Куделин Андрей Александрович
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Религиозные и этнические конфликты в Азии
(Кафедра и Департамент: Всеобщей истории)

  Религиозные и этнические конфликты в Азии

 

ОПИСАНИЕ КУРСА

 

Уровень обучения: магистерская программа, 1 семестр

Направление: 030400 «История»

Специализация: Компаративная история цивилизаций и проблемы безопасности

Цикл: СДМ01

Статус дисциплины: по выбору

Трудоемкость курса: 3 кредита; лекций – 18 часов, семинаров – 18 часов, самостоятельная работа – 72 часа (всего 108 часов)

Автор: старший преподаватель Куделин Андрей Александрович

 

 

 

 

Цели и задачи курса

 

Цель курса  дать магистрантам комплексное представление о причинах, типах и последствиях современных конфликтов как внутри отдельных стран Востока, так и между различными государствами, и их специфике, связанной с неоднородным этническим и конфессиональным составом населения, в контексте современной политической ситуации на уровне регионов и мира в целом.

Рассмотрение особенностей социально-экономического и политического положения этнических групп и конфессиональных меньшинств в их историко-культурном развитии, соотношении их потребностей, интересов, ценностей; анализ объективных и субъективных причин усиления этноконфессионального фактора во внутриполитическом развитии многих азиатских стран на современном этапе, а также стратегии властей в области решения национального вопроса; рассмотрение идеологии, движущих сил, мотивации участников, стадий, механизмов и форм проявления конфликтов и путей их разрешения. Отдельно рассматриваются вопросы участия региональных и международных организаций в процессе урегулирования.

 

Структура курса

Курс «Религиозные и этнические конфликты в Азии» рассчитан на один семестр. Предусмотрены еженедельные лекционные занятия (40 часов), семинарские занятия 1 раз в 2 недели (20 часов) и самостоятельная работа студентов (84 часа).

 

Система контроля знаний

В течение семестра проводятся одна рубежная и одна итоговая аттестации. Студенты готовятся к аттестациям самостоятельно, по материалам лекций и обязательной литературе. В качестве основной учебной литературы по курсу студентам предлагается коллективная работа «Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействия», которая может использоваться и как пособие по теории современных конфликтов в странах Азии, так и в качестве справочного издания по важнейшим из рассматриваемых конфликтов. Кроме того, данное издание содержит перечень основной научной литературы по темам курса.

В отведенное для самостоятельной работы время магистры должны подготовить творческие работы (рефераты) по обязательной, дополнительной литературе и другим доступным материалам. На семинарские занятия выносится обсуждение наиболее актуальных тем, которые затрагиваются в лекционном курсе. От студентов требуется посещение и активная работа на занятиях, обязательное участие в аттестационных испытаниях. Оцениваются качество изложения и информативная ценность творческих работ (рефератов).

Бальная структура оценки

Рубежная аттестация:  30 баллов

Итоговая аттестация:   30 баллов

Работа на семинарах: 30 балла

Посещение занятий: 18 баллов

Всего 108 балла

Шкала оценок:

Отлично (А) – свыше 100 баллов

Отлично (В) – 91 – 100 баллов

Хорошо (С) – 73 – 90 баллов

Удовлетворительно (D) – 64 – 72 балла

Удовлетворительно (Е) – 55 – 63 балла

Неудовлетворительно (FX) – 37 – 54 балла

Неудовлетворительно (F) – менее 37 баллов.

Оценка FX предполагает, что студент может добрать баллы только до минимально удовлетворительного ответа (Е), выполнив задания преподавателя в установленные деканатом сроки для пересдачи. Те студенты, которые по уважительным причинам (по заключению деканата) не набрали необходимого количества баллов для получения удовлетворительной и более высоких оценок, имеют право сдавать задолженности по предмету в установленные деканатом сроки по договоренности с преподавателем. Оценка предполагает повтор курса в установленном порядке или основание для отчисления.

 

Правила выполнения творческих работ (рефератов). Академическая этика

Список тем рефератов предоставляется студентам в начале семестра. Студент вправе выбрать тему из списка или предложить свою (согласовав с преподавателем). Требования к набранным на компьютере работам: полуторный интервал, 14 кегль, графическое выделение цитат и сносок. Объем реферата от 25 до 40 страниц.

Написание работы требует от студентов знакомство с научной литературой по проблематике работы и доступными источниками. Работы должны быть снабжены сносками на использованную литературу, даже при отсутствии прямого цитирования. Это касается и материалов, найденных в Интернете. В конце работы приводятся список использованных источников и литературы.

Поощряется аргументированное представление своей точки зрения студентами и их критическая оценка рассматриваемого материала.

Обязательная литература:

  1. Алиев А.А. «Национальное» и «религиозное» в системе межгосударственных отношений Ирана и Ирака в XX в. М., 2006.
  2. Антонов А. Шри-Ланка. Трагедия острова. // Азия и Африка сегодня, 1990, № 5.
  3. Байков В. Шри-Ланка. В гостях у «тигров». // Азия и Африка сегодня, 1994, № 5.
  4. Бельский А.Г. Идеология и политика современного индусского коммунализма. М., 1984.
  5. Бельский А.Г. Мусульманский коммунализм в Индии: возникновение, идеология и политика. М., 1988.
  6. Герцог Х. Арабо-израильские войны. // Арабо-израильские войны. М., 2004.
  7. Дикарев А.Д. Демографические проблемы национальных меньшинств Китая. М., 1996.
  8. Индокитай: 90-е годы. Политика, экономика. М., 1999.
  9. Индокитай на рубеже веков. Политика, идеология. М., 2001.
  10. История Курдистана. М., 1999.
  11. Кон-Шеброк Д., эль-Алами Д. Палестино-израильский конфликт. Две точки зрения. М., 2000.
  12. Курдская проблема. Международный аспект. М., 2001.
  13. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. М., 1966.
  14. Национализм и фундаментализм на Ближнем Востоке. М., 1999.
  15. Национальный вопрос в КНР (1949–1994 гг.). В 2-х частях. М., 1996.
  16. Ниязматов Ш.А. Ирано-иракский конфликт. Исторический очерк. М., 1989.
  17. Петров Н.Я. Шиитский фундаментализм и политика экспорта исламской революции. М., 1990.
  18. Плешов О.В. Ислам, исламизм и номинальная демократия в Пакистане. М., 2002.
  19. Поляков К.И., Хасянов А.Ж. Палестинская национальная автономия: опыт государственного строительства. М., 2001.
  20. Рахимов Т.Р. Судьбы неханьских народов в КНР. М., 1981.
  21. Руби А. Палестинский марафон. М., 2001.
  22. Шаумян Т.Л. Кто и почему воюет в Кашмире? М., 1999.
  23. Щевелев С.С. Палестина под мандатом Великобритании (1920–1948 гг.). Симферополь, 1999.
  24. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. М., 2005.
  25. Юго-Восточная Азия: культура и идеология. М., 2001.
  26. Южная Азия: конфликты и геополитика. М., 1999.

 

      Дополнительная литература

  1. Алон И. Хагана. // Арабо-израильские войны. М., 2004.
  2. Дружиловский С.Б. Турецкая республика в 80–90-е годы. М., 1998.
  3. Китай на пути модернизации и реформ (1949–1999). М., 1999.
  4. Ланда Р.Г. История Алжира. XX век. М., 1999.
  5. Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. Под ред. Родригеса А.М. В 2 частях. М., 2001.
  6. Сергеев М.С. Берберы Северной Африки. М., 2003.
  7. Степанова Н.В. Ирак: 1968–1988. М., 1992.
  8. Титаренко М.Л. Китай: цивилизация и реформы. М., 1999.

 

Микроблог:

2017-06-23 15:17:10
Уважаемые студенты!
Выставлены баллы по моим предметам!
Поздравляю с окончанием учебного
года!


2016-12-28 13:12:41
Студенты группы ГИМ-2! Выставлены
баллы по моим предметам! Поздравляю
с Новым годом!


2015-12-30 14:19:12
Уважаемые студенты групп ГИБ и ГИМ
всех курсов! Выставлены баллы по
моим предметам (по состоянию на
30.12.15).


Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |