Степанов Сергей Александрович
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Программа магистерского курса "Современные компьютерные технологии в науке и образовании"

 ПРОГРАММА

 

Наименование дисциплины: Современные компьютерные технологии в науке и образовании

Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)): Политология                  030200

 

Квалификация (степень) выпускника: Магистр

 

1. Цели и задачи дисциплины:

Учебный курс «Современные компьютерные технологии в науке и образовании»

ставит целью:

- дать представление о возможностях современных компьютерных технологий в науке и образовании;

- способствовать интересу к применению современных компьютерных технологий в учебном процессе и научных исследованиях;

     -  привить практические навыки применения компьютерных технологий при подготовке докладов. Выступлений, лекций.

В соответствии с требованиями государственного образовательного  стандарта структура и содержание курса ориентированы на изучение инновационных технологий и их практическое применение.

 

 

 

  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

ОК–1: обладание базовыми навыками работы с компьютером, способность к овладению программным обеспечением, представление об уровне развития современных цифровых технологий.

ОК-11: стремиться к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения. 

ОК- 12: понимание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

ОК-13: способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к социальной мобильности; обладанию чувством социальной ответственности.

ОК-14: знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения  дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК -3; ПК-17.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать современные компьютерные технологии, применяемые в образовательном процессе (устройство современного персонального компьютера; основы организации современных информационных сетей, сайтов вузов, образовательных порталов, Интернет-университетов; компьютерные, офисные и Интернет-технологии; способы их использования для решения прикладных задач в образовании).

Уметь самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения педагогических задач профессиональной деятельности (работать на персональном компьютере, выполняя подготовку документов (тезисы докладов, рефераты, аналитические справки), используя различные методы обработки информации в электронных таблицах и в базах данных, используя современные средства поиска, перевода, передачи информации в Интернет, создавая образовательные ресурсы).

Владеть базовыми знаниями об общих формах организации учебной деятельности; навыками решения творческих задач и создания инновационных образовательных ресурсов при помощи информационных технологий и обеспечения информационной безопасности научно-технической и образовательной информации.

 

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

18

18

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Лекции

6

6

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

 

 

 

 

 

Семинары (С)

12

12

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

 

 

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Курсовой проект (работа)

 

 

 

 

 

Расчетно-графические работы

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

Другие виды самостоятельной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид промежуточной работы

Аттестации

 

2

 

 

 

 

Общая трудоемкость     1                 час

                                                     зач. ед.

18

 

 

 

 

 

 

4.1.Критерии выставления оценки

 

 

 

 

 

№ п.п.

Наименование показателя

Количество баллов за единицу оценки

Количество оцениваемых единиц

Максимальное количество набранных баллов

1

Посещение занятий

1

18

18

2

Выступление на семинарах с докладами

5

2

10

3

Работа на семинарах (работа в бригадах, творческие работы и т.д.)

3

 

9

 

27

4

Этика поведения

5

1

5

5

Рубежная аттестация

15

1

15

6

Итоговая аттестация

25

1

25

Всего:

100

 

Таблица соответствия баллов и оценок

 

Баллы БРС

Традиционные оценки РФ

Оценки ECTS

95-100

5

A

86-94

B

69-85

4

C

61-68

3

D

51-60

E

31-50

2

FX

0-30

F

51 - 100

Зачет

Passed

 

 

 

Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

 

Компьютерная эра и информационное общество. Понятие термина «информационное общество». Увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества. Нарастающая информатизация общества на базе телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ. Внедрение инновационных методов в традиционный учебный процесс.

Мультимедийные технологии. Одним из наиболее востребованных направлений призванных обновить учебный процесс, является широкое использование мультимедиа - интерактивной системы, обеспечивающей одновременную работу звука, анимированной компьютерной графики, видеокадрами, статическими избражениями и текстами. Классификация мультимедиа. Линейное и нелинейное мультимедиа. Понятие интерактивности, взаимодействие со средством отображения мультимедийных данных.

Инфографика. Понятие инфографики. Особенности графического способа подачи информации, данных и знаний. Спектр применения инфографики. Компактная организация больших объёмов информации. Наглядная демонстрация соотношения предметов и фактов во времени и пространстве при помощи инфографики. Типы графиков и диаграмм, визуализации статистической информации.

Мультимедийные презентации. Понятие презентации. Техническое оборудование для презентации. Преимущества и недостатки презентаций. Закрепление знаний и навыков на подсознательном уровне, наглядность, удобство и быстрота. Негативные стороны представления информации в форме презентаций. Законы оформления презентаций, подбор шрифтов, цветовая гамма. Проблема перегруженности слайдов информацией. Использование сложных рисунков, таблиц, схем, особенно тех, которые приводятся лишь в качестве дополнительного иллюстративного материала, а не для запоминания. Анимационные эффекты. Компьютерные программы для создания презентаций.

Мультимедийные лекции. Традиционные и современные способы и формы представления информации на конференциях и в лекции. Синхронизация слайдов с текстом лекций. Видео и аудио в лекции. Интерактивность в лекции. Роль лектора.

Мультимедийные учебники, комплексы.  Мультимедийные курсы и их отличие от традиционные учебные курсы, лекций и учебников. Электронная форма, позволяющая дополнить лекции иллюстрациями и слайдами с диаграммами, схемами, картами, а также аудио и видеоматериалами. Приложения к мультимедийному учебнику, содержащие базовые источники по теме курса. Тестовая система, позволяющая проверить уровень знаний студента как в тренировочном режиме, так и для выставления итоговой оценки. Виды и классификация тестов.

Дистанционное обучение. Интеграция мультимедиа и интернет-технологий. Элементы веб-дизайна. Гиперссылки. Образовательные интернет-ресурсы. Организация дистанционного обучения через Интернет. Интерактивное общение с интернет-аудиторией. Международные образовательные программы дистанционного обучения.

 

 

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

 

п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.3. Разделы  дисциплин и виды занятий

 

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан

Лаб.

зан.

Семинары

СРС

Всего час

1

Мультимедийные технологии

2

 

 

 

 

 

2

Инфографика

 

2

 

2

 

4

3

Мультимединые презентации

 

2

 

2

 

4

4

Мультимедийный учебник

2

 

 

2

 

4

5

Дистанционное образование

2

 

 

2

 

4

 

6. Лабораторный практикум

 

п/п

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость (час.)

1.

 

 

2.

 

 

 

7. Практические занятия (семинары)

 

п/п

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоемкость (в часах)

 

1

Инфографика и визуализация информации

2

2

Особенности подготовки учебной презентации

8

3

Мультимедийные лекции и учебник

2

4

Создание учебного сайта

6

 

8. Примерная тематика курсовых (работ)

 

  1. Информационное общество и цифровые технологии
  2. Современные мультимедиа
  3. Линейные и нелинейные мультимедиа.
  4. Что дает интерактивность?
  5. Законы подготовки эффективной презентации.
  6. Аудио и видео в учебном процессе.
  7. Мультимедийный учебник.
  8. Тестовые системы
  9. Дистанционное образование
  10. Учебные порталы
  11. Образовательные ресурсы в Интернете
  12. Перспективы развития мультимедийных технологий.
  13.  

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Учебники, учебные пособия

А)Обязательные:

 

.

1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997.

2. Ахаян А. А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. — СПб.: Корифей, 2001. — 170 с.

3. Деникин А.А. Мультимедиа и искусство: от мифов к реалиям. Художественная культура/Выпуск №1 (6),2013. http://sias.ru/magazine/vypusk-6-2013/yazyki/843.html

4. Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис : учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 167 с.

Б) Рекомендуемые:

      1. Дворко Н.И. Основы режиссуры мультимедиа-программ. СПб., 2005.

2. Зайченко Т. П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения : монография. — СПб.: Астерион, 2004. — 188 с.

3. Иванченко Д. А. Системный анализ дистанционного обучения : монография. ― М.: Союз, 2005. ― 192 с.

4. Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. – М.:ИПО Профиздат, 2002. – 224 с.

 5. Малитиков Е. М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е. М. Малитиков, М. П. Карпенко, В. П. Колмогоров // Право и образование. — 2000. — № 1(2). — С.42-54.

6.  Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2006.

Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2004.

7.  Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. — 2002. — № 36. — С. 26-30.

 8. Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. — 2001. — № 2. — С.30-35

9. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. Уч. пособие для студентов/МГУКИ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004

 

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Мультимедийная аудитория, проектор, экран

 

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

 

В ходе изучения дисциплины наряду с традиционными формами обучения применяются современные мультимедийные способы коммуникации. Студентам доступны авторские мультимедийные лекции, которые выкладываются в Личном кабинете автора на учебном портале РУДН.

Контроль знаний осуществляется путем тестирования в системе «Ментор»

 

 

Разработчик:

 

профессор                                 кафедры полит. наук                                    Степанов С.А.

 

 

Заведующей кафедрой  __________________                  __________________

 

 

Микроблог:

Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |