Карапетян Наталья Григорьевна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Контрольные работы
(Дисциплина: Методика преподавания русского языка как иностранного для студентов-нефилологов)

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЁТА). Контрольная работа № 1 Обучение фонетике русского языка на начальном этапе 1. А. Дайте характеристику русским звукам : : [П], : [М] [Ш] : [Р] по образцу: 1) гласный /согласный; 2) звонкий / глухой / сонорный; 3) твѐрдый / мягкий. Образец: [С] 1) согласный; 2) глухой; 3) твѐрдый. 2. Подчеркните слова, в которых все согласные звуки мягкие: стул, печь, люк, мял, соль, чаща. 3. Подчеркните буквы, которыми различаются эти слова: пилка, палка 4.В слове кот – три звука и в слове мяу – три звука. Одинаковое ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему. 5. Назовите слово, которое состоит из трех согласных и одного гласного. В этом слове слышится гласный звук [ ы ], а пишется буква и. Слово обозначает название помещения, в котором даются представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. 6. Из каждого слова «выньте по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением: Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран Образец: горсть – гость. 7. Отметьте в словах мягкие согласные, выпишите слова с непарными твердым/мягкими согласными : горячий чай, вкусная ветчина, чёрная ручка, солнечный луч, чужой человек, по имени и отчеству, очное и заочное обучение, восточные сладости. Контрольная работа № 2 Лексика в обучении русскому языку как иностранному 1. Определите лексическое и грамматическое значение слов. Используйте «Краткий толковый словарь русского языка» под ред. В. В. Розановой или «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. 1. Писать, писатель, письмо, письменный, записка, письменно. 2. Прочитать, читатель, чтение, читательница, прочитанный. 2. Какие из указанных слов являются однозначными, а какие – многозначными. Журналист, язык, преподаватель, учитель, вулкан, звезда, лѐгкий, музыкант, лист, магазин, мнение, открыть, бизнес. 2. Определите, в каких словосочетаниях слова употреблены в прямом значении, а в каких в переносном. Мягкий характер, мягкий материал; серебряный голос, серебряная ложка; умный ребѐнок, умная голова; приход гостей, приход весны; девушка поѐт, душа поѐт; войти в моду, войти в кабинет; дать ручку; дать совет; камень на сердце, камень на дороге. 3. К данным словам подберите синонимы и составьте с ними словосочетания. Близкий, будущий, доктор, источник, образец, перерыв, показывать, холодный, яркий, руководитель, друг, оценка, способ, кушать, вежливый, земля, способный, трудиться. 4. Подберите антонимы к данным словам. Богатство, быстрый, верный, внешний, выигрывать, громко, грустно, густой, добрый, известный, красота, крепко, крупный, культурный, любить, никто, печальный, поднимать, постоянный, правильный, свет, сила, старый, тонкий, успех, юный, яркий. 5. Подберите антонимы к каждому из значений многозначных слов. Бедный: 1) не имеющий достаточных средств к существованию, неимущий; 2) небогатый по содержанию, скудный; 3) несчастный. Большой: 1) значительный по величине, размерам; 2) значительный по силе, интенсивности (большой успех, большая польза); 3) в высокой степени, чрезвычайный; 4) взрослый. Глубокий: 1) имеющий большую глубину; 2) находящийся далеко от поверхности, на далеком расстоянии от края, границы чего-либо; 3) отличающийся глубиной содержания (глубокие знания, глубокие мысли). Контрольная работа № 3. Грамматический материал в обучении русскому языку как иностранному. Формирование грамматических навыков 1. Выберите правильный вариант: вместо точек вставьте подходящие по смыслу глаголы движения в нужной форме. Обратите внимание на то, что некоторые глаголы повторяются. Как волки учат своих детей Я (1)… по дороге и услышал сзади себя крик. Это кричал мальчикпастух. Он (2)… по полю и на кого-то показывал. Я увидел, что по полю (3)… два волка – один взрослый, другой молодой. Молодой волк (4)… на спине убитого ягненка. Взрослый волк (5)… позади. Когда я увидел волков, то вместе с мальчиком (6)… за ними, и мы стали кричать. На наш крик (7)… крестьяне с собаками. Как только старый волк увидел людей и собак, он (8)… к молодому волку, схватил у него ягненка. Оба они (9)… к лесу и быстро скрылись с глаз. Тогда мальчик стал рассказывать, как всё происходило: из оврага (10)… большой волк, схватил ягненка, зарезал его и (11)…. Навстречу ему (12)… волчонок и бросился к ягненку. Старый волк отдал (13)… ягненка молодому волку, а сам налегке (14)… рядом. Только когда появилась опасность, старый волк прекратил учение и сам (15)… ягненка. (По рассказу Л.Толстого) Глаголы движения: 1. нёс 2. бежал 3. бегут 4. побежал 5. шёл 6. прибежали 7. нести 8. подбежал 9. понёс 10. выбежал 11. побежали. 2. Какая приставка подходит к каждому из этих глаголов? При выборе приставки обратите внимание на то, с какого согласного (глухого или звонкого) начинается глагол! - толкать, цвести, пустить, шуметься, писать - бросить, грузить, читать, вести, говорить - говорить, мочить, носить, возить, рулить - молчать, вернуть, писать, лизать, пустить - дать, пустить, везти, вести, говорить, бросить Для справок: с-, пере-, от-, рас-, раз- 3. Найдите в предложениях глаголы и исправьте ошибки в употреблении приставок, зачеркнув неправильную приставку и надписав над ней сверху правильную. Надя записала письмо подруге. Ученика созвали к доске. Малыш избежал из комнаты. Бабушка привязала носки внуку. Вечером на улице обжигаются фонари. Чтобы навесить картину, надо сначала взбить гвоздь. 4. Поставьте глаголы в форму настоящего времени. Подчеркните подлежащее, сказуемое, определение. Надпишите над словами части речи (существительное – им.сущ., глагол – гл., прилагательное – им.прил.) Образец: В густой траве под елью спрятались маслята. - В густой траве под елью прячутся маслята. Весна Наступила радостная весна. Лес проснулся после зимнего сна. На деревьях надулись и лопнули пахучие почки. На пригорке появилась молодая травка. На лесных полянках распустились голубые подснежники. С юга вернулись перелётные птицы. 5. Найдите конец пословиц и запишите их в тетрадь правильно. Объясните письменно значение пословиц! 1) Кто умеет веселит...ся, 2) Не плюй в колодец – 3) Не надо хвалит...ся, 4) Кто любит трудит...ся, 5) Кто хочет от жизни толку добит...ся, 6) Нечего тому страшит...ся, а) тот должен много трудит...ся. б) тому без дела не сидит...ся. в) того горе боит...ся. г) который ничего не боит...ся д) а то как бы не провалит...ся. е) пригодит...ся воды напит...ся. Контрольная работа № 4. Обучение видам речевой деятельности 1. Сделать конспект урока, цель которого - совершенствование лексико-грамматических навыков и развитие умений чтения. Проанализируйте текст и упражнения к нему. Напишие: а) какие из них вы предложите в качестве предтекстовых, притекстовых, послетекстовых заданий; б) в какой последовательности необходимо выполнять эти упражнения; в) выпишите слова, которые требуют предварительного лингвострановедческого комментария к тексту. Текст Как ребёнок является символом жизни, так колосья хлеба стали символом щедрости земли и мира на ней. Хлебом и солью всегда встречали гостей на Руси. Хлебу отдают лучшие поля. Хлебные колосья мы видим на гербе России. Когда человек хочет сказать, что он голоден, он говорит, что у него и корки хлеба не было во рту. И когда хотели сказать о бедности, тоже говорили, что у человека нет на кусок хлеба. О хлебе думали с радостью, надеждой, а иногда и с тревогой. В Музее обороны в Петербурге хранится дневная норма хлеба (125 граммов). Еѐ получали жители в дни блокады города, когда шла Великая Отечественная война. Этот чѐрный кусочек хлеба, как спичечная коробка, похож на кусочек глины. Это был горький хлеб с дымом войны. У него был вкус горя. Пекарь – древнейшая профессия на земле. От мастера к мастеру, от отца к сы-ну передавалось это искусство. Раньше это была тяжелая физическая работа. Теперь на помощь человеку пришла техника. Появились хлебозаводы-автоматы, где пекут сотни тонн хлеба в день. В Москве, например, пекут более 120 видов хлеба: белый и чёрный («русский хлеб», как называют его за рубежом), батоны и ситники, булочки и калачи, бородинский... Говорят, что московский хлеб очень вкусен. Москвичи и гости республики любят свой хлеб. Многие люди, которые приезжают из-за рубежа, удивляются: никогда они не ели столько хлеба. ...Пекут хлеб хлебозаводы. А рано утром специальные машины везут его в булочные. Свежий, пышный, румяный, он хранит в себе тепло жизни. (По материалам пособия Е. И. Василенко, В.В.Добровольской «Методические задачи по русскому языку».) Упражнения к тексту : - Прочитайте следующие слова: колосья (колос), герб, дым. Как вы их понимаете? При затруднении обратитесь к словарю. - Автор заканчивает свой рассказ словами: «Хлеб хранит в себе тепло жизни». Читая текст, постарайтесь понять, почему он так сказал. Согласны ли вы с ним? - Найдите в тексте 8 предложений, в которых говорится о роли хлеба в жизни человека. - Скажите, что нового вы узнали о России и русских. - Прочитайте текст ещё раз и отметьте предложения, в которых есть новая для вас информация. - Найдите в тексте ответ на вопрос: «В каких случаях русские употребляют выражения «У него и корки хлеба не было во рту» и «У него нет на кусок хлеба?» - Как вы думаете, почему в Музее обороны в Петербурге в числе экспонатов есть кусочек хлеба? Почему в гербе мы видим колосья хлеба? Почему чёрный хлеб за рубежом иногда называют «русским»? - Найдите в словаре значение слов «физический» и «свежий». Какие из значений вы используете, чтобы перевести словосочетания: «физический труд» и «свежий хлеб»? - Озаглавьте текст. - Укажите в тексте новые слова, о значении которых вы догадались без труда. Почему? - Найдите в словаре значение слова «горький». В каком из указанных значений употреблено это слово в предложении?
Микроблог:

Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |