Мещерякова Ольга Михайловна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Нормативные материалы

 Протокол о   Еврогруппе   

Протокол   "О процедуре в отношении чрезмерных дефицитов"и Протокол "О критериях  сближения"

ДОГОВОР О СТАБИЛЬНОСТИ, КООРДИНАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ВАЛЮТНОМ СОЮЗЕ

Устав Европейского инвестиционного банка

Протокол относительно Договора и Акта о  присоединении Чешской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Латвийской Республики, Литовской Республики, Венгерской Республики, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой Республики

Решение Совета ЕС о создании  Европола

СОГЛАШЕНИ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ И ЕС О ТОРГОВЛЕ МЕЖДУ РФ И ЕС УЗЛАМИ И АГРЕГАТАМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ХАРТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВАХ ( в редакции  Лиссабонского договора )

Комментарий к Хартии:

Впервые Хартия была провозглашена 7 декабря 2000 г. в Ницце. Настоящая редакция была торжетсвенно провозглашена 12 декабря 2007 г. в Страсбурге и является приложением к Лиссабонскому договору.

ПРОТОКОЛ К ЛИССАБОНСКОМУ ДОГОВОРУ О ПРИМЕНЕНИИ ХАРТИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВАХ К ПОЛЬШЕ И СОЕДИНЕННОМУ КОРОЛЕВСТВУ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ

ЗАМОРСКИЕ СТРАНЫ И ТЕРРИТОРИИ, К КОТОРЫМ ПРИМЕНЯЮТСЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ ДОГОВОРА О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

РЕШЕНИЕ СУДА  ЕС ПО  ДЕЛУ №С-52/10 КОНСТАНТИНОС ГИАНИИКОС ПРОТИВ НАЦИОНАЛЬНОГО СОВЕТА ПО РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЮ   

Решение Суда ЕС по делу Даниш Бир Канс (Комиссия Европейских сообществ против Королевства Дания) Дело № 302/86

РЕШЕНИЕ СУДА ЕС по делу «Симутенков против Министерства образования и культуры и Федерации футбола Испании»

Таможенный кодекс ЕС  
 
Соглашение о создании
Содружества Независимых Государств
 
Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как  субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование.
Основываясь на исторической общности наших народов и сложившихся между ними связях, учитывая двусторонние договоры, заключенные между Высокими Договаривающимися Сторонами,
стремясь построить демократические правовые государства,
намереваясь развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения  государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норма международного права,
считая, что дальнейшее развитие и укрепление отношений    дружбы добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между нашими государствами отвечают коренным национальным интересам их народов и служат делу мира и безопасности,
подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинского Заключительного акта и других документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,
обязуясь соблюдать общепризнанные международные нормы о правах человека и народов,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.
Статья 2
Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.
Статья 3
Высокие Договаривающиеся Стороны, желая способствовать выражению, сохранению, и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут их под свою защиту.
Статья 4
Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства. Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях.
Статья 5
Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках содружества. Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества.
Статья 6
Государства-члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем.
Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства.
Государства-члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением.
Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения , функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей.
Статья 7
Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся:
- координация внешнеполитической деятельности;
- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;
- сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
- сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;
- вопросы миграционной политики;
- борьба с организованной преступностью.
Статья 8
Стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий. Они договорились заключить в этих целях специальное соглашение учитывающее тяжесть последствий катастрофы.
Статья 9
Споры относительно толкования и применения норм настоящего Соглашения подлежат разрешению путем переговоров между соответствующими органами, а при необходимости - на уровне глав Правительств и Государств.
Статья 10
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон оставляет за собой право приостановить действия настоящего Соглашения или отдельных его статей, уведомив об этом участников Соглашения за год.
Положения настоящего Соглашения могут быть дополнены или изменены по взаимному согласию Высоких Договаривающихся Сторон.
 
Статья 11
С момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР.
Статья 12
Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.
Статья 13
Настоящее Соглашение не затрагивает обязательств Высоких Договаривающихся Сторон в отношении третьих государств.
Настоящее Соглашение открыто для присоединения всех государств членов бывшего Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения.
Статья 14
Официальным место пребывания координирующих органов Содружества является город Минск.
Деятельность органов бывшего Союза ССР на территориях государств - членов Содружества прекращается.
Совершено в городе Минске 8 декабря 1991 года в трех экземплярах каждый на белорусском, русском и украинском языках, причем три текста имеют одинаковую силу 
АЛМА-АТИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
________________________________________
________________________________________
Независимые Государства
- Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина,
 стремясь построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права;
признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ;
считая, что укрепление имеющих глубокие исторические корни отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов и служит делу мира и безопасности;
осознавая свою ответственность за сохранение гражданского мира и межнационального согласия;
будучи приверженными целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,
 
заявляют о нижеследующем:
Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.
В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства.
Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств - членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.
Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.
С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование.
Государства - участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.
Государства - участники Содружества обязуются неукоснительно соблюдать принципы настоящей Декларации.
Президент
Азербайджанской
Республики
А. Муталибов           
Президент
Республики
Армения
Л. Тер-Петросян      
 
Председатель
Верховного Совета
Республики Беларусь
С. Шушкевич
 
Президент
Республики
Казахстан
Н. Назарбаев
Президент
Республики
Кыргызстан
А. Акаев        
Президент
Республики
Молдова
М. Снегур
 
 
Президент
Российской Федерации
(РСФСР)
Б. Ельцин      
Президент
Республики
Таджикистан
Р. Набиев       Президент
Туркменистана
С. Ниязов
 
Президент
Республики
Узбекистан
И. Каримов    Президент
Украины
Л. Кравчук    
Алма-Ата 21 декабря 1991 г.          
 
 
 
 
 
Устав Содружества Независимых Государств
________________________________________
Государства, добровольно объединившиеся в Содружество Независимых Государств (далее - Содружество),
основываясь на исторической общности своих народов и сложившихся между ними связей,
действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава Организации Объединенных Наций, хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,
стремясь обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народов,
преисполненные решимости претворять в жизнь положения Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, протокола к этому Соглашению, а также положения Алма-Атинской Декларации,
развивая сотрудничество между собой в обеспечении международного мира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационального согласия,
желая создать условия для сохранения и развития культур всех народов государств-членов,
стремясь совершенствовать механизмы сотрудничества в Содружестве и повышать их эффективность,
решили принять устав СНГ
Устав Содружества Независимых Государств
 Раздел I. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ
Статья 1
Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.
Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.
Статья 2
Целями Содружества являются:
Осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;
содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.
Статья 3
Для достижения целей Содружества государства-члены, исходя из общепризнанных норм международного права и хельсинкского Заключительного акта, строят свои отношения в соответствии с нижеследующими взаимосвязанными и равноценными принципами:
уважение суверенитета государств-членов, неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне;
нерушимость государственных границ, признание существующих границ и отказ от противоправных территориальных приобретений;
территориальная целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;
неприменение силы или угрозы силой против политической независимости государства-члена;
разрешение споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;
верховенство международного права в межгосударственных отношениях;
невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга;
обеспечение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических или иных убеждений;
добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая настоящий Устав;
учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений;
объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств-членов Содружества, обеспечение их политического, экономического и социального прогресса;
развитие взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, расширение интеграционных процессов;
духовное единение их народов, которое основывается на уважении их самобытности, тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.
Статья 4
К сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами-членами в рамках Содружества, относятся:
обеспечение прав и основных свобод человека;
координация внешнеполитической деятельности;
сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики;
сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
охрана здоровья и окружающей среды;
вопросы социальной и миграционной политики;
борьба с организованной преступностью;
сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
Настоящий перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.
Статья 5
Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств-членов.
Соглашения, заключенные в рамках Содружества, должны соответствовать целям и принципам Содружества, обязательствам государств-членов по настоящему Уставу.
Статья 6
Государства-члены содействуют сотрудничеству и развитию связей между государственными органами, общественными объединениями, экономическими структурами.
 
Раздел II. ЧЛЕНСТВО
Статья 7
Государствами-учредителями Содружества являются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года к моменту принятия настоящего Устава.
Государствами-членами Содружества являются те государства-учредители, которые принимают на себя обязательства по настоящему Уставу в течение одного года после его принятия Советом глав государств.
Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в настоящем Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
Статья 8
На основании решения Совета глав государств к Содружеству в качестве ассоциированного члена может присоединиться государство, желающее участвовать в отдельных видах его деятельности, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве.
По решению Совета глав государств на заседаниях органов Содружества могут присутствовать представители других государств в качестве наблюдателей.
Вопросы участия ассоциированных членов и наблюдателей в работе органов Содружества регулируются правилами процедуры таких органов.
Статья 9
Государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении государство-член извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода.
Обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения.
Статья 10
Нарушения государством-членом настоящего Устава, систематическое невыполнение государством его обязательств по соглашениям, заключенным в рамках Содружества, либо решений органов Содружества рассматриваются Советом глав государств.
В отношении такого государства могут применяться меры, допускаемые международным правом.
 
Раздел III. КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 11
Государства-члены проводят согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства Вооруженных Сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в том числе с помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира.
Статья 12
В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности государства-члены незамедлительно приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости Вооруженных Сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно статье 51 Устава ООН.
Решение о совместном использовании вооруженых сил принимается Советом глав государств Содружества или заинтересованными государствами-членами Содружества с учетом их национального законодательства.
Статья 13
Каждое государство-член принимает надлежащие меры по обеспечению стабильного положения на внешних границах государств-членов Содружества. На основе взаимного согласия государства-члены координируют деятельность пограничных войск и других компетентных служб, которые осуществляют контроль и несут ответственность за соблюдение установленного порядка пересечения внешних границ государств-членов.
Статья 14
Высшим органом Содружества по вопросам обороны и охраны внешних границ государств-членов является Совет глав государств. Координацию военно-экономической деятельности Содружества осуществляет Совет глав правительств.
Взаимодействие государств-членов в осуществлении международных соглашений и решении других вопросов в области безопасности и разоружения организуется путем совместных консультаций.
Статья 15
Конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств-членов регулируются специальными соглашениями.
 
Раздел IV. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
Статья 16
Государства-члены принимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека.
Они оказывают друг другу на основе взаимного согласия помощь в урегулировании таких конфликтов, в том числе и в рамках международных организаций.
Статья 17
Государства-члены Содружества будут воздерживаться от действий, способных нанести ущерб другим государствам-членам и привести к обострению возможных споров.
Государства-члены будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к справедливому мирному разрешению своих споров посредством переговоров или достижению договоренности о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования спора.
Если государства-члены не разрешают спор при помощи средств, указанных в части второй настоящей статьи, они могут передать его в Совет глав государств.
Статья 18
Совет глав государств правомочен в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве, рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования.
 
Раздел V. СОТРУДНИЧЕСТВО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ПРАВОВОЙ ОБЛАСТЯХ
Статья 19
Государства-члены сотрудничают в экономической и социальной областях по следующим направлениям:
формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
координация социальной политики, разработка совместных социальных программ и мер по снижению социальной напряженности в связи с проведением экономических реформ;
развитие систем транспорта и связи, а также энергетических систем;
координация кредитно-финансовой политики;
содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов;
поощрение и взаимная защита инвестиций;
содействие стандартизации и сертификации промышленной продукции и товаров;
правовая охрана интеллектуальной собственности;
содействие развитию общего информационного пространства;
осуществление совместных природоохранных мероприятий, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Статья 20
Государства-члены осуществляют сотрудничество в области права, в частности, путем заключения многосторонних и двусторонних договоров об оказании правовой помощи и способствуют сближению национального законодательства.
В случае противоречий между нормами национального законодательства государств-членов, регулирующего отношения в сферах совместной деятельности, государства-члены проводят консультации и переговоры с целью выработки предложений для устранения этих противоречий.
 
Раздел VI. ОРГАНЫ СОДРУЖЕСТВА
Совет глав государств и Совет глав правительств
Статья 21
Высшим органом Содружества является Совет глав государств.
Совет глав государств, в котором на высшем уровне представлены все государства-члены, обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов.
Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе одного из государств-членов.
Статья 22
Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.
Совет глав правительств собирается на заседания четыре раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов.
Статья 23
Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия - консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.
Совет глав государств и Совет глав правительств могут проводить совместные заседания.
Порядок работы Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется Правилами процедуры.
Статья 24
Главы государств и главы правительств на заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.
Заседания Совета глав государств и Совета глав правительств проводятся, как правило, в городе Минске.
Статья 25
Совет глав государств и Совет глав правительств создают рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе.
Эти органы формируются из представителей государств-членов, наделенных соответствующими полномочиями.
К участию в их заседаниях могут привлекаться эксперты и консультанты.
Статья 26
Для решения вопросов сотрудничества в отдельных областях и разработки рекомендаций для Совета глав государств и Совета глав правительств созываются совещания руководителей соответствующих государственных органов.
 
Совет министров иностранных дел
Статья 27
Совет министров иностранных дел на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в международных организациях, и организует консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес.
Совет министров иностранных дел осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым Советом глав государств.
 
Координационно-консультативный Комитет
Статья 28
Координационно-консультативный Комитет является постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества.
Во исполнение решений Совета глав государств и Совета глав правительств Комитет:
вырабатывает и вносит предложения по вопросам сотрудничества в рамках Содружества, развития социально-экономических связей;
способствует реализации договоренностей по конкретным направлениям экономических взаимоотношений;
организует совещания представителей и экспертов для подготовки проектов документов, выносимых на заседания Совета глав государств и Совета глав правительств;
обеспечивает проведение заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств;
содействует работе других органов Содружества.
Статья 29
Координационно-консультативный Комитет состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства-члена Содружества, и Координатора Комитета, назначаемого Советом глав государств.
Для организационно-технического обеспечения работы Совета глав государств, Совета глав правительств и других органов Содружества при Координационно-консультативном Комитете имеется Секретариат, возглавляемый Координатором Комитета - заместителем Председателя Координационно-консультативного Комитета.
Комитет действует в соответствии с Положением, утверждаемым Советом глав государств.
Местом пребывания Комитета является город Минск.
 
Совет министров обороны
Главное командование Объединенных Вооруженных Сил
 
Статья 30
Совет министров обороны является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-членов.
Главное командование Объединенных Вооруженных Сил осуществляет руководство Объединенными Вооруженными Силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве.
Совет министров обороны и Главное командование Объединенных Вооруженных Сил осуществляют свою деятельность на основе соответстсвующих положений, утверждаемых Советом глав государств.
 
Совет командующих Пограничными войсками
Статья 31
Совет командующих Пограничными войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них.
Совет командующих Пограничными войсками осуществляет свою деятельность на основе соответствующего Положения, утверждаемого Советом глав государств.
 
Экономический суд
Статья 32
Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества.
К ведению Экономического Суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов.
Экономический Суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.
Экономический Суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического Суда и Положением о нем, утверждаемым Советом глав государств.
Местом пребывания Экономического Суда является город Минск.
 
Комиссия по правам человека
Статья 33
Комиссия по правам человека является консультативным органом Содружества и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества.
Комиссия состоит из представителей государств-членов Содружества и действует на основе Положения, утверждаемого Советом глав государств.
Местом пребывания Комиссии по правам человека является город Минск.
 
Органы отраслевого сотрудничества
Статья 34
На основе соглашений государств-членов о сотрудничестве в экономической, социальной и других областях могут учреждаться органы отраслевого сотрудничества, которые осуществляют выработку согласованных принципов и правил такого сотрудничества и способствуют их практической реализации.
Органы отраслевого сотрудничества (советы, комитеты) выполняют функции, предусмотренные в настоящем Уставе и в положениях о них, обеспечивая рассмотрение и решение на многосторонней основе вопросов сотрудничества в соответствующих областях.
В состав органов отраслевого сотрудничества входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств-членов.
Органы отраслевого сотрудничества в пределах своей компетенции принимают рекомендации, а также в необходимых случаях вносят предложения на рассмотрение Совета глав правительств.
 
Рабочий язык Содружества
Статья 35
Рабочим языком Содружества является русский язык.
 
Раздел VII. МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 36
Межпарламентская ассамблея проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов.
Статья 37
Межпарламентская ассамблея состоит из парламентских делегаций.
Организацию деятельности Межпарламентской ассамблеи осуществляет Совет Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций.
Процедурные вопросы деятельности Межпарламентской ассамблеи регулируются ее Регламентом.
Местом пребывания Межпарламентской ассамблеи является город Санкт-Петербург.
 
Раздел VIII. ФИНАНСИРОВАНИЕ
Статья 38
Расходы по финансированию деятельности органов Содружества распределяются на основе долевого участия государств-членов и устанавливаются в соответствии со специальными соглашениями о бюджетах органов Содружества.
Бюджеты органов Содружества утверждаются Советом глав государств по представлению Совета глав правительств.
Статья 39
Вопросы финансово-хозяйственной деятельности органов Содружества рассматриваются в порядке, определяемом Советом глав правительств.
Статья 40
Государства-члены самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей, а также экспертов и консультантов в работе совещаний и органов Содружества.
 
Раздел IХ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 41
Настоящий Устав подлежит ратификации государствами-учредителями в соответствии с их конституционными процедурами.
Ратификационные грамоты сдаются Правительству Республики Беларусь, которое будет извещать о сдаче на хранение каждой грамоты другие государства-учредители.
Настоящий Устав вступает в силу для всех государств-учредителей с момента сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами-учредителями либо для государств-учредителей, сдавших свои ратификационные грамоты, через один год после принятия настоящего Устава.
Статья 42
Поправки к настоящему Уставу могут быть предложены любым государством-членом Предложенные поправки рассматриваются в соответствии с правилами процедуры Совета глав государств.
Поправки к настоящему Уставу принимаются Советом глав государств. Они вступают в силу, после ратификации всеми государствами-членами в соответствии с их конституционными процедурами, с даты получения Правительством Республики Беларусь последней ратификационной грамоты.
Статья 43
Государства-учредители Содружества могут при ратификации настоящего Устава сделать оговорки и заявления по разделам III, IV И VII и статьям 28, 30, 31, 32, 33.
Статья 44
Настоящий Устав будет зарегистрирован в соответствии со статьей 102 Устава организации Объединенных Наций.
Статья 45
Настоящий Устав составлен в одном экземпляре на государственных языках государств-учредителей Содружества. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит всем государствам-учредителям его заверенные копии.
 
Настоящий Устав принят 22 января 1993 года на заседании Совета глав государств в городе Минске.
           
 
 
 
 
 
Договор о создании Экономического Союза
________________________________________
________________________________________
Государства - участники настоящего Договора, именуемые в дальнейшем Договаривающиеся Стороны,
основываясь на исторической общности своих народов и сознавая важность расширения и углубления всесторонних и взаимовыгодных экономических отношений,
уважая суверенитет каждого государства и подтверждая свою приверженность целям и принципам учредительных документов о создании Содружества Независимых Государств,
стремясь обеспечить благоприятные условия для динамичного и гармоничного развития экономики и проведения экономических реформ в интересах повышения жизненного уровня населения своих государств,
сознавая объективную необходимость формирования и развития общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, а также упрочения прямых связей хозяйствующих субъектов Договаривающихся Сторон,
понимая важность технологических взаимосвязей высокоинтегрированных научно-технических и производственных потенциалов государств,
стремясь создать условия для органичного включения своих экономик в мировое хозяйство,
руководствуясь общепризнанными нормами международного права,
договорились о создании Экономического союза.
Глава I. Цели и принципы Экономического союза
Статья 1
Экономический союз создается на основе добровольности участия, уважения суверенитета, территориальной целостности, равенства прав, а также взаимной ответственности Договаривающихся Сторон за реализацию положений настоящего Договора.
В своей деятельности Договаривающиеся Стороны в рамках Экономического союза руководствуются следующими международно-правовыми принципами:
невмешательство в дела друг друга, уважение прав и свобод человека;
мирное разрешение споров и неприменение любых видов экономического давления в отношениях друг с другом;
ответственность за принятые обязательства;
исключение любой дискриминации по национальному и иным признакам в отношении юридических и физических лиц Договаривающихся Сторон;
проведение взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер в случае осуществления экономической агрессии со стороны одного государства или нескольких государств, не участвующих в настоящем Договоре, в отношении любой из Договаривающихся Сторон.
Статья 2
Целями Экономического союза являются:
формирование условий стабильного развития экономик Договаривающихся Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;
поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений;
создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов;
совместное осуществление экономических проектов, представляющих общий интерес;
решение совместными усилиями экологических проблем, а также ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф.
Статья 3
Экономический союз предполагает:
свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику;
гармонизированное хозяйственное законодательство Договаривающихся Сторон;
наличие общей статистической базы.
Статья 4
Договаривающиеся Стороны согласились, что Экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через:
межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли;
таможенный союз;
общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
валютный (денежный) союз.
Для каждой формы интеграции предусматривается комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые должны быть приняты и осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями.
Глава II. Торгово-экономические отношения
Статья 5
В соответствии со статьей 4 настоящего Договора в целях создания межгосударственной ассоциации свободной торговли Договаривающиеся Стороны согласились в своих взаимоотношениях на:
последовательное снижение и отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных и всех иных равнозначных им по своим последствиям ограничений;
гармонизацию таможенного законодательства, механизмов тарифного и нетарифного регулирования;
упрощение таможенных процедур;
унификацию форм таможенной документации для ведения таможенной статистики;
поэтапное сближение тарифов на перевозки грузов и пассажиров, транзитных тарифов при соблюдении принципа свободы транзита;
недопущение несанкционированного реэкспорта в третьи страны.
Статья 6
При создании таможенного союза Договаривающиеся Стороны наряду с полной отменой тарифного и нетарифного регулирования перемещения товаров, работ и услуг согласились на:
установление общего таможенного тарифа в отношениях с государствами, не участвующими в настоящем Договоре;
координацию внешнеторговой политики в отношении государств, не участвующих в настоящем Договоре.
Статья 7
При переходе к общему рынку Договаривающиеся Стороны:
создадут необходимые правовые, экономические и организационные условия для свободного перемещения капиталов и рабочей силы;
создадут условия для добросовестной конкуренции, включая механизм антимонопольного регулирования;
будут проводить согласованную политику в области развития транспорта и коммуникаций, направленную на осуществление эффективных перевозок грузов и пассажиров;
обеспечат равные экономические условия для взаимного инвестирования капиталов в развитие экономик и создадут действенный механизм защиты прав и интересов инвесторов.
Статья 8
Во взаимной торговле будут применяться свободные (договорные) цены, складывающиеся с учетом интеграции внутренних рынков Договаривающихся Сторон. Договаривающиеся Стороны обязуются не применять ценовую дискриминацию в отношении их хозяйствующих субъектов.
Статья 9
Договаривающиеся Стороны не будут осуществлять без взаимного согласования односторонние действия неэкономического характера с целью ограничения доступа на свои рынки.
Договаривающиеся Стороны могут совместно или индивидуально вводить в соответствии с международной практикой временные защитные и иные меры по взаимной торговле, в том числе и по соображениям национальной безопасности.
Договаривающиеся Стороны согласуют порядок и условия введения таких мер путем заключения соответствующего соглашения или соглашений.
Глава III. Предпринимательство и инвестиции
Статья 10
Договаривающиеся Стороны обеспечат национальный правовой режим для деятельности хозяйствующих субъектов-резидентов государств - участников данного Договора на своих территориях.
Статья 11
Договаривающиеся Стороны содействуют развитию прямых экономических связей между хозяйствующими субъектами, создают благоприятные условия для укрепления производственной кооперации.
Статья 12
Договаривающиеся Стороны содействуют созданию совместных предприятий, транснациональных производственных объединений, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений и организаций.
Статья 13
Договаривающиеся Стороны координируют свою инвестиционную политику, включая привлечение иностранных инвестиций и кредитов в областях, представляющих взаимный интерес, осуществляют совместные капиталовложения, в том числе и на компенсационной основе.
Глава IV. Денежно-кредитные, финансовые и валютные отношения
Статья 14
Договаривающиеся Стороны согласовывают политику в области денежно-кредитных, валютных и финансовых отношений.
Статья 15
На этапе функционирования межгосударственной ассоциации свободной торговли Договаривающиеся Стороны используют в своих валютно-кредитных и финансовых отношениях:
мультивалютную систему, охватывающую национальные валюты, функционирующие в отдельных государствах;
систему, основанную на рубле Российской Федерации.
На этапе формирования валютного союза обеспечивается переход во взаимных расчетах к моновалютной системе, основанной на общей (резервной) валюте, в основе которой лежат наиболее употребляемые и стабильные валюты Договаривающихся Сторон.
Статья 16
Формирование валютно-денежной системы, базирующейся на использовании национальных валют, будет осуществляться поэтапно через создание платежного союза, основанного на принципах:
взаимного признания национальных валют и осуществления их официальных котировок;
осуществления платежей в национальных валютах с использованием многостороннего клиринга через Межгосударственный банк и другие расчетные центры;
введения механизма согласованного взаимного кредитования дефицитов платежных балансов;
достижения взаимной конвертируемости национальных валют по текущим операциям.
По мере углубления интеграционных процессов платежный союз будет трансформирован в валютный союз, предусматривающий:
применение плавающих курсов валют и согласование пределов их взаимных колебаний;
введение банковского механизма поддержания курсов валют;
достижение полной конвертируемости национальных валют.
Статья 17
Государства, заключившие соглашение о практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа или присоединившиеся к ним, регулируют меры по объединению денежных систем на основе двусторонних соглашений с Российской Стороной.
Статья 18
Договаривающиеся Стороны проводят последовательную гармонизацию налоговых систем. Они унифицируют виды основных налогов, а также законодательные положения о порядке взимания налогов (субъекты и объекты налогообложения) и о применении ставок налогов.
Гармонизация налоговых систем Договаривающихся Сторон осуществляется путем заключения отдельного соглашения о налоговой политике, осуществляемой в рамках Экономического союза, а также на основе единства методологии учета затрат на производство.
Глава V. Социальная политика
Статья 19
Договаривающиеся Стороны обеспечивают безвизовый режим перемещения их граждан в пределах территории Экономического союза.
Статья 20
Договаривающиеся Стороны признают необходимым согласование их политики в области трудовых отношений в соответствии с положениями конвенций и рекомендаций Международной организации труда и на основе регулирования доходов населения с учетом состояния производства и потребительского рынка, необходимости поддержания уровня жизни нетрудоспособных и малообеспеченных граждан.
Статья 21
Договаривающиеся Стороны не допускают дискриминации граждан по национальному или любому иному признаку в вопросах предоставления рабочих мест, оплаты труда, обеспечения других условий работы, предоставления социальных гарантий.
Статья 22
Договаривающиеся Стороны взаимно признают документы об образовании и квалификации работников других Договаривающихся Сторон без дополнительного их подтверждения, если этого не требуют условия и характер работы.
Статья 23
Договаривающиеся Стороны проводят скоординированную политику в области условий и охраны труда с учетом общепринятых международных правил, выработки общих требований к нормам и правилам по охране труда, осуществления государственного надзора и экспертизы условий труда.
Статья 24
Договаривающиеся Стороны заключат специальные соглашения, регулирующие миграцию рабочей силы и взаимные обязательства в области социального страхования, пенсионного обеспечения граждан и по другим вопросам, требующим такого согласования государствами, входящими в Экономический союз.
ГЛАВА VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Статья 25
Экономические отношения между Договаривающимися Сторонами и их хозяйствующими субъектами регулируются настоящим Договором, двусторонними и многосторонними соглашениями, нормами международного права и национальным законодательством. В случае, если настоящим Договором установлены иные нормы и правила, чем предусмотренные национальным законодательством, применяются правила и нормы международного права и настоящего Договора.
Статья 26
Договаривающиеся Стороны, признавая необходимость достижения единообразного регулирования экономических отношений, согласились привести национальное законодательство в соответствие с нормами настоящего Договора и международного права.
В этих целях Стороны договорились:
разрабатывать модельные акты, регулирующие хозяйственные взаимоотношения;
проводить работу по координации и сближению действующего национального законодательства на основе модельных проектов и норм международного права с целью устранения противоречий в них;
согласовывать принятие новых национальных законодательных актов по экономическим вопросам;
проводить предварительную экспертизу проектов нормативных актов, обеспечивающую соответствие этих актов нормам международного права, настоящему Договору, двусторонним и многосторонним соглашениям.
Глава VII. Институты (органы) Экономического союза
Статья 27
Для обеспечения деятельности Экономического союза Договаривающиеся Стороны используют существующие и создают новые совместные исполнительные и координационные институты.
Решения Совета глав государств и Совета глав правительств по вопросам функционирования Экономического союза принимаются с общего согласия - консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.
Статья 28
Порядок формирования, функционирования и финансирования институтов Экономического союза, координация их деятельности с деятельностью экономических органов Содружества Независимых Государств регламентируются отдельными соглашениями.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 29
Членство в Экономическом союзе влечет принятие полного объема обязательств и приобретение всех прав, предусмотренных настоящим Договором, и не является препятствием в осуществлении экономических связей с государствами, не входящими в него, а также экономическими группировками и сообществами, если это не противоречит интересам Экономического союза.
Договаривающиеся Стороны несут взаимную ответственность за выполнение настоящего Договора, воздерживаются от любых шагов, ставящих под угрозу его выполнение.
Статья 30
Государству, выразившему готовность принять на себя только часть обязательств по настоящему Договору с согласия членов Экономического союза, может быть предоставлен статус ассоциированного члена. Условия присоединения государств к Экономическому союзу на правах ассоциированного члена определяют члены Экономического союза.
Статья 31
Договаривающиеся Стороны обязуются решать спорные вопросы, связанные с толкованием и выполнением настоящего Договора, путем переговоров или путем обращения в Экономический Суд Содружества Независимых Государств.
Если Экономический Суд признает, что какое-либо государство - член Экономического союза не выполнило одного из обязательств, возлагаемого на него настоящим Договором, это государство обязано принять меры, связанные с выполнением решения Экономического Суда.
Договаривающиеся Стороны разрабатывают и заключают специальное соглашение о порядке рассмотрения спорных вопросов, связанных с хозяйственными отношениями субъектов государств - членов Экономического союза, а также о системе санкций за не выполнение принятых обязательств.
При невозможности урегулировать спорные вопросы путем переговоров или через Экономический Суд Содружества Независимых Государств Договаривающиеся Стороны согласились решать их в других международных судебных органах в соответствии с их правилами и процедурами.
Статья 32
Оговорки к настоящему Договору не допускаются.
В настоящий Договор могут быть внесены изменения и дополнения с общего согласия Договаривающихся Сторон.
Статья 33
Договор заключается сроком на 10 лет и будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не заявит о прекращении своего участия в нем.
Каждая Договаривающаяся Сторона может заявить о выходе из настоящего Договора, уведомив об этом другие Договаривающиеся Стороны не менее чем за 12 месяцев.
Статья 34
Настоящий Договор подлежит ратификации подписавшими его Договаривающимися Сторонами в соответствии с их конституционной процедурой.
Настоящий Договор открыт для присоединения любого государства - участника Содружества Независимых Государств, признающего его положения при согласии участников Договора.
Настоящий Договор вступает в силу после сдачи государству-депозитарию на хранение третьей ратификационной грамоты.
В отношении каждого государства, которое ратифицирует Договор или присоединится к нему после сдачи государству-депозитарию третьей ратификационной грамоты или акта о присоединении, Договор вступит в силу на тридцатый день после сдачи этим государством своей ратификационной грамоты или акта о присоединении.
Государством-депозитарием настоящего Договора является Республика Беларусь.
Совершено в городе Москве 24 сентября 1993 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящий Договор, его заверенную копию.
За Азербайджанскую Республику
Г. Алиев         За Российскую Федерацию
Б. Ельцин
За Республику Армения
Л. Тер-Петросян      
За Республику Таджикистан
Э. Рахмонов
 
За Республику Беларусь
С. Шушкевич
За Туркменистан
За Республику Казахстан
Н. Назарбаев 
За Республику Узбекистан
И. Каримов
 
За Кыргызскую Республику
А. Акаев        
За Украину
 
За Республику Молдова
М. Снегур     
           
 
 
 
 
 
Совета глав государств СНГ
                                                                                                                                                                                  о Правилах процедуры Совета глав
                                                                                                                                                                                  государств, Совета глав правительств,
                                                                                                                                                                                  Совета министров иностранных дел и
                                                                                                                                                                                  Экономического совета Содружества
                                                                                                                                                                                  Независимых Государств
 
                                                                                                                                                                                  от 9 октября 2009 года
 
ПРАВИЛА ПРОЦЕДУРЫ
Совета глав государств, Совета глав правительств,
Совета министров иностранных дел и Экономического совета
Содружества Независимых Государств
Настоящие Правила процедуры определяют порядок работы Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета Содружества Независимых Государств (далее – Советы), организацию их заседаний и процедуру подготовки и принятия документов, вносимых на их рассмотрение.
Правило 1
Заседания
1. В течение года, как правило, проводятся одно очередное – в декабре и одно неформальное – в мае заседания Совета глав государств, два заседания Совета глав правительств, а также не менее двух заседаний Совета министров иностранных дел. Накануне очередных заседаний Совета глав государств, как правило, проводятся заседания Совета министров иностранных дел. Экономический совет проводит заседания, как правило, один раз в квартал.
2. Неформальное заседание Совета глав государств созывается по инициативе хотя бы одного из государств – участников СНГ (далее – государства – участники). Предложение о проведении такого заседания направляется в другие государства – участники через Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств (далее – Исполнительный комитет).
Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и Экономический совет могут проводить неформальные заседания по инициативе одного из государств – участников.
Неформальное заседание проводится в формате, предлагаемом государством, в котором проводится такое заседание, с учетом возможных пожеланий участников заседания.
3. Подготовку очередного заседания осуществляет Исполнительный комитет совместно с государством – участником, в котором проводится такое заседание.
Подготовку неформального заседания осуществляет государство – участник, в котором проводится такое заседание, в случае необходимости, с привлечением Исполнительного комитета.
4. Заседания Совета глав государств, Совета глав правительств и Совета министров иностранных дел проводятся в городе Минске или, по договоренности, в одном из других городов государств – участников, а заседания Экономического совета, – как правило, в городе Москве.
5. На заседаниях Советов определяются дата и место проведения следующих заседаний.
При невозможности проведения очередного заседания в согласованные ранее сроки и/или месте председательство через Исполнительный комитет предлагает и согласовывает с государствами – участниками новую дату и/или место его проведения.
6. Внеочередное заседание Совета может проводиться по его решению или по решению вышестоящего Совета. Внеочередное заседание Совета может также созываться председательством по инициативе одного из государств – участников.
Государство – участник, инициирующее внеочередное заседание, направляет председательству через Исполнительный комитет обращение с обоснованием необходимости созыва такого заседания, а также предложения о дате и месте его проведения, проекты повестки дня и документов по предлагаемым к рассмотрению вопросам для направления в государства – участники.
Правило 2
Порядок внесения проектов документов. Подготовка документов
1. Проекты документов для рассмотрения на заседаниях Советов вносятся государствами – участниками, а также органами Содружества в соответствии с их компетенцией.
2. Проекты документов с материалами, обосновывающими необходимость их принятия, направляются в Исполнительный комитет, который рассылает их для рассмотрения государствам – участникам и затем сводит поступившие замечания и предложения.
3. Для доработки и согласования проектов документов, как правило, создаются экспертные группы из числа представителей государств – участников и органов Содружества.
Заседания экспертных групп проводятся в соответствии с Порядком подготовки и проведения заседаний экспертных групп по согласованию проектов документов Содружества Независимых Государств. Организация работы экспертных групп возлагается на Исполнительный комитет.
4. Для разработки проектов документов решениями Советов могут создаваться межгосударственные рабочие группы на уровне старших должностных лиц, работающие по собственному регламенту, учитывающему специфику готовящегося документа.
5. Проекты документов, подготовленные государствами – участниками и органами Содружества для рассмотрения Советом глав государств и Советом глав правительств, после их экспертно-правовой проработки рассматриваются Советом министров иностранных дел и/или Экономическим советом в соответствии с их компетенцией.
Правило 3
Формирование повесток дня очередных заседаний
1. Исполнительный комитет совместно с Советом постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества формирует проекты повесток дня заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и, согласовав их с председательством в рабочем порядке, рассылает с проектами документов в государства – участники и заинтересованные органы Содружества не позднее чем за 45 дней до начала заседаний указанных Советов.
2. Проект повестки дня Совета глав государств формируется с учетом того, что для обсуждения на очередном заседании данного Совета вносится, как правило, одна основная тема, затрагивающая интересы всех государств – участников, информация о результатах деятельности действующего председательства, а также информация о приоритетах работы последующего председательства.
3. В проекты повесток дня заседаний Советов включаются проекты документов, прошедшие необходимые экспертные и внутригосударственные согласования.
4. Проект повестки дня заседания Экономического совета формируется в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете с использованием вышеизложенной процедуры.
5. Исполнительный комитет формирует пакет документов и материалов по каждому из вопросов повестки дня.
6. Государства – участники могут в течение вышеназванного срока вносить мотивированные предложения по исключению вопросов из проектов повесток дня либо по включению дополнительных вопросов в проекты повесток дня. Такие предложения направляются в Исполнительный комитет путем дипломатической переписки с обоснованием предложения. Комментарии и/или предложения государств – участников по этим вопросам доводятся Исполнительным комитетом до сведения остальных государств – участников.
7. Редакционные замечания и предложения по проекту документа, поступившие после формирования проекта повестки дня, согласуются государствами – участниками через Исполнительный комитет в рабочем порядке. Если смысл и характер замечаний и предложений не позволяет согласовать проект документа до заседания Совета, решение о дальнейшем его рассмотрении принимается на заседании Совета.
8. Предложение о включении дополнительных вопросов в повестку дня может быть внесено непосредственно на заседании Совета при обсуждении проекта повестки дня.
9. Накануне заседаний Советов проводится согласительное совещание представителей государств – участников, где обсуждаются вопросы проекта повестки дня и, по мере возможности, снимаются имеющиеся разногласия.
10. Окончательное решение по повестке дня принимается непосредственно на заседании Совета.
Правило 4
Делегации
1. Официальная делегация государства – участника для участия в заседании Совета, как правило, состоит из главы делегации и 5 членов делегации.
2. Персональный состав официальной делегации и сопровождающих лиц сообщается государством – участником принимающему государству и Исполнительному комитету, как правило, не позднее чем за 5 дней до начала заседания Совета.
Количество лиц, сопровождающих официальную делегацию, определяется государством – участником по согласованию с принимающим государством.
3. Если официальную делегацию возглавляет не член Совета, а уполномоченное лицо, требуется предъявление полномочий для участия в заседании Совета.
Полномочия предъявляются через Исполнительный комитет Председателю Совета, который информирует участников заседания о полномочиях.
Правило 5
Председательство. Функции Председателя на заседании
1. Член Совета от государства – участника, осуществляющего функции председательства в СНГ, является Председателем Совета, соответственно члены Совета от государств – участников, осуществляющих сопредседательство в СНГ, – сопредседателями.
2. Председатель Совета:
открывает и закрывает заседание;
ведет заседание, в том числе представляет на утверждение повестку дня заседания и регламент работы, предоставляет слово для докладов и выступлений, вносит на рассмотрение проекты документов и предложения по рассматриваемым вопросам;
подписывает протокольные решения Совета;
обеспечивает соблюдение настоящих Правил процедуры.
3. В случае отсутствия Председателя на заседании Совета его обязанности возлагаются на одного из сопредседателей, если иное не будет решено на заседании Совета.
4. При рассмотрении вопросов, переданных в соответствии с Положением о председательстве в Содружестве Независимых Государств сопредседательству, заседание Совета ведет соответствующий сопредседатель Совета.
Правило 6
Порядок проведения заседаний
1. Порядок проведения заседаний определяется главами делегаций с участием Председателя Исполнительного комитета на основании предложения государства – участника.
2. Делегация каждого государства – участника имеет один голос.
3. Процедурные вопросы, в том числе касающиеся открытия/закрытия заседания, его ведения, внесения предложений по проекту повестки дня и принятия повестки дня, регламента работы, предоставления слова наблюдателям, решаются простым большинством голосов присутствующих на заседании.
4. Каждый член Совета/глава делегации может в любой момент выступить по порядку ведения. Председатель незамедлительно предоставляет для этого слово. Выступающий по порядку ведения не может говорить по существу рассматриваемого вопроса. Предложения по порядку ведения ставятся Председателем на голосование без обсуждения.
5. При обсуждении вопросов повестки дня Председатель Исполнительного комитета докладывает о степени их готовности.
6. Каждый член Совета/глава делегации может сделать заявление по обсуждаемому вопросу повестки дня, которое приобщается к материалам заседания.
7. При обсуждении вопросов повестки дня при необходимости слово предоставляется Председателю Исполнительного комитета, сотрудникам Исполнительного комитета, представителям государств – участников либо органов СНГ, инициировавших данный вопрос повестки дня, лицам, председательствовавшим на заседаниях экспертных групп, согласовывавших проекты документов.
8. Предложения к проектам документов, вносимые в ходе заседания, предоставляются, как правило, в письменной форме и распространяются среди участников заседания.
9. В случае необходимости с согласия простого большинства членов Совета/глав делегаций для согласования спорных вопросов, возникших в ходе обсуждения, могут быть созданы рабочие (экспертные) группы.
10. В конце заседания Совета подписываются согласованные документы.
Правило 7
Документы и порядок их принятия
1. На заседаниях Советов заключаются международные договоры, принимаются решения, заявления и обращения.
2. Заключение международных договоров в рамках СНГ, их вступление в силу, применение, толкование, внесение изменений, выход из договоров, прекращение и приостановление действия, а также порядок формулирования оговорок осуществляются в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года.
3. Решения, принимаемые Советами в рамках их компетенции, подписываются членами Советов/главами делегаций.
Решения по вопросам организационного, рекомендательного и информационного характера принимаются в форме протокольных решений и подписываются Председателем Совета.
4. Решения Советов вступают в силу с даты принятия, если в самом решении не указан иной порядок.
5. Решения Советов принимаются консенсусом. Консенсус определяется как отсутствие официального возражения хотя бы одного из государств – участников, выдвигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу.
Государство – участник может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не является препятствием для принятия решения. Отсутствие того или иного члена Совета на заседании не считается возражением со стороны соответствующего государства – участника и не является препятствием для принятия решений на этом заседании.
6. При подписании решения государство – участник может сделать интерпретирующее заявление, которое прилагается к решению.
7. Государства – участники, не участвующие в принятии решений, могут в дальнейшем присоединиться к ним путем письменного уведомления Исполнительного комитета.
8. Государство – участник может выйти из решения, уведомив об этом через Исполнительный комитет другие государства – участники.
9. При необходимости принятия решений в промежутках между заседаниями Советов Исполнительный комитет по указанию Председателя соответствующего Совета организует в течение установленного им срока принятие решения с использованием подлинника подписи каждого из членов Совета. Датой принятия решения считается дата последней подписи участвующих в подписании членов Совета.
10. Совет может принять решение путем процедуры умолчания. Длительность периода умолчания каждый раз определяется Советом, а в период между его заседаниями – Председателем Совета.
Умолчание считается нарушенным, если до истечения его срока государство – участник письменно через Исполнительный комитет уведомляет государства – участники об отсутствии консенсуса по данному решению.
В случае незаинтересованности в участии в решении, не препятствующей его принятию, государство – участник письменно информирует об этом остальные государства – участники через Исполнительный комитет, что не является нарушением периода умолчания.
Датой принятия решения посредством процедуры умолчания считается дата, следующая за датой истечения периода умолчания. О принятии решения Исполнительный комитет информирует членов Совета и рассылает текст документа.
Правило 8
Присутствующие
1. На заседаниях Советов, кроме членов официальных делегаций, могут присутствовать следующие лица:
постоянные полномочные представители государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества, если они не включены в состав официальных делегаций государств – участников, – по должности;
полномочные представители государств – участников в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете, если они не включены в состав официальных делегаций государств – участников, – в заседаниях Совета глав правительств и Экономического совета по должности;
эксперты государств – участников, количественный состав которых согласовывается с принимающим государством;
докладчики по вопросам повестки дня;
сотрудники Исполнительного комитета – в соответствии с возложенными на них обязанностями по организации заседаний;
лица, назначаемые Советом на должность в органах СНГ, – как правило, при утверждении их Советом, если Совет не примет иного решения.
2. Исполнительным комитетом по согласованию с полномочными представителями государств – участников Содружества на заседания Советов могут приглашаться руководители органов СНГ, представители государственных органов и общественных организаций государств – участников по вопросам, относящимся к деятельности соответствующих органов и включенным в проект повестки дня заседания.
3. Любое государство – участник может выступать в качестве наблюдателя.
По предложению государства – участника, согласованному со всеми государствами – участниками, на заседания Советов Исполнительным комитетом могут приглашаться в качестве наблюдателей представители государств, не являющихся участниками Содружества, а также представители международных организаций.
4. Наблюдатели не участвуют в обсуждении вопросов повестки дня, голосовании и выработке документов.
5. Вопрос о присутствии аккредитованных представителей средств массовой информации на заседаниях Советов решается в каждом конкретном случае с общего согласия членов Совета/глав делегаций.
Правило 9
Рабочий язык
Рабочим языком Советов является русский язык.
Правило 10
Стенограмма и протокол. Рассылка документов
1. По итогам заседаний Советов Исполнительный комитет совместно с принимающим государством составляет стенограммы и рассылает их не позднее чем через 30 дней со дня окончания заседания.
Стенограммы заседаний в широком формате являются документами для служебного пользования и рассылаются государствам – участникам.
Стенограммы заседаний в узком формате являются секретными документами и рассылаются только членам Советов. Государства – участники обеспечивают их конфиденциальность в соответствии с национальным законодательством.
2. По итогам заседания составляется протокол, который подписывается Председателем Исполнительного комитета. Копия протокола направляется в государства – участники и уставные органы Содружества не позднее чем через 30 дней со дня окончания заседания.
3. Исполнительный комитет рассылает государствам – участникам заверенные аутентичные копии документов, принятых Советом глав государств и Советом глав правительств, а также копии документов, принятых Советом министров иностранных дел и Экономическим советом, не позднее чем через 30 дней со дня окончания заседания.
Правило 11
Публикация документов
Принятые Советами документы, открытые для печати, подлежат опубликованию в издании Единого реестра правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств и размещаются на сайте Исполнительного комитета.
           
 
 
 
 
Положение о флаге
Содружества Независимых Государств
1.         Флаг Содружества Независимых Государств (далее - флаг СНГ) является символом Содружества Независимых Государств (далее - Содружество) и представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета, в центре которого изображена фигура белого цвета из вертикальных полос, переходящих в верхней части симметрично вправо и влево в концентрические кольцеобразные элементы. Последние расширяются кверху и закруглены, их длина и ширина уменьшаются от центра симметрии к периферии. В верхней части композиции изображен золотой круг, охватываемый кольцеобразными элементами (рисунок прилагается).
Композиция символизирует стремление к равноправному партнерству, единству, миру и стабильности.
Отношение ширины флага к его длине - 1:2.
2.         Флаг СНГ поднимается:
на зданиях, занимаемых органами Содружества, - постоянно;
на официальных резиденциях, занимаемых лицами, председательствующими в органах Содружества, Исполнительным секретарем Содружества, - на период их пребывания;
на зданиях, в которых проводятся заседания уставных и отраслевых органов Содружества, - на период их проведения;
на средствах передвижения, используемых лицами, председательствующими в уставных органах Содружества, Исполнительным секретарем Содружества, а также руководителями других уставных органов СНГ.
3.         Флаг СНГ может находиться в рабочих кабинетах глав государств, глав правительств, председателей национальных парламентов (председателей палат национальных парламентов) государств-участников Содружества, лиц, председательствующих в уставных органах Содружества, Исполнительного секретаря Содружества, а также руководителей других уставных органов СНГ.
4.         Флаг СНГ используется коллективными силами по поддержанию мира в период проведения ими миротворческих операций и специальными подразделениями по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территориях государств-участников Содружества.
5.         Флаг СНГ может быть поднят органами СНГ также в следующих случаях:
в день образования Содружества;
по случаю национальных и официальных праздников государства места пребывания органа СНГ.
6.         Флаг СНГ может быть поднят отдельно или с флагами государств-участников Содружества. Когда флаг СНГ поднят с одним или несколькими другими флагами, то все эти флаги должны находиться на одном уровне и быть приблизительно равного размера. При расстановке флагов государств-участников Содружества по кругу флаг СНГ не может быть выставлен в ряду других. Флаг СНГ должен быть всегда поднят на флагштоке в центре круга или в непосредственной близости от него. При расстановке флагов государств-участников Содружества в линию, группу или полукруг флаг СНГ должен быть поднят или отдельно, или в центре линии, группы или полукруга.
7.         В дни, объявленные днями траура по решению Совета глав государств, и в дни национального траура каждого из государств-участников Содружества флаги СНГ, установленные на мачтах, приспускаются на одну треть длины мачты. К флагам СНГ на древках, а также к флагам СНГ, устанавливаемым во внутренних помещениях, крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага.
8.         Флаг СНГ и его изображение, независимо от размеров, всегда должны в точности соответствовать цветному и схематическому изображению.
9.         Флаг СНГ и его изображение не могут использоваться в коммерческих целях. Изображение флага СНГ может быть использовано в декоративных целях в качестве символа Содружества таким образом, чтобы при этом не было проявлено неуважение к флагу СНГ.
10.       Разрешение на использование флага СНГ и его изображения в представительских целях и иных случаях, не предусмотренных настоящим Положением, выдается Исполнительным Секретариатом Содружества с участием Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества.
11.       Ответственность за нарушение требований настоящего Положения, а также за осквернение флага СНГ устанавливается в соответствии с законодательством государства, на территории которого такое нарушение имело место.
Москва - 19.01.96    
 
 
 
 
 
Положение об эмблеме
Содружества Независимых Государств
 
Содружество Независимых Государств (далее - Содружество) имеет свою эмблему (далее - эмблема СНГ), композицию которой составляет обрамленный круг синего цвета, содержащий изображение фигуры белого цвета из вертикальных полос, переходящих в верхней части этой фигуры симметрично вправо и влево в концентрические кольцеобразные элементы. Последние расширяются кверху и закруглены, их длина и ширина уменьшаются от центра симметрии к периферии. В верхней части композиции изображен золотой круг, охватываемый кольцеобразными элементами (рисунок прилагается).
1.         Композиция символизирует стремление к равноправному партнерству, единству, миру и стабильности.
2.         Воспроизведение изображения эмблемы СНГ допускается в цветном и одноцветном варианте (синий, черный), а также в объемном варианте.
3.         Изображение эмблемы СНГ размещается: на зданиях уставных и отраслевых органов Содружества Независимых Государств;
на используемых ими средствах передвижения;
в помещениях, в которых проводятся заседания органов Содружества;
на печатях и бланках документов этих органов;
на официальных изданиях органов Содружества.
4.         Воспроизведение цветного, графического и объемного изображений эмблемы СНГ, независимо от размеров, всегда должно точно соответствовать его цветному, а также одноцветному (синему, черному) рисунку.
5.         Эмблема СНГ может воспроизводиться на сувенирной продукции, используемой в представительских целях.
6.         Разрешение на изготовление и использование эмблемы СНГ и ее изображения в случаях, не предусмотренных настоящим Положением, уполномочен выдавать Исполнительный Секретариат Содружества с участием Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества.
7.         Ответственность за нарушение требований настоящего Положения устанавливается в соответствии с законодательством государства, на территории которого такое нарушение имело место.
Москва - 19.01.96
 
 
 
Органы СНГ
Совет глав государств
 
Совет глав правительств
 
Совет министров иностранных дел
 
Экономический совет
 
Совет постоянных полномочных представителей государств - участников СНГ при уставных и других органах Содружества
 
Комиссия по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ
 
Исполнительный комитет СНГ
 
Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ
 
Экономический Суд СНГ
 
Временное соглашение
о Совете глав государств
и Совете глав правительств
Содружества Независимых Государств
 
Государства - участники настоящего соглашения,
руководствуясь целями и принципами Соглашения о создании Содружества независимых государств от 8 декабря 1991 года и протокола к Соглашению от 21 декабря 1991 года,
принимая во внимание желание государств Содружества осуществлять совместную деятельность через общие координирующие институты Содружества, признавая необходимым учредить для последовательного претворения в жизнь положений упомянутого Соглашения соответствующие межгосударственные и межправительственные институты, способные обеспечить эффективную координацию и содействовать развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Совет глав государств является высшим органом, в котором на уровне глав государств представлены все государства - участники Содружества для обсуждения принципиальных вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере их общих интересов.
Совет полномочен обсуждать вопросы, предусмотренные Соглашением о создании Содружества независимых государств и другими документами в развитие указанного Соглашения, включая проблемы правопреемства, возникшие в связи с прекращением существования Союза ССР и упразднением союзных структур.
Деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляется на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств -участников Соглашения, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, территориальной целостности инерушимости существующих границ, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права.
Статья 2
Деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется Соглашением о создании Содружества независимых государств, настоящим Соглашением и Соглашениями, принимаемыми в их развитие, а также правилами процедуры этих институтов. Каждое государство в Совете имеет один голос. Решения Совета принимаются с общего согласия - консенсусом. Официальными языками Советов являются государственные языки государств Содружества.
Рабочим языком является русский язык.
Статья 3
Совет глав государств и Совет глав правительств обсуждают и при необходимости принимают решения по наиболее важным внутренним и внешним вопросам. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе.
Статья 4
Совет глав государств Содружества собирается на заседания не реже двух раз в год. Решение о сроках проведения и предварительной повестке дня каждого следующего заседания принимается на очередном заседании Совета, если Совет не условится об ином. Внеочередные заседания Совета глав государств созываются по инициативе большинства глав государств Содружества.
Главы государств председательствуют на заседании Совета поочередно в порядке русского алфавита названий государств Содружества.
Заседания Совета глав государств проводятся, как правило, в Минске. По договоренности между участниками заседание Совета может быть проведено в одном из государств Содружества.
Статья 5
Совет глав правительств Содружества собирается на заседания не реже одного раза в три месяца. Решение о сроках проведения и предварительной повестке дня каждого следующего заседания принимается на очередном заседании Совета, если Совет не условится об ином.
Внеочередные заседания Совета глав правительств созываются по инициативе большинства глав правительств государств Содружества.
Главы правительств председательствуют на заседаниях Совета поочередно в порядке русского алфавита названий государств Содружества.
Заседания Совета глав правительств проводятся, как правило, в Минске. По договоренности между главами правительств заседание Совета может быть проведено в одном из государств Содружества.
Статья 6
Совет глав государств и Совет глав правительств государств Содружества могут проводить совместные заседания.
Статья 7
По решению Совета глав государств, Совета глав правительств государств Содружества могут создаваться рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе.
Они формируются из полномочных представителей государств-участников. К участию в их заседаниях могут привлекаться эксперты и консультанты.
Совершено в г. Минске 30 декабря 1991 года в одном экземпляре на азербайджанском, армянском, белорусском, казахском, кыргызском, молдавском, русском, таджикском, туркменском, узбекском и украинском языках. Все тексты имеют одинаковую силу. Подлинный экземпляр хранится в архиве правительства Республики Беларусь, которое направит государствам - участникам настоящего Соглашения его заверенную копию.
           
 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
 
 
 
 
 
 
               
 
 
 
 
Микроблог:

Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |