Ремчукова Елена Николаевна
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Современные языковые процессы
(Кафедра и Департамент: Общего и русского языкознания)

В курсе"Современные языковые процессы", предназначенном для магистров (ФЯМ),  представлена проблематикa актуальных языковых процессов как в аспекте синхронии, так и диахронии.

Цель курса - познакомить студентов с научными результатами, полученными в изучаемой области, подготовить студентов к научно-исследовательской работе в данной области и сформировать навыки анализа современных текстов (разговорных, художественных. медиатекстов).
Курс даёт представление о внутренних и внешних причинах языкового развития, «инверсионных» изменениях в языке, социально-исторических этапах в истории развития русского литературного языка, характеризующихся активизацией всех языковых процессов.
 
В результате изучения дисциплины студент должен УМЕТЬ: успешно анализировать языковой материал; вести дискуссию по актуальным проблемам современного русского языка; пользоваться интернет-ресурсами, в частности, материалами Национального корпуса русского языка, материалами сайта «gramota.ru» и др.
 
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА КУРСА
 
РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ
1
Активные языковые процессы в аспекте диахронии
Внутренние и внешние причины языкового развития. Инверсионные изменения в языке. Исторические периоды, характеризующиеся наибольшей  языковой активностью.
2
Языковые антиномии
Понятие языковых антиномий. Антиномия системы и узуса, говорящего и слушающего, информационной и экспрессивной функции, системы и узуса, кода и текста.
3
Активные языковые процессы в современных медиатекстах
Лингвокреативные составляющие современных СМИ. Понятие языковой игры в СМИ. Конфликт говорящего и слушающего. Типы языковой игры. «Полисемантика» в текстах СМИ как разновидность языковой игры и способ создания семантической неоднозначности. Потенциал  русского словообразования и его реализация в текстах СМИ.
 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

 А. Основная литература:

1. Валгина Н.С. Активные языковые процессы. М., 2001.
2. Апресян Ю.Д. Языковые аномалии: типы и функции // Resphilologica. Филологические исследования. Памяти Г.В.Степанова.  Под редакцией Д.С.Лихачева. – М., 1990.
3. Гридина Т.А. Языковая игра. Стереотип и творчество. – Екатеринбург,1996. – С. 7–13; С.101–112.
4. Кронгауз М.А. РУсский язык на грани нервного срыва. М., 2005.
5. Ремчукова Е.Н. Креативный потенциал русской грамматики. – М., 2005. С. 5 – 39; 103 –123; 130 –148; 307–315.
4. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. – СПб, 2002, С.171- 198.
5. Языковая игра // Культура русской речи: энциклопедический словарь справочник / Под редакцией Л.Ю. Иванова и др. – М.: Флинта, 2003. – С.796 – 803.
 
А. Дополнительная литература:
1. Зирка В.В. Манипулятивные игры в рекламе. М., УРСС, 2009.  
2. Иссерс О.С. Речевое воздействие.- М., Флинта, 2008.
3. Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. – СПб, 1994. С. 319; 175-205.
4. Норман  Б.Ю. Игра на гранях языка.- М., 2006, С. 208-252.

 Балльно-рейтинговая система. Формы контроля: посещение лекций – 20 баллов; активная работа на групповых занятиях – 10 баллов; защита реферата -  10 баллов; внутрисеместровая аттестации   - 10 баллов; презентации – 15 баллов; итоговое испытание (итоговая аттестация) – 35  баллов. Всего -  100 баллов.

Микроблог:

2017-06-19 22:05:58
Вниманию студентов ФЯБ-21 и ФЯБ -
22!
Результаты итоговой
аттестации
выставлены на портале в
разделе "Успеваемость"


2017-04-17 22:22:42
Вниманию студентов ФЯБ-21 и ФЯБ -
22!
Результаты промежуточной
аттестации
выставлены на портале в
разделе "Успеваемость".


2016-11-07 11:38:52
Вниманию студентов ФЯБ-21,22,23;
ФСБ – 21,22; ФЛМ-12 и ФЯМ – 22!
Результаты промежуточной аттестации
выставлены на портале в
разделе "Успеваемость".


Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |