Рысцова Екатерина Олеговна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Учебная программа по цитологии, гистологии и эмбриологии

 УМК

Наименование дисциплины «Цитология, гистология и эмбриология»

Рекомендуется для  направления 111900 -

"Ветеринарно-санитарная экспертиза" и специальности 36.05.01 - "Ветеринария"

 

1.  Программа курса – представлена в основной образовательной программе ВПО по направлению подготовки.

2. Учебник, учебное пособие, конспект лекций.

Используются  два  основных учебника:

1)      Цитология, гистология, эмбриология. Соколов В. И. и др.,2004;

2)      Цитология, гистология  и эмбриология. Ленченко Е. М. 2009.

Для лабораторных занятий используется практикум:

1)      Цитология, гистология и эмбриология. Ролдугина Н. П. и др. 2010.

(В папке имеются ксерокопии титульного листа и содержания)

На страницах практикума размещены рисунки всех гистопрепаратов, изучаемых студентами на лабораторных занятиях, а также схемы, взятые из  учебников и атласов.

2)      Краткий  атлас, учебное пособие- Цитология, гистология и эмбриология. Юшканцева С. И. и др. , 2006.

Конспекты лекций: Цитология гистология и эмбриология, Ролдугина Н. П. Издательство  РУДН, 2006. (В папке имеются ксерокопии титульного листа).

Электронная версия конспектов лекций прилагается.

3. Фонды оценочных средств:                       

- Словарь  (глоссарий) основных терминов и понятий.

            Агранулоцит, аденогипофиз, акросома, аксон, актин, аллантоис, амнион, артерии, артериолы, астроцит. АТФ, аутолизосома.

Базофилы, барабанная перепонка, безмиелиновые нервные волокна, бластомеры, бластоцель, бронхи, борозда дробления.

            Вены, веретно митотическое, включения, влагалище, В-лимфоциты, внезародышевые органы, волокна: миелиновые, безмиелиновые, коллагеновые, лазающие, моховидные, ретикулярные, эластические.

            Гаметобласты, гаметогенез,гаструляция, гемоглобин, гемопоэз, гетерохроматин, гиалоплазма, гитиоциты, глиоциты,  Граафов пузырёк, гранулоцит, гранулоциопоэз, грубоволокнистая кость.

            Дезоксирибонуклеопротеид, деляминация, дендрит, десмосомы, дискобластула, дискоидальное дробление, дифференциация, дробление: равномерное, неравномерное, частичное.

            Железа: вилочковая, молочная, околоушная, околощитовидная, поджелудочная, подчелюстная, потовая, предстательная, слюнные, щитовидная, экзокринные, эндокринные, железистый эпителий.

            Закладка зародышевых листков, зигота, зубы.

            Иммиграция, иммунитет, иммунная защита, иммуноглобулины, инвагинация, интерорецепторы, интерфаза.

            Каемка щеточная, капилляры, кардиомиоциты, кариолемма, карункулы, клетка: адвентициальная, базальные, бокаловидные, звездчатые, зерна, корзинчатые, костной ткани, остеогенные, стволовые, Пуркинье, Лейдига; книжка, контакт: замыкающий, плотный, пальцевидные соединения, щелевой; кора полушарий головного мозга, кортиев орган, котиледоны, красители: кислые, основные, нейтральные.

            Лаброциты, лакуны, лейкоциты, лейкоцитоз, леммоциты, лизосомы, лимфа, лимфоциты, липоциты.

            Микроглия, макофаги, матрикс, мегалобласты, мезаксон, мезенхима, мезодерма, мейоз, мембрана, методы гистологических исследований, мешок желточный, миелобласт, микроглия, микротрубочки, микрофаги, микрофиламенты, миобласты, миозин, миокард, миофибриллы, миофиламенты, митохондрии, многослойный эпителий, мозг головной, спинной, промежуточный, мозжечок, молочная железа, моноцитопоэз, моноциты,.

            Надкостница,  надпочечник,  неврилемма,  нейрогипофиз, нейроглия, нейроны, нейрофибриллярный аппарат, нейроциты, нейтрофилы,  нервная пластинка, нервные волокна.

            Обрастание, овоциты, окостенение, окраска тканей, оксигемоглобин, олигодендрология, онтогенез, оплодотворение, органы внезародышевые, остеобласты, остеокласты, остеоны, остеоциты.

            Перехват Ранвье, перепончатый канал улитки, периост, пероксисомы, пигментоциты, пинеалоциты, пиноцитоз, плазматическая клетка, мембрана, плазмобласт, плазмолемма, пластинчатые тельца, полисомы, протоплазма.

            Расслоение, растворение, регенерация,реотаксис, ресничкт, ресничное тело, рецепторы, рибосомы, РНК, родопсин.

            Секреция: апокринная, мерокриновая, голокриновая;  сетчатка, симпласт, синапсы, синкарион, СОЕ (скорость оседания эритроцитов), сперматогенез.

            Телофаза, трофобласт.

            Униполярные нейроны.

            Фагоцитоз, фибробласты, филогенез, форменные элементы.

            Халазы, хемотаксис, хондробласты, хорда, хорион, хроматин, хромосома, хрусталик.

            Центриоли, центросома, центромеры, цистерны.

            Шванновская оболочка.

            Экваториальная плоскость, экстерорецепторы, эктодерма, эмбриогенез, эмбриология. Эмбриональное кроветворение, эндокрд, эндоост, эндоцитоз, энтодерма, эозинофилы, эпендима, эпиболия, эпикард, эпителиоциты, эритробласты, эритропоэз. эритроциты, эухроматин.

Юкстагломерулярный комплекс, ядерная оболочка, ядрышковая нить, ядрышковый организатор, яйцеклетка, яйцо куриное.

- состав лабораторного практикума. (Ксерокопия  находится в папке).

- описание бально-рейтинговой системы:

 Дисциплина - «Цитология, гистология и эмбриология животных».

 Количество кредитов -3. Максимальное количество баллов – 100.

1 курс, 2 семестр обучения

Количество кредитов за семестр- 3. Максимальное количество баллов – 100.

Баллы начисляются согласно таблице:

Сводная оценочная таблица по дисциплине «Цитология, эмбриология и гистология животных»

 

 

Раздел

 

 

Тема

Формы контроля уровня усвоения ООП

Баллы темы

Баллы раздела

Тест

Коллоквиум

Выполнение лабораторной работы и ее защита

Выполнение домашнего задания

Выполнение контрольной работы

 

 

Цитология, эмбриология и общая гистология

Цитология

+*

 

5

+**

5

10

 

 

100

Эмбриология

+

15

5

+

5

25

Эпителиальные ткани

+

 

5

+

5

10

Соединительные ткани

+

15

5

+

5

25

Мышечные ткани

+

 

5

+

5

10

Нервная ткань

+

15

5

+

 

20

* - обязательным является самостоятельное тестирование для подготовки студента к

2 курс, 3 семестр обучения

Количество кредитов за семестр- 4. Максимальное количество баллов – 100.

Баллы начисляются согласно таблице:

Сводная оценочная таблица по дисциплине «Цитология, эмбриология и гистология животных»

 

 

Раздел

 

 

Тема

Формы контроля уровня усвоения ООП

Баллы темы

Баллы раздела

Тест

Коллоквиум

Выполнение лабораторной работы и ее защита

Выполнение домашнего задания

Выполнение контрольной работы

 

 

Частная гистология

Нервная система и органы чувств

+*

 

5

+**

5

10

 

 

100

Эндокринная система

+

15

5

+

5

25

Кровеносная система и органы кроветворения

+

 

5

+

5

10

Пищеварительная система

+

15

5

+

5

25

Органы дыхания. Кожный покров и его производные

+

 

5

+

5

10

Мочеполовая система

+

15

5

+

 

20

* - обязательным является самостоятельное тестирование для подготовки студента к занятиям, коллоквиумам, контрольным работам, баллы за тестирование не начисляются;

** - обязательным является самостоятельное выполнение домашнего задания для подготовки студента к занятиям, коллоквиумам, контрольным работам, баллы за выполнение домашнего задания не начисляются;

Студент не может быть аттестован, если он не освоил все темы и разделы дисциплины, указанные в сводной оценочной таблице дисциплины «Цитология, эмбриология и гистология животных». Раздел или тема дисциплины считаются освоенными, если студент набрал более 50% от возможного числа баллов по этому разделу (теме).

По решению преподавателя и с согласия студентов, не освоивших отделы разделы (темы) изучаемой дисциплины, в течение учебного семестра могут быть повторно проведены мероприятия текущего контроля успеваемости или выданы дополнительные учебные задания по этим темам или разделам. При этом студентам за данную работу засчитывается минимально возможный положительный балл.

При выполнении студентом дополнительных учебных заданий, или повторного прохождения мероприятий текущего контроля, полученные им баллы засчитываются в конкретные темы. При этом итоговая сумма баллов не может превышать максимального количества баллов, установленного по данным темам.

Студент аттестовывается лишь в том случае, если за семестр он набрал не менее 51 балла. Студенты, набравшие за семестр менее 51 балла, обязаны сдавать зачет. Экзамен может дать max 20 баллов. Студенты, набравшие за семестр менее 31 балла обязаны повторить курс.

Студенты, опоздавшие на лекции и лабораторные занятия до занятий не допускаются. Студенты, явившиеся на занятия без халата до занятий не допускаются. Объяснения во внимание не принимаются.

Оценка, кредиты и баллы проставляются согласно таблице:

Баллы БРС

Традиционные оценки

РФ

Оценки ECTS

95-100

5

 

А

86-94

В

69-85

4

С

61-68

3

 

D

51-60

Е

31-50

2

2

FX

0-30

F

51-100

Зачет

Passed

 

- Вопросы для самопроверки и обсуждений по темам.

Цитология

1. Каковы основные этапы приготовления гистологических препаратов? 2. Какие основные группы красителей используют в гистологических исследованиях? 3. Расскажите историю создания и основные положения клеточной теории. 4. Дайте определение клетки. Назовите ее основные положения. 5. Какова структурная организация клетки? 6. Опишите строение, химический состав плазмолеммы и ее функции. 7. Назовите типы клеточных контактов. Каковы их строение и функции? 8. Каковы способы транспорта веществ в клетку и из клетки? Что такое фагоцитоз и пиноцитоз? 9. Перечислите неклеточные структуры. 10. Дайте определение и классификацию органелл. 11. Перечислите основные типы органелл и расскажите об их функциях. 12. Дайте морфофункциональную характеристику не мембранных органелл. 13. Чем отличаются включения от органелл? Дайте характеристику клеточных включений (химический состав и роль в жизнедеятельности клеток). 14. Расскажите о химическом составе и функциях гиалоплазмы. 15. Каково строение ядра? Расскажите о функциях всех его компонентов. 16. Опишите особенности строения кариолеммы и ядрышка.

Эмбриология

1. Перечислите периоды сперматогенеза и оогенеза. В чем заключается их отличие? 2. Каково строение сперматозоида? 3. В чем отличительные особенности строения яйцеклеток от соматических клеток? По каким признакам классифицируются яйцеклетки? 4. В чем заключается биологическая сущность оплодотворения? Перечислите основные этапы этого процесса. 5. Перечислите основные этапы эмбриогенеза позвоночных. 6. Дайте характеристику процесса дробления. Чем обусловлены различия в типах дробления и формирования бластул у разных животных? 7. В чем заключается процесс гаструляции? Объясните способы протекания этого процесса у разных животных. 8. Расскажите об основных стадиях развития куриного зародыша. 9. Перечислите внезародышевые органы у птиц, источники их формирования и основные функции. 10. Каковы особенности эмбриогенеза у млекопитающих? 11. Перечислите типы плацент у разных видов млекопитающих. Каковы функции  плаценты?

Эпителиальные ткани

1. Какие процессы лежат в основе формирования тканей? 2. Дайте общую морфофункциональную характеристику эпителиальных тканей. 3. На каких признаках основана морфологическая классификация покровных эпителиальных тканей? 4. Каковы источники развития разных видов эпителиев, выстилающих различные органы? 5. Какие типы клеток различают в составе однослойного многорядного эпителия? 6. Дайте характеристику многослойных эпителиев. 7. Из каких слоев состоят многослойные плоские ороговевающий и неороговевающий эпителии? Укажите особенности строения и свойства клеток разных слоев. 8. Каковы особенности строения, свойства, место расположения переходных эпителиев? 9. Дайте общую характеристику железистых эпителиев. 10. Из каких отделов состоят экзокринные и эндокринные железы? 11. На каких особенностях строения основана морфологическая классификация экзокринных желез? 12. Назовите способы выведения секрета из железистых клеток (гландулоцитов). 13. Составьте схему классификации эпителиальных тканей с описанием источника происхождения, морфологии, функции и места расположения в организме.

Кровь и лимфа

1. Дайте характеристику крови как ткани и расскажите о содержании в ней основных форменных элементов. 2. Дайте морфофункциональную характеристику эритроцитов и кровяных пластинок. 3. На чем основана классификация лейкоцитов? 4. Дайте морфологическую и функциональную характеристику гранулярным и агранулярным лейкоцитам. 5. Каков химический состав плазмы крови? 6. Из каких компонентов состоит лимфа?

Соединительные ткани

1. Дайте общую характеристику и классификацию соединительных тканей. Какие морфофункциональные признаки характерны для соединительных тканей? 2. Каковы особенности строения волокнистых соединительных тканей и их классификация? 3. Объясните разницу в структурной организации рыхлой и плотной соединительной ткани. Назовите их местоположение и функциональные особенности. 4. Перечислите основные клеточные элементы собственно соединительных волокнистых тканей и дайте их морфологическую характеристику. 5. Каково строение межклеточного вещества в волокнистых соединительных тканях? 6. Какие ткани относятся к соединительным тканям со специальными свойствами, каковы их строение и месторасположение? 7. Дайте общую характеристику морфофункциональных особенностей различных видов хрящевой ткани. Охарактеризуйте клетки и особенности строения межклеточного вещества. 8. Дайте общую морфофункциональную характеристику костных тканей. На каких морфологических особенностях основана их классификация? 9. Изложите особенности строения различных видов костных тканей и морфофункциональные особенности разных типов клеток и межклеточного вещества. 10. Каково строение трубчатой кости? 11. В чем особенности и различия прямого и непрямого остеогенеза? 12. Расскажите о процессах перестройки кости.

Мышечные ткани

1. Дайте общую морфофункциональную характеристику мышечных тканей. 2. Какова классификация мышечных тканей? Из каких эмбриональных источников развиваются разные виды мышечных тканей? 3. Каковы признаки микроскопического и ультрамикроскопического строения гладких миоцитов? 4. Какие структуры формируют гладкие миоциты в различных органах? 5. Каково микроскопическое и ультрамикроскопическое строение мышечного волокна в поперечнополосатой скелетной мышечной ткани? 6. Что является структурно-функциональной единицей мышечного волокна? 7. Чем отличается строение скелетной и сердечной мышечной ткани? 8. Что такое Т-трубочки? Каковы их взаимоотношения с эндоплазматической сетью и роль в сократительном процессе? 9. Назовите этапы эмбрионального и репаративного гистогенеза скелетной поперечнополосатой мышечной ткани.

Нервная ткань.

1. Из каких видов клеток состоит нервная ткань, и какую функцию они выполняют? 2. Каковы морфофункциональные особенности нейронов и глиоцитов? 3. Как классифицируются нейроны по морфологическим и функциональным признакам? 4. Дайте классификацию нейроглиоцитов. Расскажите об особенностях их функции. 5. Назовите морфофункциональные признаки дендритов и аксона нервной клетки. 6. Каковы особенности структурных элементов цитоплазмы и ядра нейронов в связи с высокой активностью синтетических процессов? 7. Перечислите специальные органеллы нейронов и опишите их локализацию. 8. Что такое нервное волокно? Чем отличаются миелиновые и безмиелиновые волокна и механизмы их образования? 9. Какова классификация нервных окончаний по морфологическим и функциональным признакам? 10. Что представляют собой синапсы? Какое они имеют строение и какова их роль в проведении нервных импульсов? 11. На чем основана классификация синапсов? 12. Какое место в рефлекторных дугах занимают тела и отростки нервных клеток, синапсы и нервные окончания?

Нервная система

1. Дайте общую морфофункциональную характеристику нервной системы. 2. На какие отделы разделяют нервную систему по анатомическим и физиологическим признакам? 3. Каково строение периферического нерва? 4. Опишите особенности строения спинномозговых узлов. Каковы морфофункциональные особенности находящихся в них нейронов и глиоцитов? 5. Куда направляются дендриты и аксоны псевдоуниполярных нейронов спинномозговых узлов? 6. Из каких морфологических типов нейронов состоят вегетативные нервные узлы? 7. Из каких структур состоит серое и белое вещество спинного мозга? 8. Дайте морфофункциональную характеристику нейронов спинного мозга. Какие глиоциты преобладают в сером и белом веществе? 9. Каковы топография ядер серого вещества спинного мозга и выполняемые ими функции? 10. Из каких слоев состоит кора мозжечка? Дайте морфофункциональную характеристику составляющих их клеток. 11. Перечислите слои двигательной зоны коры полушарий большого мозга. Дайте морфофункциональную характеристику нейронов, преобладающих в тех или иных слоях коры.

Органы чувств

1. Дайте определение органов чувств как части анализаторов и их классификацию по морфофункциональным признакам. 2. Опишите строение глазного яблока. 3. Каковы морфофункциональные особенности склеры и роговицы? 4. Опишите гистоструктуры и функции сосудистой оболочки, ресничного тела, радужки и хрусталика. 5. Опишите клеточный состав сетчатки и формируемые телами клеток и их отростками слои. 6. Какова ультраструктура фоторецепторных клеток сетчатки? 7. Перечислите структурные компоненты наружного, среднего и внутреннего уха. 8. Укажите места локализаций рецепторных элементов в органе слуха и равновесия. 9. Каковы особенности микроскопического и ультрамикроскопического строения волосковых сенсорных эпителиоцитов и поддерживающих клеток спирального (кортиева) органа, сферического и эллипсоидного мешочков (макул) и ампулярных гребешков? 10. Опишите клеточный состав органа обоняния и дайте морфофункциональную характеристику обонятельных нейросенсорных клеток. 11. Укажите месторасположение и клеточный состав вкусовых почек и опишите особенности строения вкусовых сенсорных эпителиоцитов. 12. Нарисуйте схему палочек и колбочек органа зрения, кортиева органа, макул и гребешков органа равновесия, обонятельного эпителия и вкусовой луковицы.

Эндокринная система

1. Дайте общую характеристику эндокринной системы и классификацию эндокринных желез. 2. Назовите основные нейросекреторные ядра переднего и среднего гипоталамуса. Какие гормоны они выделяют? 3. Опишите связи гипоталамуса с аденогипофизом и нейрогипофизом. 4. Каково происхождение различных долей гипофиза? 5. Какие клетки присутствуют в передней доле аденогипофиза? Какие гормоны они вырабатывают? 6. Расскажите о строении и функции промежуточной доли аденогипофиза. Каково функциональное значение вырабатываемых в нем гормонов? 7. Каковы строение и роль задней доли гипофиза (нейрогипофиза)? Как попадают гормоны в нейрогипофиз из гипоталамуса? Каково функциональное значение этих гормонов? 8. Расскажите о происхождении, строении и функции эпифиза. 9. Расскажите о гистоструктуре щитовидной железы и функциях фолликулярных и парафолликулярных ее тироцитов. 10. Каковы строение и выполняемые функции околощитовидных желез? 11. Расскажите о гистоструктуре надпочечников и источниках развития коркового и мозгового вещества. 12. Каковы особенности гистоструктуры различных зон коркового вещества надпочечников и значение вырабатываемых в них гормонов? 13. Каковы особенности строения мозгового вещества надпочечников и какие гормоны вырабатываются находящимися в нем секреторными нейронами?

Сердечно-сосудистая система

1. Из каких источников развиваются кровеносные сосуды и сердце? 2. Каков общий план строения стенок сосудов? Назовите основные компоненты каждой оболочки. 3. На какие типы и по каким признакам установлена классификация артерий? 4. На какие типы подразделяются вены? С какими факторами связано количество мышечных элементов в стенке вены? 5. Какие сосуды входят в понятие «микроциркуляторное русло»? 6. Расскажите о строении капилляров различных типов. Какова их функция? В каких органах находятся капилляры тех или иных типов? 7. Каковы особенности строения артериол, венул и артериоловенулярных анастомозов и их функциональное значение? 8. Опишите строение лимфатических сосудов различных типов. 9. Из какого источника развивается и из каких компонентов состоит эндокард? 10. Каков источник развития миокарда и эпикарда? 11. Каковы особенности строения сердечных сократительных миоцитов и атипичных миоцитов проводящей системы сердца? 12. Что представляет собой эпикард? Какового его строение?

Органы кроветворения и иммунной защиты

1. Какие органы гемопоэза относятся к центральным и периферическим и какие клетки крови там образуются? 2. Расскажите о микроскопическом строении и функциональном значении красного костного мозга. 3. Опишите строение и функции тимуса и его роль в иммунной системе. 4. Какие органы лимфоцитопоэза и иммуноцитопоэза называются периферическими? Каково их участие в выработке ответа на внедрение в организм антигена? 5. Каковы особенности строения селезенки? Каковы строение и выполняемые функции белой и красной пульпы, Т- и В-зависимых зон? 6. Расскажите о строении и функциях лимфатических узлов. Каковы особенности лимфотока в узлах и различия в строении и функциях коркового и мозгового вещества, Т- и В-зависимых зон? 7. Какова роль лимфоидных узелков слизистых оболочек органов пищеварения и дыхания в иммунной защите организма? 8. Каковы особенности строения и функций макрофагов и расположение их в органах гемопоэза?

Пищеварительная система

1. Назовите отделы пищеварительной трубки и строение ее оболочек. 2. Каковы особенности строения и функции переднего отдела пищеварительной трубки? 3. Назовите виды сосочков языка, особенности их строения и функции. 4. Каковы особенности строения слизистой оболочки ротовой полости? 5. Расскажите о тканевом составе зуба и источниках развития этих тканей. 6. Как происходит развитие зуба? 7. Дайте характеристику слюнных желез. Опишите особенности морфологии разных типов секреторных клеток и выводных протоков. 8. Опишите особенности строения стенок пищевода. 9. По каким морфологическим признакам различают кардиальную, фундальную и пилорическую части желудка? 10. Какие клетки входят в состав желез дна желудка и каковы вырабатываемые ими секреты? 11. Каковы особенности строения желудка жвачных животных? 12. Расскажите об особенностях строения и функции тонкого отдела кишечника, клеточном составе ворсинок и крипт. 13. Каковы особенности строения и функции толстого отдела кишечника? 14. Расскажите о строении печеночной дольки, о функции гепатоцитов, о строении синусоидных капилляров и желчевыводящих путей. 15. Где локализуются звездчатые макрофаги печени и какова их функция? 16. Каковы строение и функции экзокринной и эндокринной частей поджелудочной железы?

 Органы дыхания

1. Из каких двух главных отделов состоит система органов дыхания? 2. Какие органы входят в состав воздухоносных путей? 3. Каковы особенности строения слизистой носовой полости? 4. Расскажите о строении стенок трахей. 5. Каковы особенности строения стенок бронхов крупного, среднего и мелкого калибров? 6. Что является структурно-функциональной единицей респираторного отдела легких? 7. Какие компоненты входят в состав ацинуса? Опишите морфологию каждого компонента. 8. Расскажите о клеточном составе стенок альвеол и о морфологии и функциях этих клеток. 9. Какие структуры входят в состав аэрогематического барьера? 10. Начертите схему бронхиального дерева.

Кожный покров

1. Назовите слои кожного покрова и источники их развития. 2. Каковы строение кератиноцитов, меланоцитов и клеток Лангерганса и их функциональное значение? 3. Каковы особенности строения эпидермиса кожи на безволосых и волосистых участках? 4. Расскажите о строении потовых и сальных желез кожи. 5. Каковы особенности строения сосочкового, сетчатого слоев дермы и подкожной жировой клетчатки? 6. Расскажите о строении стержня волоса и волосяных фолликулов. 7. Каково строение копыт и рогов? 8. Изложите строение молочной железы.

Выделительная система

1. Какие органы входят в состав мочевыделительной системы? 2. Каково строение почки, ее коркового и мозгового отделов? 3. Перечислите составные части нефроза. 4. Изложите строение почечного тельца и происходящие в нем процессы. 5. Каково гистологическое строение фильтрационного барьера в почечном тельце? 6. Расскажите об особенностях строения и функциях разных отделов почечных канальцев. 7. Расскажите об особенностях кровоснабжения почки. 8. Каковы строение и функции юкстагломерулярного комплекса? 9. Расскажите об особенностях строения стенок мочеотводящих путей. 10. Нарисуйте схему нейрона.

Половая система

1. Расскажите о строении и функциях семенника, особенностях строения половых клеток на разных стадиях развития, поддерживающих клеток (сустентоцитов) и интерстициальных эндокриноцитов. 2. Каковы особенности строения и функции семявыводящих путей? 3. Расскажите о строении и функциях добавочных желез. 4. Каковы особенности строения яичников и какие структуры осуществляют репродуктивную и эндокринную функции? 5. Как происходит процесс развития фолликулов в яичнике? 6. Какие особенности строения имеют матка, яйцеводы и влагалище?

- Задания для самостоятельной работы:

 Цитология

1. Закрепите свои знания о технике приготовления гистопрепаратов, основных положениях клеточной теории о морфологии и функциях клетки и ее структур, используя конспекты лекций и учебники.

Проверьте свои знания по изложенным выше контрольным вопросам.

2. С целью закрепления знаний в альбоме или рабочей тетради зарисуйте схемы ультрамикроскопического строения клетки, плазмолеммы, комплекса Гольджи, митохондрии и лизосом в различных функциональных состояниях.

Эмбриология

1. Используя конспекты лекций и учебники, закрепите свои знания о развитии половых клеток и их биологических особенностях, о процессах эмбриогенеза у птиц и млекопитающих.

Проверьте свои знания, используя контрольные вопросы.

2. Для лучшего освоения материала в альбоме или рабочей тетради зарисуйте схемы сперматогенеза и овогенеза, ультрамикроскопического строения сперматозоида и яйцеклетки. А также зарисуйте схемы развития зародышей птиц и млекопитающих и внезародышевых органов.

Эпителиальные ткани

1. Используя конспекты лекций, учебники, практикумы, собственные альбомы закрепите свои знания морфологических и функциональных особенностей разных типов эпителиальных тканей.

Проверьте степень усвоения материала с помощью контрольных вопросов.

2. В рабочей тетради или альбоме:

            а) составьте таблицу с характеристикой разных типов эпителиев (тип, происхождение, расположение в организме, функции);

            б) нарисуйте схемы морфологической классификации экзокринных желез (простые, сложные однослойные, многослойные, альвеолярные, трубчатые и др.) и классификацию желез по способам выделения секрета (мерокриновые, апокриновые, голокриновые).

Кровь и лимфа

Изучив данную тему по конспектам лекций и учебникам, закрепите свои знания морфологических и функциональных особенностей всех форменных элементов крови, а также химический состав и функции плазмы крови и лимфы.

Проверьте свои знания путем ответов на контрольные вопросы.

Соединительные ткани

1. Нарисуйте схему классификации соединительных тканей.

2. Используя тексты лекций и учебники, закрепите свои теоретические знания особенностей морфологии разных типов соединительных тканей, их местонахождение в организме и выполняемые функции.

Путем ответа на контрольные вопросы проверьте свои знания по этой теме.

Мышечные ткани

1. Изучите материал, характеризующий морфофункциональные особенности разных видов мышечных тканей, используя учебники, практикумы, конспекты лекций и собственные альбомы.

Проверьте свои знания путем ответов на контрольные вопросы.

2. Нарисуйте схемы ультраструктуры мышечного волокна и его саркомера, пользуясь учебником и учебным пособием.

Нервная ткань

1. Используя конспекты лекций, учебники и практикумы усвойте теоретический материал по морфологии и функциям нейронов, нейроглии, нервных окончаний, синапсов; особенности формирования и строения разных типов нервных волокон.

Проверьте знания по данной теме путем ответов на контрольные вопросы.

2. Зарисуйте в альбом или рабочую тетрадь схемы ультрамикроскопического строения миелинового и безмиелинового волокон.

3. Найдите в учебниках или практикумах и зарисуйте разные типы чувствительных и двигательных нервных окончаний.

Нервная система

1. Изучите данную тему с использованием текстов лекций, учебников, практикумов и собственных альбомов.

Проверьте степень усвоения материала путем ответов на вопросы.

2. Зарисуйте схему коры головного мозга.

Органы чувств

1. Усвойте материал по теме «Органы чувств», используя учебники, практикумы, конспекты лекций и собственные альбомы.

Проверьте свои знания путем ответов на контрольные вопросы.

2. Нарисуйте схемы обонятельного эпителия ультраструктурной организации вкусовой почки и органов равновесия: макул и гребешков.

Эндокринная система

1. Усвойте морфофункциональные особенности желез внутренней секреции центрального и периферического звеньев, используя учебники, практикумы, конспекты лекций и собственные альбомы.

Проверьте свои знания путем ответов на контрольные вопросы.

Сердечно-сосудистая система

1. Используя конспекты лекций, учебники, учебные пособия, атласы и собственные альбомы, усвойте особенности строения и функциональное значение органов сердечно-сосудистой системы, особенности строения стенок разных типов артерий и вен, сосудов микроциркуляторного русла и стенок сердца.

Проверьте свои знания путем ответов на контрольные вопросы.

Органы кроветворения и иммунной защиты

1. Усвойте теоретический материал по морфо-функциональным особенностям центральных и периферических органов кроветворения, используя учебники, учебные пособия и конспекты лекций.

2. Внимательно изучите рисунки этих органов в атласах и в собственных альбомах.

3. Проверьте степень усвоения данной темы путем ответов на контрольные вопросы.

Пищеварительная система

1. Хорошо усвойте гистоструктуру и функциональные особенности каждого отдела пищеварительной системы. При изучении используйте учебники, конспекты лекций, учебные пособия.

2. По рисункам в атласах и собственных альбомах внимательно изучите гистоструктуру стенок и паренхимы всех органов, входящих в пищеварительную систему.

Проверьте степень усвоения данной темы путем ответов на контрольные вопросы.

Органы дыхания

1. Используя учебники, учебные пособия, атласы и собственные альбому хорошо усвойте материал по морфологии и функциям разных отделов дыхательной системы.

Проверьте степень усвоения материала путем ответов на контрольные вопросы.

 

 

Кожный покров

1. Хорошо усвойте гистоструктуру кожного покрова животных, волос, сальных, потовых и молочных желез, рогов, копыт и др., используя учебники, учебные пособия, атласы и собственные альбомы.

Проверьте степень усвоения данной темы путем ответов на контрольные вопросы.

Выделительная система

1. Используя учебники, атласы и собственные альбомы хорошо усвойте материал по морфологии и функциям всех органов мочевыделительной системы.

Проверьте степень усвоения материала путем ответов на контрольные вопросы.

Половая система

1. Хорошо усвойте материал по половой системе. Используя учебники, атласы изучите половую систему самцов и самок.

Проверьте степень усвоения материала путем ответов на контрольные вопросы

- Тестовые задания по темам (Ксерокопия  находится в папке).

- Перечень вопросов итоговой аттестации по курсу:

            По общей гистологии:

            1.Морфология структур клетки и их функции.

            2.Этапы сперматогенеза и овогенеза. Строение  половых клеток.

            3.Оплодотворение. Дробление и гаструляция.

            4.Закладка осевых органов. Формирование  внезародышевых органов  и  их    значение.

            5. Гистогенез и классификация тканей

            6. Характеристика, классификация и функциональное значение эпителиальных тканей.

            7. Кровь и лимфа, их состав и функции.

            8. Этапы гемоцитопоэза.

            9.Общая характеристика и классификация соединительных тканей.

            10.Рыхлые и плотные соединительные ткани. Их микроструктура и функции.

            11. Морфофункциональная характеристика хрящевой и костной тканей.

            12.Общая характеристика мышечных тканей и их классификация.

            13.Гладкая мышечная ткань .Ультраструктура гладкого миоцита.

            14. Поперечно-полосатая мышечная ткань: скелетная и сердечная.

            15.Нервная ткань. Формирование миелиновых  и безмиелиновых волокон.            Нервные стволы, нервные окончания, синапсы, рефлекторные дуги.

                                   

                        По частной гистологии:

 

            16. Общая характеристика нервной системы. Гистоструктура  спинного мозга и коры больших полушарий головного мозга.

            17.Гистоструктура спинномозговых и вегетативных ганглиев.

            18.Морфофункциональная характеристика оболочек глазного яблока.

              19. Вспомогательные аппараты глаза.

            20.Строение наружного, среднего и внутреннего уха. Гистоструктура кортиевого органа.

            21. Строение органов равновесия, вкуса и обоняния.

            22.Общая характеристика и классификация органов эндокринной системы. Центральные органы  эндокринной системы (гипоталамус, гипофиз, эпифиз).

            23. Микроструктура органов периферической эндокринной системы: щитовидной, паращитовидной желез, надпочечников.

            24. Тканевый и клеточный состав оболочек сердца.

            25.Строение стенок артерий и вен и сосудов микроциркуляторного русла.

            26.Микроструктура  центральных органов кроветворения: красного костного мозга и тимуса.

            27. Микроструктура периферических органов кроветворения: селезенки и лимфатического узла Т- и В- зоны.

            28. Гистоструктура стенок переднего отдела пищеварительной трубки. Строение структур ротовой полости  и пищевода. Формирование и строение зубов.

            29. Гистоструктура стенок среднего отдела пищеварительной трубки: желудка, тонкой и толстой кишок. Строение стенок заднего отдела.

            30. Микроструктура пищеварительных желез: слюнных, поджелудочной и печени.

            31 Морфофункциональные особенности органов дыхания.

            32 Микроструктура стенок воздухоносных путей и респираторного отдела легких.

            33. Особенности гистоструктуры кожи на безволосых и волосистых участках тела животных. Кожные железы.

            34.Типы волос, их развитие, строение и  разновидности смен. Строение копыта. Микроструктура молочной железы.

             З5. Строение почки.  Микроструктура  почечного тельца и почечных канальцев.

             36. Микроструктура стенок мочеотводящих путей: мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала.

            37. Органы половой системы самца. Гистоструктура семенника и его эндокринная  функция. Придаточные железы.

            38. Органы половой системы самки. Гистоструктура яичника. Процесс развития фолликулов. Эндокринная функция  яичника.

            39. Гистоструктура яйцевода,  матки и влагалища. Изменение структур слизистой оболочки матки  в  связи с половыми циклами.

           

 

Составитель:

Старший преподаватель кафедры морфологии животных и ветеринарно-санитарной экспертизы -  Рысцова Е.О.   

Директор Департамента ветеринарной медицины АТИ РУДН, проф., д.в.н., - Ватников Ю.А.

Микроблог:

2017-11-23 00:49:47
Дорогие студенты группы СЕБ-1.11!
Зачет по биологии состоится
18.12.17. При подготовке можно
пользоваться всеми доступными на
портале материалами. Дату
следующего коллоквиума по типу
Членистоногие сообщим в ближайшее
время.


2017-11-01 22:42:33
Дорогие студенты группы СЕБ-1.11!
Напоминаем, что 06.11.2017
состоится письменный коллоквиум по
следующим темам: "Плоские черви",
"Круглые черви", "Кольчатые черви".


2017-09-06 22:17:07
Дорогие студенты! Поздравляем вас с
началом нового учебного года.
Желаем успехов!


Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |