Куделин Андрей Александрович
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Новейшая история арабских стран
(Кафедра и Департамент: Всеобщей истории)

 РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Факультет гуманитарных и социальных наук

Кафедра всеобщей истории

 

Новейшая история арабских стран

 

ОПИСАНИЕ КУРСА

 

Уровень обучения: бакалаврская программа, 6 семестр

Направление: 030400 «История»

Цикл: СД08

Статус дисциплины: по выбору

Трудоемкость курса: 2 кредита; лекций – 32 часа, самостоятельная работа – 40 часов (всего 72 часа)

Автор: старший преподаватель Куделин Андрей Александрович

 

Цели и задачи курса

Цель курса - ознакомить студентов с важнейшими проблемами истории арабского мира в ХХ в., дать им базовые знания по истории каждой из стран региона и научить их ориентироваться в основной научной литературе по этому предмету.

В данном курсе освещается история арабских стран от начала первой мировой войны до настоящего времени. Курс ориентирован на студентов исторического отделения факультета социальных и гуманитарных наук РУДН, специализирующихся на истории арабских стран.

Структурно курс делится на две части. Первая часть посвящена истории арабских стран до второй мировой войны в условиях, когда большая часть арабского мира находилась на положении колониальных или подмандатных территорий европейских стран. Во второй части курса излагается история арабских стран во время и после второй мировой войны, когда все они получили независимость и вступили на путь самостоятельного развития. Помимо изложения истории отдельных стран, курс предполагает рассмотрение ключевых проблем истории арабского мира, сотрудничества арабских стран между собой и их отношений с другими странами.

В ходе изучения курса студенты должны получить общее представление об истории арабских стран в ХХ в. В качестве самостоятельной работы студентам ознакомиться с основной научной литературой по данном курсу, так как объем лекционного материала позволяет осветить лишь базовые проблемы истории арабского мира и дать основные сведения по истории каждой из конкретных стран.

 

Структура курса

Курс «Новейшая история арабских стран» рассчитан на один семестр, предусмотрены еженедельные лекционные занятия (32 часа) и самостоятельная работа студентов (40 часов).

 

Система контроля знаний

В течение семестра проводятся одна рубежная и одна итоговая аттестации. Студенты готовятся к аттестациям самостоятельно, по материалам лекций и обязательной литературе. Наибольшее внимания следует уделить монографиям «Новейшая история арабских стран Азии» и «Новейшая история арабских стран Африки», которые содержат обильный фактический материал и могут использоваться в качестве справочного пособия. В отведенное для самостоятельной работы время студенты должны подготовить реферат, используя дополнительную литературу по курсу, а также самостоятельно найденные научные работы по данной тематике. Некоторые из возможных тем рефератов приведены после лекционного плана.

От студентов требуется посещение лекций, обязательное участие в аттестационных испытаниях и сдача реферата. Оцениваются все виды работы и уровень полученных знаний по кредитной системе. Учитывается качество изложения и информативная ценность рефератов, степень изученности материалов курса, активность на занятиях.

Бальная структура оценки

Рубежная аттестация:  15 баллов

Итоговая аттестация:   20 баллов

Реферат: 25 баллов

Посещение занятий: 12 баллов

Всего 72 балла

Шкала оценок:

Отлично (А) – свыше 67 баллов

Отлично (В) – 61 – 66 баллов

Хорошо (С) – 49 – 60 баллов

Удовлетворительно (D) – 43 – 48 баллов

Удовлетворительно (Е) – 37 – 42 балла

Неудовлетворительно (FX) – 25 – 36 баллов

Неудовлетворительно (F) – менее 25 баллов.

Оценка FX предполагает, что студент может добрать баллы только до минимально удовлетворительного ответа (Е), выполнив задания преподавателя в установленные деканатом сроки для пересдачи. Те студенты, которые по уважительным причинам (по заключению деканата) не набрали необходимого количества баллов для получения удовлетворительной и более высоких оценок, имеют право сдавать задолженности по предмету в установленные деканатом сроки по договоренности с преподавателем. Оценка F предполагает повтор курса в установленном порядке или основание для отчисления.

 

Правила выполнения творческих работ (рефератов). Академическая этика

Список тем рефератов предоставляется студентам в начале семестра. Студент вправе выбрать тему из списка или предложить свою (согласовав с преподавателем). Требования к набранным на компьютере работам: полуторный интервал, 14 кегль, графическое выделение цитат и сносок. Объем реферата от 15 до 30 страниц.

Написание работы требует от студентов знакомство с научной литературой по проблематике работы и доступными источниками. Работы должны быть снабжены сносками на использованную литературу, даже при отсутствии прямого цитирования. Это касается и материалов, найденных в Интернете. В конце работы приводятся список использованных источников и литературы.

Поощряется аргументированное представление своей точки зрения студентами и их критическая оценка рассматриваемого материала.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.                              Арабо-израильские войны. В 2-х кн. М. – СПб, 2004.

2.                              Арабский мир: три десятилетия независимого развития. Под ред. И.В. Исаева, В.В. Наумкина. М., 1990.

3.                              Арабские страны Западной Азии и Северной Африки (новейшая история, экономика и политика). М., ИИИиБВ и ИВ РАН, 1997 г .

4.                              Бабкин С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. М., 2000.

5.                              Васильев А.М. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму. М., 1993.

6.                              Демьяненко А.П. Крушение экспансионистских планов германского империализма в отношении арабских стран (1941-1943 гг.) // Актуальные проблемы современного востоковедения. История. Экономика. М., 1974.

7.                              Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х - начало 80-х годов ХХ в.). М., 1986.

8.                              Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке. М., ИИИиБВ - Академия геополитики и безопасности, 2001.

9.                              Ковтунов А.Г. Проблемы интеграции стран Магриба. М., 1998.

10.                          Косач Г.Г. Красный флаг над Ближним Востоком? Компартии Египта, Палестины, Сирии и Ливана в 20-е - 30-е годы. М., 2001.

11.                          Ланда Р.Г. История арабских стран. М., 2005.

12.                          Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. М., 1966.

13.                          Луцкий В.Б. Арабский вопрос и державы-победительницы в период Парижской мирной конференции (1918 - 1919 гг.) // Арабские страны. История. Экономика. М., 1960.

14.                          Максименко В.И. Политические партии в переходном обществе. Марокко, Алжир, Тунис. 20-е - 80-е годы ХХ в. М., 1985.

15.                          Новейшая история арабских стран Азии. 1917 - 1985. М., 1988.

16.                          Новейшая история арабских стран Африки. 1917 - 1987. М., 1990.

17.                          Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М., 1978.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Египет

1.            Арабская республика Египет. Справочник. М., 1990.

2.            Аш-Шафии Ш.А. Развитие национально-освободительного движения в Египте. 1882-1952. М., 1961.

3.            Видясова М.Ф., Умеров М.Ш. Египет в последней трети XX века. Опыт либерализации экономики и политической системы. М., 2002.

4.            Голдобин А.М. Национально-освободительная борьба народа Египта (1918 - 1936 гг.). М., 1989.

5.            Князев А.Г. Египет после Насера. 1970 - 1981 гг. М., 1986.

Судан

1.            История Судана в новое и новейшее время. М., 1993.

2.                          Судан. Справочник. М., 2000.

Алжир

1.              История Алжира в новое и новейшее время. М., 1992.

2.      Ланда Р.Г. История Алжира. XX век. М, 1999.

Тунис

1.      Видясова М.Ф. Джихад без войны. Тунисский опыт модернизации и политическое наследие Хабиба Бургибы (1903-2000). Т.1. Кн.1-2. М., 2005.

2.              Иванов Н.А. Кризис французского протектората в Тунисе (1918-1939 гг.). М., 1971.

3.              Тунисская Республика. Справочник. М., 1993.

Марокко

1.      Королевство Марокко. Справочник. М., 1991.

2.      Куделев В.В.    Марокко:    на    пороге    третьего    тысячеле­тия. // Ближний Восток и современность. Вып. 8. М., 1999.

3.      Ланда Р.Г. Марокко: 30 лет независимости. М., 1985.

4.      Ментешашвили З.А. Социальное развитие независимого Ма­рокко. Традиции и современность. М., 1988.

Ливия

1.      Егорин А.З. История Ливии. XX век. М., 1999.

2.      История Ливии в новое и новейшее время. М., 1993.

3.      Прошин Н.И.    История    Ливии    (конец    XIX в. - 1969 г.). М., 1975.

Мавритания

1.      Лаврентьев С.А., Яковлев В.М. Мавритания: история и со­временность. М., 1986.

2.      Луконин Ю.В., Подгорнова Н.П. История Мавритании в но­вое и новейшее время. М., 1991.

Сирия

1.      Пир-Будагова Э.П. Сирийский народ в борьбе за сохранение и упрочение национальной независимости (1945 - 1966 гг.). М., 1978.

2.             Сирийская Арабская Республика. Справочник. М., 1997.

3.      Филоник А. О. Аграрные проблемы современной Сирии. М., 1981.

Ливан

1.      Агавельян Ю.В.    Некоторые   особенности   этноконфессиональной и социальной структуры ливанского общества в 70-е - 90-е годы. // Арабские страны Западной Азии и Се­верной Африки (новейшая история, экономика и политика). Вып. 3. М., 1999.

Микроблог:

2017-06-23 15:17:10
Уважаемые студенты!
Выставлены баллы по моим предметам!
Поздравляю с окончанием учебного
года!


2016-12-28 13:12:41
Студенты группы ГИМ-2! Выставлены
баллы по моим предметам! Поздравляю
с Новым годом!


2015-12-30 14:19:12
Уважаемые студенты групп ГИБ и ГИМ
всех курсов! Выставлены баллы по
моим предметам (по состоянию на
30.12.15).


Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |