Новикова Ирина Александровна
Учебный портал РУДН
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Социальная психология

Уважаемые студенты ФПБ-2!

 

ПОВТОР КУРСА "Социальная психология" 

начинается 21 марта!

Лекция 1: 21 марта в 14.50 (сбор около ауд. 627)

Лекция 2: 23 марта в 13.50 (сбор около ауд. 627)

Итоговая пересдача с комиссией по курсу "Социальная психология" состоится 

 

14 февраля (вторник) в 12.00 (ауд. 631)

Вопросы для подготовки:  http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=1395&mod=disc&disc_id=1636&disc_razdel=11450&p=-1

 

Экзамен по социальной психологии состоится 17 января в 645 ауд.: 
ФПБ-21 в 10:00,
ФПБ-22 в 11:30,
ФПБ-23 в 13:00.

Список вопросов к экзамену: http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=1395&mod=disc&disc_id=1636&disc_razdel=11450&p=-1
Пересдача - 24 января в 11:00 (сбор у ауд. 627)

 

Консультация по курсу "Социальная психология: 1 уровень"

состоится 27 декабря в 14:30 в ауд. 629.

Перед консультацией:

1. Познакомиться со списком вопросов к экзамену: http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=1395&mod=disc&disc_id=1636&disc_razdel=11450&p=-1

2. Принести письменные домашние задания (для тех, кто не сдавал):

           1) Привести характеристики и примеры пяти тактик поведения в конфликте по К. Томасу, оценить эффективность использования тактик в данном случае;

2) Привести характеристики и примеры шести видов конфликта по М. Дойчу, проанализировать возможности дальнейшего развития данных конфликтов;

3)  Сделать анализ убеждающей коммуникации по схеме Лассуэла : проанализировать 2 образца - один эффективный, другой - неэффективный. Эффективность определяете для себя лично;

4)   Привести характеристики и конкретные примеры проявления основных эффектов межличностного восприятия.

3. Перед выполнением домашних заданий познакомиться с материалами лекций:

Интерактивная сторона общения

Перцептивная сторона общения 

 

 

Задания к семинарам по курсу 

«Социальная психология: 1 уровень» 

 

 

Семинар 22.12.2016

 Перцептивная сторона общения: общение как взаимопознание и взаимопонимание людей

1. Прочитать основную литературу:

Андреева Г.М. Соц. психол. Гл.7.

Майерс Д. Соц.психология. Гл.Соц.убеждения.

1.      Устно подготовить ответы на следующие вопросы:

1) Специфика понятия «социальная перцепция» в общей и социальной психологии.

2) Структура процесса межличностного восприятия.

3) Основные механизмы межличностного восприятия.

4) Эффекты межличностного восприятия.

5) Основные положения теории каузальной атрибуции Г. Келли.

6) Понятие фундаментальной ошибки атрибуции.

7) Подходы к решению проблемы точности межличностного восприятия

3. Письменно привести характеристики и конкретные примеры проявления основных эффектов межличностного восприятия.

 

 

Семинар 8.12.2016

Интерактивная сторона общения: общение как обмен действиями

1. Повторить материалы лекции и прочитать основную литературу:

Андреева Г.М. Соц. психол..Гл.6, п.1-3.

2. Устно подготовить ответы на следующие вопросы:

1) Основные подходы к исследованию взаимодействия.

2) Исследования взаимодействия с помощью «дилеммы узника».

3) Методы исследования взаимодействия.

4) Особенности исследования взаимодействий в трансактном анализе

3. Подготовить (по мини-группам) краткое выступление (с примерами и иллюстрациями) по одной из игр, описанных Э. Бёрном.

Семинар 15.12.2016

Интерактивная сторона общения.

Типология взаимодействий

1. Повторить материалы лекции и прочитать основную литературу:

Андреева Г.М. Соц. психол..Гл.6, п.1-4.

Майерс Д. Соц.психология. Гл. Конфликт и примирение.

Майерс Д. Соц.психология. Гл. Альтруизм.

Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая).

1.      Устно подготовить ответы на следующие вопросы:

1) Особенности типологизации взаимодействий.

2) Исследования альтруизма и помогающего поведения.

3) Конкуренция и конфликт.

4) Типология конфликтов.

3. Письменно (по выбору):

1) Привести характеристики и примеры пяти тактик поведения в конфликте по К. Томасу, оценить эффективность использования тактик в данном случае;

2) Привести характеристики и примеры шести видов конфликта по М. Дойчу, проанализировать возможности дальнейшего развития данных конфликтов.

 

 

Семинар 1.12.16 - для всех групп 

Тема. Коммуникативная сторона общения. Невербальная коммуникация

Повторить материалы лекции по невербальной коммуникации

2. Прочитать основную литературу:

Андреева Г.М. Социальная психология. Гл.4. Гл. 5 (полностью).

3. Устно подготовить ответы на следующие вопросы:

– Понятие невербального  поведения и невербальной коммуникации. Экспрессивный репертуар человека.

– Системы невербальной коммуникации:

1) оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика и пантомимика);

2) паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков (интонация и различные невербальные включения в человеческую речь);

3) пространственно-временная система организации коммуникативного процесса;

4) визуальный контакт;

5) другие системы невербальной коммуникации.

– Проблема кода и декодификации в невербальной коммуникации.

 4. Подготовить небольшие сообщения по темам

– Специфика невербальной коммуникации в разных культурах (любая страна или регион по выбору)

       Использование средств невербальной коммуникации в прошлом и настоящем

      Другие системы невербальной коммуникации (ольфакторная, музыкальная, танцевальная и т.п.) – по выбору

 5. Анализ убеждающей коммуникации по схеме Лассуэла  (устно и письменно): проанализировать 2 образца - один эффективный, другой - неэффективный. Эффективность определяете для себя лично.

Тема. Межличностные отношения и общение. Коммуникативная сторона общения. Вербальная коммуникация

1. Прочитать основную литературу:

Андреева Г.М. Социальная психология. Гл.4. Гл. 5, п. 1,2.

2. Устно подготовить ответы на следующие вопросы:

- Специфика и взаимосвязь понятий общение, межличностные отношения и совместная деятельность.

- Функции общения.

- Виды и стратегии общения

- Структура общения.

- Коммуникативная сторона общения. Специфика обмена информацией между людьми

- Психологические особенности вербальной коммуникации. Диалог.

3. Письменно (по выбору):

    1) привести определения и примеры различных стратегий общения и оценить их эффективность

   2) привести характеристики и конкретные примеры различных коммуникативных барьеров и предложить возможности их преодоления 

               

 

 

 

Семинар 10.11.16

1.      Повторить тему «Развитие Ψ в России»

Андреева Г.М. Социальная психология. Гл.1, п.2, 3.

Основные вопросы:

1. Два этапа дискуссии о предмете социальной психологии в отечественной науке.

2. Современное понимание предмета социальной психологии в отечественной науке.

3. Развитие социальной психологии в современной России.

Доклады (те, кто записывался):

«Коллективная рефлексология» В.М.Бехтерева

«Педагогическая теория коллектива» А.С. Макаренко и ее развитие в отечественной социальной психологии

2. Самостоятельно изучить тему «Методология и методы социальной Ψ»:

 Андреева Г.М. Социальная Ψ. Глава 3

Основные вопросы:

1. Значение методологических проблем в современной науке.

2. Уровни методологии.

3. Основные виды социально-психологических методов, их краткие характеристики.

4. Социометрия как метод исследования группы.

 

Семинар 17.11.16

Тема. Межличностные отношения и общение. Коммуникативная сторона общения. Вербальная коммуникация

1. Прочитать основную литературу:

Андреева Г.М. Социальная психология. Гл.4. Гл. 5, п. 1,2.

2. Устно подготовить ответы на следующие вопросы:

- Специфика и взаимосвязь понятий общение, межличностные отношения и совместная деятельность.

- Функции общения.

- Виды и стратегии общения

- Структура общения.

- Коммуникативная сторона общения. Специфика обмена информацией между людьми

- Психологические особенности вербальной коммуникации. Диалог.

3. Письменно (по выбору):

    1) привести определения и примеры различных стратегий общения и оценить их эффективность

   2) привести характеристики и конкретные примеры различных коммуникативных барьеров и предложить возможности их преодоления 

               

 


Семинар 27.10.2016

1. Повторить материалы лекции

2. Прочитать основную литературу:

Андреева Г.М., Богомолова Н.П., Петровская Л.А. Зарубежная соц. психология ХХ столетия. Гл.1, п.2,3. Гл.6,п.2

3. Устно подготовить ответы на следующие вопросы:

- Особенности развития социальной психологии в Западной Европе в ХХ веке.

- Европейская критика американской социальной психологии.

- Концепция «социальных представлений» С. Московиси.

- Концепция «социальной идентичности» Г. Тешфела, основные понятия и эксперименты.

- Этогеническая концепция Р. Харре, теория и эксперименты.

4. Письменно привести определения и примеры, иллюстрирующие явления межгрупповой дискриминации и внутригруппового фаворитизма.

5. Дополнительное задание по прошлой теме: Провести с несколькими испытуемыми тест Куна «Кто Я?» и проанализировать основные результаты, опираясь на идеи Куна и на современные интерпретации данной методики.

 3 ноября 2016 года состоится внутрисеместровая аттестация по всем пройденным темам!

Вопросы для подготовки – вопросы к каждому из семинаров.

Необходимо изучить полностью 1-2 главы из учебника Г.М. Андреевой «Социальная психология», а также все пункты из учебного пособия Андреевой Г.М., Богомоловой Н.П., Петровской Л.А. «Зарубежная соц. психология ХХ столетия», которые указаны в заданиях к семинарам.

До 3 ноября принимаются домашние задания по 3-м предыдущим темам (когнитивизм, интеракционизм, европейская социальная психология). После аттестации задания по первой части курса приниматься не будут!

 

 

Семинар 13.10.16

Тема 5. Когнитивизм как доминирующая ориентация в современной социальной психологии

1. Повторить материалы лекции (см. презентацию, 1 часть)

2. Прочитать основную литературу:

Андреева Г.М., Богомолова Н.П., Петровская Л.А. Зарубежная соц. психология ХХ столетия. Гл.3, п.1, 2.

 

3. Устно подготовить ответы на следующие вопросы:

- Влияние идей гештальтпсихологии и «теории поля» на современную когнитивную ориентацию в социальной психологии.

- Основные отличия когнитивного подхода в социальной психологии от бихевиористского и психоаналитического подходов.

- Сущность теорий когнитивного соответствия, возможности их практического приложения.

- Содержание основных теорий когнитивного соответствия

- Исследования конформизма в рамках «второй версии» когнитивного подхода.

           4. Нарисовать 8 схем и привести примеры, содержательно иллюстрирующие все возможные сбаллансированные и несбаллансированные структуры по Ф. Хайдеру.  На одном примере (по выбору из примеров несбалансированных структур) показать возможности преобразования несбаллансированной структуры в сбаллансированную по Т. Ньюкому.

 

 

Семинар 20.10.16

Тема 6. Интеракционизм в социальной психологии

1. Повторить материалы лекции (см. презентацию, 2 часть)

 2. Прочитать основную литературу:

Андреева Г.М., Богомолова Н.П., Петровская Л.А. Зарубежная соц. психология ХХ столетия. Гл.5, п.1-4.

 

3. Устно подготовить ответы на следующие вопросы:

- Основные положения концепции Дж. Мида, оказавшие влияние на интеракционистскую ориентацию в социальной психологии.

- Чикагская и Айовская школы символического интеракционизма, их основные противоречия.

- Сущность методики М.Куна «Кто Я?», ее интерпретации

- Социальная роль, ролевые конфликты.

- Референтная группа, ее основные функции.

4. Записать определения внутриролевого и межролевого конфликтов и привести примеры, иллюстрирующие их проявления и возможные решения. 

5. Провести с несколькими испытуемыми тест Куна «Кто Я?» и проанализировать основные результаты, опираясь на идеи Куна и на современные интерпретации данной методики.

 

 

 

Семинар 29.09.16

Тема 3. Бихевиоризм и необихевиоризм в социальной психологии

1. Повторить материалы лекции 

2. Прочитать основную литературу:

Андреева Г.М., Богомолова Н.П., Петровская Л.А. Зарубежная соц. психология ХХ столетия. Гл.2, п.1, 2.

3. Устно подготовить ответы на следующие вопросы:

- основные понятия, используемые в бихевиористской (необихевиористской) ориентации в социальной психологии;

- основные социально-психологические проблемы, изучаемые в бихевиористской ориентации;

- теории социального научения (представители, сущность, механизмы);

- сущность гипотезы «фрустрации – агрессии» и ее развитие;

- особенности оперантного и социально-когнитивного бихевиоризма.

4. Описать конкретный пример проявления агрессивного поведения, дать его анализ с использованием одного или нескольких вариантов гипотезы «фрустрации – агрессии».

 

Семинар 6.10.16

Тема 4. Психоаналитическая интерпретация социально-психологических феноменов

1. Повторить материалы лекции 

2. Прочитать основную литературу:

Андреева Г.М., Богомолова Н.П., Петровская Л.А. Зарубежная соц. психология ХХ столетия. Гл.4,п.1,4.

3. Устно подготовить ответы на следующие вопросы:

- сущность социально-психологических взглядов З. Фрейда.

- эволюция психоаналитических идей в постфрейдизме.

- психоаналитический анализ групповых процессов.

- концепция «FIRO» У. Шутца.

4. Письменно: привести и проанализировать примеры фактов из жизни, кино, литературы, иллюстрирующих сущность второго (2 примера) и третьего (3 примера) постулатов теории В. Шутца.

 

 

Семинар 15.09.16.

Тема 1. Предмет социальной психологии, ее место в системе научного знания 

1. Повторить материалы лекции 

2. Прочитать основную литературу:

Андреева Г.М. Социальная психология. Гл.1., п. 1,3,4.

Майерс Д. Социальная психология. Гл. 1.

3. Устно подготовить ответы на вопросы:

- Проблема определения предмета социальной психологии (подходы к определению предмета социальной психологии).

- примеры определений социальной психологии, относящихся к разным подходам

- соотношения и связи социальной психологии с другими науками («карта» положения социальной психологии среди других наук).

- задачи социальной психологии.

4. Письменно: выписать в тетрадь не менее пяти определений социальной психологии из разных источников. Проанализировать особенности понимания предмета социальной психологии в каждом из них.

 

Семинар 22.09.16

Тема 2. Основные этапы развития социальной психологии как науки 

1. Повторить материалы лекции 

2. Прочитать основную литературу:

Андреева Г.М. Социальная психология.  Гл.2.

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Гл. 1, п. 1.

3. Прочитать следующие разделы в хрестоматии (Социальная психология. Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая):

  Вундт В. Задачи и методы психологии народов

  Лебон Г. Душа толпы

 

4. Устно подготовить ответы на вопросы:

- Характеристика основных периодов и этапов существования социально-психологических идей.

- Исторически первые формы социально-психологического знания (психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения).

3. Причины и предпосылки выделения социальной психологии в отдельную дисциплину.

4. Сущность первых социально-психологических экспериментов (Н. Триплет, Ф.Олпорт, В.Мёде, В.М. Бехтерев).

5. Письменно: записать в тетрадь определения социальной фасилитации и ингибиции, привести примеры их проявления в обыденной жизни (из наблюдений, кино, литературы и т.п.), проанализировать сущность данных феноменов в приведенных примерах.

 

 

 

Уважаемые студенты ФПБ-2! 

ИТОГОВАЯ пересдача (с комиссией)   с FX и F по курсу "Социальная психология"

состоится  16 февраля в 10:30, ауд. 628!

Вопросы и задания для подготовки см. ниже


Пересдача ( с FX и F) по курсу "Социальная психология" - 21 января в 13.00 (сбор у кафедры, каб. 627).

К ПЕРЕСДАЧЕ ПОДГОТОВИТЬ:

1. Прочитать и выучить 1-7 главы учебника: Андреева Г.М. Социальная психология.

2. Подготовить устные ответы на следующие вопросы:

  • Современные подходы к определению  предмета социальной психологии.  Определение Г.М. Андреевой знать наизусть и понимать его сущность.
  • Основные этапы развития и становления социальной психологии как науки в.
  • Исторически первые формы социально-психологического знания, их сравнительный анализ.
  • Основные теоретические ориентации в зарубежной социальной психологии, их краткая сравнительная характеристика.
  • Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
  • Трехфакторная теория интерперсонального поведения В. Шутца.
  • Анализ социально-психологических теорий когнитивного соответствия.
  • Социальная роль. Понятия «межролевого» и «внутриролевого» конфликтов.
  • Особенности развития социально-психологических идей в Европе в XIX-XX вв. Европейская критика американской социальной психологии.
  • Особенности становления и развития социально-психологических идей в России. Современное состояние социальной психологии в России.
  • Проблема межличностных отношений и общения в социальной психологии. Функции общения. Виды, типы, структура общения.
  • Специфика обмена информацией между людьми. Коммуникативные барьеры.
  • Подходы к анализу «убеждающей коммуникации». Схема Г. Лассуэлла.
  • Основные системы невербальной коммуникации. Проблема кода и декодирования в невербальном общении.
  • Тактики поведения в конфликте по К. Томасу.
  • Виды конфликтов по М. Дойчу.
  • Структура и механизмы межличностного восприятия.
  • Основные эффекты межличностного восприятия, возможности их преодоления.
  • Исследования «каузальной атрибуции» в социальной психологии. Фундаментальная ошибка атрибуции, факторы, влияющие на ее появление.

3. Выполнить следующие домашние задания (если задания были выполнены ранее, принести их) и быть готовым к их защите:

  • Определения социальной фасилитации и ингибиции и примеры их проявления в обыденной жизни.
  • Нарисуйте схемы и приведите примеры, содержательно иллюстрирующие все возможные сбаллансированные и несбаллансированные структуры по Ф. Хайдеру.  Покажите возможности преобразования несбаллансированной структуры в сбаллансированную по Т. Ньюкому (на одном примере по выбору).
  • Приведите определения и примеры, иллюстрирующие проявления и возможные решения внутриролевого и межролевого конфликтов.
  • Приведите определения и примеры, иллюстрирующие явления межгрупповой дискриминации и внутригруппового фаворитизма.
  • Приведите описания и примеры использования основных систем невербальной коммуникации и проанализируйте эффективность их использования
  • Приведите описания и примеры шести видов конфликта по М. Дойчу.
  • Приведите описания и примеры пяти тактик поведения в конфликте по К. Томасу.
  • Приведите определения и конкретные примеры проявления основных эффектов межличностного восприятия.
  • Приведите определение и пример фундаментальной ошибки атрибуции

4. Для тех, кто не писал промежуточную аттестацию, подготовится к ее написанию.

 

Экзамен состоится 19 января в ауд. 630: в 10.00 – ФПБ-21, в 12.00 - ФПБ-22, в 14.00 - ФПБ-23.

Нужно принести листы бумаги А4!


24 декабря состоятся консультации и дополнительные занятия по социальной психологии по расписанию в ауд. 646:

в 9.00 - ФПБ-22,

в 10.40 - ФПБ-21,

в 12.20 - ФПБ-22.

Задание:

1. Прочитать полностью 7 главу в учебнике Г.М. Андреевой "Социальная пихология" и повторить материалы лекции

2. Письменно привести примеры основных эффектов межличностного восприятия (установка, "ореол", первичность/новизна, стереотип).

 

 

Задание к семинару 17.12.2015

1. Прочитать полностью 6 главу в учебнике Г.М. Андреевой "Социальная пихология" и повторить материалы лекции и семинара.

2. Выполнить письменное задание (по выбору):

    1) привести описания и примеры 5 тактик поведения в конфликте по К. Томасу;

     2) привести описания и примеры 6 видов МЕЖЛИЧНОСТНЫХ конфликтов по М.Дойчу.

3. В группах ФПБ-22 и ФПБ-23 - подготовить сценки и анализ игр по Э.Берну. В группе ФПБ-21 - повторить "Дилемму узника".

4. Подготовить доклады на тему:

    1) Теории альтруизма (Д. Федоровых, И. Хуторской, Андреа Сентено)

     2) Возможности психологической регуляции и решения межличностных конфликтов (К. Никитина, А. Кравченко, в 21 группе - никто не записан).

Домашнее задание к семинару 3.12.2015

Подготовить сообщения:
vЭтнокультурная специфика невербальной коммуникации (по странам)
vИспользование средств невербальной коммуникации в прошлом и настоящем
vДругие системы невербальной коммуникации (ольфакторная, музыкальная, танцевальная и т.п.)
 
Выполнить письменное задание "Анализ эффективности убеждающей коммуникации по схеме Лассуэлла".

 

Домашнее задание к семинарам 26.11.2015

 
Подготовить сообщения:
vЭтнокультурная специфика невербальной коммуникации (по странам)
vИспользование средств невербальной коммуникации в прошлом и настоящем
vДругие системы невербальной коммуникации (ольфакторная, музыкальная, танцевальная и т.п.)
Для тех студентов, кто не был на лекции 19.11.15 - дополнительное задание: письменно привести примеры использования основных систем невербальной коммуникации и проанализировать насколько адекватно было декодировано невербальное сообщение в данном случае.

 

Вопросы к итоговой аттестации по курсу

«СОЦИАЛЬНАЯ  ПСИХОЛОГИЯ» (1 семестр 2015/16 уч.г.)

1.       Феноменология социальной психологии, подходы к определению ее предмета. Специфика социально-психологического знания. Место социальной психологии среди других наук.

2.       Дискуссия о предмете социальной психологии 20-х и 60-х гг ХХв в отечественной науке. Современные представления о предмете социальной психологии и ее структуре.

3.       Основные этапы развития и становления социальной психологии как науки.

4.       Исторически первые формы социально-психологического знания, их сравнительный анализ.

5.       Основные теоретические ориентации в зарубежной социальной психологии, их краткая сравнительная характеристика.

6.       Сущность бихевиористской ориентации в социальной психологии.

7.       Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.

8.       Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.

9.       Трехфакторная теория интерперсонального поведения В. Шутца.

10.   Сущность когнитивистской ориентации в социальной психологии.

11.   Анализ социально-психологических теорий когнитивного соответствия.

12.   Сущность интеракционистской ориентации в социальной психологии.

13.   Основные социально-психологические идеи Дж. Мида.

14.   Развитие идей Дж.Мида в Чикагской и Айовской школах символического интеракционизма.

15.   Социальная роль. Понятия «межролевого» и «внутриролевого» конфликтов.

16.   Особенности развития социально-психологических идей в Европе в XIX-XX вв. Европейская критика американской социальной психологии.

17.   Подход Г.Тешфела к анализу межгрупповых отношений.

18.   Сущность и задачи этогенической теории Р.Харре.

19.   Особенности становления и развития социально-психологических идей в России. Современное состояние социальной психологии в России.

20.   Проблема межличностных отношений и общения в социальной психологии. Функции общения.

21.   Виды, типы, структура общения.

22.   Специфика обмена информацией между людьми. Коммуникативные барьеры.

23.   Вербальная коммуникация; особенности протекания диалога. Активное слушание.

24.   Подходы к анализу «убеждающей коммуникации».

25.   Основные системы невербальной коммуникации. Проблема кода и декодирования в невербальном общении.

26.   Оптико-кинетическая и пространственно-временная системы невербальной коммуникации, их характеристика.

27.   Экстралингвистическая, паралингвистическая, визуальная системы невербальной коммуникации, их характеристика.

28.   Подходы к анализу взаимодействия в социальной психологии.

29.   Использование трансактного анализа в исследованиях взаимодействия.

30.   Необихевиористские теории «социального обмена».

31.   Основные типологии взаимодействия, их краткая характеристика.

32.   Теоретические и экспериментальные исследования альтруизма и «помогающего поведения», их практическое значение.

33.   Межличностное восприятие в процессе общения. «Социальная перцепция».

34.   Структура и механизмы межличностного восприятия.

35.   Основные эффекты межличностного восприятия, возможности их преодоления.

36.  Исследования «каузальной атрибуции» в социальной психологии.

37.  Фундаментальная ошибка атрибуции, факторы, влияющие на ее появление.

38.  Проблема точности межличностного восприятия.


Практические задания


1. Выпишите в тетрадь не менее пяти определений социальной психологии из разных источников. Проанализируйте особенности понимания предмета социальной психологии в каждом из них.

4. Запишите в тетрадь определения социальной фасилитации и ингибиции и примеры их проявления в обыденной жизни.

5. Опишите конкретный пример проявления агрессивного поведения, дайте его анализ с использованием одного или нескольких вариантов гипотезы «фрустрации – агрессии».

8. Приведите примеры фактов из жизни, кино, литературы, иллюстрирующих сущность второго и третьего постулатов теории В. Шутца.

9. Приведите примеры, содержательно иллюстрирующие все возможные сбаллансированные и несбаллансированные структуры по Ф. Хайдеру.  Покажите возможности преобразования несбаллансированной структуры в сбаллансированную по Т. Ньюкому (на одном примере по выбору).

10. Приведите примеры, иллюстрирующие проявления и возможные решения внутриролевого и межролевого конфликтов.

12. Приведите примеры, иллюстрирующие явления межгрупповой дискриминации и внутригруппового фаворитизма.

15. Подберите примеры, иллюстрирующие различные стратегии общения, и оцените их эффективность в каждом случае.

16. Приведите конкретные примеры различных коммуникативных барьеров и предложите возможности их преодоления (устно).

17. Проанализируйте по модели Лассуэлла два образца убеждающей коммуникации (рекламы, пропаганды и т.п.),  один из которых вы считаете эффективным, другой – неэффективным.

18. Приведите примеры (желательно с иллюстрациями) использования основных систем невербальной коммуникации и проанализируйте эффективность их использования (устно).

19. Приведите примеры двух ситуаций, в которых незнакомый человек нуждался в помощи, в одной ситуации помощь была получена, в другой – нет. Проанализируйте причины оказания или неоказания помощи в каждом случае.

20. Приведите примеры шести видов конфликта по М. Дойчу (устно).

21. Приведите примеры пяти тактик поведения в конфликте по К. Томасу (устно).

22. Приведите конкретные примеры проявления основных эффектов межличностного восприятия.

23. Проанализируйте механизм объяснения причин поведения знакомого человека на конкретном примере с использованием принципа ковариации Г. Келли (устно).

24. Приведите пример фундаментальной ошибки атрибуции (кстно).

 

Основная литература

Андреева Г.М. Социальная психология.  М.: Аспект Пресс, (любое издание). Главы 1-7.

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. – М., (любое издание).

Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер Ком, (любое издание).


 

 

Вопросы к экзамену по курсу «СОЦИАЛЬНАЯ  ПСИХОЛОГИЯ»

 (второй семестр 2013-14 уч.г.)

1.   Современные представления о предмете социальной психологии и ее структуре.

2.   Основные этапы развития и становления социальной психологии как науки.

3.   Основные теоретические ориентации в зарубежной социальной психологии, их краткая  характеристика.

4.   Общение, его основные виды и стратегии. Функции и структура общения.

5.   Классификация методов социально-психологического исследования. Краткая сравнительная характеристика основных методов сбора информации.

6.   Социометрия, ее возможности и ограничения. Проведение и обработка результатов социометрии.

7.   Понятие группы в социальной психологии. Основные виды групп и их характеристики.

8.   Большие стихийные группы, проблемы в их изучении.

9.   Социально-психологические характеристики социальных движений.

10.   Основные проблемы изучения больших устойчивых групп. Этнические группы.

11.   История и основные подходы к исследованию малых групп в социальной психологии.

12.   Социально-психологическое определение малой группы, ее границы.

13.   Основные виды малых групп, их характеристики.

14.   Динамические процессы в малой группе (общая характеристика).

15.   Формирование малой группы. Групповое давление.

16.   Экспериментальные исследования конформизма, их практическое значение.

17.   Групповая сплоченность, подходы к ее исследованию.

18.   Групповая сплоченность как ценностно-ориентационное единство.

19.   Соотношение понятий «лидерство» и «руководство» в социальной психологии. Теории лидерства.

20.   Стили лидерства и руководства. Методы исследования лидерства.

21.   Процесс принятия группового решения. Групповая дискуссия.

22.   Эмпирические исследования «сдвига к риску», их практическое значение.

23.   Групповые процессы и эффективность групповой деятельности.

24.   Подходы к исследованию развития группы.

25.   Уровни развития группы по А.В Петровскому и Л. И. Уманскому.

26.   Зарубежные концепции развития группы.

27.   Проблема межгрупповых  отношений в социальной психологии, подходы к ее исследованию

28.   Классические исследования межгрупповых отношений, их практическое значение.

29.   Специфика социально-психологического изучения личности.

30.   Понятие и содержание процесса социализации.

31.   Стадии, механизмы и институты социализации.

32.   Понятие социальной установки. История исследования аттитюдов.

33.   Функции и структура социальных установок. Социальная установка и поведение.

34.   Проблема формирования и изменения социальных установок. 

Третий вопрос в каждом билете – практическая задача.

 


Список вопросов для подготовки к внутрисеместровой аттестации по курсу "Социальная психология" (ФПБ-2, 1 семестр) можно посмотреть по ссылке: 

 

 http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/files.php?f=8636

 

Студенты СПД-4!

Примеры тестовых вопросов по социальной психологии вы можете посмотреть по ссылке: 

http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/files.php?f=8180 

 

Микроблог:

2017-09-11 20:39:09
Уважаемые студенты ФПМ-21!
Пересдача по курсам "Научные школы
и теории в современной психологии"
и "Преподавание психологии в
системе высшего и
дополнительного образования"
состоятся 12 сентября в 15.20. в
ауд. 628.


2017-06-27 22:49:34
Уважаемые студенты ФПМ-11!
Пересдача по курсу "Научные школы и
теории в современной психологии"
состоится 28 июня в 12.30 (сбор у
ауд. 627).


2017-06-27 22:48:14
Уважаемые студенты ФПМ-11 и ФПМ-12!
Пересдача по курсу "Преподавание
психологии в системе высшего и
дополнительного образования"
состоится 28 июня в 12:00 (сбор у
ауд. 627).


Показать все записи