Карапетян Наталья Григорьевна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Учебные материалы для самостоятельной работы студентов по спецкурсу "Методика преподавания РКИ"

 

ТЕМА: Грамматический материал в обучении русскому языку как иностранному. Формирование грамматических навыков

 

 

 

·                    Место грамматики в системе обучения русскому языку как иностранному

 

·                    Основные принципы организации и представления грамматического материала

 

·                    Грамматический минимум начального этапа обучения

 

·                    Обучение грамматике на уроке русского языка. Работа над русскими падежами

 

·                    Лингвистические и методические трудности усвоения русского глагола

 

·                    Наглядность и грамматические игры на уроке русского языка

 

 

 

1.  Место грамматики в системе обучения русскому языку                    как иностранному

 

 

 

Грамматика занимает центральное место в системе обучения иностранных учащихся русскому языку на начальном этапе и играет в процессе обучения ведущую роль.

 

Грамматика (греч.gramma – письменный знак, черта, линия) - 1) раздел лингвистики о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений; 2) строй языка, система объективно действующих в языке правил изменения слов, образования словоформ и соединения слов в словосочетания и предложения.

 

Грамматика представляет собой систему, которая состоит из морфологии, синтаксиса и словообразования. Все эти разделы тесно связаны между собой, это подсистемы грамматического строя языка. Морфология рассматривает части речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие и т.д.) и их грамматические категории (род, число, падеж, вид, время и т.д.) К области синтаксиса относятся правила сочетания слов и построения простого и сложного предложения. Словообразование рассматривает структуру слов (корень, суффикс, префикс, окончание) и способы создания новых слов.

 

Овладеть русским языком невозможно без знания грамматики. При обучении иностранному языку как средству общения грамматика имеет прикладной характер. Она нужна учащемуся для того, чтобы: а) правильно строить свою речь на иностранном языке и контролировать построение высказывания; б) сознательно выбирать необходимые грамматические формы и конструкции; в) правильно понимать иноязычные высказывания. Основной задачей начального этапа обучения русскому языку как иностранному является овладение знаниями, необходимыми для обеспечения общения в учебных и реальных речевых ситуациях.

 

На начальном этапе обучения студенты осваивают все базовые грамматические явления русского языка. Говоря по-русски, они должны выбирать структурную модель предложения, расставлять и сочетать слова в предложении, выбирая нужные формы в соответствии с правилами русской грамматики. Эти операции должны производиться автоматически, когда произвольное внимание направлено на содержание высказывания. В основе понимания устной и письменной речи также лежит умение извлекать информацию, пользуясь правилами грамматики. На начальном этапе обучения русскому языку как иностранного закладывается фундамент формирования речевых навыков и умений, основа осознанного владения грамматическим строем этого языка.

 

Освоение всех видов речевой деятельности возможно лишь на основе выработки различных навыков, среди которых грамматические навыки играют важнейшую роль. Грамматические навыки – это автоматизированные операции, производимые с грамматическим материалом языка в процессе речевой деятельности, когда сознание направлено на содержание высказывания.

 

На начальном этапе обучение грамматике и лексике проводится комплексно. Многие словосочетания и грамматические формы заучиваются учащимися и в процессе речевой деятельности воспроизводятся в готовом виде. Употребляя их, учащийся ещё не обладает грамматическим навыком. Последний вырабатывается тогда, когда учащийся образует ту или иную конструкцию, соединяя слова согласно правилам грамматики. Кратчайший путь к созданию грамматических навыков лежит через осознание операций, которые производятся с материалом языка, через их совершенствование путём тренировки и доведения до автоматизма.

 

Формирование и совершенствование операций с грамматическим материалом, т.е. выработка грамматических умений и навыков, является самым важным и самым трудным аспектом обучения речи, а также это является целью обучения грамматике на начальном этапе обучения иностранных учащихся русскому языку.

 

 

 

Задания.

 

 

 

1.                  В процессе знакомства с учебной и методической литературой по РКИ вы будете встречаться со следующими терминами. Постарайтесь объяснить их значение, в случае затруднения обратитесь к словарю методических терминов.

 

Грамматика, грамматические навыки. грамматические категории, морфология, синтаксис, форма слова, словообразование, структура слова,  корень слова, суффикс слова, приставка, окончание, части речи, значимые части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное, причастие, деепричастие, служебные части речи, союз, предлог, междометие, структурная модель предложения.

 

 

 

2.                  Давайте обсудим:

 

·                    Что представляет собой грамматика как раздел лингвистики?

 

·                    Какие подсистемы входят в грамматический строй русского языка?

 

·                    Какие грамматические категории составляют каждую из подсистем грамматического строя русского языка?

 

·                    Можно ли овладеть русским языком без изучения грамматики?

 

·                    Для чего нужно знание грамматики иностранцу, изучающему русский язык?

 

·                    Какой аспект языка, исходя из вашего опыта изучения русского языка, является самым важным и самым трудным для практического усвоения?

 

·                    Считаете ли вы, что начальный этап обучения является самым важным в овладении основами грамматики иностранного языка?

 

 

 

3.                  Выполните задания, направленные на повторение основных понятий русской грамматики.

 

Задание 1. Ответьте на вопросы:

 

1.                  На какие вопросы отвечают имена существительные?

 

2.                  Что могут обозначать имена прилагательные?

 

3.                  Какая часть речи обозначает действие?

 

4.                  Предлог - это часть речи или часть слова?

 

5.                  Какие части слова служат для образования новых слов?

 

 

 

Задание 2. Определите, к какой части речи относятся данные слова:

 

тетрадь, спортивная, в, ученик, рисовать, мягкий, увидел, дерево, на, мягкий, яркое, под, гуляет, мой, иногда, четвертый, думая, смеёмся, Марина, изготовленный, Англия, дорогой.

 

 Задание 3. Заполните таблицу. Впишите слова к вопросам и что эти слова обозначают.

 

Вопрос

Слово

Что обозначает

Кто?

Что?

Сколько?

Какие?

Что делать?

Чей?

ученик

тот, кто учится

 

 

 

 

 

Задание 4. Среди данных слов найдите и выпишите слова с одним корнем (родственные, однокоренные).  

 

Голос, рассказывать, сказка, голосистый, скучно, указка, скука, голосить, заскучать, сказитель, безголосый,  сказать, поскучали, голосовать, сказочник.

 

 

 

Задание 5. Найдите корень в данных словах, образуйте новые слова при помощи суффиксов. Какое новое значение появляется у слова с этими суффиксами?

 

- ЕНОК 

 

Слониха,  гусь, кенгуру, козел, зверь, кот, утка.

 

- НИК

 

Двор, учение, фокус, работа, лес, лыжи, защита.

 

- ИСТ

 

Баскетбол, волейбол, велосипед, машина, танк, теннис, гитара.

 

 

 

Задание 6. «Соберите» слова из частей слов, данных в таблице.

 

 

 

Приставки

Корни

Суффиксы

Окончания

 

 В-
ВЫ-
С-
ЗА-
ПЕРЕ-

ПРИ-
НА-
О ( ОБ)-

У-
ДО-
БЕЗ-
ПО-
ПРЕ-

 

ХОД-
ЧИТ-
ПИС-
ДОБР-
ВОД-
ЗАЩИТ-
РУК-
БЕЛ-
КРАС-
ЖЕЛТ-

 

-АТЬ
-ИТЬ
-ЕЙШ

-ЯН

-ОК
-ЕТЬ
-НИЦ
-НИК

 

-ЫЙ, -АЯ,-ОЕ, -ЫЕ

-ОЙ


-ИЙ

 

 

 

Задание 7. Допишите следующие предложения, включив в них объектные отношения.

 

Я слышал о ком? что от кого?  что от кого где?

 

Преподаватель сообщил что? что кому? кому о чем? что кому о чем?

 

Брат отвечает кому? кому на что?  за что перед кем ?

 

 

 

 

 

2.  Основные принципы организации и представления                       грамматического материала

 

 

 

Объём грамматического материала и система его подачи при изучении грамматики иностранными учащимися изменяются в зависимости от целей, условий обучения, контингента учащихся. Учебный материал организуется на основе принципа комплексности. Учебное занятие является комплексным как с учетом языкового материала, над которым ведется работа, так и с учетом видов речевой деятельности, в которых вводимый языковой материал отрабатывается. Это определяет приемы работы над грамматическим материалом на уроке и порядок его введения.

 

Работа над новым грамматическим материалом ведется по возможности на знакомой лексике. Фонетические трудности отрабатываются предварительно в процессе фонетической зарядки, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на грамматическом явлении, которое представляет для него на данном занятии главный объект усвоения. Например, при введении и отработке формы прошедшего времени глаголов необходимо в фонетической зарядке повторить произношение [л] твердого и мягкого, продемонстрировав форму прошедшего времени тех глаголов, которые они научились употреблять в настоящем времени.

 

В методике распространен способ подачи лексико-грамматического материала на синтаксической основе, в предложении, во фразе. Минимальной единицей представления материала является предложение, которое используется преподавателем в качестве речевого образца. Например, навыком употребления винительного падежа имён существительных учащиеся овладевают не через заучивание изолированных форм слов, а во фразах типа: Студент рассказывает текст. Студент пишет письмо.

 

Речевой образец - это типовое предложение, по аналогии с которым учащиеся могут построить однотипные фразы путём различного лексического наполнения и варьирования его компонентов. Исходные минимальные фразы усложняются за счёт распространителей, различных соединительных средств. Например, Студент читает книгу. Студент читает интересную книгу. Студент читает интересную книгу о Москве. При таком способе подачи грамматическое явление осмысливается и усваивается на ситуативно-смысловом уровне, что создает хорошую базу для дальнейшего его применения в речи.

 

Соблюдение концентрического принципа расположения грамматического материала, учитывая его подачу от простого к сложному, способствует эффективности и прочности усвоения. Однородный грамматический материал делится на части, в которых представление о каждом грамматическом явлении все более расширяется и углубляется. Например, знакомство с родительным падежом имен существительных начинается с изучения наиболее употребительных значений и более лёгких для изучения форм – без предлогов: а) лицо, которому принадлежит что-либо (Это дом брата.); б) отсутствие лица, предмета в настоящем времени (У меня нет брата). в) в сочетании с количественными числительными (два-три брата), а потом уже с предлогами в значении « лицо, которому принадлежит что-то» (У брата есть машина) и «место как исходный пункт движения» (Мой брат приехал из Москвы). Происходит расширение знаний учащихся на основе уже изученного, повторение и закрепление ранее известных фактов языка.

 

Комплексно-концентрическое расположение и распределение грамматического материала обеспечивает возможность общения на русском языке на самой ранней стадии обучения, позволяет учитывать коммуникативную значимость языковых явлений и предполагает обобщение полученных знаний.

 

Конкретные способы работы с грамматическим материалом на уроке представляют систему учебных действий, которые включают:

 

а) презентацию - ознакомление с новым материалом;

 

б) осмысление и запоминание данного языкового явления;

 

в) тренировку и осуществление определенных действий с конкретным материалом;  

 

г) контроль правильности понимания употребления;

 

д) непосредственное применение изучаемого материала в различных видах речевой деятельности, осуществляемой на русском языке.

 

На отдельном уроке или в целом разделе курса может преобладать один из видов учебных действий, однако, как правило, перечисленные разновидности учебных действий с грамматическим материалом используются комплексно. Преподаватель использует на уроке разные приемы работы: объяснение, демонстрацию явления в тренировочных и наглядных материалах, устные и письменные упражнения, анализ специальных учебных материалов, чтение текста и комментирование изученных грамматических явлений и т.д. Выбор отдельного приема или комплекса приемов зависит от особенностей вводимого материала, подготовленности учащихся, учебных целей курса.

 

 

 

Задания.

 

 

 

1. В процессе знакомства с учебной и методической литературой по РКИ вы будете встречаться со следующими терминами. Постарайтесь объяснить их значение, в случае затруднения обратитесь к словарю методических терминов.

 

Принцип комплексности, грамматический материал, принцип подачи материала на синтаксической основе, речевой образец, концентрический принцип,  учебное действие.

 

 

 

2.                  Давайте обсудим:   

 

·                      Какими принципами должен руководствоваться преподаватель при планировании изучения грамматического материала?

 

·                      Как вы понимаете принцип комплексности в  организации работы над грамматическим материалом?

 

·                     Что является единицей представления грамматического материала на уроке русского языка как иностранного?

 

·                      Что такое речевой образец?

 

·                      Как  соблюдается принцип концентрического предъявления  грамматического материала при работе над падежной системой русского языка?

 

·                      Какие учебные действия  включает в себя система работы с грамматическим материалом? Какие приемы может использовать преподаватель на уроке при введении нового грамматического материала?

 

 

 

3.                  Прочитайте  текст « Объяснение грамматики». Подготовьтесь  ответить на следующие вопросы:

 

1.                  Какой метод наиболее эффективен при объяснении грамматического материала на начальном этапе обучения? Дедуктивный, когда преподаватель формулирует грамматическое правило и учащиеся выполняют по нему упражнения, или индуктивный, когда учащиеся сначала выполняют грамматические упражнения  и потом сами «открывают» грамматическое правило.

 

2.                  На каком языке (родном или русском) лучше объяснять  новый грамматический материал?

 

3.                  Кем дается объяснение (преподаватель, учащиеся) и что используется (текст, таблицы, схемы, наглядность, дидактический материал)  в каждом из предлагаемых способов презентации?

 

 

 

              

 

 

 

Способы объяснения нового грамматического материала

 

 

 

1. Лекционная форма   может быть использована  для объяснения общих грамматических категорий  слушателям языковых курсов старшего возраста, которые уже владеют  грамматической терминологией  русского (или родного) языка. Наиболее целесообразным представляется путь от объяснения на родном языке учащихся к включению русских терминов, обозначающих основные грамматические понятия (род, число, название частей речи и падежей, времена глаголов и т.д.). Преподаватель объясняет грамматическое явление, дает примеры.

 

Учащиеся читают на родном языке объяснение, выпол­няют упражнения.

 

 

 

2. Объяснение с развитием языковой догадки. Преподаватель предлагает таблицы, а правило выводят сами учащиеся. Например, в тексте встретился предложный падеж места:

 

                                                Я живу в Москве.

 

Преподаватель обращает внимание учащихся на него, предлага­ет им таблицу и просит сформулировать правило:

 

в Москве.

 

Я живу                      в Америке.

 

в Вашингтоне.

 

в Петербурге.

 

Учащиеся  выводят правило, что место обозначается предло­гом в + окончание существительных. Преподаватель формули­рует правило и сообщает, что — это окончание предложного па­дежа существительных.

 

Подобное объяснение рекомендуется там, где студенты могут увидеть регулярность формы. Его преимущества:

 

а) развивает языковую догадку;

 

б) развивает аналитическое мышление;

 

в) способствует запоминанию.

 

 

 

3. Лексический ввод. Явление вводится без объяснения. Студен­тов просят запомнить форму как идиоматическое выражение. Так, запоминается на первых уроках фраза:

 

Как вас зовут ?              Меня зовут...

 

Как правило, многие грамматические явления такого типа будут позже объясняться, но вначале эти коммуникативные фразы просто заучиваются как новые слова.

 

 

 

4.                  Познакомьтесь с фрагментом урока  «Прошедшее время глаголов. Как сказать, что действие происходило в прошлом — вчера». 

 

 

 

Задание 1. Слушайте и читайте вслух вместе с преподавате­лем. Сравните.

 

I. Сейчас

 

Я учу новые слова, повторяю правила, читаю текст, пишу домашнее задание.

 

Мой друг (моя подруга) учит новые слова, повто­ряет правила, читает текст, пишет домашнее задание.

 

 

 

II. Вчера

 

 Я учил(а) новые слова, повторял(а) правила, читал(а) текст, писал(а) домашнее задание.

 

 Мой друг учил новые слова, повторял правила, читал текст, писал домашнее задание.

 

 Моя подруга учила новые слова, повторяла пра­вила, читала текст, писала домашнее задание.

 

 

 

Задание 2. Работа с таблицей: читаем и объясняем образование глаголов, которые указывают на то, что действие происходило в прошлом, вчера.

 

 

 

читать, писать, повторять

Я, ты, он              читал, писал, повторял

Я, ты, она            читала, писала, повторяла

Мы, вы, они         читали, писали, повто­ряли

говорить, учить, смотреть

Я, ты, он               говорил, учил, смотрел

Я, ты, она             говорила, писала, смотрела

Мы, вы, они         говорили, писали, смо­трели

 

 

 

Задание 3. Ответьте на вопросы и сформулируйте правило:

 

1.                  Какие суффиксы и окончания глагола используются, для того чтобы сказать, что действие происходило вчера?

 

2.                  При помощи  каких суффиксов и окончаний   сообщается, что действие совершалось субъектом мужского  пола, женского пола или несколькими субъектами?

 

3.                  Какой вывод  вы можете сделать?

 

 

 

Для того чтобы сказать, что действие было вчера, необходимо использовать суффиксы и окончания -л, -ла, -ли.

употребляется для обозначения действия, которое совершает субъект мужского пола  -ла — субъект женского пола , -ли  несколько субъектов

 

 

 

5.                  Проанализируйте фрагмент урока «Прошедшее время глаголов. Как сказать, что действие происходило в прошлом — вчера»:

 

1. Какая стадия формирования грамматического навыка отрабатывается на уроке?

 

2. Какие учебные действия  включает в себя система работы с таким грамматическим явлением, как прошедшее время глаголов?

 

3. Какие приемы  использует преподаватель на уроке при введении данного  грамматического материала?

 

 

 

6.                  Правила употребления языковых форм  часто иллюстрируются таблицей.  Проанализируйте следующую таблицу, скажите,

 

·                    как может быть сформулировано правило;

 

·                    какие примечания о повторении пройденного материала необходимо сделать к этой таблице.

 

 

 

КТО?

ЧТО  ДЕЛАЕТ?

ЧТО?

 

Иван

Анна

он

она

 

 

ЧИТАЕТ

журнал

письмо

газету

книгу

лекцию

 

журналы

письма

газеты

книги

лекции

 

 

 

 

7.                  Грамматическое правило  может быть представлено как сопоставление примеров. Проанализируйте данные ниже примеры и А) сформулируйте правило, которое они иллюстрируют; Б) скажите, какие задания можно предложить для  того, чтобы правило стало более понятным; В) какие задания для иллюстрации употребления данных грамматических форм можно предложить с использованием  наглядности.

 

 

 

Куда он идет?       Он идет на стадион.

 

                                Он идет в театр. Он идет в кино.

 

                                Он  идет на почту. 

 

                                Он идет на выставку. 

 

8.                  В процессе формирования грамматического навыка выделяются следующие стадии: 1) презентация (восприятие структуры), 2) имитация, 3) подстановка, 4) трансформация, 5) целенаправленное  употребление структуры, 6) переключение.

 

Проанализируйте упражнения, данные преподавателем при изучении темы   «Винительный падеж прямого объекта неодушевленных существительных» и скажите:  а) как соблюдаются основные принципы работы с грамматическим материалом? б) какой  стадии  формирования грамматического навыка соответствует каждое из упражнений? в) какие упражнения  вы бы ещё предложили?

 

Фрагмент учебного занятия по теме «Винительный падеж прямого

 

объекта неодушевленных существительных»

 

 

 

1.                  Чтение (прослушивание) текста с использованием изучаемой формы.

 

 Преподаватель обращает внимание на данную форму. На­пример, модель: Студент читал книгу.

 

2.   Учащиеся  вспоминают уже знакомые им модели типа:

 

Кто это? Студент. Что делал студент? Он читал.

 

Студент читал (читает, будет читать).

 

Студентка читала (читает, будет читать).

 

3. Преподаватель обращает внимание студентов на третий эле­мент в структуре:

 

произносит трехчленные однотипные структуры (все слова студентам известны) с винительным падежом мужского рода:

 

Она читала журнал.       Я смотрела телевизор.

 

 Он читал текст.            Вы слушали текст.

 

4. Учащиеся  слушают, повторяют за преподавателем (можно ис­пользовать картинку).

 

- Преподаватель просит студентов сделать вывод о значении третьего элемента— это объект, это существительное муж­ского рода, форма совпадает с начальной.

 

- Преподаватель дает примеры со словами среднего рода: Он писал письмо. Они слушали радио.  Анализируется  третий член предложения  и делаются выводы.

 

- Преподаватель приводит примеры со словами женского рода ( Мы читали газету. Они слушали музыку. Я читала книгу.) ; предлагает   сформулировать  правило образования винительного падежа женского рода.

 

5. Учащимся предлагается поставить вопрос к третьему члену данных предложений:

 

Она читала газету. Что она читала? Мы читали книгу и журнал. Что вы читали?

 

Обратить внимание : Что — вопрос к объекту, который выражен неодушевленным существительным.

 

6.  Учащиеся должны заполнить таблицу « Образование форм винительного падежа прямого объекта неодушевленных существительных»

 

7.                  Преподаватель предлагает выполнить задания на многократное употребление фор­мы винительного падежа  прямого объекта (можно с использованием рисунков).

 

Что вы       читали? смотрели? слушали?

 

Преподаватель внимательно следит за правильностью фраз. Ошибки студентов, как правило, появляются из-за неточного зна­ния рода существительных.

 

8.                   Убедившись в том, что учащиеся  поняли данную грамматическую форму, преподаватель, обращает  их внимание на переходные глаголы:

 

Читать     (+ что?),

 

смотреть

 

но: учиться  где? — непереходный глагол.

 

9.                  В качестве контроля  понимания формы учащимся предлагается выполнить упражнения  на подстановку формы типа «раскройте скобки», «переведите фразы».

 

                                (Акишина А.А., Коган О.Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного – М: Русский язык. Курсы, 2004.

 

3.  Грамматический минимум начального этапа обучения

 

 

 

Главная задача начального этапа обучения – развитие навыков устной и письменной речи на строго ограниченном языковом (грамматическом материале). В грамматическом минимуме начального этапа должны быть отражены наиболее употребительные морфологические формы и синтаксические конструкции русского языка.

 

При отборе грамматического материала необходимо учитывать следующее: 1) употребляемость или частотность явления, 2) их стилистическую нейтральность, 3) образцовость, 4) необходимость исключения синонимов, 5) ограниченность лексического минимума, 6) особенности родного языка, 7) конкретные цели изучения русского языка.  Под употребляемостью подразумевается и распространенность данной грамматической конструкции или формы в устной и письменной речи. Стилистическая нейтральность предполагает включение в грамматический минимум для начального этапа обучения только тех грамматических форм и конструкций, которые не имеют эмоционально-экспрессивного оттенка. Под образцовостью понимается возможность использовать ту или иную грамматическую форму  или конструкцию в качестве образца для образования новых форм по аналогии. Из грамматического материала для начального этапа обычно исключаются синонимичные формы и конструкции, чтобы избежать трудностей при выборе учащимися необходимого варианта. Учет объема лексического минимума при отборе грамматического материала отражает комплексно-концентрический и ситуативно-тематический принципы методики. Особое внимание при отборе грамматического минимума необходимо уделять морфологическим формам и синтаксическим конструкциям, отсутствующим в языке учащихся или частично совпадающим с явлениями их родного языка.

 

В грамматический минимум начального этапа должны войти следующие морфологические темы:

 

1)                 имя существительное: род, число, падеж, одушевленность/неодушевленность, типы склонения существительных;

 

2)                 имя прилагательное: типы склонения, изменение по родам и числам  а падежам, качественные и относительные прилагательные, образование сравнительной и превосходной степени, полные и краткие прилагательные и их роль в предложении;

 

3)                 имя числительное: числительные количественные, порядковые и собирательные; изменение числительных по падежам, употребление числительных в сочетании с существительными и прилагательными;

 

4)                 местоимение: личные, притяжательные, указательные, вопросительные, отрицательные и неопределенные местоимения; их употребление в предложениях;  изменение притяжательных и указательных местоимений по падежам;

 

5)                 глагол:  спряжение глаголов, формы времени, причастие и деепричастие (особенно для слушателей курсов деловых людей и специалистов), употребление в речи видов глагола и некоторых групп  возвратных глаголов,  глагольное управление, глаголы движения;

 

6)                 наречие:  обстоятельные и определительные наречия, степени сравнения наречий;

 

7)                 наиболее употребительные предлоги, союзы, частицы и модальные слова.

 

В грамматическом минимуме должны быть отражены такие темы, как простое и сложное предложение, словосочетания и синтаксические связи, а также самые активные словообразовательные модели.

 

В зависимости от конкретных целей обучения в каждом отдельном случае курсового обучения (курсы общего типа, для специалистов и др.) объем и характер грамматического минимума меняется. Так, в грамматический минимум для специалистов и деловых людей входят формы и конструкции, свойственные письменной речи, а   слушателям курсов общего типа  предлагается грамматический материал, обеспечивающий активную устную речевую деятельность. Грамматический материал должен быть рационально организован и введен в учебный процесс. Отбирая грамматический материал в учебных целях, мы снабжаем учащихся «строительным материалом» - формами, образцами типичных предложений, а также сообщаем ему, как нужно пользоваться данным языковым материалом.

 

 

 

Задания.

 

 

 

1.                  В процессе знакомства с учебной и методической литературой по РКИ вы будете встречаться со следующими терминами. Постарайтесь объяснить их значение, в случае затруднения обратитесь к словарю методических терминов.

 

Грамматический минимум, морфологическая форма, синтаксическая конструкция, стилистическая нейтральность слова, словообразовательная модель, синтаксическая связь.

 

 

 

2.                  Давайте обсудим:   

 

·                    Что является главной задачей обучения русскому языку на начальном этапе, какую роль в этом процессе играет изучение грамматики?

 

·                    Какие факторы  необходимо учитывать при отборе грамматического материала при обучении на начальном этапе?

 

·                    Какие морфологические  темы должны войти в грамматический минимум начального этапа обучения?

 

·                    Должны ли входить в грамматический минимум темы, которые касаются словообразования и синтаксиса простого и сложного предложения?

 

·                    Может ли зависеть  объем и содержание грамматического минимума от конкретных целей обучения на языковых курсах?

 

 

 

3.                  Прочитайте фрагмент статьи известного методиста,  профессора кафедры русского языка и методики его преподавания Российского университета дружбы народов С. А. Хаврониной  «Начальный этап: задачи и содержание обучения. Формирование языковой компетенции». Как предлагает автор  организовать изучение грамматического  материала на начальном этапе обучения.

 

         

 

В начальном этапе можно выделить несколько подэтапов или концентров обучения: Для каждого определяется минимум  грамматического материала.

 

Первый лексико-грамматический концентр: все падежи (но существительные  только в единственном числе и в одном - двух значениях: например,  винительный падеж- в значении объекта ( вижу  ( что?) читаю газету, журнал и направлении действия – идти ( куда?);  творительный падеж – в значении совместного действия ( разговаривать с другом) и в функции предиката БЫТЬ студентом; дательный падеж – в значении адресата ( звонить сестре, брату). Владение всеми падежами даже в таком объеме дает возможность читать и составлять по  аналогии элементарные тексты: «Аудитория», «Семья», «Мой друг»

 

В следующем концентре лексико-грамматический материал расширяется за счет форм прилагательных, указательных, определительных и притяжательных местоимений и Множественного числа (например, покупать книги в магазине ( 1 концентр), в этом книжном магазине и в разных книжных магазинах ( 2 концентр). Добавляются и новые значения падежей. Например, в П.П.- значение объекта (говорить о своей будущей работе, читать о космических полетах)

 

Параллельно с падежами усваивается и глагол и его категории : настоящее, про шедшее и будущее время, основные значения видов, возвратность – невозвратность, глагольное управление, форма императива, употребление инфинитива с фазисными глаголами и предикативными  наречиями ( начинать читать, можно слушать и т.д.)

 

 

 

4.  Обучение грамматике на уроке русского языка.                                 Работа над русскими падежами

 

 

 

Падежная система русского языка – достаточно сложная для изучения и преподавания грамматическая тема. Падеж, наряду с числом, одна из двух основных словоизменительных категорий именных частей речи – существительного, прилагательного, причастия, местоимения, числительного. Изменение существительного по падежам называют склонением.

 

Рассмотрим  некоторые вопросы, связанные с трудностями усвоения форм  имен существительных в косвенных падежах, принципами отбора основных значений падежей и их применением.

 

В русском языке 6 падежей – именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Каждый падеж имеет свою функцию в языке и свою сферу употребления.  Прежде всего, следует определить порядок работы над косвенными падежами.  Существует множество различных подходов к проблеме отбора значений падежей и последовательности их  изучения на начальном этапе. Так, в одних учебниках и учебных пособиях по практической грамматике знакомство с косвенными падежами начинается со  знакомства с винительным падежом в значении прямого объекта, в других – с предложного падежа в  значении места. Рекомендуется  концентрический принцип  введения падежей, т.е. сначала представлять наиболее значимые для речевой практики значения всех падежей на материале существительных единственного числа и местоимений, а затем остальные по степени  коммуникативной необходимости.

 

Выработка умений и навыков употребления падежей в речи на начальном этапе проводится на знакомом лексическом материале в пределах отобранной тематики, которая определена и ограничена ситуациями повседневного общения, такими как: Знакомство; Моя семья, Мои друзья, Моя комната и др. Активизация всего лексико-грамматического материала, в том числе и падежной системы, проходит в пределах этой тематики.

 

Познакомимся с методическими рекомендациями введения падежной системы.

 

Именительный падеж. Я бы оставила обязательно. Прежде всего, учащийся должен знать, что это начальная форма  имен существительных. Все существительные имеют категории рода и числа, одушевленности – неодушевленности, которые необходимо  учитывать при образовании падежных форм.  Следует обратить внимание на то, что род некоторых существительных не поддаётся определению по окончанию, например, существительные на  -Ь- знак: тетрадь (ж.р.) – конь (м.р.); некоторые из существительных мужского рода имеют окончания женского рода: папа, дядя, дедушка, коллега; некоторые существительные мужского рода употребляются и для обозначения женского рода: врач, журналист, эксперт. Кроме того,  важно указать, что окончание имен существительных может быть мягким (путь, аудитория, поле) и твердым  (комната, друг, окно).  В дальнейшем учащимся будет легче понимать, почему к полЮ, но к столУ, вижу книгУ, но тетраДЬ.    

 

Винительный падеж в рамках предложенной тематики  требует усвоения следующих значений:

 

- винительный падеж прямого объекта (неодушевленного), например, Я читаю журнал. Для закрепления этого материала необходимо, чтобы учащиеся знали достаточное количество переходных глаголов в спрягаемых формах (писать, читать, знать, слушать и пр.) и неодушевленных существительных, которые бы выступали в качестве прямого объекта.  Нужно обратить внимание учащихся, что при употреблении данного значения  меняют форму только существительные женского рода на –у/ю: книга – книгу, воля - волю (кроме существительных на –Ь- знак, которые не изменяются, как и существительные мужского и среднего рода).

 

При изучении любого падежа после прохождения самой модели предложения и значения падежа следует выяснить и отработать, на какой вопрос отвечает измененное  падежное существительное. Например, Я читаю книгу. Что ты читаешь?

 

- винительный падеж прямого объекта (одушевленного), например: Я вижу друга. Для усвоения этой структуры следует вспомнить категорию одушевленности – неодушевленности: человек, женщина, слон, муха – стол, река, урок, окно.  В данном случае внимание обращается на изменение окончаний мужского рода на– а/я-: друг - друга, Шарль – Шарля. Для тренировки этой структуры нужно, чтобы учащиеся имели в запасе достаточное количество глаголов, типа: спрашивать, ждать, искать, встречать и пр.

 

- винительный падеж  локального значения. У иностранных учащихся трудности возникают двух видов: различение значений винительного падежа для обозначения места следования лица, предмета к пункту назначения (Я иду в университет) и предложного падежа в значении местонахождения лица или предмета (Я учусь в университете) и правильный выбор предлогов –в- и –на-.  Как правило, винительный падеж локального значения начинают изучать параллельно с изучением глаголов движения, и к этому времени учащиеся уже владеют предложным падежом в значении местонахождения, поэтому на этом этапе главным методическим приемом станут упражнения на сопоставление этих грамматических явлений.

 

Предложный  падеж локального значения. К моменту предъявления структуры  предложного падежа локального значения учащиеся должны иметь в активном лексическом запасе глагольную лексику  типа: жить, работать, учиться, быть, находиться (где?) , а также достаточное количество существительных типа: институт, аптека, школа и пр. В результате должна получиться трехчленная структура предложения Я живу в Москве, Журнал находится на столе. Трудности в усвоении структуры с предлогами –в – и –на – заключаются в том, что учащиеся с трудом их различают и смешивают при употреблении в речи. Чтобы добиться различения предлогов в и на, целесообразно строить работу на сопоставлении примеров, в которых предлогом в обозначается положение предмета внутри пространства, а предлогом на – положение предмета на поверхности пространства.  Формообразование существительных в предложном падеже не вызывает у учащихся трудностей, поскольку имеет в основном единственное окончание – е. Однако необходимо акцентировать внимание на том, что существительные с мягкой основой (академия, санаторий) имеют окончание -и , а также дать списком исключения ( в саду, в шкафу, в лесу и пр.).

 

Родительный падеж в русском языке самый многозначный:

 

- родительный падеж принадлежности (Это книга сестры, эта сумка подруги). Именно с этого значения , как правило, начинается знакомство с родительным падежом. При анализе структуры нужно довести до сознания обучаемых следующее: функция слов сестры, подруги – обозначение лица, которому что-либо принадлежит, а способ выражения этого значения – окончания –а(я) (для мужского рода), -ы(и) (для существительных женского рода).

 

- родительный падеж в отрицательных безличных предложениях дается в сопоставлении с утвердительной структурой, которой учащиеся к этому времени должны уже свободно владеть: У меня есть ручка. – У меня нет ручки.

 

- родительный падеж для обозначения места, откуда исходит движение. Это значение выражается формами родительного падежа с предлогами из, с, например, Жан приехал из Анголы.  В овладении этой структурой наибольшей трудностью для учащихся является выбор предлога из или с. К моменту изучения этого грамматического явления учащиеся уже владеют предложным падежом локального значения и знают употребление существительных с предлогами в и на. Поэтому первичное ознакомление   с изучаемой моделью следует проводить на сопоставлении: в театре – из театра, на острове – с острова.  Важно подчеркнуть, что при одушевленных существительных нужно использовать предлог от:  пришел из школы, но: пришел от друга.

 

Дательный падеж  также имеет несколько основных значений:

 

- дательный падеж адресата, т.е. лица, которому адресуется действие: Написать письмо другу. Глагольные наполнители данной структуры уже известны учащимся: писать, сказать, отвечать, рассказать, дать и пр. Как и в предыдущих случаях, необходимо выяснить функцию новой структуры, способы выражения дательного падежа (окончанием –у/ю – для существительных мужского рода; - е – для существительных женского рода)  и вопрос, на который он отвечает (кому? ).

 

- дательный падеж со значением лица, к которому направлено действие: Я поеду к подруге.  Чтобы не смешивать две структуры со значением объекта движения: Я иду в университет (винительный падеж) – Я иду к другу (дательный падеж), следует четко разграничить введение этих структур во времени настолько, чтобы  интервалы между ними были достаточными для выработки высокой степени автоматизма употребления их в речи.

 

Творительный падеж:

 

- в значении совместного действия: Виктор с Николаем идет в кино. Подготовительная работа к предъявлению этой структуры будет состоять в создании достаточного запаса глаголов, на  которых она строится: гулять, разговаривать, танцевать (с кем?).

 

- творительный падеж  со словом быть, работать, стать: Он стал врачом.

 

Эта структура обычно предъявляется в сопоставлении с той же структурой в настоящем времени: Он инженер – Он был инженером. Из сопоставления делается вывод, что член структуры, обозначающий профессию, род занятий, в прошедшем и будущем времени имеет форму творительного падежа.

 

- творительный падеж локального значения с предлогом рядом, с Магазин находится рядом с почтой.  Овладение этой структурой дает учащимся, с одной стороны, представление о формах творительного падежа неодушевленных существительных, с другой – расширяет речевые возможности в выражении локальных значений. Я живу (где?) в городе (предложный падеж) – Я живу (где?) рядом с университетом.

 

Конкретные способы работы с грамматическим материалом падежной системы  на уроке выбираются в зависимости от ряда факторов. Важно, какого рода действия и операции будет выполнять учащийся с данным материалом в процессе речевого общения на русском языке, как характеризуется этот материал с точки зрения его усвоения, т.е. какова цель введения конкретной грамматической единицы. Такой целью может быть осмысление, систематизация, сопоставление различных изучаемых явлений, запоминание, формирование «готовности к применению». Но конечной целью всегда является непосредственное применение изучаемого материала в различных видах речевой деятельности, осуществляемой на русском языке.

 

 

 

Задания.

 

1.                  В процессе знакомства с учебной и методической литературой по РКИ вы будете встречаться со следующими терминами. Постарайтесь объяснить их значение, в случае затруднения обратитесь к словарю методических терминов.

 

            Падежная система русского языка, косвенные падежи, словоформа, одушевленность-неодушевленность, начальная форма имен существительных, категория рода склонение,  окончания (твердые/мягкие) имен существительных.

 

2. Давайте обсудим:

 

·                    Имеется ли в вашем родном языке  категория падежа, и чем она отличается от падежной системы русского языка?

 

·                    С чем связаны трудности усвоения падежной системы в русском языке?

 

·                    Какой подход к проблеме отбора значений падежей и последовательности их  изучения на начальном этапе вы считаете наиболее правильным?

 

·                    Почему при введении того или иного падежа учащиеся должны владеть определенным запасом глагольной лексики?

 

·                    Объясните, как  вы понимаете основной принцип подачи грамматического материала – от смысла к форме. А у нас это есть?

 

 

 

3.                   Прочитайте  текст. Используя данную информацию, скажите, какую роль играют падежи в русском языке. Приведите свои примеры, подтверждающие ваш ответ.

 

                                           

 

Для чего языку нужен падеж? Если бы, например, в русском языке вдруг исчезли все падежные окончания, мы не сумели бы понять ни одного предложения. Например, в предложении Волк испугал зайца  существительное  заяц стоит в винительном, а существительное волк – в именительном падеже. А теперь попробуем в том же самом предложении поставить существительное  заяц  в форму именительного, а существительное волк – в форму винительного падежа: получившееся предложение Заяц  испугал волка описывает иную ситуацию, в определенном смысле противоположную первой. Можно сказать, что падеж указывает на  роли, которые слова  играют в ситуации: если поменять падежи, то и роли поменяются.

 

                                   (Универсальная научно-популярная  онлайн-энциклопедия   Кругосвет)

 

 

 

4.                  При обучении падежной системе русского языка желательно, чтобы учащиеся заполняли таблицу, в которой будут указаны значения того или иного падежа, окончания существительных (прилагательных), исключения, примеры, вопросы, которые требует падеж.

 

Прокомментируйте данную  таблицу. Сформулируйте задания для работы с  материалом таблицы.

 

 

 

Падеж

Примеры

Вопросы

Окончания

Именительный

Студент читает.

Книга лежит.

Окно открыто.

Кто читает?

Что лежит?

Что открыто?

-

-а/-я

-о/-е

Родительный

У студента есть книга.

Брат студента врач.

У меня нет книги.

Он живет в центре Москвы.

У студента 2 книги.

Он приехал из Москвы.

Он пришел до (после) обеда.

У кого есть книга?

 

Чей брат врач?

Чего у меня нет?

В центре чего он живет?

Сколько книг у студента?

Откуда он приехал?

Когда он пришел?

-а/-я

-ы/-и

-а/-я

Дательный

Я написал брату.

Студенту 25 лет.

Студенту нужно купить пальто.

Девушкам нравится танцевать.

Я пойду к врачу.

Кому я написал?

Сколько лет студенту?

Кому нужно купить пальто?

Кому нравится танцевать?

К кому я пойду?

-у/-ю

-е/-и

-у/-ю

Винительный

Он купил книгу.

Я встретил друга.

Он едет в Москву.

Я был в кино в субботу.

Что он купил?

Кого я встретил?

Куда он едет?

Когда я был в кино?

-, -а/-я

-у/-ю

-

Творительный

Он говорил с врачом.

Он будет инженером.

Магазин рядом с почтой.

Я пишу ручкой.

С кем он говорил?

 

Кем он будет?

 

Где магазин?

 

Чем я пишу?

-ом/-ем

-ой/-ей

-ом/-ем

Предложный

Он живет в Москве.

Я думаю о родине.

Мы приехали в августе?

Мы поедем на автобусе.

Где он живет?

О чем я думаю?

Когда мы приехали?

 

На чем мы поедем?

-е/-и

-е/-и

-е/-и

искл.: в саду, в лесу …

 

 

 

5.                  Два преподавателя вводили тему «Употребление винительного падежа  прямого объекта».

 

Первый преподаватель начал объяснение с форм существительного женского рода на –а  (Это книга. Что вы видите? – Я вижу книгу), а затем перешел к формам существитель­ного мужского и среднего рода ( Это  журнал и письмо. Что вы видите? – Я вижу жур-нал и письмо).

 

Второй преподаватель начал объяснение с форм существительных мужского и среднего рода, а затем перешел к формам  существительных женского рода.

 

Чей выбор вам кажется  методически более удачным? Почему?

 

 

 

6. Проанализируйте упражнение, постарайтесь найти ответы на следующие вопросы:     1.Какая стадия формирования грамматического навыка отра­батывается в упражнении: восприятие структуры (путем пре­зентации), формирование механизма аналогии (путем имита­ции) , формирование навыка оформления (подстановка, трансформация)?  2.   Можно ли считать предлагаемое задание адекватным поставленной задаче? 3.Почему авторы предлагают для выбора слова в соответствующей грамматической форме? Может быть, эффективнее дать  перечень нужных слов в именительном падеже?

 

 

 

Упражнение. Составьте диалоги по образцу, заменяя выделен­ные слова данными в таблице.. Образец:   Куда вы идете?

 

  К сестре. (1)

 

  Вы долго будете у сестры? (2)

 

  Нет.

 

  Когда вернетесь от сестры? (3)

 

  В 2 часа.

 

Микроблог:

Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |