Учебный портал РУДН
Каменева Галина Николаевна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Микроблог:

2018-02-11 16:46:15
Пересдачи для студентов будут
проходить 13 февраля
12.00 Методика преподавания
психологии в СУЗ
12.30 ИКТ в деятельности психолога
13.00 Психологическая коррекция ДРО


2016-06-27 19:55:24
Внимание! ФПБ-II!
Первая пересдача по дисциплине
"Социальная психология: 2 уровень"
состоится 30 июня 2016г. в 10.30 в
каб. 727.


2016-06-14 21:46:56
ФПБ-2
Экзамен по Социальной психологии
состоится 20 июня 2016г.


Показать все записи
Социальная психология
(Кафедра и Департамент: Социальной и дифференциальной психологии)

 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: 2 УРОВЕНЬ

2 семестр (2 курс)
18 недель
лекций – 18 часов, семинаров – 36 часов, в том числе самостоятельная работа – 72 часа.

Часы консультаций: понедельник 14.00-15.30

Телефон 787 – 38 – 03 доб. 1266, 1267

Цель курса
Изучение основных подходов российской и зарубежной психологии к проблемам больших и малых групп, межгрупповых отношений, социальной психологии личности. Курс дает базовые академические знания по указанным разделам социальной психологии, которые позволят студентам лучше ориентироваться в многообразии теорий и подходов по данной проблематике. Более глубокое и подробное изучение данной проблематики предполагается в ряде спецкурсов по социальной психологии.

Основные задачи курса:
- сформировать у студентов представления об основных характеристиках социальных групп, закономерностях их развития и функционирования, основных психологических процессах, происходящих в группах;
- познакомить студентов с основными проблемами изучения больших групп; 
- дать представление о психологических закономерностях межгрупповых отношений;
- исследовать наиболее важные социально-психологические аспекты изучения личности;
- обучить студентов применению абстрактных теоретических знаний в реальной жизни, сформировать у них профессиональное психологическое восприятие, умение анализировать наблюдаемые в реальной жизни явления с социально-психологической точки зрения.

Содержание курса.
Данный курс состоит из трех основных разделов. В первом разделе изучается психология групп. На примере малых групп рассматриваются основные психологические явления, имеющие место в группах. Второй раздел посвящен проблемам больших групп и массовых социальных явлений. В третьей части кратко обсуждаются основные социально-психологические проблемы психологии личности.

Место дисциплины в структуре ООП: 
Дисциплина «Социальная психология» относится к базовой части  ОС ВО РУДН бакалавриата по направлению 37.03.01 «Психология». Данная дисциплина изучается в четвертом учебном семестре (второй семестр второго курса бакалавриата).
Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких предшествующих дисциплин как «Социология», «Введение в профессию», «Общая психология», «Социальная психология: 1 уровень».
Данная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: «Психология семьи», «Педагогическая психология», «Психология общения», «Этнопсихология», «Психология конфликтов» и др.

Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
- способность и готовность к:
восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8).
Общепрофессиональные компетенции:
- способность и готовность в практической деятельности к:
осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов и кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные подходы к изучению группового и массовидного поведения; насущные проблемы сегодняшнего этапа развития мировой и отечественной психологии; достижения психологов в области группового и массовидного поведения.
Уметь: применять полученные теоретические знания в реальной жизни, анализировать наблюдаемые в группах и массах явления
Владеть: навыками диагностики групповых психологических явлений, их формирования, коррекции и развития; навыками изучения массовидного поведения, объяснения его последствий.

Организационно-методическое построение курса.
Курс состоит из лекций и практических занятий, а также из групповых консультаций. На практических занятиях проходит обсуждение проблем, сформулированных преподавателем и студентами, студенческих сообщений по теме семинара, освоение социально-психологических методик, анализ практических ситуаций, творческих работ студентов.

Обязательная литература
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс,2010. - 368 с.
Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001. -310с.
Битянова М.Р. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. - 368 с.
Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. -576 с. 
Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. – Новосибирск: Сибирское соглашение; - М.: ИНФРА-М, 2001. -408с.
Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. – М.: ПЕР СЭ. 2002. -351 с.
Кричевский Р.Л. Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М.: Аспект Пресс, 2009. -320с.
Свеницкий А.Л. Социальная психология: учебник. – М.: Изд-во «Проспект», 2013. – 336с.
Социальная психология: Хрестоматия. / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008. -464 с.
Социальная психология в трудах отечественных психологов./ А.Л. Свеницкий. – СПб.: Питер, 2000. -512 с.
Чеботарева Е.Ю., Каменева Г.Н. Социальная психология. Часть 2: Психология групп, социальная психология личности. – М.: Издательство РУДН, 2006. - 26 с.

Условия и критерии выставления оценок.
От студентов требуется активная работа на лекциях и практических занятиях, выполнение заданий преподавателя, выполнение самостоятельных творческих работ, обязательное участие в итоговой аттестации. Особо ценится активная работа на практических занятиях.
В рамках данной балльной системы оценок каждый студент может реализовать свои индивидуальные способности. При условии выполнения минимальных требований по каждому виду учебной работы, студенты могут набирать дополнительные баллы в тех видах работ, которые им больше нравятся. Например, одни студенты могут чаще выступать на семинарах, другие выполнять дополнительные творческие работы.

Балльная структура оценки

Критерии выставления оценок (требования).
Все виды учебных работ выполняются точно в сроки, предусмотренные программой обучения. Работы, сданные позже положенного срока, не оцениваются.
Общие критерии оценки знаний студентов следующие: 
Отлично (высший балл) оцениваются ответы и работы, демонстрирующие всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, знакомство с дополнительной литературой по программе, умение делать самостоятельные выводы на основе полученных знаний, проводить критический анализ изученного материала, умение применять полученные знания при анализе и решении практических задач. 
Хорошо (средний балл) оцениваются ответы и работы, демонстрирующие полное знание основного учебного материала, но не содержащие самостоятельного анализа, либо не отражающие умение применять полученные знания при анализе и решении практических задач.
Удовлетворительная оценка (низший балл) выставляется студенту, показавшему знание основного учебного материала в объеме, необходимом, для дальнейшей учебы, знающему основную литературу, но допустившему ошибки и неточности в ответе.
Неудовлетворительная оценка выставляется за работы, отражающие значительные пробелы в знании основного материала, неверное понимание сути изученного материала, содержащие принципиальные ошибки в выполнении заданий. 
Кроме того, работа студентов на семинарах оценивается с точки зрения инициативности, степени участия в групповой работе и ее презентации, постановки и поиска ответов на проблемные вопросы.
При оценке сообщений учитывается презентационные навыки студента, контакт с аудиторией. Студенты могу делать сообщения не только по заданным темам, но и предлагать свои темы, согласовывая их с преподавателем. Сообщения должны быть тематически связаны с изучаемыми на семинаре проблемами, дополнять сведения, содержащиеся в основной литературе. Пересказ основных учебников не представляет интереса в качестве сообщения.
Самостоятельная творческая работа призвана продемонстрировать умение студента анализировать жизненные ситуации с научно психологической точки зрения, выявить аналитические способности студента. Поэтому она не должна быть реферативного, описательного характера, и не должна основывать только на здравом смысле. Студент должен делать самостоятельные, логически обоснованные выводы относительно заданных практических ситуаций, опираясь на научные знания. Оценивается работа в зависимости от точности понимания студентом изучаемой проблемы.

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |