Подвойский Денис Глебович
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Социология М. Вебера
(Кафедра и Департамент: Социологии)

 Цели и задачи дисциплины

 

В рамках курса ставится цель подробно изучить важнейшие аутентичные источники, составляющие основу творческого наследия Макса Вебера – выдающегося немецкого социолога, оказавшего колоссальное влияние на развитие современной социологической науки.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи: ознакомить слушателей с основными трудами Макса Вебера, доступными на русском языке, а также некоторыми комментариями к ним; рассмотреть цикл статей М. Вебера, посвященных теоретико-методологическим проблемам социально-гуманитарного знания; разобрать основные положения трактата М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», а также ряда работ, посвященных проблематике социологии религии; проанализировать веберовское социологическое исследование города, программные статьи «Политика как призвание и профессия» и «Наука как призвание и профессия», некоторые политические статьи М. Вебера; проанализировать отдельные биографические и историко-социологические статьи о М. Вебере, ознакомить слушателей с некоторыми авторитетными толкованиями веберовских идей, а также веберианской традицией в социологической мысли.

Курс призван способствовать формированию и развитию историко-социологической культуры, расширению профессионального кругозора будущих специалистов – социологов; ориентирован на развитие у слушателей способности к историко-социологической рефлексии, эвристических навыков «социологического воображения».

 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Учебный курс относится к категории «дисциплин по выбору студента» профессионального цикла.

Для изучения дисциплины студент должен знать:

·        базовые и профессионально-профилированные основы философии, логики, психологии, экономики и истории;

·        закономерности исторического развития мировой цивилизации; место человека в историческом процессе; факторы и механизмы исторических изменений;

·        специфику социологии как науки, этапы развития представлений о человеческом обществе, особенности положения социологии среди других наук;

·        основные понятия социологической науки: общества, культуры, личности, интересов, потребностей, ценностей и норм, общественных отношений, социальных групп, социальных институтов, статусов и ролей, социального контроля, социальной структуры, социальной дифференциации, стратификации и мобильности, власти и господства, социализации, семьи, общественного мнения, модернизации;

·        содержание важнейших социальных доктрин Нового времени (ХVII XVIII вв.) и концепций классической социологии, возникших в период с ХIХ – по нач. ХХ вв.;

·        теоретические основы отраслевых социологических дисциплин;

 

уметь:

·        анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

·        оценивать уровень собственных гуманитарных и социально-экономических знаний и определять потребность в дальнейшем обучении;

·        самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки устных выступлений и письменных работ (рефератов, эссе);

·        критически анализировать информационные источники, научные тексты;

·        представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед аудиторией;

 

и обладать следующими компетенциями:

·        способностью к восприятию, обобщению, анализу, информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

·        умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

·        стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

·        способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9 – на базовом уровне);

·        способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10 - на базовом уровне);

·        способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14 - на базовом уровне);

·        владеть иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15 - на базовом уровне).

 

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: Феноменологическая социология; Социология организаций; Качественные методы в социологии; Конфликтология; Социология И. Гофмана; Культурные формы и социальные практики в различных обществах.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

·        осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8 ‑ формируется частично);

·        способности использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9 ‑ формируется частично);

·        способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10 ‑ формируется частично);

·         способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14 ‑ формируется частично);

·        способности применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1- формируется частично);

·        способности самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ПК-2 - формируется частично);

·        способности и готовности использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4 ‑ формируется частично);

·        способности использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10 ‑ формируется частично).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

Знать:

·        общее концептуальное содержание фундаментальных трудов М. Вебера, в т.ч. «Хозяйство и общество», «Протестантская этика и дух капитализма», его работ по сравнительно-исторической социологии и методологии социально-гуманитарного познания, а также ряда программных статей («Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия» и др.);

·        основные классические социологические теории и школы;

·        основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей (в т.ч. на примере веберовских теоретических описаний);

·        основные подходы к изучению закономерностей социально-экономических, политических и управленческих процессов, а также особенности их применения в России;

·        основные теоретические модели и методы исследования, описывающие социальное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях.

 

Уметь:

·        анализировать «прецедентные тексты» — фрагменты оригинальных источников, в которых формулируются основные идеи тех или иных мыслителей и ученых, а также демонстрируется их рецепция в теоретико-социологической традиции (в т.ч. принадлежащие М. Веберу и его последователям);

·        сравнивать основные положения различных теоретических и методологических подходов на предмет выявления их сходств и различий, а также группировать данные подходы по критериям принятым в истории социологической науки;

·        оперировать важнейшими теоретическими и методологическими категориями, составляющими основу терминологического словаря современной социологии, восходящими, в частности, к М. Веберу (например, социальное действие, идеальный тип, «понимающая социология», ценность и оценка, власть, господство, легитимность, харизма, бюрократия, капитализм, рационализация и др.);

·        использовать инструментарий классических и новейших социологических теорий, в т.ч. относящихся к «веберианской традиции», для анализа эмпирических реалий современного общества, для постановки и разрешения конкретных исследовательских задач;

·        реализовывать самостоятельные аналитические проекты, в т.ч. содержащие в себе значимые историко-научные и теоретические компоненты;

·        представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями.

 

Владеть:

·        навыками критического анализа аутентичных идей как результата интеллектуального влияния предшественников, а также логики преобразования социальных доктрин в истории общественной мысли;

·        способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике;

·        навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу.

Микроблог:

Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |