Липатова Татьяна Васильевна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
О ДИСЦИПЛИНЕ «ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»

 1. Цели и задачи дисциплины.

    Дисциплина «Фонетический практикум»   обеспечивает обучение иностранных обучающихся фонетике русского языка в практических целях и  является необходимым  условием  формирования слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков.    Изучение правил образования и функционирования фонетических единиц как языковой компетенции, а также формирование слухопроизносительных навыков  по мере усвоения лексических и грамматических единиц служит для развития  речевой компетенции обучающегося.  Основной целью  обучения  русскому произношению является создание фонетического «фундамента» для построения лексико-грамматической «базы».  Показателем сформированности фонетических навыков является автоматическое и безошибочное восприятие звукового образа и его воспроизведение со скоростью, соответствующей среднему темпу речи носителя языка (при говорении - 250 слогов/мин., а при аудировании возможен более высокий темп речи).

2. Место дисциплины в структуре ООП.

Обучение фонетике русского языка как иностранного  (РКИ) является одним из аспектов наряду с грамматикой и научным стилем речи. Фонетический практикум проводится в течение первого семестра и делится на два основных этапа: Вводный фонетико-грамматический курс - ВФГК (72 часа), Сопроводительный курс, например при обучении научному стилю речи,   и Корректировочный курс (88 часов), которые охватывают учебный процесс на этапе Элементарного и Базового уровней владения РКИ.

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

В течение работы над постановкой, тренировкой и закреплением фонетического материала, включающего в себя слоги, словоформы, словосочетания,   ударение (слабое, среднее, сильное) и ритмику, интонационные конструкции, проводится промежуточная аттестация в виде двух  контрольных работ. В конце семестра студенты сдают зачёт по указанной дисциплине.

    По окончании ВФГК студент должен знать: основные особенности фонетической системы русского языка,  опорные моменты артикуляции русских звуков (схемы артикуляций звуков), алфавит, звуко-буквенные соответствия, основные правила чтения,  место ударения в словах, знаки транскрипции и интонационной разметки. Студент должен уметь распознавать, дифференцировать на слух звуки-фонемы в слогах и словах; артикулировать  русские звуки,  читать вслух тексты, писать фонетические диктанты.

  Контрольные работы №1 и №2 проводятся соответственно после завершения работы над материалом ВФГК и после корректировочного курса базового уровня владения РКИ.  На данном этапе проверяются следующие направления работы: развитие фонематического слуха студентов, закрепление и автоматизация  артикуляций звуков, усвоение ритмической структуры  слова (от двусложного до многосложного), словосочетания и предложения, интонация диалога и текста средней трудности.

4.Фонд оценочных средств.

   Зачёт проводится на последней неделе занятий в 1-ом семестре. Оценка ставится за диктант: 1-2 ошибки – отлично, 3 – 4 ошибки – хорошо, 5-9 ошибок – удовлетворительно, 10 и более ошибок –неудовлетворительно. При чтении текста учитываются ошибки на произношение звуков, ударение и ритмическую структуру слова, интонацию. Исходя из суммы всех оценок за промежуточную аттестацию и зачёт выводится итоговая оценка по фонетике за семестр, которая учитывается при общей оценке на экзамене по русскому языку в 1-ом семестре.

5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.

Н.И.Соболева, С.У. Волков, А.С.Иванова. Прогресс. Элементарный уровень. М: РУДН, 2010.

З.И.Есина, В.С.Калинина. Вводный фонетико-грамматический курс русского языка для студентов-иностранцев. М: РУДН,2014.

 Т.В.Шустикова. Вводный фонетико-грамматический курс русского языка для лиц, говорящих по-английски. М: РУДН,2013.

 И.Ю.Варламова, Н.И.Соболева, Е.В.Сорокина.   Прогресс. Лингафонный курс. Элементарный уровень.   Изд. 2-ое, дополненное и переработанное. М: РУДН, 2012.

Е.В. Сорокина, Е.В.Дубинская, В.С.Калинина, Т.В.Липатова. Читаем быстро и правильно. М: РУДН, 2007.

6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.

А.Д.Гарцов. Мультимедийный курс  «Вперёд» к ВФГК  Т.В.Шустиковой. ФПК РУДН, 2013.

О.И.Руденко-Моргун,    А.Л.Архангельская. Компьютерный курс.«Русский язык –шаг первый».

З.И. Есина. Видеокурс. Практическая фонетика к учебнику «Прогресс. Элементарный уровень» ФПК РУДН, 2007.

7.   Перечень домашних заданий по темам дисциплины.

   Все домашние задания даны в указанных учебных пособиях к каждой теме уроков.

 8. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы, обучающихся по дисциплине и перечень заданий для самостоятельной работы по темам дисциплины.

   Самостоятельная работа студентов осуществляется в компьютерных классах  при работе с мультимедийными курсами, указанными  в пункте №6.   Задания даны на чтение, написание диктантов, произношение звуков с последующим сравнением с осциллограммой записанного звука.

   Работа студентов над контрольными записями текстов при определении ошибочного произношения и последующего исправления произношения звуков, ритмических моделей словоформ, интонационных конструкций

Микроблог:

2017-06-13 10:39:56
Дорогие друзья!Мы учителя мировой
элиты, и мы должны учить
распространять в мире Любовь к
людям и миру.Давайте все посылать
Любовь людям, странам, всему миру
так, чтобы она сокрушила
негативность и произвела глобальный
перелом сил в мире во имя Добра!


2017-03-25 10:32:48
Почему для российских учёных и
методистов РКИ нет
места в журналах базы Skopus? Да
потому, что
русский язык с его уникальной
грамматической
системой не поддаётся изучению
массовым
читателем.Её строгие законы нельзя
сломать и упростить, их нужно
понять


2017-03-25 10:29:08
Российская методика РКИ - это
бриллиант в
коллекции российской научной мысли!
Над ней
трудились десятилетиями лучшие умы
русской
методической науки! Её нельзя
"упрощать" - она
великолепна и самодостаточна! Её
нужно освоить и
воплощать в практику


Показать все записи