Завьялова Ольга Сергеевна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Что это такое: получать образование? Ответ на этот вопрос необходимо знать, чтобы продуктивно работать в университете.

Из Выступления Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном акте по случаю 325-летия Московской духовной академии:

На что же нужно нацеливаться профессорам, преподавателям, студентам? А нацеливаться нужно на то, что основным субъектом процесса обучения является студент. Он должен играть главную роль. Профессор или преподаватель — это как экскурсовод в музее. Человек может и сам прийти в музей, посмотреть на экспонаты, тем более что сейчас есть и видео-, и аудиоматериалы, которые помогают многое понять. Но живая экскурсия все равно сохраняет огромное значение, ведь умный и образованный экскурсовод обратит внимание на самое важное, расставит нужные акценты, возбудит встречный интерес, ответит на вопросы — то есть он реально включает слушающего в процесс познания.

Точно так же и преподаватель — он должен возбудить интерес, расставить нужные акценты, предоставить правильную библиографию и проконтролировать самостоятельную работу студента. Но сам процесс образования совершается тогда, когда студент остается наедине, лицом к лицу с текстом. Сегодня развитая система Интернета приводит к тому, что любой мало-мальски грамотный человек, умеющий набирать тексты на клавиатуре или просто скачивать тексты на свой компьютер, может создать практически любой научный текст, очень мало разбираясь в теме. Мне приходилось читать такие студенческие сочинения: невооруженным глазом видно, что это не самостоятельная работа, а просто плагиат, надерганные чужие мысли. Когда мы учились, работу нельзя было принести напечатанной на машинке — нужно было показать свой черновик. Наверное, сейчас невозможно требовать, чтобы все писали от руки, потому что некоторые и не умеют от руки писать; но можно, задавая вопросы, определить и уровень знаний человека, и степень его авторства. Очень важно научить студентов писать, то есть письменно излагать свои мысли. И не стесняйтесь писать так, как вы умеете — вас подправит тот же преподаватель, тот самый «экскурсовод», который рядом с вами. Но нужно обязательно научиться письменно излагать свои мысли. Человек, который заканчивает семинарию и при этом не может грамотно написать прошение на имя архиерея — это человек необразованный, какие бы ученые степени он ни имел; и непонятно, каким образом он получил свой диплом.

То же самое касается и способности устно выражать свои мысли. Священник, богослов — это человек, который обращается к людям со словом, устным или письменным. И слово это должно быть правильным, грамотным, четким, адекватно отражающим мысль. Научить излагать свои мысли устно и письменно — важнейшая задача, которая стоит перед школой.

Но перед нами стоит не только эта задача. Триединый процесс — бакалавриат-магистратура-докторантура (или, возможно, кандидатская работа, это еще нужно обсудить) — должен «на выходе» давать ученого. И очень важно, чтобы в течение всего времени обучения студенты овладевали методом научной работы. До недавнего времени казалось, что количество информации, которую запоминает человек, является мерилом его образованности, а потому более образованными считались люди с хорошей памятью. Когда такой человек начинает называть экзаменатору даты, факты, имена, создается впечатление, что он все хорошо изучил. Но этот человек может быть абсолютно неспособным к научной работе. Работа с источниками, аналитика — вот то, чем должны овладеть студенты.

Мы должны значительно увеличить объем письменных работ в наших школах. Я считаю, что нужно вводить письменные экзамены, проводить не только устные, но и письменные семинары, когда нет никакой возможности ни списать, ни к компьютеру припасть: «вот тебе ручка, и пиши». А потом преподаватель должен разобраться во всем написанном и понять, кто есть кто. Если человек не может осветить элементарную тему, значит с ним надо поработать. Я бы очень настаивал на том, чтобы у нас резко возросло количество письменных экзаменов и, вообще, письменных работ, когда студент остается один на один с чистым листом бумаги перед лицом недремлющего преподавателя.

А как быть, если у студента не получается? Добрый, хороший, благочестивый, работает — но не получается… Здесь я бы хотел перейти к самой главной теме. В чем суть, в чем задача работы преподавателя, профессора? Он должен быть не только лектором, не только контролирующей инстанцией — он должен быть руководителем. Эта идея руководителя, мастера, который обучает подмастерье, представленная и в западноевропейской, и в нашей традиции, очень глубока. То же самое и в Церкви — всегда должен быть духовный руководитель, наставник; а если его нет, это очень плохо. Преподаватель, профессор и должен быть таким наставником. Быть не просто лектором, читающим курс более или менее бойко, более или менее интересно, но и руководить своими студентами. К преподавателю можно и нужно прийти, задать вопрос; он должен помочь подготовить текст, объяснить вещи, которые, может быть, невозможно объяснять в аудитории — это особенно важно в период подготовки диссертации. Конечно, научный руководитель не должен быть нянькой и не должен ничего делать за самого аспиранта или студента, готовящего очередную работу, но он должен помогать человеку ориентироваться в библиографии, помогать выстраивать свои мысли, поддерживать человека в его научном поиске.

Для того чтобы вся наша система была интересной для студентов и преподавателей, очень важно, чтобы студенты научились ставить перед собой задачи, чтобы они видели проблемы и умели их формулировать. Ведь для большинства студентов, по крайней мере в мое время, проблема существовала только в том, как шпаргалку правильно написать, чтобы ее никто не увидел, и ответить. Лишь единицы среди них проявляли интерес к научному поиску — сидели в библиотеках, учились, читали. Думаю, пробуждение научного интереса особенно важно. И если первый уровень, то есть степень бакалавра, — это уровень общего богословского образования, который требует от человека просто приобретения определенной суммы знаний, то последующие этапы должны ориентировать студентов на серьезную самостоятельную научную работу.

 

Микроблог:

2018-06-07 23:55:44
Вниманию студентов гр. ФПБ-1.
Пересдача неудовлетворительных
оценок по дисциплине "Русский язык"
состоится 27.06 в 13:00. Сбор у
ауд. 526. При себе необходимо
иметь допуск.
Подробнее см.:
http://web-local.rudn.ru/web-local/
prep/rj/index.php?id=691&p=470


Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |