Карапетян Наталья Григорьевна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Учебные материалы для самостоятельной работы студентов по спецкурсу "Методика преподавания РКИ"

ТЕМА:  Лексика в обучении русскому языку как иностранному

 

 

 

·         Лексика русского языка как аспект преподавания

 

·         Слово - основная лексическая единица языка

 

·         Способы  семантизации новой лексики

 

·         Основные этапы работы над новой лексикой

 

·         Планирование и организация лексической работы на уроке

 

·         Лексические игры.

 

 

 

1.  Лексика русского языка как аспект преподавания

 

  

 

       Лексика – это совокупность слов конкретного языка. В практическом курсе русского языка лексика изучается для того, чтобы учащиеся могли ее использовать в процессе речевой деятельности на этом языке. Без овладения словарным запасом иностранного языка невозможно ни выражение собственных мыслей, ни понимание речи других людей.

 

Специфика лексики как аспекта преподавания определяется:

 

      1) Большим объемом словарного состава русского языка. Так, 17-томный словарь русского литературного языка насчитывает 131257 слов, но это далеко не вся лексика, которая используется в настоящее время. Большой энциклопедический политехнический словарь содержит 280000 слов-понятий и терминов по различным отраслям техники и некоторым естественным наукам: физике, химии, математике и др. Лексикологи считают, что в русском языке по сравнению с английским языком 40% избыточной лексики.

 

      2)  Количеством  слов, которые  должен знать   изучающий русский язык. В соответствии с Государственным образовательным стандартом по РКИ учащийся, который владеет языком на   элементарном уровне, должен  усвоить 800 слов, на базовом-1300 слов, на 1 уровне-2300 слов.   

 

     3) Критериями отбора и организации лексического материала для овладения русским языком на разных уровнях. В методике разработаны критерии отбора, на основе которых производится оценка лексики: 1.частотность и употребление  слов в речи; 2. ситуативно-тематическая ценность (необходимость включения в обучение тех слов, которые соответствуют изучаемой теме); 3. учебно-методическая целесообразность, где учитываются такие принципы, как широкая сочетаемость слова (купить-приобрести, маленький - крошечный) способность слова образовывать ряд производных слов ( идти - уйти, выйти, пойти, сойти, перейти), стилистическая нейтральность слова (сделать - общеупотребительное, сработать- просторечное).    

 

        С учетом этих принципов формируются различные лексические минимумы. Лексический минимум - это минимальное количество слов, которое позволяет пользоваться    языком как практическим средством   общения, а также - это минимальное число слов, которое может усвоить учащийся в рамках определенного количества учебных часов.  

 

      Принято различать активный и пассивный лексический минимумы. В активный, или продуктивный, словарь входят слова, которые учащиеся должны усвоить и употреблять для выражения своих мыслей. Пассивный, или рецептивный, словарь составляют слова, которые учащиеся должны понимать при чтении и слушании иноязычной речи. Пассивный словарь увеличивается за счёт потенциального словаря, включающего слова, о значении которых учащиеся могут догадаться по сходству с родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту.                          

 

 

 

 Задания.

 

 

 

1.        В процессе знакомства с  учебной  и методической литературой по РКИ  вы будете встречаться со следующими терминами. Постарайтесь объяснить их значение, в случае затруднения обратитесь к словарю методических терминов.

 

     Лексика, лексикология, лексиколог,  лексический минимум, активный (продуктивный) словарь, пассивный (рецептивный) словарь, потенциальный словарь,  стилистическая нейтральность слова,  

 

    

 

2.             Давайте обсудим:

 

·      Какое значение в процессе изучения   иностранного языка отводится лексике?

 

·      Можно ли выучить иностранный язык, не овладев  необходимым  словарным  запасом?

 

·      В чем специфика лексики как аспекта преподавания?

 

·      Каковы критерии отбора и организации лексического материала для овладения русским языком на разных уровнях?

 

·      Сколько слов нужно знать, чтобы говорить на иностранном языке?

 

·      Что такое лексический минимум?

 

·      Какие слова входят в активный (продуктивный) словарь учащегося?

 

·      Каким  словарным запасом  русского языка владеете вы?

 

 

 

3.    Проанализируйте  фрагмент  текста из пособия  Акишина А.А., Коган О.Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. М.: Рус.яз. Курсы, 2005.                  Дайте ответ на вопросы:

 

1.    Какое количество слов можно выучить, занимаясь на курсах русского языка в течение года (элементарный уровень, 100-120 учебных часов)?

 

2.    Достаточно ли этого количества слов для общения в ограниченном круге ситуаций?

 

 

 

                     Сколько  слов должен знать учащийся активно и пассивно?

 

Считается, что учащемуся необходимо знать не менее 500 слов, чтобы построить устное и письменное высказывание из 6-7 фраз, участвовать в диалоге, состоящем из 5-6 реплик, понимать короткое устное высказывание и несложный текст. Кроме этого, нужно включить в этот список еще 200-250 слов, связанных с конкретными целями и условиями каждого отдельного курса, возрастными и профессиональными интересами слушателей.

 

 

 

4.             Прочитайте группы слов.  Скажите, какие   слова  должны быть включены  в активный словарный запас учащегося,  а какие - в пассивный. Аргументируйте свой ответ.

 

1.             врач                                     2. доктор

 

большой                                 огромный

 

всегда                                     постоянно

 

думать                                    полагать

 

помогать                                способствовать

 

мешать                                   препятствовать

 

 

 

5.             Определите, какой  методический принцип использует преподаватель, если при изучении темы « Спорт», он отобрал следующие слова:

 

Футбол, мяч, бассейн, стадион, судья, соревнование, играть, бегать, прыгать.

 

 

 

6.             Какие слова вы бы дополнительно включили в активный словарь учащихся при изучении данной темы.

 

 

 

 

 

 

 

2.  Слово - основная лексическая единица языка

 

 

 

       Слово — основная лексическая единица языка, которая является звуком или комплексом звуков, обладающих значением и употребляющихся  в  речи  как самостоятельное  целое.

 

Материальной основой слова является звуковая оболочка. Она никакого явления действительности не отражает, а лишь называет предмет или явление. За звуковой оболочкой произвольно закрепляется то или иное значение, содержание, смысл. За словом человек закрепилось одно значение, за словом улица — другое, за словом дерево — третье и так далее. Например, слово дерево восходит к звукоподражанию «др-р-р-р-тр-р-р» - треск падающего дерева(drevo —> древо, древесный, древо, дерево, деревня). Следовательно, слово как  комплекс звуков обозначает не сам предмет, а наше представление, понятие о нем.

 

В целом лексическое значение выражает взаимосвязь между комплексом звуков и явлением действительности. Значение закрепляется в нашем мышлении, и делается это совершенно произвольно. Вот почему одни и те же предметы в разных языках обозначаются по-разному, например: рус. дерево [д'э'р'ьвъ], англ, tree [tri:]

 

Значение слова - это его внутренняя сторона, а звуковая оболочка - внешняя сторона. Сочетание звуков не будет считаться словом, если оно не наполнено определенным содержанием.

 

Например, слово дерево имеет постоянную фонетическую оболочку, состоящую из 6 звуков, одно ударение, обладает определенным значением - «многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветками, образующими крону», относится к именам существительным.

 

Лексическим значением, то есть внутренним смыслом, обладают не все слова, а только те, которые могут выражать понятия. Такие слова называются полнозначными или самостоятельными. С грамматической точки зрения к ним относятся: существительные, прилагательные, числительные, глаголы, наречия, местоимения.

 

Служебные  слова, модальные слова и междометия не обозначают понятия, они не связаны с предметами реальной действительности. У этих слов особые значения: они выражают наши отношения и чувства к чему-либо: безусловно, к счастью и т. д.

 

В основе лексического значения, которым обладают только полнозначные слова, лежит понятие, но равенства между лексическим значением и понятием нет. Понятие — это копия предмета реальной действительности в нашем мышлении. Понятие в слове всегда одно, а значений может быть несколько.  Например, у понятия зеленый могут быть следующие значения: зеленый карандаш (цветовая характеристика); зеленый плод (степень вызревания, сравнить: спелый плод); зеленое лицо (характеристика нездоровья, степени усталости); зеленый возраст (степень социальной зрелости). Только в том случае, если слово является термином, понятие совпадает со значением. Например: суффикс, корень, фонема и т.д.

 

Главная разница между понятием и значением состоит в том, что понятие - это копия, точное обозначение, а в значение всегда входит эмоционально-экспрессивная окраска (модальность). Например: слово солнышко содержит уменьшительно- ласкательный оттенок; слово бабка носит пренебрежительный оттенок.

 

В любом слове существует еще и грамматическое значение. Грамматическое значение дополняет лексическое и отражает принадлежность слова к определенной грамматической категории. Грамматическими категориями являются значения рода, числа, падежа, склонения, залога, вида и т.д. Грамматические значения помогают классифицировать лексику русского языка. Например, между словами самолет, школа, ходьба нет ничего общего с точки зрения лексического значения, то есть содержания, но грамматические значения у них одинаковы и позволяют отнести их к существительным в форме единственного числа, именительного падежа.

 

   Ни одно слово в русском языке не остается без грамматического значения. Лексические  значения во  всех  языках  образуются  совершенно одинаково (предмет - понятие - звуковая оболочка - название). Грамматические  значения образуются по-разному в разных языках. Вот почему в русском языке 6 падежей, в немецком языке — 4 падежа, а во французском и английском языках их вообще не существует.

 

Носителем лексического значения является основа слова. Например: высокий, высота. Грамматическое  значение выражается с помощью окончаний, суффиксов, приставок, ударения, вспомогательных слов. Например, в слове сторона окончание показывает, что это существительное женского рода, единственного числа, именительного падежа, 1 склонения.

 

      Таким образом, слово, представляющее из себя единство формы и содержания, то есть единство звуковой оболочки и смысла, представляет собой единство лексического и грамматического значений.

 

       В русском языке, как и в других языках, есть слова, имеющие только одно значение (береза, тетрадь, обедать), и многозначные, имеющие несколько значений ( класс, доска, глухой и т.д.); есть слова одинаково звучащие, но имеющие совершенно разное значение – омонимы ( мир-жизнь без войны, мир- земной шар); есть слова близкие по значению - синонимы ( большой- огромный, громадный, гигантский) и слова с противоположным значением - антонимы ( хороший-плохой, умный-глупый).  

 

    При отборе лексического минимума  для начального этапа обучения необходимо учитывать основные лингвистические особенности русской лексики.

 

Задания.

 

 

 

1.                  В процессе знакомства с  учебной  и методической литературой по РКИ  вы будете встречаться со следующими терминами. Постарайтесь объяснить их значение, в случае затруднения обратитесь к словарю методических терминов.

 

Лексическая единица, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, понятие слова, термин, полнозначные слова, служебные слова, многозначность, синонимы, антонимы, омонимы, модальность слова (эмоционально-экспрессивная окраска), грамматические категории, основа слова.

 

     

 

2.                Давайте обсудим:

 

  • Может ли любое сочетание звуков считаться словом?
  • Почему одни предметы в разных языках обозначаются по-разному?
  • Все ли слова русского языка обладают лексическим значением?
  • В каких словах понятие совпадает со значением?
  • Что отражает грамматическое значение слова?
  • Какие лингвистические особенности слова нужно учитывать при отборе лексического минимума на начальном этапе обучения русскому языку?

 

 

 

3. Прочитайте значения слова голова, которые даются в   Толковом словаре С. И. Ожегова: 1) часть тела человека или животного; 2) ум, рассудок;  3) человек как носитель идей; 4) передняя часть чего-либо; 5) единица счета скота; 6) пищевой продукт в форме шара, конуса.  Придумайте предложения с разными значениями этого слова.

 

 

 

4.                  Как с помощью наглядного материала объяснить общее в значении многозначных слов.

 

       Дверная ручка, ручка для письма, ручка ребенка, ручка зонта, ручка кастрюли.

 

        Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа.

 

 

 

5.                  Основное  значение глагола идти – передвигаться, ступая ногами: идти пешком, идти быстро. Важнейшим признаком этого основного значения является движение, направление. Отсюда появляются вторичные значения этого слова, обозначающие различные формы движения. Прочитайте наиболее употребляемые значения глагола идти:

 

  1. Двигаться, перемещаться: Идти только по дороге. Мы шли вдоль берега.
  2. Направляться, отправляться: Идти гулять. Идти на работу.
  3. Вступать куда-либо, становиться кем-либо: Идти в университет. Идти в армию.
  4. Следовать, двигаться, развиваться в каком-либо направлении. Наука идет вперед. Все идет к лучшему!
  5. Распространяться, выделяться, течь: Идут слухи. Идет дым. Идут слезы. Идет кровь. От железной печки идет тепло. От дыма из глаз идут слезы.
  6. Простираться, пролегать: Высокие горы идут за горизонт . Река шла между гор.
  7. Лить, падать (об осадках): Дождь идет. Снег идет.
  8. Протекать, проходить (о времени): Идет две тысячи тринадцатый  год. Ему  шел девятнадцатый год.
  9. Происходить, совершаться: Идут экзамены. В театре  идет новая пьеса.
  10. Предназначаться, использоваться, употребляться для чего-либо: Овощи идут в пищу. Дом идет на слом. Деньги пошли на покупки.
  11. Подходить, соответствовать, быть к лицу: Это платье ей идет. Тоненький голос не идет к его большой фигуре.
  12. Получаться, ладиться: Работа идет хорошо.
  13. Разнообразные оттенки значений в сочетаниях типа: идти на пользу, идти на попятную, из головы не идет, голова идет кругом.

 

6.                  Укажите различные значения глагола идти в приводимых ниже предложениях.        

 

Усталая лошадь идет шагом. Наш поезд идет через четверть часа. Человечество идет по пути прогресса. Она не решалась идти против воли родителей. Чай пришел к нам из Китая. Сначала дорога идет лесом, потом полем.  С утра идет мелкий дождь. Речь идет о новом учебном предмете.  Сегодня по телевизору идет новый фильм.  Время идет быстро, скоро уже вечер.

 

 

 

7.                  Определите признак, который лег в основу названий дней недели:

 

вторник, среда, четверг, пятница.

 

 

 

8.                  Объясните значение выделенных слов в приводимых словосочетаниях, переведите их на родной язык.

 

1.Глава в книге – глава города. 2. Зеленый лук - натянутый лук со стрелой. 3. Музыкальная нота - дипломатическая нота. 4. Изменить расписание экзаменов - изменить своему слову. 5. Почитать перед сном журнал – почитать старших.

 

 

 

9.                  Подберите синонимы:

 

1.      К существительным: битва, великан, одежда.

 

2.      К прилагательным: быстрый, горячий, красивый.

 

3.      К глаголам: блестеть, бросать, смеяться.

 

          С  приведенными в упражнении словами и с подобранными к ним синонимами составьте предложения.

 

 

 

10.              Найдите антонимы в данных пословицах и поговорках.

 

1.Ученье – свет, а неученье -  тьма. 2.Слушай больше, говори меньше. 3. Большой телом, да мал делом. 4. Глупый ищет места, а умного везде видно. 5. Лучше отдать, чем взять. 6. Богатый бедному не брат.

 

 

 

3.  Способы  семантизации новой лексики

 

 

 

Осознание значения  слова часто вызывает трудности у иностранных учащихся. Однако они преодолимы, если преподаватель знаком с различными способами семантизации лексических единиц и умеет применять их на практике. При этом он всегда должен помнить важное методическое правило: новое следует объяснять, опираясь на старое, на то, что уже известно учащимся. Так, при семантизации слов можно опираться на родной язык учащихся, на известную им русскую лексику, а также использовать знания о предметах и явлениях неязыковой реальности. На начальном этапе обучения при введении многозначных слов объяснять нужно только то значение, которое изучается на данном уроке.

 

 Наиболее часто используемые способы семантизации:

 

1. Перевод. Это самый быстрый и эффективный способ объяснения значений новых слов, особенно на начальном этапе обучения. В зависимости от того, в каком соотношении находятся значения русских  слов  и сопоставимые им значения родного языка учащихся, возможен:

 

а) перевод одним словом или словосочетанием (применяется, когда в родном языке учащихся имеется словарный эквивалент русского слова: отец, мать, вода, воздух, письмо, телеграмма, город и т.д.);

 

б) перевод с помощью нескольких слов родного языка (используется в тех случаях, когда значение русских слов шире, чем значение отдельного слова родного языка, например: рука, нога, часы, масло);

 

в) перевод с дополнительным пояснением (необходим в тех случаях, когда русское слово имеет более узкий объем значения, чем соответствующее слово родного языка, например: ехать – движение только на транспорте, движение только в определенном направлении).

 

Возможности перевода ограничены: далеко не все русские слова могут быть кратко и однозначно переведены на родной язык учащихся. В этом случае преподавателю следует использовать другие способы семантизации.

 

2. Описание или толкование (многословное объяснение слов). На начальном этапе это чаще всего дается на родном языке учащихся. Потом постепенно  переходят к объяснению на русском языке, используя только хорошо известные учащимся слова. Например: сутки – день и ночь (день и ночь вместе – это сутки); строитель – человек, который работает на стройке; человек, который строит дома.

 

В некоторых случаях толкование на русском языке может заменять перевод даже при наличии эквивалента в родном языке учащихся.

 

3. Объяснение с опорой на контекст. Контекстом называется отрезок письменной или устной речи (словосочетание, предложение, группа предложений), общий смысл которого помогает понять значение входящего в него незнакомого слова.

 

Показывая ученикам новое слово в контексте, преподаватель дает возможность учащимся догадаться о значении вводимого слова. Примеры контекстов, используемых для объяснения лексики:

 

Столица: Москва – столица Российской Федерации; Париж – столица Франции (ср. толкование: столица – это главный город страны, государства);

 

Овощи: Лук и капуста – это овощи;

 

Песня: Я очень люблю петь. Я люблю петь песню «Катюша»;

 

Спешить: Виктор начинает работать в девять часов утра. Сейчас без пяти девять. Виктор ещё не на работе, он на улице. Виктор идет очень быстро. Он спешит. Он спешит на работу.

 

4. Объяснение с опорой на наглядность. Использование наглядности при объяснении слов – это показ предметов (действий) или их изображений на картинке, фотографии, слайде  и т.д.

 

Однако преподавателю следует иметь в виду некоторые особенности опоры на наглядность как способа семантизации. Во-первых, наглядность неприменима для введения слов с абстрактным значением (смелость, скорость, отрицательный и др.). В таких случаях объяснение возможно только с помощью перевода, толкования или контекста. Во-вторых, рисунок может вызывать у учащихся неожиданные ассоциации, создавая тем самым неправильные представления о значении слова. Так, при семантизации слова завтракать нельзя использовать картинку, где нарисован человек, который сидит за столом и ест: изображенное действие можно соотнести со словами есть, обедать или ужинать. Картинка должна ясно показывать, что действие происходит утром.

Микроблог:


На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |