Каминская Элина Александровна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Анатомия и физиология ЦНС
(Кафедра и Департамент: Социальной и дифференциальной психологии)

  РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра: Социальной и дифференциальной психологии

 Направление: ПСИХОЛОГИЯ

 Дисциплина: АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Кредит на курс: 3

 Статус дисциплины: Б.1.Б.6 (обязательный курс, базовая часть)

 Курс читается в 1-ом семестре  1 курса бакалавриата

 Преподаватель: ассистент Каминская Элина Александровна

 Часы консультаций: по назначению и договоренности.

Москва, РУДН 2016 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Описание курса

Цель курса:

Целью данного курса является приобретение студентами базовых знаний в области нормальной анатомии и физиологии человека, а именно его центральной нервной системы (ЦНС). Будут рассмотрены микроструктура нервной ткани, морфология центральной нервной системы (спинного и головного мозга), основные этапы формирования нервной системы в онтогенезе, строение спинномозговых и черепных нервов, основные функции головного и спинного мозга. Спецификой анатомии и физиологии ЦНС является то, что она изучает ЦНС человека с начало его зарождения. Знания ЦНС должны донести до студентов, что это один из главных жизненно важных органов, который нужен для полноценного функционирования организма. Знания физиологических механизмов мотивации и эмоций позволят будущим психологам понять предпосылки и историю развития психологических проявлений форм поведения.

Целью курса не является подробное изучение анатомии человека, а акцент делается на ЦНС.

 

Содержание курса:

Курс включает подробное описание основных анатомических терминов и понятий, общие представления о микро- и макроструктуре нервной ткани.

В процессе изучения материала студенты знакомятся с основными (нервные клетки) и вспомогательными (глиальные клетки, оболочки мозга, сосуды, цереброспинальная жидкость) элементами нервной ткани, их строением и функциями.

Большое значение уделяется морфологии спинного и головного мозга, взаимному расположению их частей. Делается попытка соотнести структуру и функциональные особенности мозга, историю фило- и онтогенетического развития нервной системы и совершенствование высших психических функций.

Учебный процесс состоит из курса лекций, активных семинарских занятий, самостоятельной работы студента, выполнения контрольных работ, реферата и итогового тестирования. Тему для написания реферата студент либо выбирает сам из предложенного списка, либо тема назначается преподавателем. Реферат должен быть сдан преподавателю за неделю до итоговой аттестации (ориентировочно до 20 декабря 2016 г.)

 

Организационно-методическое построение курса:

Курс теоретически состоит из 8 лекций и 8 практических занятий (семинаров), в число которых так же входят контрольная и итоговая работы, а также из индивидуальных консультаций по договоренности с преподавателем.

 

На семинарских занятиях проходит обсуждение проблем сформулированных преподавателем, проводятся проверочные работы (тестирования) на основе пройденного материала и по дополнительной литературе. Студенты должны выступить с докладом по теме своего реферата на определенном преподавателем занятии и принять активное участие в обсуждении докладов.

Обязательная литература:

1.Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2006.

2. Чурилова Т.М. Физиология центральной нервной системы: Учебное пособие.- Ставрополь.: СКСИ,  2005.

2. Крылова Н.В., Искренко И.А. Мозг и проводящие пути (анатомия человека в схемах и рисунках). М.: Изд-во РУДН, 1999.

4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. Учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЕДИ, 2005

5. Анатомия центральной нервной системы. Хрестоматия под ред. Т.Е. Россолимо. М.-В.: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.

6. Чудина Ю.А. Анатомия нервной системы человека. Пособие для студентов-психологов. М.: Изд-во РУДН, 2001.

7. Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004.

8. Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. М.: ООО УМК «Психология», 2002.

9. Воронова Н.В., Климова Н.М., Менджерицкий А.М. Анатомия центральной нервной системы – учебное пособие,- 2005 г.

 

Дополнительная литература:

1. Альбертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки. (в 3-х томах) Т.3 М.: Изд-во Мир, 1994.

2. Атлас нервной системы человека. Строение и функции. Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. М.: PerSe, 2001.

3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Изд-во Мир, 1988.

4. Борисевич А.И., Ковешников В.Г., Роменский О.Ю. Словарь терминов и понятий по анатомии человека. М.: Изд-во Высшая школа, 1990.

5. Геннис Р. Биомембраны. Молекулярная структура и функции. М.: Изд-во Мир, 1997.

6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. (в 3-х томах) Т.1, 2. М.: Изд-во Мир, 1990

7. Крылова Н.В., Искренко И.А. Черепные нервы (анатомия человека в схемах и рисунках). М.: Изд-во РУДН, 1999.

8. Механизмы целого мозга (сборник статей). Под ред. Анохина П.К. М.: Изд-во Иностранная литература, 1963.

9. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. (в 3-х томах) Т.3 М.: Изд-во Медицина, 1974.

10. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р., Тевса Г. (в 3-х томах) Т.1, 2, 3. М.: Изд-во Мир, 1996.

 

Темы рефератов (сообщений).

1. Характеристика головного мозга: передний мозг, средний мозг, ромбовидный мозг.

2. Роль продолговатого мозга в жизнедеятельности человека.

3. Роль заднего мозга в жизнедеятельности человека.

4. Роль среднего мозг в жизнедеятельности человека.

5. Характеристика промежуточного мозга: таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус, III желудочек.

6. Передний мозг (большие полушария). (Структура переднего мозга (плащ, базальные ганглии и обонятельный мозг). Клеточный состав и слои коры больших полушарий. Строение, расположение и функции базальных ганглиев).

7. Передний мозг (белое и серое вещество больших полушарий). Белое вещество большого мозга: типы волокон, их функциональные особенности.

8. Обонятельный мозг, строение и функции.

9. Особенности различных типов организации нервных клеток спинного и головного мозга.

10. Ретикулярная (сетевидная) формация.

11. Ядерные и корковые структуры головного и спинного мозга.

12. Связь между организацией определенной структуры мозга и ее функцией.

13. Мозговые оболочки. Мягкая оболочка спинного и головного мозга.

14. Мозговые оболочки. Паутинная оболочка спинного и головного мозга.

15. Мозговые оболочки. Твердая оболочка спинного и головного мозга.

16. Черепные нервы, расположение, состав и функции.

17. Понятие периферической нервной системы. Строение и части периферической нервной системы (нервные узлы, пути и окончания).

18. Состав и функции черепных нервов.

19. Формирование черепных нервов и их связь с конкретными частями головного мозга.

20. Проекции ядер черепных нервов на поверхности структур головного мозга.

21. Характеристика спинномозговых нервов.

22. Проводниковая функция спинного мозга.

23. Строение спинномозгового нерва. Количество и расположение спинномозговых нервов.

24. Виды спинномозговых нервов, их проводниковый состав и функции.

25. Спинномозговые сплетения. Иннервация конечностей.

26. Строение вегетативной нервной системы.

27. Понятие соматической и вегетативной нервной системы.

28. Особенности рефлекторной дуги вегетативной нервной системы.

29. Строение и функции вегетативной нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы.

30. Энтеральная (автономная) нервная система.

31. Проводящие пути спинного и головного мозга. Что такое проводящие пути?

32. Восходящие пути спинного и головного мозга: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные.

33. Ретикулярная формация мозга.

34. Нисходящие пути спинного и головного мозга: пирамидные и экстрапирамидные пути.

35. Функциональные особенностей проводящих путей спинного и головного мозга.

36. Закономерности и фазы формирования и развития нервной системы.

37. Закладка нервной системы. Дифференциация клеток нервной системы.

38. Стадия трех мозговых пузырей. Стадия пяти мозговых пузырей. Окончательное формирование отделов мозга.

39. Особенности развития нервной системы и психических функций в филогенезе и в течение индивидуального развития человека (в онтогенезе).

40. Эмбриональное и постнатальное развитие нервной системы.

41. Раздражимость и возбудимость как приспособительные реакции организма.

42. Передача информации посредством электрического возбуждения.

43. Законы раздражения возбудимых тканей.

44. Ствол мозга и его роль в регуляции двигательных и жизненно важных функций.

45. Морфофункциональная организация лимбической системы.

46. Лимбическая система, эмоции и поведение.

47. Роль гормонов и гормоноподобных веществ в жизни человека.

48. Теории старения.

49. Физиологическое и патологическое старение.

50. Влияние ЦНС на глаза и зрение человека.

51. Медиаторы нервной системы.

52. Аминокислоты.


Условия и критерии выставления оценок:

От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное активное участие в обсуждении представленных проблем на семинарских занятиях, а также обязательное присутствие и выполнение контрольных работ, выполнение дополнительных заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на семинаре, а также качество подготовки сообщения и реферата, контрольных работ (тестов) и итоговое испытание.

Успешное освоение учебного курса «Анатомия и физиология центральной нервной системы» предполагает знание теоретических основ анатомической науки и умение решать задачи на узнавание определенных структур мозга и навыки изображения частей мозга и их названий. Лекции позволят освоить теоретические основы, а семинары приобрести умения и навыки. Для проверки умений и навыков по каждому блоку в течение семестра будут проводиться письменные и устные проверочные работы по воспроизведению и узнаванию фотографий и схематических рисунков поверхностей и сечений частей головного и спинного мозга.

Все виды учебных работ выполняются точно в сроки, предусмотренные программой обучения. Работы, сданные позже положенного срока, не оцениваются.

 

Балльная структура оценки:

 

Всего – 100 баллов.

Виды учебной работы

Кол-во

 

Баллы за 1 работу

Максимальная сумма баллов

Минимально допустимая сумма баллов

Посещение лекционных занятий

8

2

16

8

Посещение семинарских занятий

8

2

16

8

Активная работа на семинаре (доклады - 1, проверочные - 6)

7

 

3

21

11

Выполнение заданий (рисунки)

4

1

4

2

Выполнение реферата и защита реферата

1

7

7

4

Конспекты

8

2

16

8

Текущая аттестация (тестирование)

1

20

20

10

Итого

 

 

100

51

 

Доклады без презентаций оцениваются в 1 балл. Сдача конспектов, рисунков позже установленного срока оценивается в 2 раза ниже.

 

  

Правила выполнения письменных работ (контрольных тестовых работ) и рефератов:

Список тем рефератов предлагается студентам в начале учебного семестра. Студент вправе выбрать тему из данного списка, либо тема назначается преподавателем лично. Не разрешается представлять одну и ту же работу более чем по одному предметному курсу.

Вопросы и задания по контрольным работам становятся известны непосредственно на занятиях.

Требования к набранным на компьютере творческим работам (рефератам): полуторный интервал, кегль -14, цитирование и сноски в соответствии с принятыми стандартами, тщательная выверенность грамматики, орфографии и синтаксиса. Объем работы – от 12 до 20 страниц.

Устное выступление-сообщение не должно представлять собой пересказ чужих мыслей, а попытку самостоятельной проблематизации рассмотренной темы.

Проверочные задания и тестирования проводятся во время занятий для того, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, их умение успешно концептуализировать литературно-критический материал, предложенный их вниманию, а также, применять полученные знания на практике.

 

Срок сдачи реферата – до 20 декабря 2016  г.

Микроблог:

2018-06-23 01:39:33
ФПБ-3! 25 июня в 14.00 (встречаемся
у кафедры) для пересдачи курса
"Семейная психология"! Повторить
все материалы, презентации,
выполнить домашние задания.


2018-02-10 17:02:33
Последняя пересдача по курсам
"Анатомия и
физиология ЦНС" и "Введение в
специальность"
состоится 13 февраля в 13.50. Сбор
у кафедры 627


2018-01-15 00:11:06
ФПМ-21! Экзамен по дисциплине
"Практическая психология в системе
здравоохранения" состоится
16.01.2018 в 10.30 в аудитории 642.


Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |