Web-local Учебный портал РУДН
Фортальнова Елена Александровна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
О дисциплине "Физико-химический анализ"

НА СТРАНИЦЕ:

Требования к результатам освоения дисциплины

Фонд оценочных средств дисциплины

Перечень рекомендованной литературы

Перечень ресурсов ИТС «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

Перечень информационных источников для изучения разделов дисциплины

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Вопросы для самопроверки по разделам дисциплины

Цели и задачи дисциплины.

Основной целью изучения основ физико-химического анализа в университетах является развитие научного мировоззрения путём совершенствования навыков установления связей «состав - свойство» в применении к сложным химическим системам и приобретения экспериментальных навыков изучения химических систем современными методами.

Главными задачами курса являются:

- освоение теоретических основ, принципов физико-химического анализа;

- изучение основных типов диаграмм состояния одно- и многокомпонентных систем с различными свойствами, как исходных компонентов, так и веществ образующихся в системах;

- овладение методиками получения и анализа экспериментальных данных для изучения и построения диаграмм состояния различных систем.

Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Физико-химический анализ» относится к вариативной части модуля 1 «Неорганическая химия» для студентов направления 04.03.01 «Химия», специализации «Фундаментальная и прикладная химия».

Курс «Физико-химический анализ» является промежуточным этапом профессиональной подготовки специалиста-химика. Для её изучения необходимы знания, умения и компетенции по химии, физике и математике в объёме, предусмотренном государственным образовательным стандартом высшего (полного) образования (бакалавр).

Курс «Физико-химический анализ» предшествует изучению таких дисциплин как «Актуальные задачи современной химии», «Химия твёрдого тела», «Физические методы исследования веществ и материалов», «Термоаналитические методы в химии», «Кристаллооптический анализ», «Рентгендифракционные методы в неорганической химии».


Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-5обладать владением современными компьютерными технологиями, применяемыми при обработке результатов научных экспериментов и сборе, обработке, хранении и передачи информации при проведении самостоятельных научных исследований;

ПК-1 – обладать наличием представления о наиболее актуальных направлениях исследований в современной теоретической и экспериментальной химии (синтез и применение веществ в наноструктурных технологиях, исследования в экстремальных условиях, химия жизненных процессов, химия и экология и другие);

ПК-2 – обладать знанием основных этапов и закономерностей развития химической науки, пониманием объективной необходимости возникновения новых направлений, наличием представления о системе фундаментальных химических понятий и методологических аспектов химии, форм и методов научного познания, их роли в общеобразовательной профессиональной подготовке химиков;

ПК-5 – обладать способностью анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения;

ПК-13 - обладать основами подходов к получению биологически активных соединений.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать

- теоретические основы и современные подходы к решению вопросов в физико-химическом анализе;

- основные методы построения диаграмм состояния «состав - свойство» для различных физико-химических систем;

- практическое значение построения диаграмм состояния для современной науки и техники;

уметь

- извлекать информацию и проводить систематический анализ состояния физико-химических систем на основании диаграмм состояния «состав - свойство»;

- составлять диаграммы состояния на основании полученных экспериментальных и теоретических данных;

- прогнозировать состояние простых физико-химических систем, исходя из известных теоретических и/или экспериментальных данных;

- критически оценивать возможность использования полученных результатов в науке и технике.

владеть

- основными методиками исследования состояния физико-химических систем в различных условиях;

- методами накопления и первичной обработки экспериментальных данных; способами представления экспериментальных результатов;

- методами вторичной обработки экспериментальных результатов с целью получения практически значимых характеристик состояния физико-химической системы.

к списку


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Учебным планом в курсе «Физико-химический анализ» предусмотрены следующие формы промежуточного и рубежного контроля успеваемости студентов:

Форма контроля успеваемости, (время выполнения задания, ак. час)

Разделы учебной программы курса

Типовое задание (PDF)

Тест 1,

(2 часа)

1. Введение.

2. Основные понятия, принципы физико-химического анализа.

3. Однокомпонентные системы.

4. Двухкомпонентные системы.

Скачать типовой билет теста 1.

Тест 2,

(2 часа)

5. Трёхкомпонентные системы.

Скачать типовой билет теста 2.

Экзамен

(2 часа)

Материал курса в полном объёме.

Скачать типовой экзаменационный билет.

 

Оценка результатов выполнения заданий:

- тест: баллы выставляются по итогам проверки письменной работы (% правильных ответов);

- экзамен: на подготовку к ответу отводится 2 часа, после чего студент устно отвечает на заданные вопросы; оценивается работа независимо от оценки, полученной в семестре.

к списку


Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.

Основная литература.

1. Аносов В.Я., Озерова М.И., Фиалков Ю.Я. «Основы физико-химического анализа». М., Наука, 1976, 504 с.

2. Аносов В. Я., Бурмистрова Н. П., Озерова М. И., Цуринов Г. Г. «Практическое руководство по физико-химическому анализу» // Казань: изд-во Казанского ун-та.- 1971.- 173 с.

2. Захаров А.М. «Диаграммы состояния двойных и тройных систем». М., Металлургия, 1990, 240 с.

4. Захаров А.М. «Диаграммы состояния четверных систем». М., Металлургия, 1964, 240 с.

5. Шестак Я. «Теория термического анализа. Физико-химические свойства твёрдых неорганических веществ» (пер. с англ.) // М.: Мир.- 1987. 456 с.

Дополнительная литература.

1. Древинг В.П, Калашников Я.А. «Правило фаз». Изд. МГУ, 1964, 133 с.

2. Райнз Ф. «Диаграммы фазового равновесия в металлургии». М., Металлургиздат, 1960, 376 с.

3. Палатник Л.С., Ландау А.И. «Фазовые равновесия в многокомпонентных системах». Изд. Харьковского университета, 1961, 407с.

4. Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. «Статистическая физика». Часть 1 (Том V). М., Наука, Физматлит, 1995, 608 с. Фиалков Ю. Я. «Двойные жидкие системы» // Киев: Техниiка.- 1969.- 220 с.

5. Фиалков Ю. Я. «Физико-химический анализ жидких систем и растворов» // Киев: Наукова Думка.- 1992.- 246 с.

к списку


Перечень ресурсов ИТС «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.

Разделы учебной программы курса

Адрес ресурса в ИТС «Интернет»

Описание ресурса

1 - 4

http://www.soton.ac.uk/~pasr1/index.htm

Интерактивный дополнительный сетевой курс по теме "Фазовые диаграммы".

1 - 5

http://www.crct.polymtl.ca/factsage/index_m.php
http://www.crct.polymtl.ca/fact/download.php

F*A*C*T - сетевая база данных и пособие по анализу фазовых равновесий и химической термодинамики

1-6

Большая Научная Библиотека: http://sci-lib.com/

Каталог химических ресурсов на CHEMPORT.RU: http://www.chemport.ru/catalog_tree.php

Список библиотек (доступ с ПК РУДН):

http://www.rad.pfu.edu.ru/licenzirovannye-resursy/tehnicheskie-i-estestvennye-nauki

Электронная библиотека РФФИ: http://www.elibrary.ru

Сетевые библиотеки, содержащие учебную и справочную информацию по различным разделам курса.

к списку


Перечень информационных источников для изучения разделов дисциплины.

Иллюстративные материалы к лекциям и пр. размещаются в течение учебного семестра на сайте преподавателя, на учебном портале РУДН. Другие источники:

Раздел дисциплины

Источники

1. Введение

1. Аносов В.Я., Озерова М.И., Фиалков Ю.Я. «Основы физико-химического анализа». М., Наука, 1976, 504 с.

2. Аносов В. Я., Бурмистрова Н. П., Озерова М. И., Цуринов Г. Г. «Практическое руководство по физико-химическому анализу» // Казань: изд-во Казанского ун-та.- 1971.- 173 с.

3. Интерактивный дополнительный сетевой курс по теме "Фазовые диаграммы"

4. Захаров А.М. «Диаграммы состояния двойных и тройных систем». М., Металлургия, 1990, 240 с.

5. Фиалков Ю. Я. «Физико-химический анализ жидких систем и растворов» // Киев: Наукова Думка.- 1992.- 246 с.

6. Фиалков Ю. Я. «Двойные жидкие системы» // Киев: Техниiка.- 1969.- 220 с.

2. Основные понятия, принципы физико-химического анализа

3. Однокомпонентные системы

4. Двухкомпонентные системы

5. Трёхкомпонентные системы

1. Аносов В.Я., Озерова М.И., Фиалков Ю.Я. «Основы физико-химического анализа». М., Наука, 1976, 504 с.

2. Аносов В. Я., Бурмистрова Н. П., Озерова М. И., Цуринов Г. Г. «Практическое руководство по физико-химическому анализу» // Казань: изд-во Казанского ун-та.- 1971.- 173 с.

3. Интерактивный дополнительный сетевой курс по теме "Фазовые диаграммы"

4. F*A*C*T - сетевая база данных и пособие по анализу фазовых равновесий и химической термодинамики:

5. Захаров А.М. «Диаграммы состояния двойных и тройных систем». М., Металлургия, 1990, 240 с.

6. Палатник Л.С., Ландау А.И. «Фазовые равновесия в многокомпонентных системах». Изд. Харьковского университета, 1961, 407с.

7. Шестак Я. «Теория термического анализа. Физико-химические свойства твёрдых неорганических веществ» (пер. с англ.) // М.: Мир.- 1987. 456 с.

6. Диаграммы состояния четырёхкомпонентных систем

1. Аносов В.Я., Озерова М.И., Фиалков Ю.Я. «Основы физико-химического анализа». М., Наука, 1976, 504 с.

2. Аносов В. Я., Бурмистрова Н. П., Озерова М. И., Цуринов Г. Г. «Практическое руководство по физико-химическому анализу» // Казань: изд-во Казанского ун-та.- 1971.- 173 с.

3. Захаров А.М. «Диаграммы состояния четверных систем». М., Металлургия, 1964, 240 с.

4. Палатник Л.С., Ландау А.И. «Фазовые равновесия в многокомпонентных системах». Изд. Харьковского университета, 1961, 407с.

5. Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. «Статистическая физика». Часть 1 (Том V). М., Наука, Физматлит, 1995, 608 с.

7. Шестак Я. «Теория термического анализа. Физико-химические свойства твёрдых неорганических веществ» (пер. с англ.) // М.: Мир.- 1987. 456 с.

к списку


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.

Самостоятельная работа проводится с целью закрепления и расширения знаний по дисциплине и предусматривает:

– подробное изучение лекционного материала, ориентируясь на предложенные вопросы для самопроверки;

– работу с литературой и информационными источниками, рекомендованными по разделам дисциплины;

– подготовку к лабораторным занятиям;

работу с ресурсами ИТС Интернет;

– подготовку к написанию тестовых заданий и сдаче экзамена (промежуточный и рубежный контроль), используя предложенные вопросы для самопроверки и упражнения для самостоятельной работы по разделам дисциплины.

к списку


Вопросы для самопроверки по разделам дисциплины.

Разделы учебной программы курса

Вопросы для самопроверки (PDF)

1. Введение.

2. Основные понятия, принципы физико-химического анализа.

Скачать вопросы для самопроверки по разделам 1 - 6.

3. Однокомпонентные системы.

4. Двухкомпонентные системы.

5. Трёхкомпонентные системы.

6. Диаграммы состояния четырёхкомпонентных систем.

к списку


Упражнения для самостоятельной работы по разделам дисциплины.

Разделы учебной программы курса

Задания для самостоятельной работы (PDF)

1. Введение.

2. Основные понятия, принципы физико-химического анализа.

Скачать упражнения для самостоятельной работы по разделам дисциплины

3. Однокомпонентные системы.

4. Двухкомпонентные системы.

5. Трёхкомпонентные системы.

6. Диаграммы состояния четырёхкомпонентных систем.

 

 к списку

Микроблог:

2017-06-22 22:59:06
Вниманию студентов МФ1!
Пересдача экзамена по "Общей и
неорганической химии" состоится
27.06.2017 (вторник) в 16:00
в зале №2 (ул. Орджоникидзе, д.3).


Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |