Ремчукова Елена Николаевна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Креативная лингвистика
(Кафедра и Департамент: Общего и русского языкознания)

Курс «Креативная лингвистика» предназначен для магистров ФЯМ (ФЯМ-1, ФЛМ-1) и направлен на формирование языковой компетенции в сфере «творческих» типов речи, необходимой филологам, журналистам, копирайтерам, которая позволяет оценить эстетическую составляющую художественных текстов и эстетико-прагматическую составляющую текстов массмедиа: выявить их эстетический и экспрессивный потенциал; определить степень «успешности» текста с точки зрения коммуникативной стратегии, соотношения эстетики и прагматики, выявить формы и способы языковой игры, определить природу и характер окказионализмов и т.п.

 
Цель и задачи курса:
- представить новое направление в современной лингвистике;
- познакомить с особенностями лингвокреативного мышления и представить способы его реализации в творческих типах современной русской речи;
- сформировать навыки анализа креативных явлений в текстах разного рода (разговорных, художественных. Медиатекстах). Данный курс даёт представление об окказиональных и потенциальных словах и формах, о языковой игре, языковой аномалии.
 
Курс предполагает формирование:
- навыков сбора и анализа современного языкового материала с использованием не только традиционных методов, но и современных информационных технологий;
- умения представить собранный   языковой («креативный») материал в виде презентаций.
 
Основное содержание курса.
В курсе представлена концепция «лингвистики креатива», активно развивающегося в современной русистике направления, проанализированы различные формы речетворчества, в которых реализуется и потенциал системы языка, и потенциал самого говорящего. Особое внимание уделяется лингвокреативным составляющим современных СМИ, а также лингвокреативным техникам в сфере современной городской номинации России (анализ урбанонимов – названий городских объектов: кафе, ресторанов, магазинов, новых жилых комплексов, улиц и станций метрополитена, салонов красоты, туристических фирм и др.). В связи с анализом последних затрагиваются проблемы современного нейминга и нейминговой экспертизы, связанной с лингвистической экспертизой.
 
Содержание некоторых разделов дисциплины.
  

№ П/П

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

1.

Объем и задачи лингвистики креатива. Лингвокреативное мышление.

Лингвокреативный, креативный, творческий. Лексема «креативный» в современном русском языке. Типы и функции лингвокреативного мышления. Понятие речетворчества. Творческие типы речи – зоны креативности. Языковое пространство интернета. Эстетическая функция языка. Реализация эстетической функции языка за пределами художественного текста.

2.

Языковая аномалия. Система и узус. Окказиональное и потенциальное в языке.

Понятие языковых аномалий, их типы. Антиномия системы и узуса. Языковые аномалии в художественном тексте. Языковые аномалии за пределами художественного текста: медиатексты, разговорные тексты. Окказиональность и окказионализмы. Дифференциальные признаки окказионализмов. Признак функциональной одноразовости.

3.

Языковая игра, ее типы и функции.

Понятие языковой игры. Определение языковой игры. Языковая игра и комическая функция. Языковая игра и острословие. Роль языковой игры в художественном тексте. Роль языковой игры в современных текстах СМИ. Типы языковой игры. «Полисемантика» в текстах СМИ как разновидность языковой игры.

 

 

Обязательная литература:
1.           Апресян ю.т. Языковые аномалии: типы и функции // resphilologica. Филологические исследования. Памяти г.в.. Степанова. Под редакцией д.с. Лихачева. – м., 1990. – с.50 –71.
2.           Гридина т.а. Языковая игра. Стереотип и творчество. – екатеринбург,1996. –
3.           С. 7–13; с.101–112.
4.           Лингвистика креатива: коллективная монография / отв. Ред. Т.а. Гридина. – екатеринбург, 2009. – 368 с.
5.           Ремчукова е.н. Креативный потенциал русской грамматики. – м., 2005. С. 5 – 39; 103 –123; 130 –148; 307–315.
6.           Ремчукова е.н. Массовый лингвокреатив: преодоление стандарта // вестник рудн. Серия: теория языка. Семиотика. Семантика. – 2013. – №2. – c. 83-90.
7.           Сметанина с.и. Медиа-текст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца хх века. – спб, 2002, с.171- 198.
8.           Языковая игра // культура русской речи: энциклопедический словарь справочник / под редакцией л.ю. Иванова и др. – м.: флинта, 2003. – с.796 – 803.
 
Дополнительная литература:
1.           Норман б.ю. Игра на гранях языка.- м., 2006, с. 208-252.
2.           Санников в.з. Русский язык в зеркале языковой игры. – м.,1999.
 
 

 

Микроблог:

2017-06-19 22:05:58
Вниманию студентов ФЯБ-21 и ФЯБ -
22!
Результаты итоговой
аттестации
выставлены на портале в
разделе "Успеваемость"


2017-04-17 22:22:42
Вниманию студентов ФЯБ-21 и ФЯБ -
22!
Результаты промежуточной
аттестации
выставлены на портале в
разделе "Успеваемость".


2016-11-07 11:38:52
Вниманию студентов ФЯБ-21,22,23;
ФСБ – 21,22; ФЛМ-12 и ФЯМ – 22!
Результаты промежуточной аттестации
выставлены на портале в
разделе "Успеваемость".


Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |