Терехин Алексей Алексеевич
Учебный портал РУДН
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Кормовые растения (Специальность – Ветеринария) (курс по выбору)
(Кафедра и Департамент: Ботаники, физиологии растений и агробиотехнологии)

 1. Цели и задачи дисциплины:

Основной целью курса является получение студентами знаний, составляющих биологическую основу высшего образования, в части строения, разнообразия и закономерностей существования растений. Целью курса является также формирование у студентов представлений о наиболее распространенных лекарственных и ядовитых растений.

Для реализации поставленных целей в процессе преподавания курса решаются следующие основные задачи:

-          изучение строения растений на уровне морфологии вегетативных и генеративных органов с учетом их эволюции;

-          изучение биологической сущности и механизмов воспроизведения и размножения растений в свете их эволюционного развития;

-          изучение внешних признаков наиболее распространенных лекарственных и ядовитых растений средней полосы России;

-          получение целостных представлений о месте растений природных сообществах и в биосфере в целом, их значении для человека и животных;

-          получение представлений о использование лекарственного растительного сырья  в фармации и ветеринарии;

-          приобретение устойчивых практических навыков флористического анализа территории, включающих гербаризацию и определение растений.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Данная дисциплина относится к вариативной части (учебного цикла основной образовательной программы) − Б.3. знания, умения, навыки определяются ООП вуза

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения дисциплины: соответствуют требованиям к уровню подготовки выпускников непрофильной средней (полной) общеобразовательной школы:

       знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного организма, развития живой природы;

       знание строения и жизни растений, основных групп растений;

       умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы.

 Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

-          кормление животных с основами кормопроизводства;

-          ветеринарная фармакология;

-          токсикология.

 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

       общекультурных компетенций (ОК):

        владения культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

        умения логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

       профессиональных компетенций (ПК):

        общепрофессиональных компетенций:

        способности распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции (ПК-3);

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 Знать: основы морфологии, систематики культурных, ядовитых, лекарственных растений.

Уметь: распознавать культурные, ядовитые, лекарственные и дикорастущие растения.

 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

4

Аудиторные занятия (всего)

18

18

-

В том числе:

-

-

-

Лекции

-

-

-

Практические занятия (ПЗ)

-

-

-

Семинары (С)

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

18

18

-

Самостоятельная работа (всего)

10

10

-

В том числе:

-

-

-

Курсовая работа

-

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

-

Реферат

-

-

-

Другие виды самостоятельной работы

-

-

-

 

-

-

-

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

-

зач.

-

Общая трудоемкость                             28 час

28

28

-

 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

(дидактические единицы (ДЕ) ГОС)

Содержание раздела

(тематическое наполнение ДЕ ГОС)

1.

Основы ботаники

1.1. Основные понятия и определения ботаники.

Перечень учебных элементов: разделы и задачи ботаники; направления, методы и основные понятия ботаники.

1.2. Общая характеристика высших растений.

Перечень учебных элементов: основные особенности высших растений, значение высших растений в природе и жизни человека; охрана растительного мира.

 

2.

Морфология растений

2.1. Корень: понятие, строение и функции.

Перечень учебных элементов: функции корня; дифференциация корней; метаморфозы корня.

2.2. Побег как единый орган.

Перечень учебных элементов: понятие о побеге и его функциях; типы побегов; морфология побега (узлы, междоузлия); метаморфозы побега.

2.3. Лист.

Перечень учебных элементов: морфологические строение и функции листа; классификация листьев; типы жилкования листа; метаморфозы листа.

 

3.

Систематика растений

3.1. Систематика растений как наука.

Перечень учебных элементов: понятие о виде у растений; филогенетические системы растительного мира; система ботанических таксономических категорий;

3.2. Деление отдела цветковых на классы. Сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных.

Перечень учебных элементов: характеристика семейств на примере основных лекарственных и кормовых растений.

4.

Ядовитые растения.

4.1 Общие сведения о ядовитых растениях, их ботаническая характеристика. Предупреждение отравлений.

Перечень учебных элементов: основные признаки отравления ядовитыми растениями; способы оказания первой помощи в случае отравления ядовитыми растениями; ядовитые растения для млекопитающих;

ядовитые растения для пчел и гидробионтов;

растения, придающие ядовитые свойства меду, молоку и другим продуктам животноводства.

 

 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

1.

Кормление животных с основами кормопроизводства.

+

+

+

 

2.

Ветеринарная фармакология.

 

 

 

+

3.

Токсикология

 

 

 

+