Карапетян Наталья Григорьевна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Спецкурс "Методика преподавания русского языка как иностранного для студентов-нефилологов"

СПЕЦКУРС «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ - НЕФИЛОЛОГОВ»

1. 2. Цель и задачи учебного курса

Спецкурс по методике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения имеет целью подготовить студентов-нефилологов, обучающихся на инженерном, экологическом факультетах и факультете физико-математических дисциплин, к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности в качестве преподавателя на курсах и в кружках русского языка.

Основные задачи курса: Дать студентам базовые знания по методике преподавания русского языка как иностранного, необходимые и достаточные для педагогической деятельности в условиях зарубежных кружков и курсов: - на материале учебной дисциплины «Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения для студентов-нефилологов» совершенствовать лингвистическую, психолого-педагогическую, страноведческую компетенцию студентов, развивать навыки теоретического осмысления языкового материала, единиц функциональной грамматики; - способствовать становлению мировоззренческих позиций будущего преподавателя русского языка как иностранного; - формировать у студентов навыки и умения, важные для дальнейшего самообразования и самостоятельной работы с научно-методической литературой. По завершении курса методики и педагогической практики студент должен знать основы теории лингводидактики и уметь самостоятельно подготовить и проанализировать аудиторные занятия по русскому языку с учетом реальных условий обучения, уметь управлять учебной деятельностью учащихся и самостоятельно принимать решения, адекватные педагогической ситуации. Область знаний Методика преподавания русского языка как иностранного Уровни обучения Бакалавриат 4 курс, студенты, а также магистранты, стажеры и аспиранты, которые прошли подготовку РКИ в объеме 2-ого сертификационного уровня и успешно сдали выпускной экзамен по русскому языку (не ниже 76 баллов). Направление и специальность Курс предназначен для студентов инженерного, экологического и физико-математического факультетов.

Характер курса. Теоретико-практический.

Структура курса. Темы лекций-бесед (36 часов):

1. Методика как наука, ее предмет и задачи. Основные понятия методики.

2. Основные принципы методики преподавания русского языка как иностранного. Методы преподавания.

3. Уровни владения русским языком. Характеристика начального этапа обучения (элементарный и базовый уровни).

4. Обзор учебников и учебных пособий, рекомендуемых для работы на курсах русского языка.

5. Методика работы над фонетическим материалом. Задачи фонетического аспекта.

6. Методика работы над лексикой русского языка. Формирование активного словаря учащихся. Лексический минимум.

7. Место грамматики в учебном процессе. Основные принципы организации и представления грамматического материала.

8. Виды речевой деятельности в условиях естественной коммуникации.

9. Аудирование как вид речевой деятельности. Методика обучения аудированию.

10. Методика обучения говорению. Диалогическая и монологическая формы устной речи.

11. Особенности диалогической речи. Структурно-семантические типы диалогических единств.

12. Чтение как вид речевой деятельности. Роль чтения в учебном процессе.

13. Методика обучения письму и письменной речи.

14. Урок как обязательная форма организованного обучения.

Структура урока и ее компоненты. Темы практических занятий (36 часов):

1.Обзор учебников и учебных пособий, используемых в практике преподавания русского языка как иностранного в кружках и на курсах.

2. Систематизация фонетических знаний учащихся. Общая характеристика звуковой системы русского языка.

3. Методы обучения произношению. Методика постановки русских звуков. Постановка произношения слова. Характерные особенности русского ударения. Ритмические модели русского слова. Редукция гласных.

4. Обучение интонации. Основные интонационные конструкции.

5. Систематизация лексических знаний учащихся. Общая характеристика лексической системы русского языка.

6. Основные этапы работы над русской лексикой. Способы семантизации лексических единиц.

7. Введение и дозировка новой лексики в учебном комплексе для курсов русского языка.

8. Систематизация грамматических знаний учащихся. Основные понятия грамматики.

9. Этапы работы над грамматическим материалом. Типы упражнений. Анализ грамматического материала учебного комплекса для курсов русского языка.

10. Аудирование как вид речевой деятельности. Трудности аудирования.

11. Формирование речевых навыков и умений аудирования. Типы упражнений.

12. Особенности монологической речи. Этапы работы при обучении монологической речи. Система упражнений.

13. Диалоги как учебные тексты. Этапы работы при обучении диалогу. Система упражнений на каждом этапе.

14. Обучение технике чтения. Упражнения для выработки навыков техники чтения.

15. Понимание содержания - основная задача обучения чтения. Изучающее чтение.

16. Составление упражнений и заданий при обучении чтению текста (изучающее чтение).

17. Письменная речь. Подготовительные и речевые упражнения как средство при формировании и развитии навыков письменной речи.

18. Анализ упражнений и заданий, направленных на обучение ВРД (на примере одной из тем учебного комплекса для курсов русского языка).

19. Урок как обязательная форма организованного обучения.

20. Структура урока и его компоненты.

21. Подготовка преподавателя к уроку. Составление конспекта урока.

Темы коллоквиумов: 1.Особенности преподавания фонетики, лексики и грамматики на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному 2. Обучение видам речевой деятельности. Как построить урок русского языка?»

 

Микроблог:

Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |