Карапетян Наталья Григорьевна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Семинары
(Дисциплина: Методика преподавания русского языка как иностранного для студентов-нефилологов)

СПЕЦКУРС « МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-НЕФИЛОЛОГОВ». ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ : 1. Русский язык как иностранный: основные понятия и характеристики 2. Методика-теория обучения русскому языку как иностранному 3. Систематизация фонетических знаний учащихся. Общая характеристика звуковой системы русского языка. 4. Основные принципы обучения произношению и приемы постановки русских звуков. 5. Постановка произношения слова. 6. Обучение интонации. Основные интонационные конструкции. 7. Слово - основная лексическая единица языка. 8. Способы семантизации лексических единиц. 9. Основные этапы работы над русской лексикой. 10.Основные принципы организации и представления грамматического материала. 11. Грамматический минимум начального этапа обучения. 12. Обучение аудированию как виду речевой деятельности. Трудности аудирования. 13. Обучение говорению как виду речевой деятельности. 14. Обучение чтению. Упражнения для выработки навыков техники чтения. 15. Система упражнений при обучении изучающему чтению. 16. Письменная речь. Подготовительные и речевые упражнения как средство формирования и развития навыков письменной речи. 17. Специфика и типология уроков русского языка как иностранного 18.Структура урока РКИ, традиционные этапы урока 19.Речь преподавателя на уроке русского языка как иностранного. 20. Подготовка к педагогической практике. Схема анализа урока. ТЕМА № 1. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ Словосочетание русский язык как иностранный (РКИ) в качестве тер¬мина стало использоваться во 2-й половине XX столетия в связи с широким развитием практики обучения иностранных учащихся. Русский язык как учебный предмет, в задачу которого входит обучение иностранцев, в настоящее время преподаётся не только в России, но и за рубежом. Мотивы изучения русского языка могут быть разными: желание получить высшее образование и специальность в российских вузах, повысить профессиональную квалификацию или научный уровень в различных российских центрах (студенты, аспиранты, стажеры), приобрести профессию преподавателя-русиста/переводчика, осуществлять деловые или культурными контакты с Россией, а также просто познакомиться с историей, литературой, культурой этой страны. Различные категории изучающих русский язык имеют разные коммуникативные потребности. Одни заинтересованы, главным образом, в овладении устной диалогической речью, другие - преимущественно в чтении деловой документации и деловой переписки, третьи - в свободном владении русским языком, которое позволяет общаться в любых сферах и ситуациях. Несмотря на различие мотивов, потребностей и интересов учащихся, все они осваивают русский язык как средство общения и в целях общения на этом языке. Владение иноязычной речью составляет основу коммуникативной компетенции, под которой понимается умение решать жизненно важные экстралингвистические задачи средствами иностранного языка. Коммуникативная компетенция опирается на речевую компетенцию – способность понимать и продуцировать устные и письменные высказывания на уровне предложения, сверхфразового единства, текста. Речевая компетенция, в свою очередь, базируется на владении необходимым минимумом лексических и грамматических средств, то есть на языковой компетенции. Выделяют следующие виды компетенций: языковая - способность воспринимать и использовать единицы иностранного языка; речевая - способность понимать и продуцировать иноязычный текст; коммуникативная - способность общаться на иностранном языке. Формирование коммуникативной компетенции является основной целью обучения русскому языку. Коммуникативные цели определяют содержание, средства и приемы обучения учебного предмета "Русский язык как иностранный". Для обучения иностранцев речевому общению на русском языке потребовалось создание соответствующих учебных материалов. С начала 50-х годов прошлого века созданы и создаются учебники и учебные пособия - хрестоматии, сборники упражнений, словари, справочники, материалы для работы в компьютерном классе, средства наглядности для разных категорий учащихся и разных этапов обучения. Основоположниками РКИ были такие известные ученые, как И.М. Пулькина, Г.И. Рожкова, Е.И. Мотина, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова и другие. Их трудами и трудами их многочисленных учеников были созданы основы теории и практики преподавания «Русского языка как иностранного». ЗАДАНИЕ 1. В процессе знакомства с учебной и методической литературой по РКИ вы будете встречаться со следующими терминами. Постарайтесь объяснить их значение, в случае затруднения обратитесь к словарю методических терминов. Мотивы изучения русского языка, коммуникативные потребности учащихся, языковая (лингвистическая) компетенция, речевая компетенция, коммуникативная компетенция, задачи обучения, цели обучения, содержание обучения, средства обучения, приемы обучения, экстралингвистические задачи. ЗАДАНИЕ 2. Давайте обсудим: • Когда РКИ как учебный предмет был введен в российских вузах? • Изучают ли русский язык в вашей стране? Какими могут быть мотивы его изучения? • Что мы понимаем под коммуникативной компетенцией? • Как формируется коммуникативная компетенция? • Можно ли утверждать, что у вас полностью сформирована коммуникативная компетенция владения русским языком? ЗАДАНИЕ 3. Языковые, речевые и коммуникативные ошибки являются показателем уровня сформированности компетенции. Прочитайте примеры ошибок в разных видах компетенции, обратите внимание на объяснения. На вопрос о времени: «Который час?» - студент отвечает: *Без пятнадцать минут два часа. Допущена языковая ошибка, нарушена форма числительного, но есть речевая и коммуникативная коммуникации. *Пятнадцать минут до двух. Нарушение речевой компетенции, так не принято говорить, хотя языковая и коммуникативная коммуникации присутствуют. *Он был вчера. Языковая и речевая коммуникация соответствуют норме, но нарушена коммуникативная компетенция: учащийся не понял вопроса - общения не происходит. ЗАДАНИЕ 4. Проанализируйте ошибки, которые были допущены студентами при выполнении тестовых заданий (базовый уровень). *Дорогая Катя Я надежда, что ты хорошо. * Мы очень дружба. * Моя бабушка не работа, отдыхает дома. * Мы веселье семья * Пожалуйста. Ответе меня вопросов. * Папа бизнесмен. А мама домохозяйка. Мама и папа - порвестика. *Мой папа инженер. Он мой хороший друг. Мы часто разговариваем друг друга. Он часто помогает мне делать вопросы. *В свободное время мы обычно смотреть телевизор дома. Ниногда мы говорим о работе. *Дорогой ректор. Здравствуйте. (…) Мне пишите, пожалуйста. Я жду ваши ответы. Желаем вам успехов в работе, счастья. Пусть у вас всё будет хорошо! С уважением (имя) * Уважаемый господин директор! Здравствуйте! (…) крепко целую. ТЕМА № 2. МЕТОДИКА - ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ. Слово "методика" (от греческого methodike - путь, способ) в настоящее время используется в нескольких значениях: 1) технология обучения, совокупность способов управления учебным процессом; 2) наука, теория обучения предмету; 3) учебный предмет в вузе. Методическая наука родилась из практики преподавания, из потребности ее осмысления и обобщения. Методика обучения РКИ – это самостоятельная педагогическая наука, исследующая закономерности, цели, содержание, средства, методы, приемы и системы обучения, а также изучающая принципы учения и воспитания учащихся на материале русского языка. Объектом методики как науки является учебный процесс и составляющие его компоненты: русский язык как предмет преподавания и предмет усвоения; деятельность учащегося по усвоению русского языка и овладению речью на русском языке; деятельность преподавателя как организатора учебного процесса. Все компоненты учебного процесса рассматриваются в их взаимосвязи и взаимодействии. Методика преподавания русского языка решает общие для всех методик вопросы: цели обучения иностранному языку, содержание обучения, приемы и средства обучения, организация учебного процесса. Цели обучения Одним из главных условий эффективности учебного процесса является четкое осознание преподавателем и учащимся целей обучения. Конкретные цели изучения языка могут быть разными (студенты, школьники, специалисты, любители), но в конечном итоге – это обучение общению (коммуникации) на русском языке. Цели обучения иностранному языку определяются коммуникативными потребностями учащихся. Поэтому современная методика основывается на коммуникативном подходе в обучении русского языка. Коммуникативные цели являются главными, ведущими, одновременно с ними могут ставиться и сопутствующие цели - общеобразовательные и воспитательные. Содержание обучения Общение осуществляется в виде речевых действий в устной и письменной форме, поэтому главным компонентом содержания обучения следует признать формирование, развитие и совершенствование речевых действий - речевых умений во всех видах речевой деятельности - чтении, аудировании, говорении и письме. Речевые умения формируются на основе языковых знаний - фонетических, лексических, грамматических и речевых навыков, поэтому важнейшим компонентом содержания обучения языку является их формирование на отобранном языковом и речевом материале. В содержание обучения включают также тематический, текстовой и ситуативный материал. Содержание обучения (его объем и состав) диктуется целями обучения и конкретными условиями учебного процесса. Процесс обучения иностранному языку - это совместная деятельность преподавателя и учащихся. Деятельность преподавателя включает различные действия, с помощью которых он организует учебные действия учащихся, направляет, стимулирует и контролирует их. Приемы и средства обучения Методика изучает все, что преподаватель использует и применяет в своей работе, а именно: приемы, способы, средства обучения, их проверку и оценку с точки зрения целесообразности и эффективности. Средства обучения - это программы, учебники, учебные пособия, средства наглядности, учебные фильмы, компьютерные программы. Приемы обучения - действия преподавателя, организующие работу учащихся на занятиях. Методика - самостоятельная педагогическая наука, имеющая свой предмет изучения, свои задачи, свои методы исследования, свою систему понятий и терминов. ЗАДАНИЕ 1. В процессе знакомства с учебной и методической литературой по РКИ вы будете встречаться со следующими терминами. Постарайтесь объяснить их значение, в случае затруднения обратитесь к словарю методических терминов. Учебный процесс, компоненты учебного процесса, объект методики, речевые действия, языковые знания - фонетические, лексические, грамматические; речевые навыки и умения, виды речевой деятельности, коммуникативные цели обучения, коммуникативный подход в обучении. ЗАДАНИЕ 2. Давайте обсудим: • Почему недостаточно владеть языком, чтобы его преподавать? • Для чего нужна методика? • Какие вопросы решает методика? • Что является действительной целью изучения любого иностранного языка? • Почему современная методика основывается на коммуникативном подходе в обучении русскому языку как иностранному? • Насколько важен каждый из перечисленных компонентов учебного процесса? ЗАДАНИЕ 3. Составьте схему учебного процесса изучения русского языка как иностранного, показав стрелками зависимость всех составляющих. Обратите внимание на то, что в центре учебного процесса находятся УЧЕНИК И УЧИТЕЛЬ в их взаимодействии. От чего, по вашему мнению, зависит эффективность обучения русскому языку как иностранному. ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте текст и объясните, как в процессе обучения происходит формирование навыков владения русским языком как иностранным. Какие навыки необходимы для формирования коммуникативной компетенции учащегося? Знания, навыки, умения В современной методической литературе встречаются такие по¬нятия, как знания, умения, навыки. Известно, что знания о языке не дают возможности говорить на языке. Чтобы начать говорить, надо автоматически выполнять речевые операции, т.е. должны быть сформированы речевые навыки. Но и этого недостаточно для об¬щения, так как надо еще научиться пользоваться знаниями и навыками для выражения собственных мыслей, для реагирования на сло¬ва собеседников, т. е. должны быть выработаны умения. Например, преподаватель объясняет, как образуется форма пред¬ложного падежа существительных в значении места, а затем просит студентов поставить существительное в предложный падеж: Париж - в Париже; Москва - в Москве; почта - на почте; общежитие - в общежитии. В данном случае даются и закрепляются знания формы существительных в предложном падеже. Затем преподаватель предлагает серию упражнений для автомати¬зации этой формы в речи: Где вы родились? — В Вашингтоне. В Петербурге... Таким образом, в ситуации общения вырабатываются навыки употребления этой формы. Следующий этап — выработка умения пользоваться этой фор¬мой в свободной речи. Преподаватель предлагает студентам разыг¬рать ситуации, требующие употребления этого падежа: «Познакомь¬тесь друг с другом, расскажите, где вы родились, жили, учились?» Происходит расширение и углубление контекста, перенос навыка в новые ситуации. (Из пособия: А.Акишина, О. Коган. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. -М.: Рус.яз.Курсы, 2004) ЗАДАНИЕ 5. Познакомьтесь с механизмом порождения речи при желании или потребности учащегося, например, сказать о том, что он хотел бы поесть. Постарайтесь объяснить, почему современная методика отдает предпочтение коммуникативному подходу в обучении русскому языку как иностранному. 6. Представьте механизм порождения речи при желании или потребности узнать, где можно обменять деньги, купить учебник по русскому языку. ТЕМА № 3. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА. В русском алфавите, в основе которого лежит древняя славянская азбука кириллица, 33 буквы, а звуков значительно больше. Русский язык является языком консонантного типа, так как ведущую роль в нем играют согласные звуки. В потоке речи именно согласные влияют на гласные. В русском языке 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е. Гласных звуков различающихся под ударением – 6: [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Таким образом, в русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Они обозначают 2 звука ([й'а], [й'у], [й'о], [й'э]) в позиции после гласных, разделительных знаков и в начале фонетического слова: язык [й'а́зык], моя [май'а́], семья [с'им'йа́] или обозначают гласный и мягкость предшествующего согласного звука: мёл [м'ол] – ср.: мол [мол]. В безударных слогах гласные произносятся иначе, чем под ударением: более кратко и с меньшим напряжением органов речи. Этот процесс в лингвистике называется редукцией. Например, хорошо [хърʌшо́] В русском языке 36 согласных звуков ([б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’]) и 21 согласная буква (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Это количественное различие связано с основной особенностью русской графики – способом отражения твердости и мягкости согласных на письме. Согласные в русском языке характеризуются по месту и способу образования, а также по дополнительной артикуляции: твердости – мягкости, глухости – звонкости. Твердые и мягкие согласные различаются особенностями артикуляции, а именно: положением языка - при образовании мягких согласных все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу, при образовании твердых согласных тело языка сдвигается назад. Согласные образуют 15 пар, противопоставленных по твердости / мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’]. К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным – согласные [ч’], [щ’], [й’]. Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием голоса в образовании согласного звука. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие - только из шума. Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных: [б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [г] – [к], [г’] – [к’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш]. Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], к глухим непарным – звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]. парные (11 пар) непарные звонкие б б’ в в’ г г’ д д’ ж з з’ л л’ м м’ н н’ р р’ й’ глухие п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’ х х’ ц ч’ щ’ Необходимо учитывать особенности реализации признака глухости/звонкости в потоке речи: оглушение на конце слова (сад); оглушение перед глухими согласными (завтра); озвончение перед звонкими согласными (просьба). Звуки в речи группируются в слоги, произносимые одним толчком воздуха — со-ло-вей [съ-лʌ-вʼей]. В каждый слог обязательно входит один гласный звук. Слоги делятся на ударные и безударные. В русской фонетике важная роль принадлежит ударению: оно подчиняет себе все остальные средства и влияет на качество гласных и согласных звуков в безударных слогах. Ударение – это произношение одного из слогов в слове (вернее, гласного в нем) с большей силой и длительностью. Сложность русского ударения для иностранных учащихся заключается еще и в том, что оно не только разноместное, но и подвижное, т.е. в разных формах слова оно может падать на разные слоги: гòрода - городà, нòвый - новèе, хожỳ - хòдишь. В русском языке позиционные изменения звуков, как гласных, так и согласных, выражены весьма ярко. ЗАДАНИЕ 1. В процессе знакомства с учебной и методической литературой по РКИ вы будете встречаться со следующими терминами. Постарайтесь объяснить их значение, в случае затруднения обратитесь к словарю методических терминов. Фонетика, азбука, кириллица, язык консонантного типа, гласные звуки, согласные звуки, йотированные звуки, артикуляция, ударение, слог. ЗАДАНИЕ 2. Давайте обсудим: • Сколько букв и звуков в русском языке? Почему согласных звуков значительно больше, чем гласных? • Как объяснить, что в русском языке 10 гласных букв, но только 6 ударных гласных звуков? • Чем различаются твердые и мягкие согласные в русском языке? Если в вашем языке такие звуки? • По какому признаку согласные звуки делятся на глухие и звонкие? • Сколько слогов может быть в слове? • Какую роль играет ударение в русской фонетике? ЗАДАНИЕ 3. Познакомьтесь с таблицами классификации согласных звуков по месту и способу образования. Какие звуки вызывали у вас трудности при произношении? Как, по вашему мнению, преподаватель должен использовать данную информацию в практической работе? Классификация согласных по месту образования Губные Губно-губные п, п’, б, б’, м, м’ Губно-зубные в, в’, ф, ф’ Язычные Переднеязычные Зубные т, т’, д, д’, с, с’, з, з’, н, н’, л, л’, ц Нёбно-зубные ч’, ш, ж, щ’, р, р’ Среднеязычный J’ Заднеязычные к, к’, г, г’, х, х’ Классификация согласных по способу образования Щелевые ф, ф’, в, в’, с, с’, з, з’, ш, ж, щ’, х, х’, j Смычные (взрывные) п, п’, б, б’, т, т’, д, д’, к, к’, г, г’ Смычно-проходные Боковые л, л’ Носовые м, м’, н, н’ Аффрикаты ц, ч’ Дрожащие р, р’ ЗАДАНИЕ 4. Слушайте, читайте слова. Скажите, какие буквы в русском языке служат для обозначения мягкости предшествующего согласного. Мал- мял [мал- ма’л], мыл- мил [мыл- ми’л], мол- мел [мол- мо’л], лук- люк [лук- лу’к], угол- уголь [угол- угол’], горка- горько [горкъ- гор’къ]. ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте слова с парными по твердости-мягкости согласными. Скажите, сколько в русском языке согласных, парных по твердости-мягкости, назовите эти пары. Назовите слова, в которых согласные звуки только твердые или только мягкие? Пыл-пил, быт-бит, форма- Фёдор, выть-вить, мот- мёд, ток-тёк, дым-Дима, сок- сёк, зад-взял, нос-нёс, лак-ляг, рад-ряд, кот-ткёт, год-гид, хор-химик. ЗАДАНИЕ 6. Читайте слова, следите за оглушением- озвончением согласных, объясните, почему это происходит. Зуб, дуб, клуб, гриб, столб, мороз, глаз, народ, год, сад, снег, друг, слог, плов, нож, рожь. Юбка, трубка, лодка, сладко, улыбка, близко, резко, ложка, книжка, травка, завтра, вчера. Сдал, сделал, сбор, просьба, отдых, футбол, вокзал. ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте слова, выпишите сначала слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука [jэ], [jо], [jу], [jа], а затем слова, в которых эти буквы обозначают один звук. Сел, ел, съел, поел, пел, съезд; льёт, лёд, ёлка, подъём, идём; яд, сядь, судья, доярка, дядя, яма; пьют, поют, пью, юбка, бюро, юг. ЗАДАНИЕ 8. В слове кот – три звука и в слове мяу – три звука. Одинаковое ли количество слогов в этих словах? Объясните слой ответ. ЗАДАНИЕ 9. Прочитайте слова, поставьте правильно ударение. Рябина, земля, берег, месяц, зрители, серебро, середина, телеграф, ребятишки, земляника, галантерея, баскетболист, придумывать, рассматривать, рекламировать, организовывать. ТЕМА № 4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ И ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ РУССКИХ ЗВУКОВ. Обучение произношению является необходимым условием для формирования и развития умений всех видов речевой деятельности на русском языке. На начальном этапе ставится задача сформировать слухо-произносительные навыки - способность правильно слышать и произносить звуки русского языка, слова, группы слов и целые предложения. Сознательно-практический (или аналитико-имитативный) принцип - ведущий при обучении произношению. Он опирается на принцип сознательности: усвоение материала должно происходить на основе его понимания учащимися. Сознательно-практический метод требует больше объяснять механизм образования звуков и меньше имитировать. Этому методу противостоит бессознательная имитация, когда результаты обучения зависят от фонетических способностей учащихся. Принцип практического владения звуковой стороной языка предполагает, что основным в обучении произношению является развитие у учащихся не теоретических знаний по русской фонетике, а практических навыков и умений. Принцип сознательного обучения не требует овладения теорией артикуляции каждого изучаемого звука, он формирует знания, которые практически помогают правильно произнести данный звук, слово, предложение. Учет фонетического строя родного языка учащихся, учет соотношения фонетических систем родного языка дает возможность прогнозировать ошибки, определять наиболее благоприятные позиции при постановке звуков и создавать систему наиболее эффективных тренировочных упражнений. Поставить звук – значит добиться, чтобы учащийся правильно произнёс данный звук. Методика обучения произношению располагает приемами постановки звуков, с помощью которых преподаватель решает конкретные практические задачи. Постановку нужно начинать с отдельного изолированного звука или слога. 1. Самым надёжным и эффективным приемом постановки звуков является приём опоры на ощутимые моменты артикуляции. Артикуляция звука – сложный комплекс движений, которые выполняются органами речи. Среди этих движений есть такие, которые человек может выполнять сознательно. Артикуляцию можно разложить на ряд движений, и большинство этих движений - ощутить и проконтролировать. Движения органов речи, которые можно наблюдать, чувствовать, ощущать и контролировать, называются ощутимыми моментами артикуляции. К ним относятся: а) положение кончика языка (вверх-вниз); движение всего языка (вперёд-назад); напряжённость языка; б) форма губ (о, м, б, п); в) раствор рта (расстояние между верхней и нижней губой – в, ф); г) работа голосовых связок (есть вибрация или нет); д) характер воздушной среды (тёплая (ш, ж) – холодная (с, з), узкая (с, з) – широкая (ш, ж); её сила, направленность (вверх на нёбо, на нижние передние зубы). 2. Приём утрирования (усиления) артикуляции – произнесение звука слишком чётко, движения выполняются усиленно. Например, при произнесении мягкого звука [л'] поднимается средняя часть спинки языка – неощутимый момент артикуляции. Если звук произносить так, чтобы средняя часть языка упиралась в нёбо, это этот момент артикуляции может стать ощутимым. 3. Фиксирование артикуляции усиливает ощущения и облегчает запоминание артикуляции звука. Например, при произнесении гласного [ы] рекомендуется растянуть углы губ в стороны и плотно прижать их к зубам, потом замереть в этом положении и считать до 5. 4. Психологический приём – образы, представления, сравнения, которые также помогают вызвать артикуляцию звука. Например: при произнесении [ш], [ж] – воздушная струя должна быть тёплой → представить стекло, зеркало; [с], [з] – воздушная струя должна быть узкой, холодной → подуть на горячий кофе; согласный [л] – произнести так, как будто во рту молоко, а гласный [у] – карандаш. 5. Приёмы, позволяющие вызвать неощутимые моменты артикуляции: а) Использование звуков-помощников. Помощники – это звуки, стоящие рядом и помогающие правильному произнесению звуков. Они имеют в своём составе то же самое движение (неощутимый момент), что и у нового звука. Например, при постановке звука [ш] – задняя часть языка поднимается вверх (неощутимый момент). Можно использовать помощь согласных [к], [х] и гласных [у], [о], которые произносятся, как и [ш], с поднятой задней частью языка. Поставим их в позицию перед [ш] и будем произносить, например, -кшу,- хшу, -хшо, -ушу, -ошо. Это поможет поднять вверх заднюю часть языка. б) Использование благоприятной фонетической позиции – это такое положение звука в слоге/слове, когда легче всего правильно произнести этот звук: начало слова, середина, конец слова, сочетание с другим звуком. Так, наиболее благоприятной позицией при постановке глухих [п], [т], [к], [с] является начальный слог [па]. Затем: неначальный ударный - апа′, начальный безударный – пана′, неначальный безударный - а′па. Использование данных приемов постановки звуков помогают эффективно формировать и корректировать у учащихся слухо-произносительные навыки. ЗАДАНИЕ 1. В процессе знакомства с учебной и методической литературой по РКИ вы будете встречаться со следующими терминами. Постарайтесь объяснить их значение, в случае затруднения обратитесь к словарю методических терминов. Артикуляционный аппарат, слухо-произносительные навыки, постановка звука, аналитико-имитативный метод, ощутимые моменты артикуляции, утрирование артикуляции, фиксирование артикуляции. ЗАДАНИЕ 2. Давайте обсудим: • Почему обучение произношению является необходимым условием для формирования и развития умений всех видов речевой деятельности на русском языке? • Какие принципы являются главными в процессе формирования слухо-произносительных навыков учащихся, изучающих иностранный язык? • Что значит «поставить звук»? Какие приемы постановки звуков вам известны? • Какие ощутимые моменты артикуляции могут помочь в правильной постановке звуков русского языка? • Как можно пользоваться психологическими приемами при постановке звуков? • Какие приемы, позволяющие вызвать неощутимые моменты артикуляции, используют преподаватели при постановке звуков? • Необходимо ли учитывать фонетический строй родного языка учащегося при обучении его произношению звуков русского языка? ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте фрагмент из конспекта преподавателя, в котором представлена система работы по постановки согласного [ш]. Используя данный образец, а также таблицы задания 3 предыдущего текста, составьте подобный план работы по постановке согласных звуков [ж], [л’], [р] и гласного звука [ы]. Согласный звук [ш] относится к группе шипящих. Это значит, что при его произнесении поднимаются вверх кончик языка, передняя и задняя часть языка, а средняя часть языка опущена и прогнута. Проходя через две образованные языком щели, воздушная струя производит сильный шум, который воспринимается как шипение. Ощутимые моменты артикуляции: 1. подъём кончика языка к альвеолам, место щели (кончик загнут), весь язык отодвинут назад; 2. губы вперёд и округлены; 3. голосовые связки не вибрируют; 4. тёплый воздух – сильная воздушная струя направлена вверх, на нёбо. Чтобы контролировать артикуляцию необходимо использовать зеркало (увидеть положение языка, раствор рта и форму губ), прикладывание руки к гортани (почувствовать работу голосовых связок) и поднесение ладони к губам (ощутить воздушную струю). Приемы утрирования и фиксирования артикуляции – для закрепления положения языка (подъем кончика языка вверх, весь язык оттянут назад). Неощутимые моменты артикуляции: 1. Использование звуков помощников - согласных [к]- [х] и гласных [о]- [у], которые произносятся, как и [ш], с поднятой задней частью языка (кша- ша, хшу- шу, хшо - шо, ушу, ошо и т.д.). 2. Наиболее благоприятная фонетическая позиция - начальный ударный слог (ша, шо, шу), затем неначальный ударный слог (аша, ашо, ашу). ЗАДАНИЕ 4. Скажите, при постановке каких звуков преподаватель предлагает учащимся выполнить следующие губные артикуляции, какой прием используется в этом задании. 1. Округлите губы, при этом они должны слегка вытянуться вперед. 2. Еще больше вытяните губы вперед, как для поцелуя, при этом раствор рта должен быть минимальным. 3. Улыбнитесь, при этом растяните губы. 4. Улыбнитесь так, чтобы губы растянулись, раскрылись, слегка обнажая зубы. ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте фрагмент учебного текста, выпишите практические рекомендации по обучению произношению, которые важны для преподавателя. Какие стадии работы и виды упражнений предлагаются для выработки произносительных навыков? В обучении произношению выделяются две стадии - стадия постановки звука и стадия закрепления, выработки навыков. На стадии постановки преподаватель использует различные приемы, с помощью которых учащийся воспринимает и осознает изучаемое явление. Основные приемы - демонстрация, допускающая в случае необходимости утрированное произношение, объяснение, применение схемно-графической наглядности, транскрипционная запись. На стадии закрепления выполняются тренировочные упражнения, задания которых нацеливают на выполнение различных операций. Для выработки произносительных (продуктивных) навыков предлагаются следующие упражнения: -слушайте и повторяйте вместе с преподавателем (диктором); - слушайте и повторяйте, следите за произношением звука; -слушайте, повторяйте, следите за противопоставлением звуков; -слушайте, повторяйте, пишите; - слушайте, читайте, выполняя задание по образцу; - слушайте, читайте поговорки, скороговорки, стихи. Последовательность упражнений определяется постепенным усложнением выполняемых операций. Упражнения составляют систему, каждый элемент которой занимает свое место и выполняет свою функцию. ЗАДАНИЕ 6. а) Прочитайте учебный материал каждого упражнения, б) определите, какова общая направленность (цель) каждого из них, в) исходя из целей и задач материала предложенных упражнений, сформулируйте задания к ним. Упражнение 1. ш-ш-ш- о…о… - о… о… шо - о… о… шо - ошо-шо ш-ш-ш- у…у… - у… у… шу - у… у… шу - ушу-шу кшу, ушу, ошу, ышу, шу, уш, юш кшо, ушо, ошо, ышо, шо, ош, еш кшы, ушы, ошы, ышы, шы, ыш, иш кша, уша, оша, ыша, ша, аш, яш Упражнение 2. мши, шмы, пши, шпы, фши, швы, тши, шты мша, шма, пша, шпа, фша, шва, тша, шта мшо, шмо, пшо, шпо, фшо, шво, тшо, што мшу, шму, пшу, шпу, фшу, шву, тшу, шту рши, шры, мши, шмы, кши, шкы, хши, шхы рша, шра, мша, шпа, кша, шка, хша, шха ршо, шро, мшо, шмо, кшо, шко, хшо, шхо ршу, шру, мшу, шму, кшу, шку, хшу, шху Упражнение 3. Шо- шье- шьет; шу- шью- шьют; ше-шье; ша-шья. Шью, шьет, шьешь, шьете, шьют, затишье, удушье. Упражнение 4. Образец: чита-ть- чита-л – читав-вш-ий Уснуть, обуть, дуть, спать, решать, мешать, шуршать, слушать, дышать, мыть, быть, сушить, тушить, уменьшить. Упражение 5. А) Образец : голова- головУШКа Зима, вдова, ива, корова, сторона, дева, баба, трава, дед, сосед, Анна. Б) Образец: горло- горлЫШКо Крыло, пятно, ядро, зерно, ребро, перо, гнездо, стекло Упражнение 6. А) Как Ока, широка наша река. Саша шапкой шишку сшиб. Кукушка кукушонку купила капюшон. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Б) Шила в мешке не утаишь. Посмешишь - людей насмешишь. За ушко да на солнышко. Маслом кашу не испортишь. Хорошо кашка, да мала чашка. Кошке- игрушки, а мышке - слезки. Лучше меньше, да лучше. Хороша Маша, да не наша. ЗАДАНИЕ 7. Как вы оцениваете следующие задания по фонетике? На какой стадии формирования произносительных навыков их можно использовать? Какую цель они преследуют? Упражнение. Слушайте скороговорку, повторяйте, следите за произношением звука [ш] и скоростью чтения. Выучите скороговорку. Кукушка кукушонку Надел кукушонок капюшон, Купила капюшон. Как в капюшоне он смешон. ТЕМА № 5. ПОСТАНОВКА ПРОИЗНОШЕНИЯ СЛОВА. При работе над произношением слов необходимо обращать внимание на особенности их фонетического строения. К таким особенностям относятся: характер и место ударения в слове; редукция гласных и ритмика слова; произношение групп согласных, явления оглушения и озвончения согласных. Работа над словом связана в первую очередь с усвоением природы русского ударения. В русском языке ударение: разноместное - может быть на любом слоге: кóмната, дорóга, головá; подвижное - в разных формах одного и того же слова оно может переходить с одного слога на другой: нет стены̀ - высокие стѐны, часть окна̀ - высокие о̀кна; силовое - ударный слог выделяется большей наибольшей чёткостью артикуляции гласного, безударные произносятся кратко и вяло: дорогой, выходила; может играть смыслоразличительную роль: замо̀к - за̀мок, мука̀ - му̀ка, село̀ - сѐло. В зависимости от места ударения различаются 3 части слова: ударная, предударная и заударная. В ударном слоге различаются все гласные: а, у, о, э, и, ы; в безударных - сохраняют свой тембр только у, и, ы. Это явление называется редукцией гласных. Редукция – ослабление артикуляции: чем дальше гласный от ударения, тем он короче. Различают две степень редукции гласных: 1-ая степень редукции – в начале слова и в первом предударном слоге, 2-ая степень редукции - во всех остальных безударных слогах. Работу на начальном этапе преподаватель начинает с ударения на слоге в односложных словах, добиваясь длительного и напряженного произношения ударного слога. Ощутимым моментом артикуляции является усиление напряженности и длительности ударного слога Ритмика русского слова определяется различием ударных и безударных слогов. Учащиеся знакомятся с ударением через усвоение основных ритмических моделей русского слова. Ритмическая модель – количество слогов в слове и определённое место ударения, которое задаёт соотношение между слогами. Например: двусложные слова распределяются по двум ритмическим моделям: до-ма̀, ок-но̀, но-га̀; трёхсложные – по трём: ма-га-зѝн ко̀м-на-та, до-ро̀-га. Постановку произношения слова производят на односложных, двусложных и трёхсложных словах. Начинают с односложных. Методисты выделяют 9 базовых типов ритмических моделей: 1. тa-ТА 2. ТА-тa 3. тa-тa-ТА 4. ТА-тa-тa 5. тa-ТА-тa 6. тa-ТА-тa-тa 7. тa-тa-ТА-тa 8. тa-тa-тa-ТА 9. ТА-тa-тa-тa Обычно во вводно-фонетическом курсе ограничиваются двух и трёхсложными моделями с ударением на разных слогах. После вводно-фонетического курса даются также четырёх- и пятисложные слова с ударением на разных слогах. В качестве методических приёмов при постановке ритмики русского слова рекомендуется: 1) показ графической модели; 2) произнесение модели преподавателем; 3) простукивание модели, фиксирование разницы между ударными и безударными слогами; 4) произнесение модели с опорой на ощутимые моменты. ЗАДАНИЕ 1. В процессе знакомства с учебной и методической литературой по РКИ вы будете встречаться со следующими терминами. Постарайтесь объяснить их значение, в случае затруднения обратитесь к словарю методических терминов. Фонетическое строение слова, ударение, ударный/безударный звук, ударение разноместное, подвижное, силовое; играть смыслоразличительную роль; редукция гласных звуков, ритмика слова, ритмическая модель слова. ЗАДАНИЕ 2. Давайте обсудим: • Какие трудности нужно учитывать при работе над русским словом? • Каковы особенности ударения в русском языке? • Что вы можете сказать об особенностях ударения в родном языке? • Что составляет основу ритмики русского слова? • Какие трудности при постановке произношения слова возникают у учащихся вашей национальности? ЗАДАНИЕ 3. Проанализируйте таблицу « Редукция гласных в слове». Объясните, как изменяется произношение гласных в зависимости от их положения относительно ударения. Гласный под ударением Гласные после твердых согласных Гласные после мягких согласных Абсолютное начало слова, 1 –й предударный слог Безударные Слоги 1 –й предударный слог Безударные слоги Абсолютный конец слова ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте учебный материал данных упражнений, а) определите, какова общая направленность (цель) каждого из них, б) исходя из целей и задач материала предложенных упражнений, сформулируйте задания к ним. Упражнение 1. Город - города - города - огород - городовой - загородного; холод - холода - холодно - холодновато - похолодало; голос - голоса - голоса - голосовой - подголосок; мороз - заморозки - подморозило - выморозило - морозного; ворот - ворота - подворотня - воротничок - подворотничок; борода - бороды - подбородок - бородавка; работа - заработок - заработал - выработал; золото - золотистый - позолота - позолоченный; ворон - ворона - вороной - вороньё - воронёнок. Упражнение 2. Завтракать, выгадать, чувствовать, свобода, композитор, госу¬дарство, фотографировать производство, командировать, подзаголовок, водопровод, прополоскать, поговорить, агита-тор, скороговорка, сковорода, атаманствовать, организован¬ность; о домах, о фотографах, от кого-то, об ананасах-то, а за горо¬дом-то, а выморозило-то. Упражнение 3. Образец: красный — красного. Золотой, дорогой, молодой, родной, городской, голубой, ста¬рый, правый, новый, холодный, красивый, готовый, знако¬мый, розовый. Упражнение 4. Образец: ваза — над вазой. Город, доктор, доклад, завод, фотограф, пароход, композитор; альбом, овраг, аппарат, агитатор; фраза, комната, скала, голова, борода, оса, автомашина, со¬бака, дорога. ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте упражнения, которые предлагает преподаватель при обучении произношения слова. Скажите, какие из направлены них на отработку ритмики слова, редукции гласных звуков, развитие артикуляционной базы. Упражнение 1. Ударные слоги произносите более напряженно и длительно, безударные – коротко и ненапряженно. Односложная модель: тА, Ат, тАт. Да, дам, нам, дом, тут, там, к нам, в дом. Он тут. Дом там. Кот мал. Двусложные модели с ударением на 2 или 1 слоге: ТА-та, та-ТА Упражнение 2. Сравните односложные и двусложные ритмические модели: наш-наша, ваш-ваша, дом-дома, стол-столы, текст-тексты. Упражнение 3. Прочитайте, обращая внимание на подвижность ударения в двусложных словах. Сестра̀-сѐстры-сестры̀ ( Р.П.), окно̀-о̀кна-окна̀, письмо̀-пѝсьма-письма̀. Упражнение 4. Прочитайте, обращая внимание на подвижность ударения в 3-сложных словах. Города̀-го̀рода, го̀лоса-голоса̀, до̀рого -доро̀га-дорога̀. Упражнение 5. Прочитайте слова, обращая внимание на оглушение/озвончение согласных. Год, зуб, друг, глаз, союз, поезд, автобус, завтра, ложка, сказка, улыбка. Сдал, сделал, сбор, просьба, отдых, экзамен, сборник, отдел, футбол. ТЕМА № 6. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИЕЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗАДАНИЕ 1. В процессе знакомства с учебной и методической литературой по РКИ вы будете встречаться со следующими терминами. Постарайтесь объяснить их значение, в случае затруднения обратитесь к словарю методических терминов. Интонация, интонационная конструкция, повествовательное предложение, вопросительное предложение, повышение/понижение тона, предцентровая/ постцентровая часть предложения. ЗАДАНИЕ 2. Давайте обсудим: • Какую роль играет интонация в предложении? • Сколько интонационных конструкций выделяют фонетисты? Сколько ИК необходимо знать на начальном этапе обучения? • Каковы особенности строения и употребления ИК-1 и ИК-2? • Почему ИК-3 вызывает особые трудности у иностранных учащихся? ЗАДАНИЕ 3. Упражнения по обучению интонации можно условно поделить на три типа: 1).Упражнения на узнавание и различение ИК. 2).Упражнения на правильное произнесение ИК. 3). Упражнения на закрепление ИК. Проанализируйте задания данных упражнений. Какая цель преследуется при выполнении каждого упражнения? 1. Прослушайте предложения и определите типы ИК. 2. Найдите в тексте ИК-2. 3. Слушайте предложения и повторяйте их за диктором в паузы. 4. Читайте предложения. Следите за интонацией. 5. Ответьте на вопросы по тексту, соблюдая правильную интонацию. 6. Слушайте, читайте. Следите за местом интонационного центра и за произнесением ИК-1. ЗАДАНИЕ 4. Представьте себя преподавателем русского языка на курсах. Проведите фрагмент урока по обучению интонации. Предложите учащимся выполнить упражнения на закрепление ИК. Упражнение 1. Прочитайте предложения - ответы на вопросы. Восстановите вопросы с вопросительным словом. Следите за местом интонационного центра в ответах. 1)….- Он читает газету. 2)…. - Она говорит по-русски. 3)…..- Брат придет вечером. 4)….- Ему 20 лет. 5)…- Анна учится в университете. Упражнение 2. Прочитайте данные предложения. Сравните ИК-1 и ИК-2 . Лаборатория на пятом этаже.- Лаборатория на пятом этаже? Сестра уезжает в Киев.- Сестра уезжает в Киев? Эту книгу он взял в библиотеке.- Эту книгу он взял в библиотеке? Упражнение 3. Возразите собеседнику, употребляя ИК-2. Сегодня холодно? – Нет, тепло. Вы уезжаете в Киев? Экскурсия будет в среду?- Упражнение 4. Прочитайте предложения, сравните употребление ИК-1 ( при выражении завершенности) и ИК-3 ( при выражении вопроса). Он врач. – Он врач? Она студентка.- Она студентка? Мария учится в университете.- Мария учится в университете? Занятия фонетикой по вторникам.- Занятия фонетикой по вторникам? ТЕМА № 7. СЛОВО - ОСНОВНАЯ ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА ЯЗЫКА Слово — основная лексическая единица языка, которая является звуком или комплексом звуков, обладающих значением и употребляющихся в речи как самостоятельное целое. Материальной основой слова является звуковая оболочка. Она никакого явления действительности не отражает, а лишь называет предмет или явление. За звуковой оболочкой произвольно закрепляется то или иное значение, содержание, смысл. За словом человек закрепилось одно значение, за словом улица — другое, за словом дерево — третье и так далее. Например, слово дерево восходит к звукоподражанию «др-р-р-р-тр-р-р» - треск падающего дерева(drevo —> древо, древесный, древо, дерево, деревня). Следовательно, слово как комплекс звуков обозначает не сам предмет, а наше представление, понятие о нем. В целом лексическое значение выражает взаимосвязь между комплексом звуков и явлением действительности. Значение закрепляется в нашем мышлении, и делается это совершенно произвольно. Вот почему одни и те же предметы в разных языках обозначаются по-разному, например: рус. дерево [д'э'р'ьвъ], англ, tree [tri:] Значение слова - это его внутренняя сторона, а звуковая оболочка - внешняя сторона. Сочетание звуков не будет считаться словом, если оно не наполнено определенным содержанием. Например, слово дерево имеет постоянную фонетическую оболочку, состоящую из 6 звуков, одно ударение, обладает определенным значением - «многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветками, образующими крону», относится к именам существительным. Лексическим значением, то есть внутренним смыслом, обладают не все слова, а только те, которые могут выражать понятия. Такие слова называются полнозначными или самостоятельными. С грамматической точки зрения к ним относятся: существительные, прилагательные, числительные, глаголы, наречия, местоимения. Служебные слова, модальные слова и междометия не обозначают понятия, они не связаны с предметами реальной действительности. У этих слов особые значения: они выражают наши отношения и чувства к чему-либо: безусловно, к счастью и т. д. В основе лексического значения, которым обладают только полнозначные слова, лежит понятие, но равенства между лексическим значением и понятием нет. Понятие — это копия предмета реальной действительности в нашем мышлении. Понятие в слове всегда одно, а значений может быть несколько. Например, у понятия зеленый могут быть следующие значения: зеленый карандаш (цветовая характеристика); зеленый плод (степень вызревания, сравнить: спелый плод); зеленое лицо (характеристика нездоровья, степени усталости); зеленый возраст (степень социальной зрелости). Только в том случае, если слово является термином, понятие совпадает со значением. Например: суффикс, корень, фонема и т.д. Главная разница между понятием и значением состоит в том, что понятие - это копия, точное обозначение, а в значение всегда входит эмоционально-экспрессивная окраска (модальность). Например: слово солнышко содержит уменьшительно- ласкательный оттенок; слово бабка носит пренебрежительный оттенок. В любом слове существует еще и грамматическое значение. Грамматическое значение дополняет лексическое и отражает принадлежность слова к определенной грамматической категории. Грамматическими категориями являются значения рода, числа, падежа, склонения, залога, вида и т.д. Грамматические значения помогают классифицировать лексику русского языка. Например, между словами самолет, школа, ходьба нет ничего общего с точки зрения лексического значения, то есть содержания, но грамматические значения у них одинаковы и позволяют отнести их к существительным в форме единственного числа, именительного падежа. Ни одно слово в русском языке не остается без грамматического значения. Лексические значения во всех языках образуются совершенно одинаково (предмет - понятие - звуковая оболочка - название). Грамматические значения образуются по-разному в разных языках. Вот почему в русском языке 6 падежей, в немецком языке — 4 падежа, а во французском и английском языках их вообще не существует. Носителем лексического значения является основа слова. Например: высокий, высота. Грамматическое значение выражается с помощью окончаний, суффиксов, приставок, ударения, вспомогательных слов. Например, в слове сторона окончание -а показывает, что это существительное женского рода, единственного числа, именительного падежа, 1 склонения. Таким образом, слово, представляющее из себя единство формы и содержания, то есть единство звуковой оболочки и смысла, представляет собой единство лексического и грамматического значений. В русском языке, как и в других языках, есть слова, имеющие только одно значение (береза, тетрадь, обедать), и многозначные, имеющие несколько значений ( класс, доска, глухой и т.д.); есть слова одинаково звучащие, но имеющие совершенно разное значение – омонимы ( мир-жизнь без войны, мир- земной шар); есть слова близкие по значению - синонимы ( большой- огромный, громадный, гигантский) и слова с противоположным значением - антонимы ( хороший-плохой, умный-глупый). При отборе лексического минимума для начального этапа обучения необходимо учитывать основные лингвистические особенности русской лексики. Задания. 1. В процессе знакомства с учебной и методической литературой по РКИ вы будете встречаться со следующими терминами. Постарайтесь объяснить их значение, в случае затруднения обратитесь к словарю методических терминов. Лексическая единица, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, понятие слова, термин, полнозначные слова, служебные слова, многозначность, синонимы, антонимы, омонимы, модальность слова (эмоционально-экспрессивная окраска), грамматические категории, основа слова. 2. Давайте обсудим: • Может ли любое сочетание звуков считаться словом? • Почему одни предметы в разных языках обозначаются по-разному? • Все ли слова русского языка обладают лексическим значением? • В каких словах понятие совпадает со значением? • Что отражает грамматическое значение слова? • Какие лингвистические особенности слова нужно учитывать при отборе лексического минимума на начальном этапе обучения русскому языку? 3. Прочитайте значения слова голова, которые даются в Толковом словаре С. И. Ожегова: 1) часть тела человека или животного; 2) ум, рассудок; 3) человек как носитель идей; 4) передняя часть чего-либо; 5) единица счета скота; 6) пищевой продукт в форме шара, конуса. Придумайте предложения с разными значениями этого слова. 4. Как с помощью наглядного материала объяснить общее в значении многозначных слов. Дверная ручка, ручка для письма, ручка ребенка, ручка зонта, ручка кастрюли. Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа. 5. Основное значение глагола идти – передвигаться, ступая ногами: идти пешком, идти быстро. Важнейшим признаком этого основного значения является движение, направление. Отсюда появляются вторичные значения этого слова, обозначающие различные формы движения. Прочитайте наиболее употребляемые значения глагола идти: 1. Двигаться, перемещаться: Идти только по дороге. Мы шли вдоль берега. 2. Направляться, отправляться: Идти гулять. Идти на работу. 3. Вступать куда-либо, становиться кем-либо: Идти в университет. Идти в армию. 4. Следовать, двигаться, развиваться в каком-либо направлении. Наука идет вперед. Все идет к лучшему! 5. Распространяться, выделяться, течь: Идут слухи. Идет дым. Идут слезы. Идет кровь. От железной печки идет тепло. От дыма из глаз идут слезы. 6. Простираться, пролегать: Высокие горы идут за горизонт . Река шла между гор. 7. Лить, падать (об осадках): Дождь идет. Снег идет. 8. Протекать, проходить (о времени): Идет две тысячи тринадцатый год. Ему шел девятнадцатый год. 9. Происходить, совершаться: Идут экзамены. В театре идет новая пьеса. 10. Предназначаться, использоваться, употребляться для чего-либо: Овощи идут в пищу. Дом идет на слом. Деньги пошли на покупки. 11. Подходить, соответствовать, быть к лицу: Это платье ей идет. Тоненький голос не идет к его большой фигуре. 12. Получаться, ладиться: Работа идет хорошо. 13. Разнообразные оттенки значений в сочетаниях типа: идти на пользу, идти на попятную, из головы не идет, голова идет кругом. 6. Укажите различные значения глагола идти в приводимых ниже предложениях. Усталая лошадь идет шагом. Наш поезд идет через четверть часа. Человечество идет по пути прогресса. Она не решалась идти против воли родителей. Чай пришел к нам из Китая. Сначала дорога идет лесом, потом полем. С утра идет мелкий дождь. Речь идет о новом учебном предмете. Сегодня по телевизору идет новый фильм. Время идет быстро, скоро уже вечер. 7. Определите признак, который лег в основу названий дней недели: вторник, среда, четверг, пятница. 8. Объясните значение выделенных слов в приводимых словосочетаниях, переведите их на родной язык. 1.Глава в книге – глава города. 2. Зеленый лук - натянутый лук со стрелой. 3. Музыкальная нота - дипломатическая нота. 4. Изменить расписание экзаменов - изменить своему слову. 5. Почитать перед сном журнал – почитать старших. 9. Подберите синонимы: 1. К существительным: битва, великан, одежда. 2. К прилагательным: быстрый, горячий, красивый. 3. К глаголам: блестеть, бросать, смеяться. С приведенными в упражнении словами и с подобранными к ним синонимами составьте предложения. 10. Найдите антонимы в данных пословицах и поговорках. 1.Ученье – свет, а неученье - тьма. 2.Слушай больше, говори меньше. 3. Большой телом, да мал делом. 4. Глупый ищет места, а умного везде видно. 5. Лучше отдать, чем взять. 6. Богатый бедному не брат. ТЕМА № 8. СПОСОБЫ СЕМАНТИЗАЦИИ НОВОЙ ЛЕКСИКИ Осознание значения слова часто вызывает трудности у иностранных учащихся. Однако они преодолимы, если преподаватель знаком с различными способами семантизации лексических единиц и умеет применять их на практике. При этом он всегда должен помнить важное методическое правило: новое следует объяснять, опираясь на старое, на то, что уже известно учащимся. Так, при семантизации слов можно опираться на родной язык учащихся, на известную им русскую лексику, а также использовать знания о предметах и явлениях неязыковой реальности. На начальном этапе обучения при введении многозначных слов объяснять нужно только то значение, которое изучается на данном уроке. Наиболее часто используемые способы семантизации: 1. Перевод. Это самый быстрый и эффективный способ объяснения значений новых слов, особенно на начальном этапе обучения. В зависимости от того, в каком соотношении находятся значения русских слов и сопоставимые им значения родного языка учащихся, возможен: а) перевод одним словом или словосочетанием (применяется, когда в родном языке учащихся имеется словарный эквивалент русского слова: отец, мать, вода, воздух, письмо, телеграмма, город и т.д.); б) перевод с помощью нескольких слов родного языка (используется в тех случаях, когда значение русских слов шире, чем значение отдельного слова родного языка, например: рука, нога, часы, масло); в) перевод с дополнительным пояснением (необходим в тех случаях, когда русское слово имеет более узкий объем значения, чем соответствующее слово родного языка, например: ехать – движение только на транспорте, движение только в определенном направлении). Возможности перевода ограничены: далеко не все русские слова могут быть кратко и однозначно переведены на родной язык учащихся. В этом случае преподавателю следует использовать другие способы семантизации. 2. Описание или толкование (многословное объяснение слов). На начальном этапе это чаще всего дается на родном языке учащихся. Потом постепенно переходят к объяснению на русском языке, используя только хорошо известные учащимся слова. Например: сутки – день и ночь (день и ночь вместе – это сутки); строитель – человек, который работает на стройке; человек, который строит дома. В некоторых случаях толкование на русском языке может заменять перевод даже при наличии эквивалента в родном языке учащихся. 3. Объяснение с опорой на контекст. Контекстом называется отрезок письменной или устной речи (словосочетание, предложение, группа предложений), общий смысл которого помогает понять значение входящего в него незнакомого слова. Показывая ученикам новое слово в контексте, преподаватель дает возможность учащимся догадаться о значении вводимого слова. Примеры контекстов, используемых для объяснения лексики: Столица: Москва – столица Российской Федерации; Париж – столица Франции (ср. толкование: столица – это главный город страны, государства); Овощи: Лук и капуста – это овощи; Песня: Я очень люблю петь. Я люблю петь песню «Катюша»; Спешить: Виктор начинает работать в девять часов утра. Сейчас без пяти девять. Виктор ещё не на работе, он на улице. Виктор идет очень быстро. Он спешит. Он спешит на работу. 4. Объяснение с опорой на наглядность. Использование наглядности при объяснении слов – это показ предметов (действий) или их изображений на картинке, фотографии, слайде и т.д. Однако преподавателю следует иметь в виду некоторые особенности опоры на наглядность как способа семантизации. Во-первых, наглядность неприменима для введения слов с абстрактным значением (смелость, скорость, отрицательный и др.). В таких случаях объяснение возможно только с помощью перевода, толкования или контекста. Во-вторых, рисунок может вызывать у учащихся неожиданные ассоциации, создавая тем самым неправильные представления о значении слова. Так, при семантизации слова завтракать нельзя использовать картинку, где нарисован человек, который сидит за столом и ест: изображенное действие можно соотнести со словами есть, обедать или ужинать. Картинка должна ясно показывать, что действие происходит утром. Характер изображения должен соответствовать типу значения слова. Рисунки, семантизирующие слова, которые обозначают родовые понятия (птица, дерево и т.д.), не должны содержать деталей, характерных для отдельных видов деревьев, птиц. И наоборот, такие детали должны обязательно присутствовать на рисунках, иллюстрирующих значение слов сосна или береза, лебедь или орел. Слова широкого значения (работать, отдыхать и др.) можно семантизировать с помощью не одного, а серии рисунков. В некоторых случаях целесообразно вводить с опорой на наглядность сразу несколько слов, объединенных в какую-либо группу (антонимическую, тематическую и т.п.). Так, значение слов большой и маленький становится ясным, если используются два рисунка, на одном из которых изображена большая, а на другом маленькая машина. При помощи двух картинок объясняются слова дети и взрослые, куст и дерево и т.д. 5. Жест и мимика. Данный способ семантизации используется как дополнительный для раскрытия значения. Например, для объяснения значения слов молчать, стоять, шагать, петь и др. учитель может использовать мимику и жесты. 6. Объяснение с опорой на известные учащимся слова, связанные с новым словом по значению. Можно использовать существующие в языке смысловые связи (синонимические, антонимические, тематические, словообразовательные и т.д.). Но часто указания на смысловые связи между словами недостаточно для точного понимания значения новой лексической единицы. Поэтому данный способ семантизации может использоваться только как дополнительный: он должен сочетаться с переводом, с толкованием, с использованием контекста и т.д. Приведем примеры объяснения с опорой на известные учащимся русские слова. 1. Указание на словообразовательные связи: строитель – строить, открытие – открыть, договориться – говорить, переписываться – писать. 2. Указание на слова, синонимичные или антонимичные новому слову: легкий – нетрудный, спешить – торопиться, маленький – большой, хорошо – плохо, далеко – близко, часто – редко. 3. Указание на место нового слова в группе, в ряду слов, объединенных общим смыслом, темой, ассоциациями: звезда: солнце, луна, звезда; позавчера: сегодня, вчера, позавчера. 4. Указание на слова, значение которых относится к значению нового слова как видовое понятие к родовому: фрукты – яблоко, груша, виноград; мебель – стол, стул, диван. В практике обучения разные способы семантизации употребляются не изолированно, а в сочетании друг с другом. Задания. 1. В процессе знакомства с учебной и методической литературой по РКИ вы будете встречаться со следующими терминами. Постарайтесь объяснить их значение, в случае затруднения обратитесь к словарю методических терминов. Семантизация, способы семантизации, перевод, эквивалент, контекст, наглядность, абстрактная лексика, смысловые связи, словообразовательные связи, ассоциация, мимика, жест. 2. Давайте обсудим: • Какие методические правила необходимо соблюдать при семантизации новых слов? • Какие виды перевода можно использовать при семантизации новых слов? • Все ли русские слова можно кратко и точно перевести на родной язык учащихся? Какие слова перевести невозможно? • Какие преимущества, по-вашему, имеет способ семантизации с опорой на контекст? • Какие особенности имеет способ семантизации новой лексики при помощи наглядности? • Какие известные вам смысловые связи можно использовать для объяснения значения новых слов? 3. Вспомните известные вам способы семантизации новых слов: 1). Иллюстративная наглядность; 2) мимика и жесты; 3) антонимы; 4) синонимы; 5) словообразовательный анализ; 6) при помощи перечисления: отношение части к целому, отдельного к общему; 7) опора на контекст; 8) толкование ( объяснение при помощи известных слов); 9) перевод. Скажите, какой из этих способов: 1. одноязычен; 2. экономичен во времени; 3. помогает создать семантическое гн
Микроблог:

Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |