Калабин Геннадий Александрович



РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Микроблог:

2013-12-05 18:36:17
Добавлен раздел "Аннотации
дисциплин"


Показать все записи


Все права защищены.
© 2002 - 2018 г.
ОВТ ДИТ
 

Методы контроля состояния окружающей среды

 

 
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Экологический факультет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Методы контроля состояния окружающей среды»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                                                                             Профессор Калабин Г.А.
кафедра системной экологии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          
 
 
Москва
2015


 
 
2. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Номер лекции
Дата лекции
(проводится по понедельникам)
Номер практического занятия
Дата практического занятия
(проводится по средам.четвергам и пятницам)
1
01.09.
1
03.09
2
08.09.
2
10.09
3
15.09.
3
17.09
4
22.09.
4
24.09
5
29.09.
5
01.10
6
06.10.
6
08.10
7
13.10.
7
15.10
8
20.10.
8
22.10
9
27.10.
9
29.10
10
03.11.
10
05.11
11
10.11.
11
12.11
12
17.11.
12
19.11
13
24.11.
13
26.11
14
01.12.
14
03.12
15
08.12.
15
10.12
16
15.12.
16
17.12
17
22.12.
17
24.12
18
29.12
18
31.12

 

3. ОПИСАНИЕ КУРСА
 
1.       Информация о преподавателе
 Калабин Геннадий Александрович, профессор кафедры системной экологии с 1998 года, д.х.н.(1982), профессор(1983).  
 
2. Цель курса
 
3. Содержание курса
Курс содержит четыре основных темы:
Тема 1 – классификация методов анализа по принадлежности к различным областям знаний,по принципам методов или исрользуемых явлений, по характеру воздействия на вещество и т.д., что обеспечивает активизацию знаний и умений, полученных в двух предшествующих частях этого курса.
Тема 2 - методы биомониторинга, т.е. биоиндикации и биотестирования, их особенности и границы применения.
Тема 3 – методы радиоспектроскопии ЯМР, ЭПР и ЯКР, как наиболее информативные и строго количественные методы анализа сложных органических и биоорганических объектов, позволяющие, в частности, идентифицировать ранее неизвестные соединения.
Тема 4 – методы определения масс и строения веществ и их компонентов, их элементного и изотопного состава, среди которых бесспорным лидером как по чувствительности, так и по разрешающей способности являются масс-спектрометри-ческие методы и их тандемы с различными видами хроматографии, капиллярного элкетрофореза, индуктивно-плазменного, термического и иных методов пробоподготовки.
Подробное содержания курса издано в форме конспекта лекций и тем семинарских занятий (Издательство РУДН, 2006.-17с.)
 
4. Организационно-методическое построение курса
Структура учебной дисциплины включает курс лекций и семинары, обеспечивающие раскрытие содержания основных понятий  по методам контроля окружающей среды , а также семинарские занятия, целью которых является подтверждение и углубленное изучение некоторых основополагающих закономерностей, рассматриваемых в теоретических разделах данной дисциплины.
Для углубления знаний студентов применяется система домашних творческих заданий и самостоятельная работа по решению задач и подготовке рефератов для  выступлений на семинарских занятиях. Контроль выполнения домашних заданий и самостоятельной работы производится по конечному результату, что развивает у студентов навыки самоорганизации и личной дисциплины.
На лекционных занятиях реализуется объяснительно-иллюстративный метод обучения – лекции читаются с элементами объяснения и описания, что позволяет студентам быстро накопить минимальную базу знаний для последующего построения их поисковой и мировоззренческой деятельности, а также проводится эвристическая беседа с элементами моделирования проблемных ситуаций.
На семинарских занятиях формой обучения служит как освоение практических навыков использования полученных теоретических знаний, так и выступления на ранее предложенные темы с объяснением сложных моментов.
Для контроля знаний проводятся контрольная работа и итоговое испытание. Контрольные работы сформированы на основе тем лекций, включают в себя  решение задач, терминологическую часть и теоретические вопросы.
 
5. Условия и критерии выявления оценок
Для оценки успешности освоения курса контролируются следующие уровни: знания, умения и навыки.
В процессе проведения практических работ будущие специалисты должны уметь объяснить принципиальные вопросы каждого из представленных в лекциях методов, включая вопросы его теоретической основы, инстументального воплощения, измеряемых параметров, их интерпретации, основных достоинств и недостатков.               
Знания и умения оцениваются по балльно-рейтинговой системе, в которую входит учет посещения и работы на лекционных и семинарских занятиях. Кроме того, оценивается выполнение творческих домашних заданий, основывающихся на теоретическом курсе. В заключении курса студенты защищают самостоятельные рефераты, где учитывается оформление, содержание и качество доклада. Студенты также выполняют контрольную работу по понятийным аспектам дисциплины для улучшения понимания сопутствующей терминологии.
При оценке посещения лекций учитывается полнота записи переданных студентам теоретических знаний.
При оценке работы на семинарах учитывается активность студента, степень владения основными понятиями и исследуемой темой, качество выполнения заданий.
При оценке контрольной работы учитывается соответствие плану, владение материалом, правильность и полнота ответов на контрольные вопросы. Каждый пункт контрольной может быть зачтен только в случае правильного ответа на вопрос.
При оценке домашних  заданий оценивается выполнение домашнего задания, полнота отражения изученных в теоретическом курсе представлений, соответствие теме, полнота раскрытия темы. Домашняя работа может быть зачтена только в случае правильного выполнения всего объема задания и сдачи не позднее, чем через 2 недели после объявления темы.
При оценке реферата оценивается  полнота раскрытия и соответствие теме, грамотность оформления и качество доклада. Работа может быть зачтена только в случае правильного выполнения задания, должна быть сдана за 1 неделю до назначенной даты защиты на предварительное рассмотрение.
По результатам выполнения требований, предъявляемых к студентам, они к итоговому испытанию должны набрать более 35 баллов за работу в течение семестра. «Зачет» ставится, если студент набрал 51 балл за семестр (включая итоговое испытание). «Незачет» ставится, если студент набрал менее 51 балла за семестр (включая итоговое испытание).
При оценке итогового испытания учитывается полнота раскрытия темы, соответствие ответа теме.  Студенту выдаются вопросы итогового испытания, дается время на подготовку. Ответ дается в устной форме с опорой на сделанные в ходе подготовки записи.
 
6. Балльно-рейтинговая система оценки знаний, шкала оценок
 
Балльно-рейтинговая система оценки знаний

 

Категория
Количество
Баллы
Всего
1
Посещение лекций (записи)
18
1
18
2
Посещение семинаров
18
1
18
3
Работа на семинарах
2
5
10
4
Выполнение домашних заданий
2
3
6
5
Контрольная работа
1
10
10
6
Итоговое испытание
1
15
15
6
Самостоятельная работа
1
23
23
 
 
оформление
3
 
 
 
содержание
10
 
 
 
доклад
10
 
 
 
 
ИТОГО:
100 баллов

 

Шкала оценок

 

Оценка
5+
5
4
3+
3
2+
2
A
B
C
D
E
FX
F
Баллы
96-100
86-95
71-85
61-70
51-60
41-50
35-40

 

 
 
7. Темы лекций и практических занятий представлены в прилагаемом издании.
 
 
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА .
 
Основная литература
См. Приложение 1 - стр. 17
 
Дополнительная литература
Другов Ю.А., Родин А.А. Газохроматографическая идентификация загрязнений воздуха, воды и почвы. Практическое руководство. – СПб., Теза: 1999.-622 с.
Воронов В.К., Сагдеев Р.З.. Основы магнитного резонанса. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1995. – 352с.
 
Конспекты лекций
См. Приложение 1 - стр. 3-13
 
 
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
 
Цель домашних творческих и самостоятельных заданий - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
 
Выполнение домашних творческих заданий и самостоятельных работ:
1.       Работа выполняется на листах формата А4. Шрифт – 14 пт, интервал – 1,5. Поля: 3 см слева, 1 см справа, 1,5 см – снизу и сверху. В случае написания от руки почерк должен быть разборчивым.
2.       Титульный лист не нумеруется, цифра «2» ставится снизу справа на второй странице.
3.       Содержание должно соответствовать наименованию разделов в работе с указанием соответствующих страниц.
4.       При цитировании литературы и составлении списка использованной литературы должны соблюдаться правила, установленные ГОСТ 7.12-93. Рекомендуемую литературу можно дополнять самостоятельно в соответствии с темой.
5.       Объем домашних работ – 1-5 страниц (в зависимости от типа работы). В случае написания работы от руки объем увеличивается в зависимости от почерка.
 
6. ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
 
Выполнение контрольных работ:
1.       Работа выполняется на листах формата А4 от руки разборчивым почерком в присутствии преподавателя.
2.       В правом верхнем углу пишется фамилия и имя студента, номер группы, номер варианта.
3.       Задание не переписывается, вместо этого ставится номер выполняемого задания.
4.       Ответ на вопрос дается кратко и по существу, но должен содержать весь объем знаний, полученных студентом во время лекций и семинарских занятий по рассматриваемому вопросу.
5.       Контрольная работа выполняется фиксированное время, после чего сдается на проверку.
 
7. КОМПЛЕКТ ДОМАШНИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ, ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
 
Темы домашних работ:
См. . Приложение 1 - стр. 14
 
Темы самостоятельных работ:
См. . Приложение 1 - стр. 14
 
8. ОБРАЗЦЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ: КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ, ОБРАЗЦЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ДОМАШНИХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Дисциплина читается на протяжении  10 лет. Образцы конспектов лекций и домашних работ – см. Приложение 2.
 
9. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ (ТЕСТЫ, БИЛЕТЫ) ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ИТОГОВЫХ ИСПЫТАНИЙ
 
Варианты контрольной работы:
См. приложение 3
 
Вопросы к итоговому испытанию:
См. приложенный конспект лекций - стр. 15
 
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
 
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук Dell PP19L
Модем ASUS
Проектор BENQ MP 620
Принтер Brother DCP 7010R
Бумага белая формата А4 и А3
Карандаши, цветные фломастеры
Программное обеспечение:
Windows XP 5.1
Microsoft Word 2007
Microsoft Power Point 2007
Opera 9.60

 

 

 

 

Литература и Интернет-ресурсы по курсу лекций

1.     Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология (человек – экономика – биота – среда). – М.: ЮНИТИ, 2006

2.     Вилкова С.А, Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. –М.: Издательский дом «Деловая литература», 2004. – 286 с.

3.     Закон г. Москвы от 12.12.2006 «О продовольственной безопасности города Москвы»

4.     Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2003 №29-ФЗ

5.     Закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ

6.     Закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 №33-ФЗ

7.     Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ

8.     Закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.2995 №174-ФЗ

9.     Круглов М.Г. Менеджмент качества как он есть / М.Г. Круглов, Г.М. Шишков. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.

10.                       Крылова Г.А. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 671 с.

11.                       Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. – М.: ЮРАЙТ, 2008. – 412 с.

12.                       Николаева М.А. Товарная экспертиза. – М.: Издательский дом «Деловая литература», 2007. – 320 с.

13.                       Румянцева Е.Е. Товары, вредные для здоровья. – М.: Логос, 2005. – 392 с.

14.                       Товароведение и экспертиза потребительских товаров. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 544 с.

15.                       Управление природоохранной деятельностью в РФ. – М.: МГУ, 2001

16.                       Эйхлер В. Яды в нашей пище. – М.: Мир, 1993. – 189 с.

17.                       Экология нефтегазового комплекса. – М.: ГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2003. – 416 с.

18.                       Экономика природопользования (Учебник) / Под ред. К.В. Папенова. – М.: Изд-во Московского университета, 2008. – 900 с.

 

19.                       http://www.21learn.org

20.                       http://www.biosaf.ru/legislation.php/rus.proda.php

21.                       http://www.ecoinform.ru

22.                       http://www.environment.detr.gov.uk

23.                       http://www.iso.org/iso/home.htm

24.                       http://www.polity.co.uk/global

25.                       http://www.priroda.ru

26.                       http://www.seu.ru/members/ucs

27.                       http://www.unesco.org