Карапетян Наталья Григорьевна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Доп. материалы
(Дисциплина: Методика преподавания русского языка как иностранного для студентов-нефилологов)

Словарь основных методических терминов и понятий АКТИВИЗАЦИЯ (от лат. activus). Приведение личности или группы учащихся в состояние активности в обучении. Различные приемы А.- использование этюдов, ролевых игр и др.- применяются на занятиях для повышения мотивации обучения и эффективности учебного процесса. АЗБУКА (от старинных названий первых двух букв "аз" и "буки").1. Алфавит, совокупность букв для данного языка. Латинская а. || Совокупность знаков, служащих для передачи какого-н. текста. А. телеграфная. А. Морзе. Нотная а. (система музыкальных значков). 2. Книга для начального обучения грамоте, букварь. АНАЛИЗ (от греческого analysis разложение, расчленение). Прием умственной деятельности, связанный с мысленным ( или реальным)расчленением предмета, явления, процесса на части: первая стадия научного исследования. Важная сторона мыслительной деятельности учащегося в процессе овладения языком и деятельности преподавателя по объяснению учебного материала. АНАЛИТИКО-ИММИТАТИВНЫЙ МЕТОД. Метод обучения произношению, сочетающий в себе момент анализа (осознания) материала и его имитацию. Преподаватель начинает с объяснения материала, используя таблицы, схемы артикуляции, схемы движения тона в разных типах интонации и т. д. Одновременно дается звуковой образец. Только после объяснения и демонстрации ученики произносят (имитируют) звуковой образец. АСПЕКТ (от лат. aspectus вид, облик). Одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения. АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ. Часть голосового аппарата, физиологические органы: гортань, голосовые связки, язык, мягкое и твердое небо, губы, формирующие звуки речи, АУДИРОВАНИЕ (от лат. audire слышать). Рецептивный вид речевой деятельности, смысловое восприятие устного сообщения (см. виды речевой деятельности). БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ РУССКИМ ЯЗЫКОМ. Достижение данного уровня владения русским языком позволяет иностранцу удовлетворять самые необходимые (базовые) коммуникативные потребности при общении с носителями языка в ограниченном числе предсказуемых ситуаций. ВВОДНО-ФОНЕТИЧЕСКИЙ КУРС. Начальный курс в системе овладения иностранным языком. ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В речевой деятельности человек производит и воспринимает информацию. Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) - это говорение и письмо; два - в восприятии текста, заложенной в нем информации - это слушание (аудирование) и чтение. ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Речевой акт с целью получения необходимой и интересующей информации. ГОВОРЕНИЕ. Продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное общение (см. виды речевой деятельности). ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Звуки, при произношении которых воздушная струя проходит без преград через голосовые связки. Всего в русском языке 6 гласных звуков. ДИАЛОГ (от греч. dialogos – беседа).1. Процесс диалогического общения, который состоит из непосредственного обмена высказываниями между двумя или несколькими лицами. 2. Разновидность учебных текстов (диалогический текст, текст диалога). ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ. Базисная категория методики; объективное отражение целей обучения применительно к конкретным условиям и этапу обучения. З.О. формируются в виде перечня знаний, навыков, умений. З.О. характеризуют уровень компетенции, достигаемый в ходе обучения. ЗВУК. Элементарная единица речи, выделяемая при членении речевого потока и способная сочетаться с другими аналогичными единицами. ИНТОНАЦИЯ. Изменение основного тона, длительности, интенсивности звучащего предложения. Без И. нет предложения, и, следовательно, нет речи. ИНТОНАЦИОННАЯ КОНСТРУКЦИЯ (ИК). Совокупность интонационных признаков, характеристики, связанных с изменением основного тона (повышением или понижением голоса) и помогающих различать значение предложений с одинаковой синтаксической конструкцией и лексическим составом. КИРИЛЛИЦА. Одна из двух древних славянских азбук ( вторая - глаголица), лёгшая в основу русского и некоторых других славянских алфавитов. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. Особый вид потребностей, побуждающих вступать в речевое общение с целью решения вербальных и невербальных задач. К.П. характеризуются на основе следующих параметров: 1) коммуникативные задачи и способы их решения; 2) используемые виды речевой деятельности; 3) типы текстов, функционирующих в процессе коммуникации; 4) осуществляемые в ходе коммуникации речевые акты. КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (англ. Communicative Language Teaching). Вариант комбинированных методов обучения. Особенностью К.М.О. является попытка приблизить процесс обучения по его характеру к процессу реальной коммуникации. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (от лат.competere добиваться, соответствовать). Способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой сферы деятельности. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, которые позволяют учащемуся участвовать в речевом общении. КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. Обучение с целью практического овладения иностранным языком. КОНЦЕНТР, КОНЦЕНТРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА (от лат. con+centrum центр, средоточие). Относительно замкнутый цикл учебного процесса, во время которого учащиеся овладевают определенным объемом языкового и речевого материала. В каждом К. предусматривается расширение материала на основе изученного и овладение новым. Число выделяемых К. зависит от конечных целей и условий обучения. КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ КУРС (от лат.correctio исправление). Краткосрочный курс обучения, предусматривающий коррекцию уже сформированных навыков и умений на основе выявленных типичных ошибок учащихся. ЛЕКСИКА (от греч. lexikos словесный). Словарный состав языка, совокупность слов языка. Ведущий компонент речевого общения, выступает в речи во взаимодействии с грамматикой и фонетикой. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА. Слово, устойчивое словосочетание или другая единица языка, способная обозначать предметы, явления, их признаки и т.п. ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ. Лексические единицы, которые должны быть усвоены учащимися за определенный промежуток времени. Количественный и качественный состав Л.М. зависит от целей обучения, этапа обучения и количества часов, отводимых для изучения языка. МЕТОДИКА (греч. methodike- правила речи). 1. Теоретический курс, учебная дисциплина, изучаемая в университетах и пединститутах. 2.Совокупность форм и приемов работы учителя, т.е. «технология» профессионально-практической деятельности преподавателя. 3. Педагогическая наука, теория обучения той или иной дисциплине. МОТИВ (фр.motif-побудительная причина, повод). Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. В качестве М. выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы. В случае принятия их человеком они приобретают личностный смысл и побудительную силу. Для преподавателя РКИ важно знать мотивы изучения русского языка учащимися и направлять их на достижение поставленной цели обучения. НАВЫК. 1.Действие, достигшее уровня автоматизма, характеризующееся цельностью, отсутствием поэтапного сознания. 2.Единица умения, означающая способность выполнять речевое действие в рамках речевой деятельности. 3.В методике РКИ Н.понимается как автоматизированное действие с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом в процессе речевой деятельности. Соответственно выделяют Н.языковые (фонетические, лексические, грамматические), речевые и коммуникативные. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ. Период в изучении индивидом неродного языка «от нуля» до определенного уровня обученности. Верхняя граница этого этапа определяется не организационным сроком (конец семестра в университете, полугодие в школе), а выполнением целей и задач, предписанных программой. НОРМЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА. Система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении. ОБЪЕКТ МЕТОДИКИ. Учебный процесс и составляющие его компоненты: русский язык как предмет преподавания и предмет усвоения; деятельность учащегося по усвоению русского языка и овладению речью на русском языке; деятельность преподавателя как организатора учебного процесса. Все компоненты учебного процесса рассматриваются в их взаимосвязи и взаимодействии. ОЩУТИМЫЕ МОМЕНТЫ АРТИКУЛЯЦИИ. Положение органов речи, которое можно почувствовать, а в некоторых случаях и увидеть. К ним относятся движение губ и кончика языка, движение всего тела языка вперёд или назад, силу и продолжительность воздушной струи. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Функциональный тип предложений, коммуникативное предназначение которых состоит в расширении "фонда знаний", общего для говорящего и слушающего. В отличие от побудительных и вопросительных предложений, П. П. не требуют определенной реакции адресата сообщения. П. П. в своем первичном предназначении служат для того, чтобы дать говорящему возможность сообщить свои мысли собеседнику и, тем самым, расширить общий фонд знаний и мнений. П. П. являются основным и наиболее употребительным функциональным типом предложений. ПОСТАНОВКА ЗВУКА. Использование различных приемов для того, чтобы добиться у учащегося правильной артикуляции и правильно произношения звука в потоке речи. ПОВЫШЕНИЕ/ПОНИЖЕНИЕ ТОНА. Мелодика, повышение/понижение частоты основного тона (мелодика), то есть изменения частоты колебаний голосовых связок. ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. Цель будущего общения на русском языке определяет содержание обучения, объем и последовательность подачи языкового материала, виды речевой деятельности, уровень владения языком, особенности социального аспекта обучения ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. Одна из основных категорий синтаксиса, противопоставленная в его системе слову и словосочетанию по формам, значениям и функциям. Будучи единицей общения, П. является вместе с тем единицей формирования и выражения мысли. ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Способности совершать операции, связанные с артикуляцией отдельных звуков и их соединением в слоги, слова и т.п. ПРЕДЦЕНТРОВАЯ / ПОСТЦЕНТРОВАЯ ЧАСТЬ ИК. Часть звучащего предложения, которая находится перед центром, называется предцентровой частью, а то, что после центра – постцентровой. Предцентровая, центр и постцентровая части образуют интонационную конструкцию – ИК. ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ. Конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения. П. О. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обусловливаются целью применения. В методике П. О. понимаются: как часть метода, отдельный акт обучения, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач. ПРИЕМ УТРИРОВАНИЯ АРТИКУЛЯЦИИ. Методический прием постановки звука, заключающийся в том, что учащийся усиливает движение органов речи и чёткость звука. ПРИЕМ ФИКСИРОВАНИЯ АРТИКУЛЯЦИИ. Методический прием постановки звука, который позволяет задержать положение речевых органов в момент постановки звуков. ПРИНЦИП УСТНОГО ОПЕРЕЖЕНИЯ. Методический принцип обучения, который предполагает а) устное введение учебного материала и его закрепление и б) речевую практику, протекающую в устной форме на основе отобранных для занятий тем и ситуаций. Согласно П. у. о. овладение устной иноязычной речью становится первоочередной задачей в практическом курсе обучения. РЕДУКЦИЯ ГЛАСНЫХ. Ослабление и изменение звучания гласных в безударной позиции. Редукция в русском языке характеризуется разной длительностью произнесения слогов в слове. Гласные, которые находятся под ударением, называются гласными полного образования. Ударный слог самый длинный в слове. Остальные гласные в слове являются редуцированными. РЕПЛИКА (от фр. replique-отвечаю). В диалогической речи каждое отдельное высказывание лиц, принимающих участие в диалоге составная часть диалога, принадлежащая одному из собеседников. Две ситуативно связанные между собою реплики образуют диалогическое единство. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема информации. РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (от лат. competentis- способный). Владение способами формирования и формулирования мысли посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. Входит в состав коммуникативной компетенции. РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ. Единица речевой деятельности, продуманное высказывание как часть речевого акта. РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ. Автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности. Признаки навыка: правильность выполнения, автоматизированность, темп выполнения, прочность операции, способность использовать его на новом материале. Принято выделять речевые навыки (фонетические, лексически, грамматические) и двигательные (обеспечивающие техническую сторону письма и произнесения звуков). РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ. Способность применять приобретенные знания и сформированные навыки в различных ситуациях общения. На основе умений решаются коммуникативные задачи, связанные с получением и передачей информации на изучаемом языке. Выделяются следующие умения: аудировать, говорить, писать, читать. Навыки входят в состав умений в качестве их основных компонентов. РЕЧЕВАЯ ЕДИНИЦА. Речевые единицы возникают в результате комбинации единиц языка в речи. К основным единицам речи как совокупности способов реализации речевой деятельности относятся слово, предложение и речевое высказывание. РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (лат. communic- делаю общим, связываю, общаюсь). Обмен информацией различного рода посредством языковых средств. РЕЧЕВОЙ ОБРАЗЕЦ. Отрезок речи, построенный на основе отработанной для изучения структурной схемы и выполняющий конкретное коммуникативное задание. Характеристики Р.О.: смысловая законченность, информативность, наличие коммуникативной целевой установки, соотнесенность с ситуацией употребления и контекстом. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ реальная или воображаемая ситуация, провоцирующая речь. Речевая ситуация имитирует реальную жизненную проблему, которую вы должны решить, или задачу, которую вам необходимо выполнить. РЕДУКЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (лат. reducire- сокращать). Ослабление и изменение звучания гласных в безударной позиции. Редукция в русском языке характеризуется разной длительностью произнесения слогов в слове. РИТМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЛОВА. Ритмическая структура слова, в которой указывается количество гласных и место ударения. В зависимости от количества гласных и места ударения в слове выделяются двусложные ( ТАта, таТА), трехсложные ( ТАтата,таТАта, татаТА) четырехсложные и т.д. ритмические модели слова. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ. Формирование, развитие и совершенствование речевых умений во всех видах речевой деятельности- чтении, аудировании, говорении и письме. Речевые умения формируются на основе языковых знаний - фонетических, лексических, грамматических и речевых навыков, поэтому важнейшим компонентом содержания обучения языку является их формирование на отобранном языковом и речевом материале. В содержание обучения включают также тематический, текстовой и ситуативный материал. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. Все материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучение в рамках учебного процесса: печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники; дискеты с учебной информацией; записи на доске, плакаты; кино– и видеофильмы; а также технические средства обучения: учебные электронные издания; компьютерные обучающие системы; аудио-, видео- материалы и многие др. СИТУАЦИЯ. Система внешних по отношению к человеку условий, фрагмент деятельности, побуждающие его к выполнению действий. СЛОГ. Сочетание слогообразующего элемента (обычно гласного) с одним или несколькими неслогообразующими элементами – согласными. С. является минимальной единицей речевого потока. С.,заканчивающиеся гласными, называют открытыми (ты, сто), а заканчивающиеся согласными – закрытыми (он, дом). СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ НАВЫК. Способность правильно воспринимать услышанный звуковой образец (ассоциировать с его значением) и адекватно его воспроизводить. Показателем сформированности С.Н. является доведение до автоматизированного (безошибочного, быстрого, стабильного) восприятия и воспроизведения. СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Способность языковых средств служить для различения лексических единиц и высказываний. Смыслоразличительную функцию в русском языке могут выполнять звуки (смыслоразличительная роль звука) (дом – том), ударение (мука – мука), интонация (Это твой компьютер. – Это твой компьютер?). СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Звуки, образующиеся в результате прохождения воздушной струи через преграду в каком-либо месте речевого аппарата. В русском языке 36 согласных звуков, они характеризуются по месту и способу образования, а также по дополнительной артикуляции: твердости – мягкости, глухости – звонкости. СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ КУРС ФОНЕТИКИ. Курс овладения слухопроизносительными навыками иностранного языка, не выделяемый в специальный аспект обучения и ведущийся параллельно с овладением видами речевой деятельности и лексико-грамматическим материалом. С. к. ф. начинается после вводно-фонетического курса Его задача – совершенствование и автоматизация слухопроизносительных навыков. СИНТАКСИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИИ ( лат. construere- складывать, строить). Соединенное по правилам грамматики целое, состоящее из слов, словосочетаний, предложений. Конструкция словосочетания. Конструкция простого предложения. Конструкция сложного предложения. СТЕРЕОТИПЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. Правила и нормы коммуникативного поведения в разных сферах речевого общения, принятые у того или иного народа. СФЕРА ОБЩЕНИЯ (от греч. spharia – шар). Взаимосвязанный комплекс ситуаций и тем общения, видов речевой деятельности, обусловленный потребностями обучающихся. Принято выделять следующие С. О.: профессионально-производственную, учебно-профессиональную, обиходно-бытовую (социально-бытовую), социально-культурную, общественно-политическую. В практике преподавания иностранного языка необходимо максимально приблизить обучение к реальному общению, что предполагает в соответствии с целями обучения определить необходимые С. О., соотнести С. О. и виды речевой деятельности, установить взаимосвязь С. О., тем, ситуаций с характерными для них формами речи и языковым материалом. ТЕКСТ (от лат. textum – связь, соединение). Результат говорения или письма, продукт речевой деятельности основная единица коммуникации, которой человек пользуется в процессе речевого общения. ТЕМП РЕЧИ. Скорость произнесения элементов (звуков, слогов, слов); измеряется двумя способами: числом звуков ( или слогов), произносимых в единицу времени, или средней длительностью звука ( слога) УДАРЕНИЕ Выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств: в русском английском, французском, польском и ряде других языков – силой выдоха; в китайском, японском и др. языках – изменением высоты голосового тона. Словесное У. в русском языке является свободным, т. е. может падать на любой слог слова, и подвижным, т. е. не привязанным к определенной морфеме в слове. УДАРНЫЙ/БЕЗУДАРНЫЙ ЗВУК. Гласный звук в ударном положении находится в сильной позиции - произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции - произносится с меньшей силой и менее отчётливо. УМЕНИЕ.Усвоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Способность осознанно совершать действие, опираясь на сформированные навыки и приобретенные знания. ФОНЕТИКА (от греч. phonetike). 1. Раздел лингвистики, изучающий способы образования звуков человеческой речи и их акустические свойства. 2. Аспект обучения в практическом курсе языка, имеющий своей целью формирование слухопроизносительных навыков. ФОНЕТИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ СЛОВА. Ритмическая структура слова - описание строения слова как последовательности слогов ударных и безударных. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА. Этап урока (обычно начальный), который предназначается для формирования и совершенствования слухопроизносительных навыков учащихся. Ф. з. помогает переключиться на изучаемый язык, обеспечивает настройку слухового и речевого аппарата учащихся. При определении материала Ф. З. исходят из основного лексико-грамматического материала урока, фонетические факты которого могут представлять трудности для учащихся. На Ф. З. отводят 5–10 минут, виды и формы ее разнообразны: устный рассказ преподавателя, хоровое повторение выученных ранее речевых образцов разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений. Ф. З. может быть проведена в форме игры. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ. Сознательно планируемые результаты, которые учащийся должен получить по окончании обучения. ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. Факторы реальной действительности (обстановка, время, место), знание которых помогает правильно использовать языковые единицы в речевом высказывании. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ РУССКИМ ЯЗЫКОМ. Свидетельствует о минимальном уровне коммуникативной компетенции, который позволяет претенденту удовлетворять элементарные коммуникативные потребности в ограниченном числе ситуаций повседневного общения. ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ. Языковой материал всех уровней (фонетика и интонация, морфология и синтаксис, лексика и фразеология), на основе которого формируются речевые навыки и умения. ЯЗЫКИ КОНСОНАНТНОГО ТИПА. Языки, в которых согласных звуков значительно больше, чем гласных Русский язык также относится к языкам консонантного типа. ЯЗЫКОВАЯ (ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ) КОМПЕТЕНЦИЯ. Владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого и сложного предложения
Микроблог:

Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |