Карапетян Наталья Григорьевна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Русский язык в профессиональной деятельности
(Кафедра и Департамент: Русского языка на инженерном факультете)

. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА " РУССКИЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Цели и задачи курса Основная цель курса заключается в формировании навыков и умений дискуссионного общения, как неотъемлемого компонента устной профессионально-научной коммуникации - специфического вида современной профессиональной деятельности, направленной на решение научных и производственных задач посредством русского языка. В результате освоения предложенного курса студенты-нефилологи должны овладеть языковыми инструментами дискуссионного общения, которые дадут возможность участвовать в различных профессиональных дискуссиях, совещаниях, конференциях. В процессе реализации курса предусматривается решение следующих задач: - совершенствовать навыков аудирования звучащего текста- выступления оппонента; - развивать навыки чтения полемических статей с целью оперирования полученной информацией; - владеть языковыми конструкциями, необходимыми для участия в дискуссии. -формировать умения находить и формулировать тему научной дискуссии; - сопоставлять разные позиции ученых, не принимающих непосредственного участия в дискуссии; - определять и выражать свое отношение к обсуждаемой проблеме, соглашаться /не соглашаться с мнением собеседника; - уметь аргументировать свою точку зрения; . 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП: Гуманитарный, социальный и экономический цикл (факультатив - выбрать); обучающиеся должны обладать знаниями и компетенциями в объеме II сертификационного уровня владения русским языком как иностранным. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций: - умение логически верно, аргументированно и ясно строить литературную и деловую устную и письменную речь, свободное владение навыками публичной дискуссии, умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-2) - способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-3); - способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4); - способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-5); (указываются в соответствии с ОС ВО РУДН, с Требованиями к результатам освоения программ бакалавриата по направлению подготовки 15.03.05 конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств) В результате изучения дисциплины студент-иностранец должен: Знать: - лексику общего владения русским языком и базисную научную терминологию профильных учебных дисциплин в объеме лексического минимума (около 5000 лексических единиц); - актуальные для научного стиля речи словообразовательные модели; - орфоэпические и грамматико-стилистические языковые нормы, специфику функциональных стилей речи, правила русского речевого и невербального этикета; - правила употребления элементов системы языка, характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения; - основные языковые средства и коммуникативно-смысловые блоки, характерные для дискуссионного общения. Уметь: - достигать определенных целей коммуникации в любой из сфер общения с учетом различных социальных и поведенческих ролей в диалогической и монологической формах речи; - организовать свою речь в форме диалога, полилога, осуществлять тактику речевого общения, добиваясь достижения коммуникативной цели; - продуцировать монологические высказывания, построенные на взаимопроникновении основных функционально-смысловых типов речи с преобладанием рассуждения, а также использованием описания и оценки; - извлекать из текста фактическую информацию, отбирать нужную (для определенных целей) информацию из разных источников; анализировать полученную информацию; систематизировать и обобщать полученные данные в соответ¬ствии с поставленной познавательной задачей; выявлять основные проблемы, выдвигать обоснованные гипотезы, выстраивать систему до¬казательств; делать аргументированные выводы; - отстаивать собственную позицию в условиях свободной беседы /дискуссии; - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; -анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; Владеть: - методиками рационального чтения, аудирования, аналитической обработки устной и письменной информации; - навыками общения в области профессиональной деятельности на русском языке; - навыками научной и деловой письменной и устной речи на русском языке; навыками публичной речи, оформления своих мыслей в виде монологического и диалогического высказывания профессионального характера; -навыками ведения дискуссии на профессиональные темы, аргументированного изложения собственной точки зрения; - владеть способностью ориентироваться в социально-бытовой и социально-культурной сферах в соответствии с ситуацией общения. Обучение в рамках второго подуровня (второй подуровень обучения РКИ соотносится с 2-3 курсами инженерного факультета) рассчитано на программу специального (профессионально ориентированного) владения языком – 54 часа – практические занятия. - Обучение дискуссионному общению необходимо учащимся для ведения исследовательской работы, при подготовке научных докладов, написания курсовых и диссертационных работ. Научная дискуссия как акт реальной коммуникации представляет профессиональный интерес для учащихся продвинутого этапа обучения. В этой связи существенное место в учебном процессе отводится самостоятельной работе учащихся (от 30 до 100 часов, в зависимости от уровня подготовленности) с использованием специально созданных для этих целей методических материалов, Интернета; - Весь курс оценивается в 3 зачетные единицы (кредита), а также модуль – в 1 зачетную единицу (кредит) соответственно. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-3); способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-5) (указываются в соответствии с ОС ВО РУДН, с Требованиями к результатам освоения программ бакалавриата по направлению подготовки 15.03.05 конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств)
Микроблог:

Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |