Липатова Татьяна Васильевна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
О ДИСЦИПЛИНЕ «НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ»

 Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины «Научный стиль речи» заключается в подготовке учащихся и обеспечении должного уровня их профессионально-коммуникативной компетенции, а именно:

·         подготовить студентов к чтению учебной литературы технического и естественно-научного профиля;

·         подготовить студентов к участию в практических занятиях по специальности;

·         научить студентов слушать и записывать лекционный материал.

То есть подготовить студентов к овладению с помощью русского языка научными и предметными знаниями на этапе обучения на ФРЯиОД.

Задачами дисциплины «Научный стиль речи» являются введение и активизация языкового материала в устной и письменной формах, в развитии навыков чтения и конспективной записи прочитанных текстов, а также в развитии навыков диалогической и монологической речи студентов на основе изучаемых текстов.

Дисциплина «Научный стиль речи» состоит из двух частей: вводной и основной. Главная задача вводной части – накопление строго ограниченного объема лексики и конструкций, необходимых студентам для включения в сферу общения на занятиях по общеобразовательным дисциплинам и для последующего изучения языка специальности в системе.

Организация материала основной части изучаемой дисциплины подчинена двум главным принципам: адекватной представленности основных особенностей языка специальности; и тематико-ситуативной обусловленности.

Материал основной части дисциплины «Научный стиль речи» подчинен решению двух задач: с одной стороны, формированию отдельных видов речевой деятельности в учебно-профессиональной сфере общения, с другой стороны, выделения активной и пассивной лексики.

 

Место дисциплины в структуре ООП

Курс направлен на то, чтобы сформировать у студентов навыки самостоятельного, грамотного, научно обоснованного подхода к анализу теоретических и практических вопросов, возникающих в связи с подготовкой к обучению на основных факультетах технических и естественно-научных специальностей.

Курс разработан с учётом последних достижений науки и практики в данной области знаний. Знания и компетенции, полученные студентами в рамках данного курса, могут быть использованы ими при изучении следующих дисциплин: «Математика», «Физика», «Химия».

 

Требования к результатам освоения дисциплины

ОК (общекультурные компетенции) и ПК (профессиональные компетенции) из ГОСТ по направлению.

 

Перечень основной литературы

1.      Аросева Т.Е. Научный стиль речи: технический профиль: пособие по русскому языку для иностранных студентов / Т.Е. Аросева, Л.Г. Рогова, Н.Ф. Сафьянова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык. Курсы, 2010.

 

Перечень дополнительной литературы

1.      Бреденфельд З.В. Методические разработки для самостоятельной работы студентов в аудитории (на материале научного стиля речи). Часть А. – М.: Оргсервис-2000, 2006.

2.      Бреденфельд З.В. Методические разработки для самостоятельной работы студентов в аудитории (на материале научного стиля речи). Часть Б. – М.: Оргсервис-2000, 2006.

3.      Галаева М.Н., Копылова П.А., Новоселова Н.В. Учебные тексты и задания по научному стилю речи для студентов-иностранцев второго года обучения (технический профиль). – М.: РУДН, 2008.

4.      Галаева М.Н., Новоселова Н.В. Мини-тесты по НСР для студентов-иностранцев (технический профиль). – М.: РУДН, 2009.

5.      Готовимся учиться в техническом вузе: Учеб. Пособие / Г.И. Кутузова, В.В. Стародуб, И.И. Баранова и др. Под ред. Г.И. Кутузовой. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2004.

6.      Грачева О.А., Белоглазова Л.Б., Копылова П.А. Лексико-грамматический минимум в системе упражнений (научный стиль речи, технический профиль): Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев. Ч. 1. – М.: РУДН, 2013.

7.      Грачева О.А., Белоглазова Л.Б., Копылова П.А., Калинина В.С. Лексико-грамматический минимум в системе упражнений. Классификация. Измерение. Процесс (научный стиль речи, технический профиль): Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев. – М.: РУДН, 2014.

8.      Грачева О.А., Есина З.И., Калинина В.С. В помощь начинающим изучать физику на русскому языке (механика): Учеб. Пособие. – М.: РУДН, 2006.

9.      Грачева О.А., Кузьминов В.И., Эльсгольц С.Л. Русские глаголы в математике. Ч. 1. Справочник для студентов-иностранцев подготовительных факультетов РФ. – М.: РУДН, 2012.

10.  Грачева О.А., Эльсгольц С.Л. Учимся слушать лекции по физике на русском языке. Учебное пособие для студентов-иностранцев подготовительных факультетов. – М.: РУДН, 2013.

11.  Грачева О.А., Эльсгольц С.Л., Пивницкая Е.В. Изучаю физику на русском языке. Тестовые задания и упражнения к учебному пособию по физике «Механика». Учебное пособие для самостоятельной работы студентов-иностранцев в трех частях. Ч. 1. – М.: РУДН, 2011.

12.  Грачева О.А., Эльсгольц С.Л., Пивницкая Е.В. Изучаю физику на русском языке. Тестовые задания и упражнения к учебному пособию по физике «Механика». Учебное пособие для самостоятельной работы студентов-иностранцев в трех частях. Ч. 2. – М.: РУДН, 2012.

13.  Грачева О.А., Эльсгольц С.Л., Пивницкая Е.В. Изучаю физику на русском языке. Тестовые задания и упражнения к учебному пособию по физике «Механика». Учебное пособие для самостоятельной работы студентов-иностранцев в трех частях. Ч. 3. – М.: РУДН, 2013.

14.  Грачева О.А., Эльсгольц С.Л., Пивницкая Е.В., Копылова П.А. Русские глаголы в физике. Справочник для студентов-иностранцев подготовительных факультетов вузов. – М.: РУДН, 2011.

15.  Дубинская Е.В. Русский язык как иностранный. Русский язык будущему инженеру: учебник по научному стилю речи для иностранных граждан. Книга для студента. – М.: ФЛИНТА, 2013.

16.  Дубинская Е.В., Орлова Т.К., Раскина Л.С., Саенко Л.П., Подкопаева Ю.Н. Русский язык будущему инженеру: Учебник по научному стилю речи для иностранных граждан (довузовский этап). Книга для преподавателя. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2015.

17.  Калинина В.С., Белоглазова Л.Б. Тексты для аудирования (технический профиль) первый, второй семестры. – М.: РУДН, 2013.

18.  Калинина В.С., Белоглазова Л.Б. Тексты для зачетов по научному стилю речи (технический профиль) для первого и второго семестра. – М.: РУДН, 2013.

19.  Русский язык – будущему специалисту. Естественно-технический профиль: методические рекомендации и словарь к вводному лингвопредметному курсу / З.И. Есина, О.А. Грачева, О.К. Деминова, П.А. Копылова, Л.И. Соколова. – М.: РУДН, 2014.

20.  Русский язык – будущему специалисту. Естественно-технический профиль. Вводный лингвопредметный курс: учебной пособие / З.И. Есина, О.А. Грачева, О.К. Деминова, П.А. Копылова, Л.И. Соколова. – М.: РУДН, 2014.

21.  Серова Л.К., Копылова П.А., Кузнецова В.А. Контрольные материалы по научному стилю речи студентов ФИЯиОД (технический профиль). – М.: РУДН, 2005.

22.  Соколова Л.И., Копылова П.А. Математика: Методическое пособие по научному стилю речи. Вводно-предметный курс для иностранных студентов подготовительных факультетов (довузовское обучение). 3-е изд. – М.: РУДН, 2014.

 

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Для реализации программы дисциплины, студент может пользоваться компьютерными классами с доступом к сети Интернет и к внутренней сети университета; классами с мультимедийным оборудованием (проектор, экран, флипчарт, интерактивные доски, магнитно-маркерные доски). Имеются информационные стенды; оргтехника – копировальная машина.

Микроблог:

2017-06-13 10:39:56
Дорогие друзья!Мы учителя мировой
элиты, и мы должны учить
распространять в мире Любовь к
людям и миру.Давайте все посылать
Любовь людям, странам, всему миру
так, чтобы она сокрушила
негативность и произвела глобальный
перелом сил в мире во имя Добра!


2017-03-25 10:32:48
Почему для российских учёных и
методистов РКИ нет
места в журналах базы Skopus? Да
потому, что
русский язык с его уникальной
грамматической
системой не поддаётся изучению
массовым
читателем.Её строгие законы нельзя
сломать и упростить, их нужно
понять


2017-03-25 10:29:08
Российская методика РКИ - это
бриллиант в
коллекции российской научной мысли!
Над ней
трудились десятилетиями лучшие умы
русской
методической науки! Её нельзя
"упрощать" - она
великолепна и самодостаточна! Её
нужно освоить и
воплощать в практику


Показать все записи