Подвойский Денис Глебович
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Образ общества в классических и новейших социологических концепциях
(Кафедра и Департамент: Социологии)

 Цели и задачи дисциплины

Основной целью курса является характеристика пространства базовых концептов теоретической социологии, важнейших понятий, конституирующих проблемное поле классического и современного общественнонаучного дискурса. Курс призван способствовать развитию социологической культуры, расширению профессионального кругозора будущих специалистов-социологов; ориентирован на развитие у слушателей способности к теоретико-социологической рефлексии, эвристических навыков «социологического воображения».

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи: Описывается «антиномия Вебера ‑ Дюркгейма», рассматриваемая в содержательном плане как контроверза «субъекта – структуры» («номинализма – реализма», «субъективизма – объективизма», «объяснения – понимания» и т.п.). Описывается ряд других важных образующих интеллектуальный каркас социологической теории категориальных пар (статика – динамика, конфликт – консенсус, традиция – модерн). Развертывается перспектива сравнительного анализа различных концептуальных систем, высвечивающая элементы общего и особенного, сходства и отличия, специфику отдельных теоретических подходов, используемых в их рамках исследовательских приемов и логической аргументации.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

 

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла и предназначена для студентов, обучающихся по направлению «Социологическая теория: история и современность».

 

Для изучения дисциплины студент должен знать:

·        базовые методологические принципы, лежащие в основе социальнонаучного познания;

·        способы научного доказательства и виды объяснения в социальных науках;

·        общенаучную и специальную терминологию, используемую в текстах по социологии и социально-гуманитарным дисциплинам;

·        историю социологической мысли, вклад в ее идейную эволюцию ведущих классических и современных социологов;

 

уметь:

·        самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность;

·        оперировать важнейшими теоретическими и методологическими категориями, составившими основу терминологического словаря современной социологии, и знать их происхождение;

·        использовать средства логического анализа при решении исследовательских задач, обосновании выводов и оценке собранной профессиональной и общенаучной информации;

·        критически анализировать информационные источники и научные тексты;

·        представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед аудиторией;

 

и обладать следующими компетенциями:

 

·        способностью накапливать и актуализировать потенциал личностного, интеллектуального и культурного роста (ОК-1);

·        способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6 – на базовом уровне);

·        способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-7);

·        способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-9 ‑ на базовом уровне);

·        способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1 – на базовом уровне);

·        способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2 ‑ на базовом уровне);

·        способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3 ‑ на базовом уровне);

·        способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории (ПК-4 ‑ на базовом уровне);

·        способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-5 ‑ на базовом уровне);

·        способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем магистерской программы) (ПК-11 ‑ на базовом уровне);

·        способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13 ‑ на базовом уровне).

 

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: Современные методы социологических исследований; ХХ век в социологических теориях; История отечественной социологии; Марксистская традиция в социологии; Социология знания; Нарративный анализ в социологии; Социология традиционных обществ; «Интерпретативная традиция» в современной социологии; Патологии современного общества.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

·        способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6);

·        способности собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-9 ‑ формируется частично);

·        способности и умения самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1 ‑ формируется частично);

·        способности самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2 ‑ формируется частично);

·        способности осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3 ‑ формируется частично);

·        способности и готовности профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории (ПК-4 ‑ формируется частично);

·        способности и готовности использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-5 ‑ формируется частично);

·        способности использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем магистерской программы) (ПК-11 ‑ формируется частично);

·        способности и умения использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13).

 

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

 

·        фундаментальную структуру социологической теории, ее основные категории, подходы и проблемы, корневые антиномии, воплощающиеся в оппозициях «субъект (действие) – структура», «номинализм – реализм», «психологизм – социологизм», «ценности – институты», «объяснение – понимание», «позитивизм – антипозитивизм», «инструментальность – рефлексивность», «конфликт – консенсус», «статика – динамика», «традиционное общество – модерн», «макро – микро» и др.;

·        основные закономерности протекания комплексных макросоциальных процессов на современном этапе и в исторической перспективе, и их разнообразные теоретические описания в классических и новейших социологических концепциях, в т.ч. в концепциях рационализации, модернизации, индустриального и постиндустриального общества, общества риска, общества сетевых структур, постмодерна, глобализации и др.;

 

уметь:

 

·        сравнивать основные положения различных теоретических и методологических подходов на предмет выявления их сходств и различий, а также группировать данные подходы по критериям принятым в истории социологической науки;

·        адекватно оценивать эвристический потенциал различных подходов и научных теорий в дисциплинарном поле социологии и социальных наук;

·        использовать инструментарий классических и современных социологических теорий для анализа эмпирических реалий современного (в т.ч. российского) общества, для постановки и разрешения конкретных исследовательских задач;

·        производить историческую реконструкцию области своей научной специализации;

·        показывать взаимосвязь теории и методов в различных видах социологических исследований;

·        реализовывать самостоятельные аналитические проекты;

·        формулировать и отстаивать в дискуссии свои научные результаты;

 

владеть:

 

·        навыками критического социологического мышления, основанного на способности к научной рефлексии;

·        способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике;

·        методиками публичного представления и защиты научных результатов, полученных в ходе собственного историко-теоретического исследования.

Микроблог:

Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |