Куделин Андрей Александрович
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Средневековая арабо-мусульманская цивилизация
(Кафедра и Департамент: Всеобщей истории)

 Средневековая арабо-мусульманская цивилизация

 

Цель курса

Цель курса – дать студентам представление об основных этапах становления и развития средневековой исламской цивилизации, показать ее роль и место в истории человечества.  

Курс посвящен истории арабов в Средние века и ориентирован на студентов-историков ФГСН, изучающих арабский язык.

Логика построения курса предполагает комплексное рассмотрение политических, религиозных и культурных процессов, характеризующих развитие арабо-мусульманской цивилизации. 

 

Структура курса

Программа курса «История и культура арабских стран» рассчитана на один семестр, предусмотрены еженедельные лекционные занятия (40 часов) и самостоятельная работа студентов (68 часов).

 

Система контроля знаний

В течение семестра проводятся одна рубежная и одна итоговая аттестации. Студенты готовятся к аттестациям самостоятельно, по материалам лекций и обязательной литературе.

В отведенное для самостоятельной работы время студенты должны подготовить творческую работу (реферат) с использованием обязательной и дополнительной литературы. Примерные темы рефератов приведены после лекционного плана.

От студентов требуется посещение лекций, обязательное участие в аттестационных испытаниях и сдача реферата. Учитывается качество изложения и информативная ценность рефератов, степень изученности материалов курса, активность на занятиях.

Балльная структура оценки

Рубежная аттестация:  15 баллов

Итоговая аттестация:   20 баллов

Реферат: 25 баллов

Посещение занятий: 12 баллов

Всего 72 балла

Шкала оценок:

Отлично (А) – свыше 67 баллов

Отлично (В) – 61 – 66 баллов

Хорошо (С) – 49 – 60 баллов

Удовлетворительно (D) – 43 – 48 баллов

Удовлетворительно (Е) – 37 – 42 балла

Неудовлетворительно (FX) – 25 – 36 баллов

Неудовлетворительно (F) – менее 25 баллов.

 

Оценка FX предполагает, что студент может добрать баллы только до минимально удовлетворительного ответа (Е), выполнив задания преподавателя в установленные деканатом сроки для пересдачи. Те студенты, которые по уважительным причинам (по заключению деканата) не набрали необходимого количества баллов для получения удовлетворительной и более высоких оценок, имеют право сдавать задолженности по предмету в установленные деканатом сроки по договоренности с преподавателем. Оценка F предполагает повтор курса в установленном порядке или основание для отчисления.

 

Правила выполнения творческих работ (рефератов). Академическая этика

Список тем рефератов предоставляется студентам в начале семестра. Студент вправе выбрать тему из списка или предложить свою (согласовав с преподавателем). Требования к набранным на компьютере работам: полуторный интервал, 14 кегль, графическое выделение цитат и сносок. Объем реферата от 15 до 30 страниц.

Написание работы требует от студентов знакомство с научной литературой по проблематике работы и доступными источниками. Работы должны быть снабжены сносками на использованную литературу, даже при отсутствии прямого цитирования. Это касается и материалов, найденных в Интернете. В конце работы приводятся список использованных источников и литературы.

Поощряется аргументированное представление своей точки зрения студентами и их критическая оценка рассматриваемого материала.

Обязательная литература:

  1. Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в раннем средневековье. М.,1965.
  2. Большаков О. Г. История Халифата. Т. 1. Ислам и Аравия (570—633). М., 1989. Т.2. Эпоха великих завоеваний (633—656). М., 1993. Т.3. Между двух гражданских войн. М., 1998.
  3. Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750 – 1517 гг.). М., 1999.
  4. Фильштинский И.М. Халифат под властью династии Омейядов. 661-750 гг. М., 2005.

Дополнительная литература:

  1. Коран. Пер. И.Ю.Крачковского. Любое издание.
  2. Ан-Наубахти, ал-Хасан ибн Муса. Шиитские секты. Перевод с арабского, исследование и комментарий С. М. Прозорова. М., 1973.
  3. Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского Халифата. Сочине­ния. Т.6. М., 1966.
  4. Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока (VII – сер. XIII в.). М., 1984.
  5. Жюльен Ш.-А. История Северной Африки. М., 1961.
  6. Лундин А.Г. Южная Аравия в VI в. М. – Л., 1961.
  7. Массэ А. Ислам. Очерк истории.  М., 1963.
  8. Мец А. Мусульманский Ренессанс.  М., 1996.
  9. Мусульманский мир (950 — 1150). Сборник статей / Отв. ред. В.В.Наумкин и М. Б. Пиотровский. М., 1981.
  10. Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах: история и современность. М., 1984
  11. Ислам в истории народов Востока. М., 1981.
  12. Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.
  13. Хрестоматия по истории Халифата. М., 1968.
  14. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
  15. Большаков О. Г. Средневековый город Ближнего Востока. (VII — сер. XIII в.). М., 1984.
  16. История стран Азии и Африки в средние века / Под ред. Л. В. Симо­новской и  Ф. М. Ацамба. Разделы по истории арабов. М., 1968.
  17. Очерки истории арабской культуры X-XV вв. М., 1982.
  18. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.
  19. Семенова Л.А. Из истории средневековой Сирии. Сельджукский период. М., 1990.
  20. Семенова Л.А. Из истории Фатимидского Египта. Очерки и материалы. М., 1974.
  21. Семенова Л.А. Салах ад-Дин и мамлюки в Египте. М., 1966.
  22. Уотт У.М., Какиа П. Мусульманская Испания. М., 1976.
  23. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII  XV вв. (курс лекций). СПб, 2007.

 

Микроблог:

2017-06-23 15:17:10
Уважаемые студенты!
Выставлены баллы по моим предметам!
Поздравляю с окончанием учебного
года!


2016-12-28 13:12:41
Студенты группы ГИМ-2! Выставлены
баллы по моим предметам! Поздравляю
с Новым годом!


2015-12-30 14:19:12
Уважаемые студенты групп ГИБ и ГИМ
всех курсов! Выставлены баллы по
моим предметам (по состоянию на
30.12.15).


Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |