Жигунова Анна Владимировна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
О дисциплине

О дисциплине "Микробиология и вирусология"

для студентов специальности "Лечебное дело"

1. Цели и задачи дисциплины: изучение патогенных и условно-патогенных для человека микроорганизмов, их систематики, биологических признаков, экологии, методов микробиологической диагностики, специфической профилактики и этиотропного лечения вызываемых ими инфекционных заболеваний. 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП: цикл дисциплины – естественно-научный; необходимы входные знания в области анатомии, биологии, общей генетики, биохимии, нормальной физиологии; данная дисциплина является предшествующей для изучения инфекционных болезней, фтизиатрии, дерматовенерологии.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-3, ПК-21.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: - правила техники безопасности и работы в микробиологических лабораториях с реактивами, приборами, животными; - способы выражения концентрации веществ в растворах, способы приготовления растворов заданной концентрации; - строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений; - физико-химические методы анализа (титриметрический, хроматографический и др.); -основные понятия и проблемы биосферы и экологии, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания; - классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики, применение основных антибактериальных, противовирусных и др. биологических препаратов; -  понятия этиологии и патогенеза болезни,  нозологии, принципы классификации инфекционных болезней.

Уметь:  - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; - пользоваться биологическим оборудованием; - работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); - производить расчеты по результатам эксперимента, проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных; - применять основные антибактериальные, противовирусные и др. биологические препараты; -диагностировать возбудителей паразитарных заболеваний человека на препарате, слайде, фотографии; - проводить микробиологическую и иммунологическую диагностику.

Владеть: - навыками микроскопирования и анализа микропрепаратов; - простейшими медицинскими инструментами (шпателем, пинцетом, бактериологической петлей и др.); - навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов  микробиологических исследований.


 

4. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Общая микробиология

1. Предмет и задачи микробиологии. Систематика и номенклатура микроорганизмов

2. Морфология и химический состав микроорганизмов

3. Физиология и биохимия микроорганизмов

4. Генетика микроорганизмов

5. Основы общей и медицинской микробной экологии

6.  Микробиологические и молекулярно-биологические основы химиотерапии инфекционных болезней

2.

Частная микробиология

1. Учение об инфекции

2. Медицинская бактериология

3. Медицинская микология

4. Медицинская протозоология

5. Основы клинической микробиологии

   3.

Общая и частная вирусология

1. Общая вирусология

2. Медицинская вирусология


 

О дисциплине "Иммунология"

для студентов специальности "Лечебное дело"

1.Цели и задачи дисциплины: изучение биологических механизмов самозащиты организма, направленных на распознавание и уничтожение с помощью специальных иммунных систем чужеродных веществ и клеток,  и способствующих поддержанию его структурной и функциональной целостности и биологической индивидуальности; изучение специфических методов диагностики, лечения и профилактики различных болезней и заболеваний самой иммунной системы.  

 

2. Место дисциплины в структуре ООП: цикл дисциплины – естественно-научный; необходимы входные знания в области анатомии, гистологии, биологии, генетики, биохимии, нормальной физиологии; данная дисциплина является предшествующей для изучения инфекционных болезней, фтизиатрии, дерматовенерологии, трансплантологии, эндокринологии, онкологии, педиатрия

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-3, ПК-21.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: - правила техники безопасности и работы в микробиологических лабораториях с реактивами, приборами, животными; - способы выражения концентрации веществ в растворах, способы приготовления растворов заданной концентрации; - строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений; -  структуру и функцию иммунной системы человека, ее возрастные особенности клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы, основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа, методы иммунодиагностики; -методы оценки иммунного статуса, показания и принципы его оценки, иммунопатогенез, методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека, виды и показания к применению иммунотропной терапии.

 

Уметь:  - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; - пользоваться биологическим оборудованием; - работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); - производить расчеты по результатам эксперимента, проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных; - применять основные антибактериальные, противовирусные и др. биологические препараты; - охарактеризовать и оценить уровни организации иммунной системы человека, оценить медиаторную  роль цитокинов; - обосновать  необходимость клинико-иммунологического обследования больного, интерпретировать результаты оценки иммунного статуса по тестам 1-го уровня; - интерпретировать результаты основных диагностических аллергологических проб; - обосновать необходимость применения иммунокорригирующей терапии.

 

Владеть:- навыками микроскопирования и анализа микроперепаратов;   -  алгоритмом постановки предварительного иммунологического диагноза с последующим направлением к врачу аллергологу-иммунологу; - основами врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях с иммунными нарушениями.


 

4. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Структура и функции иммунной системы

1 Анатомия и цитология иммунной системы.

2.Факторы естественной резистентности организма.

3. Иммуноглобулины.

4. Клеточные основы иммунитета

5. Формы иммунного ответа

6. Иммунологический статус организма человека

2.

Реакции гиперчувтсвительности. Иммунодефициты.

1.Типы гиперчувствительности

2. Аллергические болезни

3. Первичные и вторичные иммунодефициты.

4. Аутоиммунные болезни.

 

 3.

Иммунодиагностика, иммунопрофилактика, иммунотерапия

1.   Диагностические иммунологические тесты

2.   Иммунопрофилактика

3.   Иммунотропная терапия

 

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1.Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2002, 

2.Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Под ред. акад. РАМН Воробьева А.А. М.: МИА, 2008.

3.Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.:  Специальная литература, 1998.

4.Под ред. А.А. Воробьева и А.С. Быкова Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. - М.: МИА, 2003.

5.Тэц В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. - М.: Медицина, 2002.

6.Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология. Норма и патология. – М.: «Медицина», 2010.

7.Микробиология. /Под ред. академика РАМН Зверева В.В., проф. Бойченко М.Н. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.

8.Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Том 1, 2. /Под ред. академика РАМН Зверева В.В., проф. Бойченко М.Н. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.

 

б) дополнительная литература

1.Волина Е.Г., Саруханова Л.Е. Основы общей микробиологии, иммунологии, вирусологии. – М.: Медицина, 2004.

2.Волина Е.Г., Саруханова Л.Е. Реакция агглютинации и ее варианты в диагностикеинф. Болезней.. Уч. –метод пособие.- М., РУДН, 2012.

3.Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов. /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, А.В. Караулова – М.: Практическая медицина, 2006.

4.Кравцов Э.Г., Волина Е.Г. Методические указания к постановке реакции розеткообразования (Е-РОК) для выявления Т-лимфоцитов в периферической крови. Электронное пособие, 2006 г.

5.Руководство по медицинской микробиологии. Книга 2.Частная медицинская микробиология и этиологическая диагностика инфекций: Учебное пособие / Под ред. А.С. Лабинской, Н.Н.Костюковой, С.М.Ивановой. – М.: Бином, 2010.

6.Руководство по медицинской микробиологии, книга 1 «Общая и санитарная микробиология» /под. Ред. Лабинской А.С., Волиной Е.Г./, М., «Бином», 2008.

7.Кравцов Э.Г., Яшина Н.В., Шарова И.Н. Основы трансплантационного иммунитета.  Учебно - метод пособие. М., РУДН, 2013.


Микроблог:

2017-09-03 07:36:11
Уважаемые студенты! Отработать
пропущенные занятия и сдать
коллоквиумы за прошлый семестр
можно по четвергам.


Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |