Подвойский Денис Глебович
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
История социологии
(Кафедра и Департамент: Социологии)

 В рамках курса дается подробная, углубленная, упорядоченная в соответствии с хронологическим принципом характеристика концептуального содержания важнейших авторских теорий, составляющих «золотой фонд» мировой и отечественной социологической мысли. Настоящий курс является базисной, основополагающей дисциплиной в системе профессионального социологического образования, структурирующей общий объем знаний студентов об истории развития социологических идей. Курс призван способствовать формированию и развитию историко-социологической культуры, расширению профессионального кругозора будущих специалистов – социологов; ориентирован на развитие у слушателей способности к историко-социологической рефлексии, эвристических навыков «социологического воображения».

Слушатели получают общее представление об основных этапах истории западноевропейской общественной мысли в период ‑ с эпохи Античности до ХVIII в., и более подробное – о содержании важнейших концепций, возникших в зарубежной социологии в ХIХ – начале ХХ вв. При этом делается ставка на поддержание у студентов уровня исторических знаний, необходимого для анализа контекста становления конкретных комплексов социологических идей, а также предпосылок возникновения социологии как самостоятельной науки.

Целью третьей части курса («История отечественной социологии») является ознакомление слушателей с важнейшими достижениями российской социологической науки ХIХ-ХХ вв. В процессе ее реализации среди прочего описывается комплекс исторических, интеллектуальных и социокультурных предпосылок возникновения социологии в России; анализируются основные мотивы рецепции западных идей в российской общественной мысли; излагается содержание основных концепций, возникавших в истории российской социологической мысли в период второй половины ХIХ – начала ХХ вв.; описывается специфика российской традиции социологического теоретизирования в сравнении с особенностями, характеризующими развитие социологической науки в западных странах; анализируется исторический, социально-политический и духовный контекст, определявший своеобразие в развитии российской социологии; характеризуются основные направления и противоречия эволюции российской социологии в советский период; дается общая характеристика современного состояния отечественной социологии и ближайших перспектив ее развития в начале ХХI века.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (Б3).

Для изучения дисциплины студент должен знать:

·        базовые и профессионально-профилированные основы философии, логики, психологии, экономики и истории;

·        закономерности исторического развития мировой цивилизации; место человека в историческом процессе; факторы и механизмы исторических изменений;

·        специфику социологии как науки, этапы развития представлений о человеческом обществе, особенности положения социологии среди других наук;

·        основные понятия социологической науки: общества, культуры, личности, интересов, потребностей, ценностей и норм, общественных отношений, социальных групп, социальных институтов, статусов и ролей, социального контроля, социальной структуры, социальной дифференциации, стратификации и мобильности, власти и господства, социализации, семьи, общественного мнения, модернизации;

·        теоретические основы отраслевых социологических дисциплин;

 

уметь:

·        анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

·        использовать средства логического анализа при решении исследовательских и прикладных задач, обосновании выводов и оценке собранной профессиональной и общенаучной информации;

·        оценивать уровень собственных гуманитарных и социально-экономических знаний и определять потребность в дальнейшем обучении;

·        самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки устных выступлений и письменных работ (рефератов, эссе);

·        критически анализировать информационные источники, научные тексты;

·        представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед аудиторией;

 

 

и обладать следующими компетенциями:

·        способностью к восприятию, обобщению, анализу, информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

·        умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

·        стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

·        способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9 – на начальном уровне);

·        способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10 - на базовом уровне);

·        способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14 - на начальном уровне);

·        владеть иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15 - на базовом уровне).

 

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: Современные социологические теории; Методология и методы социологического исследования; Экономическая социология; Социальная психология; Политическая социология; Социология управления; Феноменологическая социология; Качественные методы в социологии; Конфликтология; Социология И. Гофмана; Социология М. Вебера; Культурные формы и социальные практики в различных обществах; Социология языка; Этносоциология; Социология организаций; Социология общественного мнения.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

·        осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8 ‑ формируется частично);

·        способности использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9 ‑ формируется частично);

·        способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10 ‑ формируется частично);

·        владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13 ‑ формируется частично);

·        способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14 ‑ формируется частично);

·        способности применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1формируется частично);

·        способности самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ПК-2 - формируется частично);

·        способности и готовности использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4 ‑ формируется частично);

·        способности использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10 ‑ формируется частично).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

Знать:

·        основные классические социологические теории и школы;

·        основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей;

·        основные подходы к изучению закономерностей социально-экономических, политических и управленческих процессов, а также особенности их применения в России;

·        основные теоретические модели и методы исследования, описывающие социальное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях.

 

Уметь:

·        анализировать «прецедентные тексты» — фрагменты оригинальных источников, в которых формулируются основные идеи тех или иных мыслителей, а также демонстрируется их рецепция в последующей теоретической традиции;

·        сравнивать основные положения различных теоретических и методологических подходов на предмет выявления их сходств и различий, а также группировать данные подходы по критериям принятым в истории социологической науки;

·        оперировать важнейшими теоретическими и методологическими категориями, составившими основу терминологического словаря современной социологии, и знать их происхождение;

·        использовать инструментарий классических социологических теорий для анализа эмпирических реалий современного общества, для постановки и разрешения конкретных исследовательских задач;

·        реализовывать самостоятельные аналитические проекты;

·        представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями.

 

Владеть:

·        навыками критического анализа аутентичных идей как результата интеллектуального влияния предшественников, а также логики преобразования социальных доктрин в истории общественной мысли;

·        способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике;

·        навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу.

Микроблог:

Показать все записи

На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |