Завьялова Ольга Сергеевна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Самостоятельная работа по с/к "Коммуникативная грамматика в аспекте преподавания РКИ"

Выберите любое задание из четырех, данных ниже, и выполните его. Срок выполнения: конец декабря (до итоговой аттестации).

Задание 1. Выберите текст любого жанра и проведите анализ его регистровой композиции; укажите языковые средства, организующие регистровые композитивы.

 

Литература для работы:

1) Г.А. Золотова. К вопросу о структуре текстов разного коммуникативного назначения // Языковая система и ее развитие во времени и пространстве: Сборник научных статей к 80-летию профессора Клавдии Васильевны Горшковой. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 322—328. Здесь представлена своего рода модель для анализа.

2) § 3 О языковых средствах формирования регистров // Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. - М., 1998, 2004. - С. 400-430.

 

Задание 2. Выберите один из названных далее разрядов глаголов (по классификации Коммуникативной грамматики): авторизующие;  каузативные. Из любого толкового словаря отберите глаголы, представляющие этот разряд. Дайте характеристику этих глаголов (по модели: значение – форма – функция). Предложите свой алгоритм работы над этими глаголами в иностранной аудитории.

 

Литература для работы:

1) Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. - М., 1998 или М., 2004. 

Раздел 2 Главы 2 (с. 59 - 80): "Семантико-синтаксические основания классификации русских глаголов".

2) В сжатом виде семантико-грамматическая классификация русских глаголов, предложенная Г.А. Золотовой, представлена в статье: О принципах построения словаря глаголов для задач автоматического анализа текста.

         

Задание 3. Выберите любой из уроков «Учебника русского языка для иностранных студентов естественных и технических специальностей» (авт. Е.Е. Жуковская, Г.А. Золотова, Э.Н. Леонова, Е.И. Мотина; М., 1984 - книгу можно взять в библиотеке). Проведите анализ этого урока (структура; принципы организации учебного материала). Выделите достоинства и недостатки. Предложите свой вариант урока (фрагмента урока) на ту же грамматическую тему.

 

Задание 4. Выберите любой художественный текст (рассказ). Проведите анализ тактики и стратегии текста по модели, предложенной КГ.

 

Литература для работы:

1) В.В. Виноградов. Общие проблемы и задачи изучения языка русской художественной литературы // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - 1957. - Т. XVI. - Вып. 5. Сентябрь - октябрь. - С. 407 - 429. Читать надо, нажимая на номер страницы в левом верхнем углу.

2) § 3 О композиции текста // Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. - М., 1998, 2004. - С. 440-468.

3) Завьялова О.С. «В душе остается свежесть…» // Русская словесность. 2006. № 7. (Анализ рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»).

4) Текст рассказа А.П. Чехова "Шуточка" и задания к тексту. Из книги: О.С. Завьялова, Е.Н. Барышникова «Понять человека. Учебное пособие по развитию навыков устной и письменной речи для иностранных студентов, обучающихся по специальности «Психология». III – IV курс». – М., 2006.

 

 

Микроблог:

2018-06-07 23:55:44
Вниманию студентов гр. ФПБ-1.
Пересдача неудовлетворительных
оценок по дисциплине "Русский язык"
состоится 27.06 в 13:00. Сбор у
ауд. 526. При себе необходимо
иметь допуск.
Подробнее см.:
http://web-local.rudn.ru/web-local/
prep/rj/index.php?id=691&p=470


Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |