Карапетян Наталья Григорьевна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Домашние задания
(Дисциплина: Методика преподавания русского языка как иностранного для студентов-нефилологов)

ПЕРЕЧЕНЬ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМАМ Тема 1. Русский язык как иностранный: предмет преподавания, цели и содержание обучения. Задание №1. Работа со словарем: прочитать фрагмент словарной статьи «ЯЗЫК» (толковый словарь русского языка С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведовой), выписать все значения слова язык, с некоторыми них составить предложения. Задание №2. Составить схему учебного процесса изучения русского языка как иностранного, показав стрелками зависимость всех составляющих (используя текст № 3, I). Тема 2. Основные принципы коммуникативного обучения РКИ Задание 1. Сделать анализ урока № 5 учебного пособия «Дорога в Россию» элементарный уровень)», авторы Антонова В.Е., Нахабина М.М., определить, какими методическими принципами руководствуются авторы при составлении заданий. Тема 3. Задачи и содержание обучения РКИ на начальном этапе (кружки и курсы) Задание 1. Прочить текст «Уровни владения РКИ». Сделать краткий конспект « Требования элементарного и базового уровней владения РКИ» Тема 4. Особенности фонетической системы русского языка. Задание1: Проработать таблицы: «Классификация согласных звуков по месту и способу образования», дать полную характеристику одному из согласных звуков. Тема 5. Основные принципы обучения произношению и приемы постановки русских звуков. Задание 1. Познакомиться с конспектом преподавателя, в котором представлена система заданий по постановке согласного [ш] ( упр.4) Задание 2. Составить подробный план работы по постановке одного из звуков: [ж], [л’], [р], [ы], используя конспект преподавателя как образец Тема 6. Обучение произношению слова. Задание 1. Проанализировать таблицу « Редукция гласных в слове». Уметь объяснить, как изменяется произношение гласных в зависимости от их положения относительно ударения. Задание 2. Прочитать учебный материал данных упражнений, а) определить, какова общая направленность (цель) каждого из них, б) исходя из целей и задач материала предложенных упражнений, сформулировать задания к ним. (упр.4, I) Тема 7. Обучение интонации. Основные типы интонационной речи(ИК-1,ИК-2,ИК-3,ИК-4) Задание1. Чтение текста диалога с определением ИК и правильной интонацией ( индивидуальные задания) Тема 8. Лексика как аспект преподавания. Общая характеристика лексической системы русского языка. Задание 1. Работа со словарем: найти и записать основные значения глагола «ИДТИ», составить предложения с некоторыми из них. Задание 2. Объяснить значение выделенных слов в приводимых словосочетаниях, переведите их на родной язык. Тема 9. Основные этапы работы над новой лексикой. Способы семантизации лексических единиц. Задание 1. Подготовить фрагмент занятия, целью которого является семантизация следующих слов. Составить упражнения на введение, усвоение и закрепление данной лексики. Тема 10. Методика работы над лекси-ческим материалом на начальном этапе обучения русскому языку. Лексический минимум. Задание 1.Прочитать и законспектировать фрагмент текста из пособия Акишина А.А., Коган О.Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. Задание 2. Проанализировать данные ниже типы упражнений и определите, какие из них предпочтительнее использовать на этапе: а) семантизации лексической единицы; б) автоматизации ее употребления; в) дальнейшего совершенствования лексических навыков. Тема 11. Место грамматики в практическом курсе обучения русскому языку Задание 1. Выписать слова с одним корнем (родственные, однокоренные): голос, расска-зывать, сказка, голосистый, скучно, указка, скука, голосить, заскучать, сказитель, безголосый, сказать, поскучали, голосовать, сказочник. Задание 2. Найти корень в данных словах, образовать новые слова при помощи суффиксов: - ЕНОК- слониха, гусь, кенгуру, козел, зверь, кот, утка; - НИК- двор, учение, фокус, работа, лес, лыжи, защита;- ИСТ- баскетбол, волейбол, велосипед, машина, танк, теннис, гитара. Задание 3. «Собрать» слова из частей слов, данных в таблице. Тема 12. Методика обучения грамматики. Основные принципы организации и представления грамматического материала на начальном этапе изучения русского языка. Задание 1. Проанализировать фрагмент урока «Прошедшее время глаголов»: 1. Какая стадия формирования грамматического навыка отрабатывается на уроке? 2. Какие учебные действия включает в себя система работы с таким грамматическим явлением, как прошедшее время глаголов? 3. Какие приемы использует преподаватель на уроке при введении данного грамматического материала? Провести фрагмент занятия в аудитории. Тема 13. Этапы работы над грамматическим материалом. Типы упражнений. Задание 1. Прочитать и сделать краткий конспект текста «Грамматический минимум начального этапа обучения» Задание 2. Заполнить и прокомментировать таблицу: значения падежа, окончания существи-тельных (прилагательных), исключения, примеры, вопросы, которые требует падеж. Сформулировать задания для работы с материалом таблицы. Тема 14. Виды и формы речевой деятельности Задание 1. Подготовить сообщение об одном из видов речевой деятельности: механизмы восприятия, особенности лексики, организация текста, синтаксические конструкции, сфера использования. Тема 15. Обучение аудированию как виду речевой деятельности. Задание 1. Проанализировать требования к аудиотексту. Сравнить два текста, содержащих одну и ту же информацию, определить, какой из них более отвечает задачам развития навыков аудирования ( аргументировать ответ). Задание 2. Выделить упражнения, направленые на развитие: а) навыков прогнозирования; б) фонематического слуха; в) интонационного слуха; г) кратковременной памяти; д) навыки эквивалентных замен ( зад, 7, стр.11, IV) Тема 16. Обучение говорению как виду речевой деятельности. Задание1. Сформулировать отличительные особенности и сходство аудирования и говорения как устных ВРД. Задание 2. Прочитать текст « Рассказ журналиста». Составьте диалог, который мог произойти между журналистом и героем рассказа. (IV, стр.20-21) Тема 17. Обучение чтению как виду речевой деятельности. Задание 1. Проанализировать упражнения и определить, какие механизмы речи, необходимые в процессе чтения, они развивают ( зад. 4, стр,19). Задание 2. Познакомиться с планом урока по обучению технике чтения. Объяснить целесообразность предлагаемых этапов и заданий, скажите, какие навыки и умения они формируют (зад.5, стр.20, IV) П/З Тема 18. Обучение письменной речи. Задание 1. Прочитать упражнения, определить, какие умения в области письменной речи они развивают: а) увеличивают объём оперативной памяти; б) учат прогнозировать текст; в) учат организации связного текста. Задание 2. Познакомиться с материалами типовых тестовых заданий на определение уровня владения русским языков в письменной речи. Проанализировать задания и критерии их оценки (зад. 6 стр.29, IV) Тема 19. Урок как обязательная форма организованного обучения, основная временная единица учебного процесса. Задание 1.Подготовить краткий конспект текста «Структура и типы уроков» Задание 2. Сформулировать основные цели предложен¬ных ниже уроков и определены их типы, если на уроке предлагаются следующие задания (зад.3, стр. 8,V) Тема 20. Подготовка к педпрактике. Схема анализа урока русского языка как иностранного. Задание 1. Проанализировать фрагмент урока русского языка, целью которого является введение и закрепление новой лексики, заполнить схему анализа урока. (зад.6, стр. 15,V) И/З
Микроблог:

Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |