожан. Сотни раскопанных могил на окраинах городов позволили археологам собрать сотни скелетов, а антропологам - установить, что эти люди по своим физическим признакам могут стоять в одном ряду с хазарами и караимами, но занимают в нем крайнее положение. У них были очень резко выражены европеоидные черты: носатые, резко профилированные лица, без всяких следов монголоидности.
          А вот если сравнить строение хазарских, караимских и крымских черепов, то заметим, что караимская серия как раз занимает срединное место, между хазарской и крымской.
          Таким образом, напрашивается сам собою вывод:

Так антропология - это прозаическое для неспециалистов измерение черепов, научный подсчет средних цифр этих измерений - открыла еще одну многовековую тайну.

          (Итог, приятный для антропологии)
          Мы познакомились с тем, как антропология помогла народу найти свою прародину (якуты), мы убедились в том, что антропологический анализ может открыть автохтонность, местные корни народа, которого считают пришлым (азербайджанцы), мы проследили с помощью антропологических данных процесс становления народа из разных компонентов (караимы) - все это, не выходя за пределы тюркской языковой семьи и тюркских народов.