Новикова Ирина Александровна
Учебный портал РУДН
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
История психологии

 

ИСТОРИЯ  ПСИХОЛОГИИ: 2 уровень

2 семестр 2015-16 учебного года

ФПБ-3

ВТОРАЯ ПЕРЕСДАЧА по курсу "ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ"

состоится 15 сентября в 14.30 (аудитория 641)

Список всех заданий по второму семестру и вопросы к итоговой аттестации

Балльная структура оценки размещена в разделе "Балльно-рейтинговая система" 

Результаты итоговой аттестации размещены в разделе "Успеваемость"

Пересдача по истории психологии состоится 28 июня в 10.00 (сбор у каб. 627)

Готовится по вопросам к аттестации и принести все работы:

Список всех заданий по второму семестру и вопросы к итоговой аттестации

Экзамен по истории психологии состоится 21 июня (ФПБ-31 в 10.00; ФПБ-32 в 12.00).

Творческие работы можно досдать 17 июня в 10.00 в каб. 627.


Список всех заданий по второму семестру и вопросы к итоговой аттестации

 

Распределение студентов ФПБ-3 по подгруппам для участия в диспуте представителей научных школ в психологии  

26 апреля 2016 года 

 

Бихевиоризм

Психоанализ

Гештальтпсихология

ФПБ-31

Ассадбейли П.

Квон Е.

Климов Е.

Волошина А.

Козлова А.

Коновалова К.

Енина В.

Лактанова В.

Пласенсия Г.

Шараева В.

Малафеева С.

Куракова А.

Щеглова А

Матвеева М.

Шевлякова В.

Иванова Н.

Матевосянц Н.

Шишкина В.

 

 

 

ФПБ-32

Старостина А.

Ярмолюк А.

Егорычева А.

Никифорова Э.

Соломахина Н.

Калинова А.

Дангаева З.

Пак Т.

Клычева В.

Исаева С.

Хань

Морозов А.

Драниду Е.

Соня

Сюй Жофань

Джонатан

Роза

Фу Шань

Кильметов Ф.

Молдован Н.

Ян Шо

Ахмарал

 

 

Отго

 

 

 Каждая мини-группа готовит представление (можно в виде презентации, сценки и т.п.):

1)      основных представителей своей научной школы;

2)      краткой истории школы;

3)      основных идей, теорий и научных достижений;

4)      влияние данной школы на развитие психологии.

Также нужно подготовить вопросы к другим школам и продумать возможную критику в их адрес именно с позиции «своей» школы.

 

 

Календарный план

Внимание! Внутрисеместровая аттестация - 12 апреля (на семинарских занятиях)!

Повторить пройденные темы 1-9 (см. фал с программой).

Дата

Тема лекции

Тема семинара

9.02.16

Тема 1.Общая характеристика развития психологии в XIX в. Классический ассоцианизм.

Тема 2. Формирование предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку

 

16.02.16.

Тема 3-4. Первые программы построения психологии как самостоятельной науки. Программы В.Вундта и Ф.Брентано

Тема 1. Общая характеристика развития психологии в XIX в. Классический ассоцианизм.

Тема 2. Формирование предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку.

23.02.16.

Праздник (посещение лекции 16.02.16 с ФПБ-2)

 

1.03.16.

Тема 5. Структурализм и функционализм в психологии конца XIX-начала ХХ вв.

Тема 6. Программа построения психологии И.М. Сеченова

Тема 3-4. Первые программы построения психологии как самостоятельной науки. Программы В.Вундта и Ф.Брентано

8.03.16.

Праздник (посещение лекции 1.03.16 с ФПБ-2)

 

15.03.16.

 

Тема 5. Структурализм и функционализм в психологии конца XIX-начала ХХ вв.

Тема 6. Программа построения психологии И.М. Сеченова.

22.03.16

Тема 7. Развитие экспериментальной психологии в конце XIX-начале ХХ вв.

Тема 8. Открытый кризис в психологии. Бихевиоризм.

 

29.03.16.

 

Тема 7. Развитие экспериментальной психологии в конце XIX-начале ХХ вв.

Тема 8. Открытый кризис в психологии. Бихевиоризм.

5.04.16.

Тема 9. Открытый кризис в психологии. Психоанализ

 

12.04.16.

 

Промежуточная аттестация

19.04.16.

Тема 10. Открытый кризис в психологии. Гештальтпсихология, описательная психология и французская социологическая школа

 

26.04.16.

 

Тема 8-10. Диспут представителей бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии

3.05.16.

Тема 11-12. Гуманистическая и когнитивная психология

 

10.05.16.

 

Тема 11-12. Гуманистическая и когнитивная психология

17.05.16.

Тема 13.Развитие психологии в России в ХХ веке.

Тема 14.Тенденции развития психологии в мире в XXI веке.

 

24.05.16.

 

Тема 13.Развитие психологии в России в ХХ веке.

Тема 14.Тенденции развития психологии в мире в XXI веке.

31.05.16.

? аттестация?

 

 

22 марта сотоится лекция для ФПБ-3 в 9.00, ауд. 629

Лекция:

Тема 7. Развитие экспериментальной психологии в конце XIX-начале ХХ вв.

Тема 8. Открытый кризис в психологии. Бихевиоризм.

 Задание к семинару 29 марта:

Принести конспекты произведений И.М. Сеченова для проверки!

1. Составить сравнительную таблицу развития экспериментальной и прикладной психологии в конце XIX – начале XX века (источник: Ждан А.Н. История психологии. Раждел 5, гл. 3)

Страна

Направление исследований

(может быть несколько)

Основные представители

Основные результаты

Англия

 

 

 

Франция

 

 

 

США

 

 

 

Германия

 

 

 

Россия

 

 

 

 

2. Творческое задание (дополнительное, по выбору): Эссе «Бихевиоризм в нашей жизни» (письменно, с возможностью устного выступления на семинаре)

 

3. Вопросы для повторения:

1.                  Общая характеристика развития экспериментальной психологии в конце XIX – начале XX века.

2.                  Проблемы диагностики интеллектуальных способностей, развитие метода тестов.

3.                  Сравнительный анализ развития экспериментальной и прикладной психологии в конце XIX – начале XX века в разных странах (с опорой на подготовленную таблицу).

4.                  Основные причины, содержание и последствия кризиса в психологии.

5.                  Представления о предмете и методе психологии в классическом бихевиоризме.

6.                  Основные линии развития бихевиоризма.

7.                  Использование идей бихевиоризма в психотерапии, рекламе, маркетинге и др.

 

Темы докладов:

1.        Исследования индивидуальных различий Ф. Гальтоном.

2.        Измерение умственных способностей А. Бинэ.

3.        Экспериментальные исследования памяти Г. Эббингауза и Г. Мюллера.

4. Экспериментальные исследования мышления (О. Кюльпе, О. Зельц, Вюрцбургская школа).

5. Первые экспериментальные психологические исследования в России (Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов).

 

Ждан А.Н. История психологии. Разд. 3, гл. 3. Разд.6, гл. 1-2. - М., 2004.

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. – Т. 1. – М., 1983. – С. 183-259. 291-436.

История психологии (10-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург, 1999. – С. 101-182.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 3. – М., 1994.- С.105-112.

Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. – Гл. 10,11.

 

 

 Семинар 1. 16 февраля 2016 г.

(темы 1-2)

 

Тема 1. Развитие психологических учений в XIХ веке. Английский классический ассоцианизм.

Общая характеристика развития психологии в XIХ веке. Развитие ассоциативной психологии в XIХ веке. Триумф ассоцианизма в XIХ веке. Этапы развития ассоцианизма. Классический ассоцианизм Т. Брауна и Дж. Милля. Пересмотр основных положений и начало кризиса ассоцианизма в трудах Дж. Ст. Милля. Деградация идей ассоцианизма в творчестве А. Бена. Вклад в развитие ассоциативной психологии Г. Спенсера. Итоги и значение развития ассоцианизма в XIХ веке.

 

Литература

Основная

Ждан А.Н. История психологии. Разд.3, гл. 2. М., 2004.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 3. М., 1994. С.82-85.

Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб., 1998. С. 61-65, 169-172.

Дополнительная

Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2003. С. 163-176.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997. С. 158-171.

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. С. 179-183.

 

Вопросы для обсуждения на семинаре

1.      Краткая характеристика развития психологии в XIX веке.

2.      Этапы и краткая характеристика развития ассоцианизма в XIX веке.

3.      Основные принципы классического ассоцианизма.

4.      Влияние идей классического ассоцианизма XIX века на последующее развитие психологии

 Тема 2. Формирование предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку.

Основные группы предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку (социально-экономические, философские, естественнонаучные). Влияние физиологии и анатомии нервной системы и органов чувств на развитие психологии (Ч. Белл, И. Мюллер, Г. Гельмгольц). Возникновение психофизики (Э. Вебер, Г. Фехнер) и психометрики (Ф. Дондерс) и их влияние на развитие психологии. Эволюционные идеи в биологии и их значение для психологии.

Литература

Основная

Ждан А.Н. История психологии. - М., 2004.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 3(С.86-92), гл. 8. – М., 1994.

Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. – Гл. 3.

Дополнительная

Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2003. – С. 176-185.

Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. – С. 145-154, 169-172.

Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985. – Гл. 7, 9.

 

Вопросы для обсуждения на семинаре

1.          Краткая характеристика основных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку.

2.          Естественно-научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку (развитие физиологии и анатомии нервной системы и органов чувств; возникновение психофизики и психометрики; эволюционные идеи в биологии). Подробно рассматриваются в докладах.

Доклады

  1. Вклад в развитие  физиологии и психологии И. Мюллера. Закон «специфической энергии органов чувств» И. Мюллера. (Козлова А., Драниду Е.)
  2. Вклад в развитие  физиологии и психологии Г. Гельмгольца. Концепция «бессознательных умозаключений» Г. Гельмгольца. (Волошина А., Никифорова Э.)
  3. Основные положения психофизики Г. Фехнера. Классические психофизические методы определения порогов ощущений. (Асадбейли П., Старостина А.)
  4. Основные положения психометрики Ф. Дондерса. (Матевосянц Н., Хань)

 

Максимальная оценка за выступление с докладом – 5 баллов – складывается из следующих компонентов:

0,5 – 1 балл – наличие специально подготовленного текста или развернутого плана выступления. В случае болезни студента или других непредвиденных обстоятельств подготовленный материал засчитывается вместо выступления. 

0,5 – 2 балла – содержание, полнота, логичность изложения материала. Особенно ценится уверенное владение материалом, самостоятельность изложения, творческий подход.

0,5 – 2 балл – презентационные навыки студента, контакт с аудиторией, использование наглядности (доска, специально подготовленные пособия, презентация), ответы на дополнительные вопросы преподавателя и студентов.

Самостоятельность, оригинальность и творческий подход, привлекшие особое внимание аудитории, могут быть поощрены дополнительными 2 баллами.

 

 

Микроблог:

2017-06-27 22:49:34
Уважаемые студенты ФПМ-11!
Пересдача по курсу "Научные школы и
теории в современной психологии"
состоится 28 июня в 12.30 (сбор у
ауд. 627).


2017-06-27 22:48:14
Уважаемые студенты ФПМ-11 и ФПМ-12!
Пересдача по курсу "Преподавание
психологии в системе высшего и
дополнительного образования"
состоится 28 июня в 12:00 (сбор у
ауд. 627).


2017-05-28 22:15:22
Уважаемые студенты ФПМ-11!
Пересдача по
курсу "Научные школы и теории в
современной психологии" состоится
29 мая в 13.00 (сбор у каб. 627).


Показать все записи