Карапетян Наталья Григорьевна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Семинары
(Дисциплина: Русский язык как иностранный)

 

ЧТО ТАКОЕ НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ?
 
 
 
 
 
 
 
 
Готовимся к участию в дискуссии:
Дискуссия – это спор профессионалов или поиск решения конкретной проблемы    
Загрязнение атмосферы газами автотранспорта
Автомобили и экологическая безопасность России
  
Языковые средства: выяснение точки зрения собеседника; выражение неполного или частичного согласия-несогласия, подтверждение-опровержение точки зрения собеседника; выражение сомнения в правильности высказывания;   способы выражения разъяснения, дополнения; включение примеров (или цитат) в подтверждение своей точки зрения; изложение различных точек зрения.
 
v                              
 
ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте несколько определений слова «дискуссия», данное в толковых словарях русского языка. Выявите общее, а также существенные различия в этих определениях.
1. Дискуссия - обсуждение некоторого спорного вопроса; исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию. (Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру).
2. Дискуссия - прения в собрании на определенную тему. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
3. Дискуссия (лат. discussio - рассмотрение, исследование)- публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. (Большая советская энциклопедия).
4. Дискуссия - обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова).
 
ЗАДАНИЕ 2.  а) Какое из определений понятия «дискуссия», представленных в задании 1, кажется вам наиболее точным(понятным)? Объясните свой выбор.
б) На их основе составьте такое определение дискуссии,которое соответствует вашему пониманию.
 
ЗАДАНИЕ 3. Обратите внимание на значение слов, близких к понятию «дискуссия». Скажите, чем они отличаются.
 
Диспут (лат.disputare - рассуждать) – публичное обсуждение научной или общественно важной проблемы под руководством ведущего для установления истины.
Полемика (греч. polemikos - военный, враждебный) - спор в процессе обсуждения чего-нибудь; письменный, ученый спор.
Спор (спорить, вести спор) - несогласие (не соглашаться, отстаивать свою точку зрения).
Можно дать следующее определение спора. Это фаза негативного развития дискуссии, характеризующаяся непримиримостью сторон. Спор, как правило, не ведет к поиску истины или к оптимальному решению обсуждаемых вопросов.
 
ЗАДАНИЕ 4. Запомните данные слова и словосочетания.
 
Дискуссия - дискутировать, вести дискуссию, участвовать в дискуссии, дискуссионный.
Диспут - диспутировать, вести диспут, участвовать в диспуте.
Полемика - полемизировать, участвовать в полемике, полемический, полемист. 
Спор - спорить, участвовать в споре, спорный, спорщик.
 
ЗАДАНИЕ 5. Обратите внимание на значение следующих слов.
Аргумент – логический довод, служащий основанием доказательств.
Тезис– положение, кратко излагающее одну из основных идей, истинность которой должна быть доказана.
Компромисс – соглашение, достигнутое путем уступок.
Оппонент – противник в споре.
Собеседник – тот, кто участвует в беседе. (Беседа – это диалог, направляемый определенной темой; цель беседы, в отличие от диалога, - обсудить, выяснить какой-либо вопрос).
 
ЗАДАНИЕ 6. Прочитайте ключевые слова и словосочетания темы. Уточните значение незнакомых слов по словарю. Выполните задания.
 
1. Образуйте от глаголов отглагольные существительные и составьте с ними словосочетания.  
 
Оппонировать; выступать в прениях; излагать свою точку зрения; подтверждать / опровергать мнение собеседника; представлять диаметрально противоположную точку зрения; находить достоверные факты; использовать научный потенциал; осуществлять совместный поиск истины; формулировать правильные выводы.
 
2. С глаголами, которые могут употребляться для выражения основных действий участников дискуссии, составьте словосочетания. Используйте материал для справок.
 
Соглашаться - согласиться (с кем?)
поддерживать - поддержать мнение (кого?)
присоединяться - присоединиться к мнению (кого?)
возражать - возразить (кому? против чего?)                          убеждать – убедить (кого? в чем?)                              
объяснять - объяснить (кому? что?)
опровергать - опровергнуть (что?)                                                                                      сомневаться (в чем?)                                          
противоречить (кому? чему?)                         
протестовать (против чего?)                   
констатировать (что?)                        
аргументировать (что?)
----------------------------------------------------------------------                                  
Материал для справок: участник дискуссии, оппонент, собеседник, автор, ученый, профессор;
точка зрения, позиция, основные положения теории, доказательства, аргументы, тезисы доклада, цифры, примеры, статистические данные, объяснения, факты, доводы, основные положения, мнения экспертов.  
 
3. Назовите глаголы, от которых образованы данные отглагольные существительные.
 
Доказательство, сомнение, общение, обсуждение, противопоставление, различие, уточнение, утверждение, подтверждение, отрицание, исследование, пояснение, восприятие, обмен, поиск.
 
4. а) Запомните различия в значении глаголов.
 
Формировать – 1. Придавать определенную форму, законченность. 2. Создавать, организовывать. (Формирование правительства).
Формулировать - кратко и точно выразить мысли, решение. (Точная формулировка, изменить формулировку).
Формовать - обрабатывая, изготовляя, придавать чему-н. какую-н. форму (Формовка глины).
 
Представить – показать, предъявить, сообщить информацию (представить сведения, доказательства).
Предоставить – 1. Отдать в пользование кому-либо (предоставить условия для работы). 2. Дать возможность что-л. сделать (предоставить высказаться).
 
б) Обратите внимание на то, что похожие слова имеют разное значение.
 
Сообщение – то, что сообщается (по последним сообщениям).
Сообщество – группа людей, имеющих общие цели.
 
Согласие – общность точек зрения (прийти к согласию).
Соглашение – договор, устанавливающий какие-н. условия, права и обязанности сторон (заключить соглашение, трудовое соглашение).
 
5. Проанализируйте выделенные сложные прилагательные. Скажите, от каких слов они образованы.
 
Доброжелательная критика, разносторонние интересы, противоположные мнения, самостоятельное решение, взаимовыгодное сотрудничество, многообразные формы, недвусмысленное положение.
 
6. а) Найдите общий суффикс в словах, обозначающих свойство (качество, признак). Образуйте от существительных прилагательные.
 
Эффективность, достоверность, ответственность, истинность, общительность, осведомленность, компетентность;
 
б) Образуйте существительные с таким же суффиксом от следующих прилагательных.
 
Адекватный, ясный, логичный, точный, актуальный, познавательный, безопасный, правильность.
 
7. Прочитайте однокоренные слова. Определите их грамматический класс.
 
а) Убеждение, убеждать, убедить, убедительный, убежденный, убежденность; б) аргумент, аргументация, аргументировать, аргументированный; в)достижение, достигать, достичь, достигнуть, достижимость, достижимый; г) исследовать, исследование, исследователь.
 
8. Найдите среди данных слов однокоренные.
 
Подтверждение, общительный, понять, уточнение, повлиять, уточнять, влияние, перечислять, точный, понятный, утверждать, численность, общение.
 
9. Образуйте отглагольные существительные и составьте с ними словосочетания.
Образец: понимать причину – понимание причины.
 
Исследовать явления действительности, уточнить вопрос, обсуждать основные понятия, высказывать мнение, искать (находить) решение проблемы, выдвигать «голые факты», оценить выдвинутую точку зрения, воспринимать и понимать точку зрения оппонентов, проверять факты, критиковать противника, показать преимущества.
 
10. Подберите синонимичные пары (слова, близкие по значению).
 
Анализ, комментарий, превосходство, сравнение, обсуждение, пояснение, дискуссия, компетентность, исследование, осведомленность, принцип, сопоставление, преимущество, убеждение.
 
11. Подберите антонимы к выделенным словам в данных словосочетаниях. Пользуйтесь словами для справок.
 
Соглашаться с мнением; истинные доказательства; достоверные факты; чужое мнение; правильная точка зрения; опровержение информации; письменный спор; достоинства собеседника.
 
Материал для справок: ложный; недостатки оппонента; ошибочный; вызывающий сомнение; доказательство; устный; свой, собственный, близкий по взглядам; опровергать.
 
 
 
 
v      
 
ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте вопрос журналиста и ответ на него академика Б.Кедрова. Замените выделенные словосочетания близкими по значению.
 
- Что такое научная дискуссия: азартный спор, «игра» или углубленный, сосредоточенный поиск истины?
 
- Разумеется, подлинная научная дискуссия - прежде всего совместный поиск истины. В ходе борьбы мнений ученый может защищать свою точку зрения, которая кажется ему верной. Но чтобы дискуссия между представителями различных научных направлений была продуктивной, следует придерживаться строгих правил ее ведения. Во-первых, недопустимо приписывать оппоненту иные положения, кроме тех, которые он защищает. Во-вторых, опровергая доводы оппонента и выдвигая собственную интерпретацию проблемы, следует приводить только достоверные факты иубедительные аргументы. И, в-третьих, нельзя, как мне кажется, выдвигать только «голые» факты сами по себе, без их толкования и теоретического осмысления. Как говорил Д. И. Менделеев, надо владеть фактами, а не быть их рабом.
(по тексту из «Пособия по развитию речи для аспирантов-иностранцев. Русский язык. По материалам периодической печати. - «Наука», М.)
Материал для справок: в процессе спора; соблюдать правила ведения дискуссии; дать веские аргументы; точные, проверенные факты; доказать, что представленные доводы неверны; отстаивать свою точку зрения; соблюдать правила; увлекательный спор; факты, без объяснения, истинная дискуссия.
 
v      
 
ЗАДАНИЕ 8. Прочитайте текст «Научная дискуссия». Перед чтением ознакомьтесь с вопросами.
 
1.Что такое подлинная научная дискуссия?
2. Каким путем в ходе дискуссии происходит поиск решения проблемы?
3. Что является объективными причинами дискуссии?
4. Чем объясняется эффективность научной дискуссии?
5. Каковы условия успешной дискуссии?
 
 
НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ
 
(1) Научная дискуссия - это коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью найти правильное решение. Это достигается путем выдвижения, противопоставления и критического обсуждения различных точек зрения.
(2) Дискуссия - эффективное средство научного поиска. В ходе дискуссионного общения ученые имеют возможность обмена мнениями по различным научным вопросам, представления разносторонних, часто противоположных точек зрения по обсуждаемым проблемам, критической оценки результатов исследования. 
(3) Эффективность дискуссии объясняется тем, что она позволяет подойти к решению проблемы с разных позиций, максимально использовать научный потенциал многих ученых, избежать ограниченности точек зрения.Ни один ученый не может успешно работать, если он не обменивается мнениями с другими исследователями, не вступает с ними в дискуссии, полемику.
(4) Объективная причина дискуссии - противоречивая природа исследуемых объектов и явлений действительности. Присущие им различия и противоположности приводят к появлению противоположных понятий, идей, теорий. В моменты возникновения кризисных и проблемных ситуаций в науке появляется множество альтернативных гипотез и теорий
(5) Дискуссии могут быть использованы для достижения разных целей - постановки и уточнения проблемы, поиска ее решения, оценки выдвинутой точки зрения, установления степени ее истинности, проверки аргументации, логичности рассуждений, обнаружения новых аспектов проблемы.
(6) Необходимое условие успешного хода дискуссии, взаимопонимания ее участников - идентичность используемых понятий и терминов. Этому же служат следующие правила ее ведения: правильная постановка вопроса и четкое определение предмета спора; осведомленность в отношении обсуждаемой проблемы; ясность и недвусмысленность выдвигаемых положений; адекватное восприятие и понимание взглядов оппонентов. Важно не только опровергнуть чью-либо точку зрения, но и понять причины ее неверности.
(7) В процессе дискуссии необходимо соблюдать определенные этические нормы, которые вместе с названными выше правилами следует соблюдать. Эти нормы требуют: уважительного отношения к чужому мнению; способности признавать правильность точки зрения партнера и ошибочность своей; готовности изменять под влиянием обоснованной критики свои взгляды или даже отказываться от них; доброжелательной критики точки зрения. 
(из статьи « Дискуссия научная» /Российская социологическая энциклопедия/Под редакцией академика Г.В.Осипова)
 
v                  
 
ЗАДАНИЕ 9. Как вы понимаете значение выделенных в тексте слов и словосочетаний?  Постарайтесь заменить их известными вам выражениями.
 
ЗАДАНИЕ 10. а)Скажите, в каком абзаце дается определение дискуссии. О чем идет речь в 6 и 7 абзацах?
б) Выделите основную информацию каждого абзаца и представьте эту информацию в виде тезисов.
  
ЗАДАНИЕ 11. Найдите в тексте информацию о том, какой должна быть дискуссия. Сформулируйте свой ответ, используя прилагательные: коллективная, эффективная, интересная, познавательная, актуальная, злободневная.
 
ЗАДАНИЕ 12. Найдите в тексте следующую информацию и выполните задания:
а) сформулируйте необходимые условия успешного хода дискуссии;
б) скажите, какие основные этические нормы ведения дискуссии должны соблюдать ее участники.
При ответе  используйте конструкцию:
 
Участники дискуссии должны (делать) что?
 
ЗАДАНИЕ 13. а)Прочитайте синонимичные конструкции. Обратите внимание на то, что в дискуссионном общении часто используются формы с пассивными причастиями.
 


КТО
КЕМ


высказал точку зрения                была высказана точка зрения 
подготовил доклад                       был подготовлен доклад                      
поддержал мнение                       было поддержано мнение
привел факты                               были приведены факты 
опроверг доводы                          были опровергнуты доводы
 
б) Образуйте пассивные конструкции с краткими причастиями от следующих словосочетаний (по образцу из предыдущего задания (13 а).
 
Подчеркнул важность, рассмотрел перспективу, провел исследования, затронул вопросы, подготовил дискуссию.
 
ЗАДАНИЕ 14. Трансформируйте пассивные конструкции в активные по образцу.
Образец: Несколько лет назад компанией «Силовые машины» был создан новый автомобиль. – Несколько лет назад компания «Силовые машины» создала новый автомобиль.
 
1.      Представителем общества «Гринпис России» был подготовлен доклад о роли автотранспорта в загрязнении окружающей среды.
2.      В ходе дискуссии учеными и журналистами обсуждались проблемы загрязнения окружающей среды.
3.      В докладе была подчеркнута необходимость создания эффективных мер защиты окружающей среды.
4.      Учеными института были опровергнуты представленные в докладе факты.
 
ЗАДАНИЕ 15. Сформулируйте вопросы к предложениям с активными и пассивными конструкциями.
Образец: Академик сделал интересный сообщение. –  Кто сделал интересное сообщение?
                Академиком (было) сделано интересное сообщение. – Кем (было) сделано интересное сообщение?
 
1.       На основании предшествующего высказывания ученого корреспондент сделал правильные выводы.
2.       На конференции специалисты обсуждали важные проблемы.
3.       Пути выхода из сложившейся сложной ситуации найдены всеми нами.
4.       Участниками совещания высказывались различные мнения о проблемах «чистого топлива» для автотранспорта.
5.       Ведущий дискуссии выразил свою точку зрения по поводу этой актуальной проблемы.
 
ЗАДАНИЕ 16.Подтвердите или опровергните следующие положения статьи  «Научная дискуссия».
 
Ø      Научная дискуссия - это средство совместного поиска решения какой-либо проблемы.
Ø      Дискуссия является методом постепенного, сложного, противоречивого, однако прогрессивно развивающегося процесса формирования истины.
Ø      В процессе дискуссии не обязательно соблюдать определенные этические нормы. 
Ø      Дискуссия – это публичное общение и оно требует управления.
Ø      Этические нормы дискуссии нетребуют уважительного отношения к чужому мнению.
 
 
ЗАДАНИЕ 17.Научная дискуссия, в первую очередь, предполагает сообщение своего мнения по данной проблеме и выяснение мнения собеседника.
Обратите внимание на формулы выяснения мнения и изложения своей точки зрения:
 

Выяснение точки зрения собеседника
Изложение собственной точки зрения
Каково ваше мнение о проблеме (по вопросу, об этом)?
Какова ваша точка зрения (по вопросу)?
Как вы относитесь к проблеме (вопросу, точке зрения)?
Как вы смотрите на проблему (вопрос)?
Как вы считаете (полагаете)?
Что вы об этом думаете?
А как по-вашему?
А вы что думаете?
 
По моему мнению…
Я придерживаюсь такого мнения …
У меня следующая точка зрения…
С моей точки зрения….
На мой взгляд…
Мне представляется….
Я считаю (полагаю)…
Я думаю (склонен думать), …
По-моему, ….
Мне кажется…

 
ЗАДАНИЕ 18. Выразите свое мнение и выясните точку зрения собеседника по данным проблемам, используя материал предыдущей таблицы.
 
Ø      Ни один ученый не может успешно работать, если он не обменивается мнениями с другими исследователями, не вступает с ними в дискуссии, споры, полемику.
Ø      Дискуссия - особенно эффективное средство научного поиска в моменты возникновения кризисных и особо сложных проблемных ситуаций в науке.
Ø      В процессе дискуссии необходимо не только опровергнуть чью-либо точку зрения, но и понять причины ее неверности.
 
ЗАДАНИЕ 19. Научная дискуссия предполагает также согласие или несогласие с точкой зрения собеседника.
Обратите внимание на формы выражения согласия-несогласия.
 

                 С о г л а с и е
             Н е с о г л а с и е
Я поддерживаю вашу точку зрения.
Я придерживаюсь данной точки зрения.
Я (полностью) разделяю вашу точку зрения.
Я присоединяюсь к вашей точке зрения (к вашему мнению).
У меня такое же мнение.
Я тоже так думаю.
С этим нельзя (трудно) не согласиться.
Это не вызывает сомнения.
Все сказанное вами верно.
Вы (совершенно, абсолютно) правы.
Совершенно верно.
Безусловно (несомненно) это так.
Да, это так.
Не спорю.
Это бесспорно
 
Я не поддерживаю вашу точку зрения (ваше мнение).
Боюсь, вы не правы.
У меня (совершенно) другое мнение.
Я не могу присоединиться к вашей точке зрения (к вашему мнению).
Я позволю себе с вами не согласиться.
Я с вами не согласен.
С этим трудно (невозможно) согласиться.
Я смотрю на эту проблему (этот вопрос) иначе.
Вы (абсолютно, совершенно) не правы.
Мне кажется, что это неверно.
Нет, это неверно. Нет, это не так.
Я так не думаю.
Ничего подобного.
Как раз наоборот.
 

 
ЗАДАНИЕ 20. Прочитайте конструкции, в составе которых часто используется словосочетание точка зрения. Составьте предложения с некоторыми из них. (Запомните: точка зрения на что, по вопросу о чем, чего, по поводу чего).
 
Иметь определенную точку зрения;
познакомить кого-либо с определенной точкой зрения;
отстаивать свою точку зрения;
изменить точку зрения;
привести примеры для подтверждения правильности точки зрения;
присоединиться к высказанной точке зрения;
придерживаться такой же точки зрения;
доказать правильность той или иной точки зрения;
(не) согласиться с высказанной точкой зрения;
(не) разделять чью-либо точку зрения.
 
ЗАДАНИЕ 21.Прочитайте диалог. Найдите в репликах средства выражения мнения, точки зрения, согласия и несогласия, уверенности; проследите их употребление.
 
- Один из наших преподавателей считает, что в результате дискуссии должны быть найдены компромиссные решения   проблемы. Я с ним согласен. А как вы смотрите на это?
- Я позволю себе не во всем согласиться с этим мнением. Не всегда в результате дискуссии оппоненты приходят к единому мнению. Если вы и не одержали «победу», не достигли консенсуса с оппонентом, то не следует расстраиваться – вы получили полезный квант информации, полнее узнали точку зрения противной стороны.
- Да, вы правы. Нередко результатом научных полемик является выявление новых аспектов проблемы….
- Мне представляется, что обозначение этих новых аспектов проблемы приближает участников дискуссии к нахождению верного решения.
- Несомненно. Однако умение дискутировать - это целая наука.
- Это не вызывает сомнения. Наука об искусстве ведения спора - эристика (греч. eris – спор) почиталась в Древней Греции, Сократ называл её диалектикой. И в настоящее время эристика преподается в некоторых вузах Европы.
- На мой взгляд, было бы полезным преподавать эту науку в российских вузах.
ЗАДАНИЕ 22.  Скажите, какая группа глаголов (1 или 2) более характеризует тех участников дискуссии, которые стремятся достичь согласия?
1. Сомневаться, не соглашаться, возражать, противоречить, опровергать, протестовать.                                                         2. Характеризовать, констатировать, убеждать, соглашаться, объяснять, поддерживать мнение, присоединяться к мнению.
ЗАДАНИЕ 23. Закончите диалог, выразив свое согласие или несогласие с приведенными ниже высказываниями. Пользуйтесь материалами задания 19.
 
1. - Я считаю, что истина рождается в споре, а именно в споре специалистов.
- ……..
 
2. - В ходе дискуссии каждая из сторон постоянно ищет новые аргументы для подтверждения своих позиций и опровержения взглядов «противника». Это моя точка зрения. А что думаешь ты?
- ……
 
3. - Каждый способен к участию в дискуссии. Согласен?
- ……
 
4. - Нельзя, как мне кажется, в ходе дискуссии выдвигать «голые» факты, без их теоретического осмысления. Не так ли?
- …..
 
5. - Мы придерживаемся мнения, что знания меняют структуру человеческой души. Что вы об этом думаете?
- …
 
ЗАДАНИЕ 24. Выразите согласие или возразите известным мыслителям.
 
Ø      «В споре рождается истина» (Сократ).
Ø      «Длинен путь через наставления, короток и легок через примеры» (Сенека).
Ø      «Спорить гораздо легче, чем понимать» (Г. Флобер).
Ø      «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее, чем друг, скрывающий их» (Леонардо да Винчи).
 
ЗАДАНИЕ25.   Для будущих специалистов важно умение логично, последовательно и связно формулировать и выражать свое мнение, используя различные способы построения высказывания.
 
а) Прочитайте советы к форме и содержанию выступлений.
  1. Выбрав проблемный вопрос для своего выступления, соберите материал по теме.
  2. Аргументируйте собственную точку зрения.
  3. Соблюдайте корректность, объективность высказывания.
 
б) В ходе обсуждения рекомендуется:
  1. Быть корректным, возражая оппоненту.
  2. Не объяснять того, в чем сами не уверены.
  3. Приводить только убедительные доказательства.
  4. Не возражать против бесспорных доказательств.
5.      Не опровергать невозможного.
 
ЗАДАНИЕ 26. 1) Передайте содержание советов из предыдущего задания (25 а), используя конструкции с модальными словами нужно (надо) необходимо, после которых употребите союз чтобы.
Образец: Напишите текст выступления. – Нужно (надо, необходимо), чтобы вы написали текст выступления.
Обратите внимание, что в этих случаях после союза чтобы глагол всегда стоит в прошедшем времени (но действие может относиться к любому времени).
 
2) Рекомендации задания 25 (б), представленные в форме инфинитива, передайте в императивной форме.
Образец: Надо говорить выразительно и ясно. – Говорите выразительно и ясно. 
 
ЗАДАНИЕ 27. Прочитайте текст об основных правилах ведения дискуссий, которые были сформулированы профессором МГУ А.Волковым.
 
            Профессор А.Волков считает, что, наверное, каждый человек когда-либо принимал участие в дискуссиях. Вот что нужно для того, чтобы сделать общение разумным и полезным, по мнению ученого.
 
Основные правила ведения дискуссии
           
Дискутировать только о том, что вы знаете.       
            Слушать то, что говорит ваш оппонент.
            Из того, что говорит ваш собеседник, нужно извлекать в первую очередь позитивную информацию. О негативной информации говорить и не надо.
            Если уже приходится спорить о каких-то положениях, которые высказывает ваш противник, дайте ему высказаться. Всякая разумная дискуссия является оборонительным действием. Чем больше человек говорит, тем больше он делает ошибок. То, что он говорит, обязательно нужно внимательно слушать. Кроме той позитивной информации, которую вы извлекаете из суждений вашего оппонента, старайтесь извлекать еще и его ошибки. Итак, анализ речи – важнейшее требование дискуссии. Ваши возражения оппоненту основываются на его ошибках, которые вы должны фиксировать.
            Когда вы приводите аргументы в дискуссии, надо помнить о том, что вы должны приводить не те аргументы, которые убедительны для вас, а те аргументы, которые убедительны для вашего собеседника. Это самая распространенная ошибка любого спора, любой дискуссии. То, что убедительно для вашего собеседника, вытекает именно из его речи.
            Итак, нужно из речей собеседника извлекать позитивную информацию, ошибки и те позиции, которые он выражает в своей речи.
            Разбирая ошибки вашего оппонента, старайтесь не обидеть его, потому что, если вы его обижаете, тем самым вы прерываете дискуссию и ничего доказать уже не сможете. Как только вы проявляете в дискуссии агрессивность, немедленно прекращается речевой контакт, так как спор может превратиться в ссору.
 
ЗАДАНИЕ 28. Прочитайте текст еще раз. а) Какую новую интересную информацию вы узнали из этого текста? Что было для вас полезным, достойным обсуждения? б)Скажите, какие абзацы текста  «Научная дискуссия» (см. зад.8 стр.11) вы можете дополнить полученной информацией.
 
 
ЗАДАНИЕ 29.Прочитайте фрагмент. Включите его в текст «Основные правила ведения дискуссии». Найдите место этого фрагмента в тексте.
 
Фрагмент.
Дискуссия становится более продуктивной, если от спора о мнениях перейти к высказыванию обоснованных суждений, которые отличаются от мнения наличием аргументов. Сначала отвечайте на аргументы оппонента, а уже потом приводите свои собственные. Старайтесь избегать простого перечисления фактов и аргументов; лучше покажите их преимущества.
 
ЗАДАНИЕ 30. Дайте советы своим собеседникам о том, как вести дискуссию. Используйте конструкции с модальными словами (можно, нужно, необходимо) или глаголы в форме императива.
Обратите внимание. Рекомендация произвести действие может быть выражена не только с помощью инфинитива. Менее категорично такая рекомендация звучит с помощью глагола в форме императива.
Образец: Нужно слушать оппонента. – Слушайте оппонента.
 
ЗАДАНИЕ 31. а)Подберите к данным ниже словам соответствующие словосочетания. Составленные выражения могут использоваться в дискуссионном общении.
 
Позвольте, просим, разрешите, следует, необходимо.
Для справок: принять во внимание, добавить, напомнить, уточнить, иметь в виду.
            б) Используя информацию текста «Основные правила ведения дискуссии», составьте несколько предложений с данными выражениями.
 
ЗАДАНИЕ 32.Выскажите свое мнение по поводу следующих высказываний.
Ø      Чем корректнее будут ваши действия и убеждения во время спора, тем у вас больше шансов на достойную победу над противником (оппонентом).
 
Ø      «Почему я так считаю?» – вот вопрос, на который каждый участник дискуссии должен ответить другим и себе.
При ответе вы можете использовать конструкции, выражающие уверенность, частичное согласие, сомнение (см. Приложение).
 
ЗАДАНИЕ 33.   Ответьте на вопрос:
«Какое решение более взвешенное (истинное): групповое или решение одного человека?»
Объясните свой выбор. Приведите аргументы в пользу вашей точки зрения. Дополните ответ примерами, используя конструкции:
Хочу привести пример …
В качестве примера можно привести следующее …
Это подтверждает такой пример …
ЗАДАНИЕ 34. Эффективность дискуссии зависит от того, насколько четко и правильно сформулирован тезис дискуссии, относительно которого у вступающих в обсуждение имеются разные мнения.
Прочитайте возможные тезисы дискуссии; скажите, какие проблемы, по вашему мнению, будут решаться в ходе обсуждения. К данным тезисам сформулируйте антитезис.

ТЕЗИС
АНТИТЕЗИС
1. Без дискуссионного общения невозможно развитие научных теорий.
1. Развитие научных теорий возможно без дискуссионного общения.
2. В современную эпоху роль коллективного обсуждения в науке значительно возросла.
 
3.Из двух спорящих виновен тот, кто умнее (Гете).
 
4. То, что не вызывает споров, не вызывает и интереса.
 
5. При философской дискуссии более выигрывает побежденный - он умножает знания. (Эпикур)
 
6. Затянувшаяся дискуссия означает, что обе стороны не правы. (Вольтер)
 
7. Никто не спорит так долго, как два человека, не знающие, о чем они спорят.
 

ЗАДАНИЕ 34. Секрет хорошей дискуссии – правильно поставленные вопросы. Специалисты утверждают, что процессом дискуссии управляет тот, кто задает вопросы. Правильно заданные вопросы позволяют точно выяснить мнение оппонента.
Обратите внимание на часто употребляемые в ходе дискуссии формы вопросов. Составьте свои варианты вопросов к каждой группе вопросов.
1.Вопросы, выявляющие компетентность выступающего:
- Не могли бы вы привести факты, подтверждающие это?
- Кто из ученых мог бы поддержать вашу точку зрения?
 
2. Вопросы, уточняющие, позволяющие получить дополнительные сведения о позиции выступающего:
- Какими аргументами вы мог
Микроблог:

Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |