Куделин Андрей Александрович
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Концепции безопасности в историко-культурном процессе
(Кафедра и Департамент: Всеобщей истории)

  РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

                   ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

 

 ОПИСАНИЕ И ПРОГРАММА КУРСА

«КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ»

 

Кафедра всеобщей истории

Направление: новейшая история

Программа: «Концепции безопасности в историко-культурном процессе»

Кредит: 3 кредита

Курс читается на 1курсе магистратуры во 2 семестре

Лекции: 19 часов

Семинары: 19 часов

Самостоятельная работа:  70  часов

Преподаватель: ст. преп. Куделин А.А.

Местоположение: факультет гуманитарных и социальных наук, 5-ый этаж, кабинет №510.

Часы индивидуальных консультаций: по назначению

телефон: 434-12-12. 

E-mail: andkudelin@rambler.ru

 

 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ КУРСА

 

 

Цель курса:

Цель данного курса – обеспечить понимание и освоение студентами новых реалий, происходящих в сфере глобальной безопасности человечества

в начале XXI в.

         Данный курс не только дает систему профессиональных знаний историкам в области проблем глобальной безопасности в начале XXI века, но и является основой для овладения специальными дисциплинами, и в том числе, такими, как экология, демография, социология, геополитика  и т.д.

Важной частью курса являются задания для семинарских и практических занятий, которые создают студентам возможности для самостоятельной работы, способствуют освоению ими процессов, протекающих в сфере глобальной безопасности человечества.

Изучение данного курса спланировано таким образом, чтобы сформировать у студентов целостное представление о роли глобальной безопасности в диалоге цивилизаций: «Восток-Запад»,  четко выделив такие глобальные вызовы XXI века, как проблему международного терроризма, экологическую проблему, связанную с разрушением природной среды и «парниковым эффектом», демографическую проблему, порожденную быстрым ростом численности населения и его миграцией, вопросы борьбы с инфекционными заболеваниями, продовольственную и информационную проблемы, проблему сохранения мира на Земле, а также ресурсно-энергетическую проблему, связанную с ограниченностью минерально- сырьевых и других природных ресурсов планеты и т.д.

Немаловажное место в курсе уделено и  перспективам международного сотрудничества по борьбе с глобальными вызовами XXI века, которое имеет  далеко идущие последствия в политическом развитии ряда стран мира и геополитике в целом. 

Курс «Концепции безопасности в историко-культурном процессе» является междисциплинарным. Предметом курса выступает деятельность государства, общества, личности, мирового сообщества, направленная на обеспечение безопасности своей жизнедеятельности, ликвидацию глобальных угроз выживания человечества.  В этой связи в курсе рассматривается область  взаимодействия процессов, изучаемых в новейшей истории, политологии, теории международных отношений, экологии, экономической географии, геологии, экономики и т.д.

          Курс является обязательным для студентов кафедры всеобщей истории. Он обладает как теоретической, так и практической значимостью.  

 

Задачи курса:

 

Поставленная цель определяет следующие образовательные и воспитательные задачи:

Образовательные:

• Обучить студентов обобщать и систематизировать материал по основным особенностям глобальных вызовов XXI века и истории данного вопроса;

•Развить у студентов навыки собственного стратегического анализа существующей ситуации в области глобальной безопасности как России, так и ряда зарубежных государств;

•Познакомить студентов с перспективами межгосударственного сотрудничества  по вопросам глобальной безопасности ( основные международные конвенции и соглашения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности);

•Научить студентов определять влияние факторов глобальной безопасности на цивилизационное развитие стран Востока и Запада;

•Воспитательные задачи курса – формирование у студентов патриотического сознания, бережного отношения к ресурсно-энергетическому потенциалу России в условиях глобальных вызовов XXI века.  

Дипломированный специалист должен:

знать: основные виды глобальных вызовов и их происхождение; влияние глобальных вызовов на межгосударственные отношения стран Запада и Востока, в том числе и на политическое развитие отдельных государств.

уметь: анализировать особенности глобальных вызовов XXI в., вырабатывать свои собственные практические рекомендации по развитию механизмов оптимального предотвращения глобальных угроз.

         Инновационный характер курса заключается в том, что он структурирован с точки зрения проблем глобальной безопасности мирового сообщества XXI века, и представляет собой не только описание поведения индивида в опасных и чрезвычайных ситуациях, а, прежде всего, рассматривает деятельность человечества по обеспечению безопасности своей жизнедеятельности. Курс содержит также новые,  независимые,  де-идеологизированные подходы к решению проблем глобальной безопасности.

В основу методики преподавания курса положен принцип междисциплинарного подхода, сочетающего социально - исторические знания с информацией из области некоторых естественных наук, и, прежде всего, экологии, геологии, биологии и т.д. Курс построен на принципе от абстрактного к конкретному,  и  от чувствительно-наглядного к абстрактно-рациональному, к теории предмета.

В курсе предлагается обобщающий анализ современной отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам глобальной безопасности.

 

 

 

Аннотированное содержание курса:

Проблема глобальной безопасности всегда являлась приоритетной для мирового сообщества. Глобальные проблемы, вне зависимости от их характера, постоянно касались всего исторического развития человечества в целом. Особенно это проявилось в эпоху информативного обществаXXI века, когда интенсивное развитие науки и техники привело к серьезным переменам в мировом производстве, глобализации международной хозяйственной деятельности, североамериканской и европейской интеграции, миграции населения и т.д., что способствовало возникновению ряда проблем глобального масштаба. Их особенностью явилось то, что они носят общепланетарный характер, взаимосвязаны между собой и требуют немедленных и осознанных решений со стороны цивилизаций Востока и Запада.

В рамках данного курса представлено описание и объяснение роли глобальной безопасности в рамках диалога цивилизаций «Восток-Запад». За методологическую основу взят междисциплинарный подход.

В спецкурсе раскрывается содержание понятия «глобальная безопасность», а также его место в мировом хозяйстве и в формировании

социально-политического, геополитического и производственного диалога цивилизаций «Восток-Запад».

Большая роль в данной дисциплине уделяется анализу глобальной безопасности в целом, и, в частности, таким ее аспектам, как преодолению  бедности и отсталости развивающихся стран, международному терроризму, сохранению мира на земле,  продовольственной, демографической,  экологической и энергосырьевой проблемам, экономической и информационной  безопасности государств, борьбе с инфекционными заболеваниями (атипичной пневмонией, СПИДом, гепатитом C и т.д.), раком.

Существенное внимание в этой связи в курсе отводится актуальным вопросам международного сотрудничества стран Европы, Азии и Северной Америки с точки зрения комплексного совместного освоения нефтяных и газовых запасов и ресурсов, охраны  естественной фауны и флоры, водных ресурсов, соблюдения достигнутых ранее глобальных соглашений об охране окружающей среды, борьбе против международного терроризма, инфекционных заболеваний, бедности и т.д.  Существенным в данном курсе является также и изучение международных организаций, а также конвенций и соглашений в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человечества, и в том числе Венской конвенции об охране озонового слоя, Парижской конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, конвенции ООН по морскому праву, рамочной конвенции ООН об изменении климата, Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения и т.д.  

         Важным в данном курсе является выделение ключевых подходов политики современной России по проблемам глобальной безопасности в условиях обострения международного соперничества и роста противоречий в этой сфере в начале XXI века. В этой связи описываются проекты необходимости создания «энергетического клуба» в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также строительства магистрального газопровода «Алтай», предполагающего крупномасштабные поставки западносибирского газа в Китай с 2012-2015 гг., и, следовательно, перспективы выхода России на энергетический рынок АТР. Особый интерес вызывает также сотрудничество России и Канады в вопросах освоения и охраны ресурсов арктического Севера; России и США по проблемам борьбы с международным терроризмом; России и ЕС по охране окружающей среды  т.д.              

 

Организационно-методическое построение курса:

Курс базируется на основе чередования лекционных и семинарских занятий, групповых консультаций, самостоятельной работы студентов, выполнения ими контрольных заданий и внутрисеместровых аттестаций (рубежного контроля). Формат семинаров представляет собой осмысление и оценку студентами проблем глобальной безопасности, современных концептуальных подходов и решений в данной области. В этой связи на семинарах предполагается проведение научной дискуссии по актуальным проблемам глобальной безопасности мирового сообщества в начале XXIвека, а также заслушивание собственных сообщений (докладов) студентов продолжительностью 10-15 минут каждый по предложенному им ранее списку тем. Это, в свою очередь, подразумевает и активное участие всего остального курса, который участвует в обсуждении данного сообщения

(доклада), задавая вопросы и оппонируя выступающему, или, наоборот, поддерживая его, и добавляя, таким образом, новую информацию к уже услышанной. Освоение учебного материала предполагает также групповые консультации, самостоятельную работу студентов над литературой, две внутрисеместровых аттестации, а также выполнение ими контрольных заданий в письменном виде, которые бы закрепляли пройденный материал.  

 

Обязательная литература:

1.     Булатов А.С. Мировая экономика. М.: Экономист, 2003.

2.     Вольхин С.Н., Ляшко В.Г., Снегирев А.В., Щербаков В.Г. Основы защиты от терроризма. М.:Дрофа, 2007.

3.     Гаврилин Ю.В., Смирнов Л.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия.- М.: Книжный мир, 2003.

4.     Гринин А.С., Новиков В.Н.Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие.- М.:  ФАИР – ПРЕСС, 2002. 

5.     Латчук В.Н., Миронов С.К. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2006.

6.     Минрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. – М.: Вузовская книга, 2000.  

7.     Михайлов Л.А., Соложин В.П., Старостенко А.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005.

8.     Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Безопасность жизнедеятельности человека в условиях мирного и военного времени. М.: Экзамен, 2006.

9.     Соловьев Э.Г. Трансформация террористических организаций в условиях глобализации. М.: Ленанд, 2006.

10.                       Шлендер П.Э., Маслова В.М., Подгаецкий С.И. Безопасность жизнедеятельности. М.: Вузовский учебник, 2006.

 

 

Дополнительная литература:

1. Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма. //Социально-гуманитарные знания, 2002. №1.

2. Байков Н., Безмельницына Г. Гринкевич Р. Перспективы развития мировой энергетики до 2030 г.// Мировая экономика и международные отношения, 2007.№5.

3.Бирюлин Е.В. Проблемы охраны естественной фауны и флоры в Китае. // Проблемы Дальнего Востока №3, 2007.

4.Будницкий  О. Терроризм и террористы. //Знание-сила, 2005.№1.

5.Васильев А. Деньги для террористов. //Азия и Африка сегодня, 2003.№8.

6. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М.: Логос, 2002.

7.Журавлев И.А. Захват заложников: исторические корни и современное положение ( история захвата заложников с древнейших времен  до XX в.). //Закон и право, 2002.№1.   

8. Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки. Конец XX-начало XXI века. Учебное пособие для студентов. М.: АСТ Астрель, 2004.

9.Зедлаг У. Животный мир земли. М.: Мир, 1975.  

10.Каныгин П. Энергетическая безопасность Европы и интересы России.//Мировая экономика и международные отношения. №5, 2007.

11.Кива А.В. Анатомия терроризма ( история терроризма, факторы развития и распространения. Общественные науки и современность, 2003.№1.

12.Коржубаев А., Борисенко А., Молодин В., Конторович А., Добрецов Н. Магистральный газопровод «Алтай» и перспективы выхода России на энергетический рынок АТР и развития транзитных регионов. //  Проблемы Дальнего Востока №3, 2007.

13.Корнеев А.В. Россия и международная энергетическая безопасность//   США-Канада: Экономика, политика, культура, 2006, №4. С. 56-58; Он же. Топливно-энергетический комплекс США: проблемы безопасности // США-Канада: Экономика, политика, культура, 2004, №8.    

14. Млечин Л. Мюнхен-72: Профиль, 2006, февраль ( №5).

15.Миронов В., Пухов С.  Российская экономика в контексте развития мировых энергетических рынков.//Вопросы экономики, №8, 2006.

16.Потапов А.Д. Экология. М.: Высшая школа, 2002.

17. Разумнова Л.Л. Нефтяной фактор в экономическом развитии арабских государств. Уроки эпохи низких цен. М.: Макс Пресс, 2006.

18.Роговский Р. Кибербезопасность и кибертерроризм// США-Канада: Экономика, политика, культура, 2006, №4.   

19.Соколов В.И. Канада и международное экологическое сотрудничество в кн. Канада: взгляд из России. Экономика, политика. Культура М.:Анкил, 2002.  

20.Черкасов А.И. Новые подходы к развитию Севера в условиях канадской федерации в кн. Канада: взгляд из России. Экономика, политика. Культура

( под ред.В.И.Соколова). М.:Анкил, 2002. С.146-150

21.Ху Аньган. Чем объясняют высокие темпы развития китайской            экономики?  Проблемы Дальнего Востока. №1, 2005. С. 44-45.

22. Шилов И.А. Экология. М., 2000. С. 50-51.

23.Ярочкин В.И. Секьюритология- наука о безопасности жизнедеятельности. М.: Ось-89, 2000.

24. Журавель В.П. Терроризм, экстремизм, сепаратизм ( В выступлениях и статьях). М.: МакБланш, 2005.

25. Дворников В.А.Микроблог:

2017-06-23 15:17:10
Уважаемые студенты!
Выставлены баллы по моим предметам!
Поздравляю с окончанием учебного
года!


2016-12-28 13:12:41
Студенты группы ГИМ-2! Выставлены
баллы по моим предметам! Поздравляю
с Новым годом!


2015-12-30 14:19:12
Уважаемые студенты групп ГИБ и ГИМ
всех курсов! Выставлены баллы по
моим предметам (по состоянию на
30.12.15).


Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |