Степанов Сергей Александрович
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Программа курса "Проблемы террора в политике" ПРОГРАММА Проблемы террора в политике Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) Политология 030200 Квалификация (степень) выпускника Бакалавр 1. Цели и задачи дисциплины: Учебный курс «Проблемы террора в политике» ставит целью: - сформировать представление о сущности проблемы террора, разновидностях террора, роли террора в истории и в современной политике; – дать представление об идеологии и программе террора, основных целях и лозунгах террористических организаций в прошлом и на современном этапе; - выделить основные этапы деятельности террористических организаций в России и в зарубежных странах, показать общее и специфичное в их преступной деятельности: - показать историческую обреченность террора в политике, осветить международный опыт противодействия террору, познакомить студентов с основными законодательными актами и международными соглашениями, координирующими усилия различных стран в борьбе с международным терроризмом; В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта структура и содержание курса ориентированы на изучение основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных стран, владение навыками анализа современной политической жизни. 2. Место дисциплины в структуре ООП: В результате освоения дисциплины студентом должны быть сформированы следующие компетенции: ОК–1, ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-18 профессиональный цикл; владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-5); способен и готов к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологического знания в профессиональной деятельности (ОК-18); Данная дисциплина является предшествующей для курсов «Политическая культура России», «Политическое лидерство», а также дополняет и детализирует курс «Политическая история России и зарубежных стран» 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-9,ПК-10,ПК-13,ПК-17 - Владеет навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти (ПК-1); политической истории России и зарубежных стран (знание основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных стран, владение навыками политического анализа исторического прошлого) (ПК-5), истории политических учений (знание основных учений и концепций мировой и отечественной политической мысли, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями) (ПК-6), современной российской и мировой политике (знание основных закономерностей и тенденций мирового и российского политического процесса, представление о процессах глобализации и их влиянии на современные международные отношения, о месте и роли основных политических институтов в современном обществе) (ПК-9), политическому анализу и прогнозированию (представление об аналитической и прогностической функциях современной политологии, знание методов сбора и первичной обработки политической информации, методологии и методик политического анализа, освоение основных теоретико-методологических подходов в сфере политического прогнозирования) (ПК-10), Способен к участию в проведении политических кампаний, к использованию знаний об избирательных технологиях и других видах политической мобилизации (ПК-13); Способен использовать знания о политической диагностике, участвовать в работе по описанию, прогнозированию политических процессов и проблемных ситуаций (ПК-17); В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: определение и принципы классификации террора, основные этапы истории международного терроризма, историю террористических организаций в России, методы противодействия террористической угрозе. Уметь: применять полученные знания на практике, аргументировано и доказательно показывать преступную сущность и историческую обреченность террора. Владеть: способами классификации террора, методами противодействия террористической пропаганды, анализа программных документов террористических организаций. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет __2 кредитов Вид учебной работы Всего часов Семестры Аудиторные занятия (всего) 72 72 В том числе: Лекции 36 36 Практические занятия (ПЗ) Семинары (С) 20 36 36 Лабораторные работы (ЛР) Самостоятельная работа (всего) 48 36 В том числе: Курсовой проект (работа) 10 Расчетно-графические работы Реферат Другие виды самостоятельной работы Вид промежуточной работы Аттестации 2 Общая трудоемкость час зач. ед. 72 5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины № п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела. 1 Террор в политике Происхождение термина, его значение. Классификация террора. Террор и терроризм. и. 2 Государственный террор Государственный террор, его признаки, правомерность и границы применения данного определения. 3 Террор и терроризм Понятийный аппарат. Общее и специфическое в данных понятиях. Примеры политики террора в истории России и других стран 3 Террористические организации в России в 60-х – 80-х гг. XIX в Народничество как особое общественно-политическое течение. Идеология и идеологи народничества. Народнические кружки и организации. Политическая программа и тактика “Земли и воли” и “Народной воли. Идейное обоснование террора и террористическая деятельность «Народной воли» 4 Индивидуальный террор в период первой русской революции Первая российская революция 1905 – 1907 гг. Легальные и нелегальные политические партии в России. Идейное обоснование террора. Психологический тип террориста 5 Анархистский террор. Анархизм в Европе и в России. Исторические корни анархизма. Основные течения в российском анархизме, анархистский террор. 6 Боевая организация эсеров. Боевая организация эсеров. Влияние террористических актов на развитие революционного движения. Отношение к террору в российском обществе. Террор и политическая полиция. Дело Азефа. 7 Красный и белый террор. Террор и насилие в революции. Терракты против вождей революции. Провозглашение красного террора. Гражданская война, террор белых и зеленых. 8 Левацкие террористические группы в Европе в 70-х гг. XX в. Идеология и программа левых радикалов. РАФ, Красные бригады. Террористический Интернационал 9 Политика террора в странах Латинской Америки 60-80 гг. XX в. Экономическое и политическое положение стран Латинской Америки. Военные хунты. Правый террор. Национально-освободительное движение. Партизанское движение и терроризм. 10 Религиозный экстремизм и терроризм Причины обострения конфессиональных противоречий в современном мире. Религиозный экстремизм в развивающихся странах. Джихад и исламское террористическое подполье. 11 Борьба с религиозным экстремизмом в Российской Федерации. Распад СССР и обострение межэтнических отношений. Вахабизм на Кавказе. Программа противодействия религиозному экстремизму. 12 Международное сотрудничество в сфере противодействия международному терроризму. Международный терроризм – угроза человечеству. Роль ООН в противодействии терроризму. Основные международные конвенции и соглашения, координирующие усилия международного сообщества в борьбе с терроризмом. Сотрудничество спецслужб. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами № п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин 1. Политическая культура России 1 2 3 5 7 8 10 12 13 2. Политическое лидерство 1 3 4 6 7 8 11 12 14 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий № п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан Лаб. зан. Семинары СРС Всего час 1 Террор в политике 2 2 4 2 Террор и терроризм 2 2 4 3 Террористические организации в России в 60-х – 80-х гг. XIX в 2 2 4 4 Индивидуальный террор в период первой русской революции 2 2 4 5 Боевая организация эсеров. 2 2 4 6 Красный и белый террор. 2 2 4 7 Левацкие террористические группы в Европе в 70-х гг. 2 2 4 8 XX в. Политика террора в странах Латинской Америки 60-80 гг. XX в 2 2 4 9 . Религиозный экстремизм и терроризм 2 2 4 10 Борьба с религиозным экстремизмом в Российской Федерации. 2 2 4 11 Международное сотрудничество в сфере противодействия международному терроризму. 2 2 4 12 2 2 4 5.4 Описание интерактивных занятий № п/п № раздела дисциплины Тема интерактивного занятия Вид занятия Трудоемкость (час.) 1 17 Разработка программы партии Тренинг 1 2 18 Имидж политического лидера Тренинг 1 3 18 Избирательная кампания Деловая игра 1 6. Лабораторный практикум № п/п Наименование лабораторных работ Трудоемкость (час.) 1. 2. 7. Практические занятия (семинары) № п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела. 1 Террор и терроризм в политике Термины террор и терроризм. Идеология и цели террора. 2 Государственный террор Террористические методы управления. 3 «Земля и воля», «Народная воля» Идеология народничества. Вопросы террора в программе народников. Цареубийство 1 марта 1881 г. 4 Террор в период первой русской революции Первая российская революция 1905 – 1907 гг. Легальные и нелегальные политические партии в России. Идейное обоснование террора. Психологический тип террориста 5 «Безмотивный террор» анархистов. Анархизм, его идеология и практика. Основные анархисткие организации и лидеры. 6 Дело Азефа. Боевая организация эсеров. Азев – главный организатор террора и платный агент полиции. 7 Гражданская война. «Красный террор», антисоветское террористическое подполье. 8 РАФ и «Красные бригады» Левацкие террористические группы в Европе в 70-х гг. XX в.Идеология и программа левых радикалов. РАФ, Красные бригады. Террористический Интернационал 9 Городская герилья Национально-освободительное движение. Идея городской герильи. Партизанское движение и терроризм. 10 Аль Каида и исламский экстремизм Причины обострения конфессиональных противоречий в современном мире. Исламский фундаментализм. Джихад. Террористическая деятельность Аль Каиды 11 Вахабизм на Кавказе Исторические корни исламского религиозного экстремизма. Вахабизм на Кавказе. Борьба с воинами джихада. 12 Международный опыт борьбы с терроризмом. Международный терроризм – угроза человечеству. Роль ООН в противодействии терроризму. Основные международные конвенции и соглашения, координирующие усилия международного сообщества в борьбе с терроризмом. Сотрудничество спецслужб. 8. Примерная тематика курсовых (работ) Революционное народничество в России «Катехизис революционера» С. Нечаева Тема террора в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» Террор и общественное мнение в России Боевая организация партии эсеров Дело Е. Ф. Азефа «Красный террор» Идеология и «Красные бригады» в Италии Похищение Альдо Моро Фракция Красной Армии Концепция «городской герильи» Ульрики Майнхоф Террористическая организация «Сендера Луминоса» в Перу Ирландская республиканская армия ЭТНА и бакский сепаратизм Усама бен Ладен – лидер Аль Каиды «Глобальная контртеррористическая стратегия» ООН 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: Вахромеев А.В. Международный терроризм и национальная безопасность России // Социально гуманитарные знания. – 2004.- № 1. Вахрамеев А.В. Международный терроризм и национальная безопасность России // Социально гуманитарные знания. – 2004.- № 2. Возжеников А.В.Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. — М, 2005. Глобальный терроризм и международная преступность : Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. — Герцлия: Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008. Дзуцев X. В., Першиц А. И. Ваххабиты на Северном Кавказе — религия, политика, социальная практика // Вестник Российской академии наук. — 1998. — Т. 68, №12. Замков В.И. Терроризм – глобальная проблема современности М., 1996. Колобов О.А. Терроризм и контртерроризм в современном мире: Аналитические материалы, документы, глоссарий: Научно-справочное издание. Экслит, 2003. Лазарев И.М. Терроризм как тип политического поведения // Социс. – 1993.- № 6. Майнхоф У. М. От протеста — к сопротивлению. Из литературного наследия городской партизанки. М.: Гилея, 2004. Новиков Я.Ю. Терроризм в Северной Ирландии: история и современность // Социально гуманитарные знания. – 2003. - № 6. Новикова Г.В. Сильная стратегия слабых (Террор в конце 20века) // Полис. – 2000.- № 1 Петров К.С. Структура концента «терроризм» // Полис.-2003.- № 4. Переосмысляя современность (Материалы международной конференции). - М., 2003. в) программное обеспечение Развернутые планы основных тем курса представлены в работе автора – Политические партии России \\Авторские курсы по политическим наукам. М., «МАКС-Пресс», 2007, С. 35 - 50 г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы Общие ресурсы: http//www/stepanov01. narod. ru – авторский учебный сайт, на котором имеется виртуальная библиотека, содержащая электронные версии основных исторических источников по теме 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: мультимедийная аудитория 11. Тесты 1) Термин «террор» в переводе с латинского означает А) Борьба Б) Страх В) Подчинение 2) Политика террора существует: А) со времени формирования человеческого общества Б) с возникновения государства В) со времени индустриального общества 3) Примером «государственного террора» является: А) Якобинская диктатура во Франции Б) Ликвидация кулачества как класса в СССР В) Эмбарго США на поставку лекарств Кубе 4) Резолюция Совета Безопасности от 28 сентября 2001 г. отмечает тесную связь между международным терроризмом А) Протестными настроениями в авторитарных системах Б) Транснациональной организованной преступностью В) Экологическим движением 5) Согласно Федеральному закону «О противодейстиии террору» от 6 марта 2000 г. террор определяется А) Как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий Б) Как предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества В) Политика, основанная на систематическом насилия, запугивания, устрашения 6) «Катехизис революционера» С.Нечаева называют ярким образчиком: А) Революционного макиавеллизма Б)Революционного прагматизма В) Идеологического оппорнтунизма 7) Цареубийство 1 марта 1881 г. было осуществлено террористами из организации: А) Народная расправа Б) Земля и воля В) Народная воля 8) Представителями «бланкистого» направления в руссуком революционном движении являлись А) П. Ткачев Б) П. Лавров В) П. Кропоткин 9) Александр Ульянов состоял в организации:: А) Земля и воля Б) Черный передел В) Террористическая фракция Народной воли 10)За проведение террористических актов в партии эсеров отвечала: А) Боевая организация. Б) Боевая фракция. В) Боевая дружина. 11) Руководителем террора и одновременно агентом тайной полиции являлся А) Б. Савинков Б) М.Гоц В) Евно Азеф 12)Под термином «городская герилья» подразумевается: А) Стачки и забастовки в городах Б) Городская партизанская война В) Кампания ненасильственного неповиновения 13) В 70-х XX в. фракции «Красной армии» осуществили ряд террористических актов: А) В Германии Б) Во Франции В) В Испании 14) «Красные бригады» являлись: А) Неофашистскими террористическими группировками Б) Религиозными экстремистами В) Левацкой группировкой 15) Террористическая организация «Сандера луминоса» действовала на территории: А) Мексики Б) Перу В) Бразилии 16) Кто из перечисленных политиков стал жертвой террористического акта ( правильных ответов может быть несколько) А) Джон Кеннеди Б) Роберт Кеннеди В) Эдвард Кеннеди 17) Итальянский политик Альдо Моро был похищен и убит: А) Боевиками фракции «Красной армии» Б) Боевиками «Красных бригад» В) Боевиками красных кхмеров 16) 11 сентября 2001 г. проибыл террористами был осущетствлен ю Задачами тестирования являются (правильных ответов может быть несколько) А) Террористы взорвали башни Торгового центра в Нью-Йорке Б) Захват террористами зрителей мюзикла Норд-ост В) Взрыв штаб-квартиры ОНН в Абудже 17) К международным террористическим организациям относятся (правильных ответов может быть несколько): А) Гринпис Б) Кавказский эмират В) Фемен 18) Международный террорист Усама бен Ладан являлся лидером: А) Талибана Б) Аль Каиды В) Боко Харам 19) В 1994 г. «Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма» была принята: А) Генеральной ассамблеей ООН Б) Советом Безопасности ООН В) Юнеско 20) Задачей «Контртеррористического комитета» ООН является: А) организация переговоров с террористами с целью осводождения заложников Б) проведение контртеррористических операция силами миротворческих войск В) осуществляет межгосударственную координацию и техническую помощь странам-участникам в создании наиболее эффективных систем в борьбе с терроризмом Разработчики: Профессор кафедра политических наук Степанов С.А. Должность, название кафедры, инициалы, фамилия
Микроблог:

Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |