Журавлева Евгения Владимировна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Культура Китая
(Кафедра и Департамент: Теории и истории международных отношений)

 

Преподаватель ведет только семинарские занятия

Критерии оценки:

посещение занятий – 25 баллов;

активная работа на семинаре – 20 баллов; 

промежуточная аттестация – 20 баллов;

итоговая аттестация – 20 баллов; 

устный доклад – 15 баллов;

Всего не более 100 баллов

 Место дисциплины в структуре ООП:

Профессиональный цикл. Обязательная дисциплина.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-14, ПК-24. 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

--особенности развития глобальных процессов в мировой культуре, ее логику и обусловленность;

--основные проблемы и концепции мировой и китайской культуры;

--основные теоретические подходы и концепции осмысления проблемы «китайская цивилизация»;

-- сущность и особенности, китайской цивилизации;

--основные направления развития китайской культуры от древности до наших дней;

-- ключевые параметры китайской культуры;

--базовую информацию об отличительных особенностях китайской культуры;

--историю изучения культурного наследия Китая в российской и зарубежной культурологи;

--культурологические циклы в истории Китая;

--древние и современные верования и религии Китая;

--мифы и устное народное творчество Китая;

--жанры и формы художественной прозы;

--изобразительное искусство древнего и современного Китая;

--ведущие жанры классической китайской живописи;

--ведущие жанры сценического искусства;

--декоративно-прикладное искусство: лак, шелк, фарфор;

--гражданскую и религиозную архитектуру в Китае;

--происхождение и развитие китайской иероглифической письменности;

-- основные направления китайской философской и политической мысли;

--основные профильные источники и литературу.

Уметь:

--излагать устно и письменно (в форме эссе, реферата, презентации и др.) своё видение процессов развития культуры в Китае;

--находить отечественные и зарубежные источники для пополнения имеющейся информации по проблемам культуры в Китае;

-- ориентироваться в региональных особенностях китайской культуры;

--прогнозировать основные тенденции в современной культуре социально-политических процессах на основе анализа текущей ситуации в Китае;

--чётко выделять этапы развития китайской культуры;

--системно анализировать процессы и явления в сфере развития современной культуры в Китае;

--использовать полученные знания для успешной организации профессиональной деятельности;

--грамотно анализировать и пояснять позицию России по основным проблемам развития современной социально-политической мысли и взаимодействию с в Восточной Азией;

-- уважительно относиться к работам предшественников, корректно использовать имеющуюся информацию.

Владеть:

-- ключом к анализу и обработке знаний в области культуры и искусства как древнего, так и современного Китая;

--приемами ориентации в условиях неустойчивой концептуалистики и множественности информации по культуре Китая;

--навыками и инструментами поиска информации и использования полученных знаний в профессиональной деятельности;

--приёмами практической деятельности в сфере диалога в сфере различных культур;

--основами применения компьютерной техники и информационных технологий в культуралогии;

-- приёмами ведения дискуссий и методами убеждения.

 

ЦЕЛЬ КУРСА:

Студенты прослушивают лекционный курс, целью которого является приобретение студентами базовой истории культуры Китая. Студенты приобретут в китаеведении опыт реконструкции и осмысления целостной картины истории китайской культуры в ее полном временном объеме: от неолитической эпохи до наших дней; опыт освещения всех существенных ее аспектов: от политической культуры и «высокой» художественной словесности до популярных, простонародных форм и поведенческих стереотипов личности в интимной обстановке.

При анализе явлений и феноменов китайской культуры автор руководствовалась новейшими теоретико-методологическими установками и подходами, в первую очередь — цивилизационным подходом к народам мира.

В рамках курса студенты узнают много нового об истории культуры Китая, в том числе получат сведения о культурно-географических регионах, познакомятся с интересной историй государства с древнейших времен до сегодняшних дней, приобретут сведения об искусстве жителей поднебесной. Из огромного количества материала существующего по данной теме студентам будет представлен наиболее репрезентативный материал, глубокое освоение которого позволяет студентам самостоятельно понимать и оценивать различные течения и школы в культуре Китая. Прилежное усвоение предложенного в лекционном курсе материала позволит студентам овладевать методами анализа конкретных социально-политических учений Китая, а так же приобрести навыки для самостоятельной интерпретации наиболее значимых теорий в искусстве и культуре Китая.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

В рамках предложенного курса основное внимание студентов будет сосредоточено на изучении истории культуры Китая как совершенно исключительного феномена.

Студентам сообщаются общие сведения о естественно-географическом устройстве Китая, ареале обитания собственно китайского этноса и о важнейших историко-культурных центрах этой страны.

Прослушав курс, студенты ознакомится с основными этапами истории развития китайской цивилизации. Подробно разбираются имеющиеся ни сегодняшний день варианты периодизации истории Китая, доказывается теоретическая и фактологическая несостоятельность формационного подхода к этой стране. Поднимаются и рассматриваются фундаментальные проблемы качественного своеобразия истории и существа китайской цивилизации.

В начале лекционного курса студентам будет предложено аналитическое описание архаической культурной традиции Китая, реконструкция исходных для китайской цивилизации мировоззренческих моделей, ментальных констант и идеологических комплексов, пояснение на материале конкретных примеров путей и способов их функционирования в древнем и имперском китайском обществе.

Здесь же показывается и объясняется начальный этап сложения китайской политической, художественной и материальной культуры (градостроительства и зодчества).

Большая часть курса посвящена анализу архаико-мифологических представлений Китая с изложением центральных мифологических сюжетов и выделением базисных для художественной культуры Китая образов-мифологем. Студентам будет предложено описание китайских календарных празднеств как важнейшего представительного феномена популярной культуры Китая.

Подробно разбираются ведущие для Китая оформленные идеологические системы — конфуцианство, даосизм и китайско-буддийская традиция. В каждом конкретном случае сообщается о происхождении и основных вехах истории развития данной системы, о представляющих ее письменных памятниках (канонической, околоканонической и постканонической литературе), о месте и роли этой системы в общекультурном фоне Китая.

Будет представлен анализ поведенческих стереотипов китайцев, принцип досугового времяпрепровождения, организация семейной жизни и поведению в интимной обстановке. Все эти аспекты рассматриваются исходя из общекультурного контекста и в их связи с разобранными на предшествующих занятиях культурно-идеологическими традициями.

Подробно излагается история развития китайской письменности, включая собственно иероглифическое письмо, поэтическое творчество, повествовательную прозу, а также театральное искусство. Здесь же подробно говорится о категориях и свойствах китайских иероглифов, ведущих жанровых разновидностях, тематических направлениях и поэтологических основах китайской поэзии, о жанрах и формах повествовательной прозы и художественно-композиционных особенностях китайской драмы.

В конце лекционного курса излагается история развития китайского изобразительного и декоративно-прикладного искусства с описанием конкретных памятников и художественных произведений, ведущих живописных школ и направлений, технико-декоративных особенностей главных для Китая разновидностей декоративно-прикладного искусства.

Внимательно изучив материалы по дисциплине «Культура Китая» студенты смогут в дальнейшем безошибочно разбираться в такой сложной дисциплине как культура Китая и Восточной Азии.

 

 

Микроблог:

2017-11-13 19:24:00
Уважаемые регионоведы-бакалавры и
магистранты, добавлена информация о
текущей успеваемости.


2017-06-21 16:01:36
Дорогие регионоведы 1,2,3 курса,
вывешена успеваемость за 2 семестр.
Для первого курса указаны
предварительные баллы по "Культуре
Китая" за работу на семинарах.


Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |