Новикова Ирина Александровна
Учебный портал РУДН
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Экспериментальная психология

 Уважаемые студенты ФПБ-3!

ПОВТОР КУРСА "Экспериментальная психология" 

начинается 16 марта!

Лекция: 16 марта в 13.50 в ауд. 630

Краткая презентация доступна здесь

Семинар 1: 17 марта в 13.50 в ауд. 630

Семинар 2: 21 марта в 13.50 в ауд. 630

Семинар 3: 23 марта в 10.30 (сбор у аудитории 627)

Аттестация: 23 марта в 12.20

Итоговая аттестация: 28 марта в 16.30 (сбор около каб. 627)

Уточнение результатов и досдача работ: 30 марта в 16.30 (ауд. 630)

Предварительные итоги повтора курса  

№ ст.

Посе-щение  

15

Работа на занятиях 

20

Дом. работы 

10

Тест 1 

10

Аттестация 1 

15

Тест 2 

10

Итог. аттест. 

20

Сумма

Оценка

1032140686 

6

4

2.5

10.5

 

14 

43

 

1032125060 

3

 

 

 

9

 

10

22

 

1032143604 

3

2

 

 

 

 

 

5

 

1032146320 

3

4

2.5 

1

9.5

3.5 

7.5+6

37

 

1032144264 

3

4

4.5 

5.5

8.5

 

 9

34.5

 

1032142243 

9

12

 6

6.5

10.5

 7

11

62

1032131529 

6

8

 

7.5

12

 

10.5

44

 

1032140729 

3

4

 

 6

 8.5

 

 6.5

28

 

1032140657 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1032140663 

3

3

3

 

7

 

 

16

 

1032140682 

3

3

6

 

9

 

 

21

 

1032144223 

12

12

6

5.5

11.5

 

13

60

1032135191 

9

8

15

7

10

 7

12.5

61.5

С 

 28 марта можно принести обязательные домашние задания ("Мой безупречный эксперимент" и "План реального эксперимента в мини-группе"), а также написать тесты и/или аттестационные работы, которые не выполняли ранее.

 

 

 

Итоговая пересдача с комисией по курсу "Экспериментальная психология" состоится

16 февраля (четверг) в 12.30, ауд. 532

Вопросы для подготовки: http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=1395&mod=disc&disc_id=11709&disc_razdel=81961&p=-1

 

Пересдача по предмету "Экспериментальная психология" состоится 24 января в 11.00 (сбор у 627 ауд.)  

Вопросы для подготовки и список обязательных домашних заданий: http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=1395&mod=disc&disc_id=11709&disc_razdel=81961&p=-1

 

 

До 20.12.2016 нужно сдать:

1. Итоговое индивидуальное задание: "Мой безупречный эксперимент" ( какой эксперимент я бы провел, если бы не было материальных, временных и т.п. ограничений. Описать план эксперимента, НЗП и ЗП, формирование выборки, процедуру проведения, фиксации результатов, гипотезы и предполагаемые результаты).

2. Отчет об эксперименте, проведенном в мини-группе.

 Отчет должен содержать:

-  Титульный лист (обязательно указание темы исследования и списка мини-группы)
- Введение (обоснование выбора проблемы данного эксперимента, цель, задачи эксперимента, 
гипотеза)
- Процедура эксперимента (обоснование экспериментального плана; описание и операционализация 
НЗП и ЗП; специфика отбора испытуемых, формирования групп; что сделано для контроля внешней и внутренней валидности; ход эксперимента, фиксация его результатов и др.)
- Основные результаты эксперимента и их анализ (результаты представляются в таблицах, рисунках, 
описываются и анализируются, включая методы статистической обработки и их интерпретацию) 
- Выводы (содержательные выводы по результатам эксперимента и выводы по проведению 
эксперимента – что можно улучшить, изменить и т.п. для повышения его валидности)
- Приложения (протоколы фиксации, бланки и т.п., включая фотографии проведения эксперимента). 

 

 

 

 

 

ИТОГОВАЯ пересдача (с комиссией)   с FX и F по курсу "Экспериментальная психология"

состоится 18 февраля в 14:00 в ауд. 628.

 

ПЕРЕСДАЧА с FX и F по курсу "Экспериментальная психология" состоится 21 января в 10.00 (сбор у ауд.627)!

Вопросы и задания для подготовки см.: http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=1395&mod=disc&disc_id=11709&disc_razdel=81961&p=-1 (Дициплины - Экспериментальная психология - Контрольные работы) 

 

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО КУРСУ "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ" ФПБ-3

состоится 24 ДЕКАБРЯ В 14.50 в ауд. 629

22 декабря в 14.50 в ауд. 629 состоится дополнительное занятие- консультация по "Экспериментальной психологии" для групп ФПБ-31 и ФПБ-32!

Задание (см. ниже 5 пунктов):

1) повторить материал и подготовить примеры МНОГОФАКТОРНЫХ экспериментов;

2) отчитаться о проведении группового эксперимента (для тех, кто еще не отчитался);

3) сдать письменные отчеты о групповом эксперименте:

vТитульный лист (обязательно указание темы исследования и списка мини-группы)
vВведение (обоснование выбора проблемы данного эксперимента, цель, задачи эксперимента, гипотеза)
vПроцедура эксперимента (обоснование экспериментального плана; описание и операционализация НЗП и ЗП; специфика отбора испытуемых, формирования групп; что сделано для контроля внешней и внутренней валидности; ход эксперимента, фиксация его результатов и др.)
vОсновные результаты эксперимента и их анализ (результаты представляются с таблицах, рисунках, описываются и анализируются, включая методы статистической обработки и их интерпретация)
vВыводы (содержательные выводы по результатам эксперимента и выводы по проведению эксперимента – что можно улучшить, изменить и т.п. для повышения его валидности)
vПриложения (протоколы фиксации, бланки и т.п., включая фотографии проведения эксперимента).
4) сдать итоговое задание "Мой безупречный эксперимент": какой эксперимент я бы провел, если бы не было материальных, временных и т.п. ограничений. Описать план эксперимента, НЗП и ЗП, формирование выборки, процедуру проведения, фиксации результатов, гипотезы и предполагаемые результаты.
 5) подготовить задание по теме "Корреляционные исследования":

 Готтсданкер Р.  Основы психологического эксперимента. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. Глава 9.

Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб.: Питер, 2004. Глава 9.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2008. – Глава 5, п. 5.3.

Привести пример реального корреляционного исследования: план исследования, изучаемые переменные, используемые методы математической статистики, результаты и интерпретация.

 

Вопросы для подготовки к итоговой аттестации и полный список письменных заданий см. ниже в разделе «Дисциплины» - «Экспериментальная психология» - «Контрольные работы»: http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=1395&mod=disc&disc_id=11709&disc_razdel=81961&p=-1

 

 

 

Дополнительная информация: 15.12. 2015 в 14.15 в ауд. 730 состоится психологическое тестирование. Участие в тестировании будет защитано как дополнительное задание по Экспериментальной психологии!

Задание к объединенному семинару  15.12.15

Литература

Готтсданкер Р.  Основы психологического эксперимента. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. Глава 8.

Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб.: Питер, 2004. Глава 8.

 Письменно привести пример многофакторного  эксперимента: выделить ЗП и НЗП (их уровни); записать факторный план с помощью обозначения; заполнить факторную матрицу; построить график и сделать вывод об эффектах эксперимента.

Устно (по мини-группам) подготовить промежуточный отчет о проведении эксперимента (что уже сделано), обязательно сделать презентацию с фотографиями, протоколами и т.п., иллюстрирующими подготовку, проведение и результаты эксперимента.

 

Напоминаю, что к семинарам 17.11.15 (ФПБ-32) и 24.11.15 (ФПБ-31) нужно подготовить программу проведения эксперимента в мини-группе (устно).

На семинаре каждая мини-группа в течение 10 минут рассказывает об идее эксперимента: проблема, гипотеза, НЗП и ЗП, план эксперимента, метод формирования выборки, фиксация результатов и т.п.

 

В разделе "Успеваемость" размещены результаты внутрисеместровой аттестации (8.11.2015)

http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=1395&p=3975 

Напоминаю вам, что 3 ноября (вторник) состоится внутрисеместровая аттестация по всем пройденным темам. 

Атетстация будет проходить в письменной форме на 4-й паре в ауд. 730 для всего курса ФПБ-3.

 1. Предмет и специфика экспериментальной психологии. История становления экспериментальной психологии

 2. СПЕЦИФИКА ЭКСПЕРИМЕНТА КАК ЭМПИРИЧЕСКОГО МЕТОДА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

3. Проблема формирования выборки исследования. Специфика формирования выборки в экспериментальном исследовании.

 4. Основные характеристики психологического эксперимента (валидность, надежность). Контроль и измерения в экспериментальных исследованиях.

5.  Экспериментальные планы (Experimental Designs) в Ψ

 Ниже размещена ссылка (действительна до 2.11.15) на лекцию по экспериментальным планам, которая необходима для подготовки к семинару и промежуточной аттестации.

 

 

27.10.15 - по расписанию семинар у ФПБ-31, но по желанию могут приходить и студенты ФПБ-32!


 

 

Задание к объединенному семинару 20.10.2015 (ФПБ-31 и ФПБ-32)

 

Литература:

Готтсданкер Р.  Основы психологического эксперимента. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.  Гл. 1-2.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2008.  Гл. 4, п. 4.2., 4.3., 4.5

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005.  Гл. 8.

 
1)      повторить понятия валидности (разные виды валидности) и надежности;

2)      на примерах из 1-2 глав учебника Р.Готтсданкера рассмотреть понятие безупречного эксперимента (идеального,  бесконечного, полного соответствия) и его соотношение с реальными экспериментами;

3)      повторить факторы, угрожающие внешней и внутренней валидности, и возможности их контроля (устранения). Подобрать примеры.

4) Подобрать примеры «операционализации» теоретических конструктов с целью измерения их поведенческих характеристик в эксперименте;

5) повторить виды измерительных шкал (определение шкалы, пример применения, возможности использования статистических процедур);

6) повторить методы отбора и формирования выборки.

 

Задание для ФПБ-31 к семинару 29.09.2015

 Повторить:

- определения экспериментальной психологии,

- историю становления экспериментальной психологии,

- первые эксперименты в психологии,

- самые знаменитые эксперименты из различных отраслей психологии,

- отличие эксперимента от других эмпирических методов,

- основные этапы подготовки и проведения эксперимента,

- понятия «генеральная совокупность», «выборка», «репрезентативность»,

- методы отбора и формирования выборки в психологических исследованиях,

- специфика выборки в экспериментальных исследованиях.

Письменно: 

1. Привести примеры трех экспериментов разных видов (для тех, кто не сдал эту работу).

2. Написать эссе «Этические принципы психологического исследования: можно ли проводить эксперименты не соответствующие этим принципам?».

3. Привести примеры экспериментальных исследований (не менее трех), в которых использовались различные способы формирования выборок.

 Литература:

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2008. – Гл. 4, п. 4.1, 4.4.

Ядов В.А. Стратегии социологического исследования: понимание, объяснение, описание. – М., 1998. – Гл. 2, п. 7.

 

Задание для ФПБ-32 к семинару 6.10.2015

 Повторить:

- отличие эксперимента от других эмпирических методов,

- основные этапы подготовки и проведения эксперимента,

- понятия «генеральная совокупность», «выборка», «репрезентативность»,

- методы отбора и формирования выборки в психологических исследованиях,

- специфика выборки в экспериментальных исследованиях.

 Письменно:

1. Привести примеры трех экспериментов разных видов (для тех, кто не сдал эту работу).

2. Написать эссе «Этические принципы психологического исследования: можно ли проводить эксперименты не соответствующие этим принципам?» (для тех, кто не сдал эту работу).

3. Привести примеры экспериментальных исследований (не менее трех), в которых использовались различные способы формирования выборок.

 Литература:

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2008. – Гл. 4, п. 4.1, 4.4.

Ядов В.А. Стратегии социологического исследования: понимание, объяснение, описание. – М., 1998. – Гл. 2, п. 7.

 

 

 

 

Задание к семинару 18 декабря:

Привести пример реального корреляционного исследования: план исследования, изучаемые переменные, используемые методы математической статистики, результаты и интерпретация.

Вопросы для подготовки к итоговой аттестации и полный список письменных заданий см. ниже в разделе «Дисциплины» - «Экспериментальная психология» - «Контрольные работы»: http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=1395&mod=disc&disc_id=11709&disc_razdel=81961&p=-1 

 

 Задание к семинару 4 декабря:

         Повторить материал по лекции и учебникам о многофакторных экспериментах

         Письменно привести пример многофакторного  эксперимента: выделить ЗП и НЗП (их уровни); записать факторный план с помощью обозначения; заполнить факторную матрицу; построить график и сделать вывод об эффектах эксперимента

Задание к семинару 11 декабря:

         Письменный отчет о процедуре и результатах эксперимента, проведенного мини-группой.

         Структура отчета:

- Титульный лист (обязательно указание темы исследования и списка мини-группы)

- Введение (обоснование выбора проблемы данного эксперимента, цель, задачи эксперимента, гипотеза)

- Процедура эксперимента (обоснование экспериментального плана; описание и операционализация НЗП и ЗП; специфика отбора испытуемых, формирования групп; что сделано для контроля внешней и внутренней валидности; ход эксперимента, фиксация его результатов и др.)

- Основные результаты эксперимента и их анализ (результаты представляются с таблицах, рисунках, описываются и анализируются, включая методы статистической обработки и их интерпретация)

- Выводы (содержательные выводы по результатам эксперимента и выводы по проведению эксперимента – что можно улучшить, изменить и т.п. для повышения его валидности)

- Приложения (протоколы фиксации, бланки и т.п., включая фотографии проведения эксперимента).

 

 

Задание к семинару 20 ноября:

Повторить материал по лекции и учебникам о многоуровневых экспериментах.

Письменно привести пример многоуровневого эксперимента (не из учебника Готсданкера): выделить НЗП, ее уровни; показать какая схема эксперимента использовалась; графически показать связь НЗП и ЗП.

Если мини-группа не представила план эксперимента – обязательно подготовить.

Дополнительное творческое задание:

- иллюстрации процедуры экспериментов Йеркса-Додсона.

 Задание к семинару 27 ноября:

- устный отчет о процедуре и результатах эксперимента, проведенного мини-группой.

 

Задание к семинару 13.11.2014:

- разработать проект экспериментального исследования для проведения в мини-группе (защищается на семинаре);

 

 

 

 

Задание к семинару 23.10.2024:

 

- повторить доэкспериментальные, экспериментальные и квазиэкспериментальные планы по Д.Кемпбеллу;

- Привести примеры исследований, соответствующих разным экспериментальным планам (по Д.Кэмпбеллу) – не менее одного примера для доэкспериментального, экспериментального, квазиэкспериментального плана. Проанализировать их внутреннюю и внешнюю валидность.

 Задание к семинару 30.10.2014:

- подготовка к промежуточной аттестации.

 Задание к семинару 6.11.2014:

- разработать проект экспериментального исследования для проведения в мини-группе (защищается на семинаре);

 

 

Задание к семинару 16.10.2014:

Проблемы измерения в психологических исследованиях (экспериментах)

1) повторно: на примерах из 1-2 глав учебника Р.Готтсданкера повторить факторы, угрожающие внешней и внутренней валидности, и возможности их контроля (устранения). Подобрать свои примеры;

2) Подобрать примеры «операционализации» теоретических конструктов с целью измерения их поведенческих характеристик в эксперименте;

2) повторить виды измерительных шкал (определение шкалы, пример применения, возможности использования статистических процедур);

3) сформулировать эмпирические вопросы по своей курсовой работе, операционализировать основные конструкты и подобрать шкалы, наиболее подходящие для измерения фиксируемых признаков.

 

 Задание к семинару 9.10.2014:

 Литература:

  Готтсданкер Р.  Основы психологического эксперимента. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.  Гл. 1-2.

                Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2008.  Гл. 4, п. 4.2., 4.3., 4.5

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы : Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005.  Гл. 8.

 Тема семинара "Валидность и надежность эксперимента"

1)      повторить понятия валидности (разные виды валидности) и надежности;

2)      на примерах из 1-2 глав учебника Р.Готтсданкера рассмотреть понятие безупречного эксперимента (идеального,  бесконечного, полного соответствия) и его соотношение с реальными экспериментами;

3)      повторить факторы, угрожающие внешней и внутренней валидности, и возможности их контроля (устранения). Подобрать примеры.

 Дополнительное задание:

1) участие в выставке постеров студенческих работ, требования к постеру см.: http://vk.com/topic-76600822_31115683

2) участие в конференции "Актуальные проблемы современной психологии" и публикация тезисов, требования см.: http://vk.com/event77708171 

 

 

Дополненное задание к семинару 2.10.2014

- в одной из баз данных сделать подборку литературы по проблеме курсовой работы; сделать как минимум 2 скриншота (поисковый запрос и результаты поиска; если уточняли поисковый запрос, то скриншотов будет больше), разместить их в группе ВКонтакте (http://vk.com/topic-76600822_31073480) и рассказать на семинаре об особенностях поиска в данной базе данных;

- повторить методы формирования выборки и отбора групп для эксперимента (лекция + Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2008. – Гл. 4, п. 4.4; Ядов В.А. Стратегии социологического исследования: понимание, объяснение, описание. – М., 1998. – Гл. 2, п. 7.

- письменно: привести примеры экспериментальных исследований (не менее трех), в которых использовались различные способы формирования выборок;

- познакомится с правилами представления научной статьи (формат АРА), устного доклада на конференции, стендового доклада. Повторить правила оформления курсовых работ (проиллюстрировать примерами из своих курсовых работ).

Материалы:

 - подготовка научной статьи (формат АРА): web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/files.php

- правила оформления статьи (Вестник РУДН):

- правила оформления курсовых работ:

- рекомендации по подготовке выступления на конференции:

- рекомендации по подготовке постера (стендового доклада):

- образец постера: 

 

Задание к семинару 25.09.2014:

- повторить материал об основных этапах проведения эксперимента (лекция + Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2008. – Гл. 4, п. 4.1);

- познакомиться (повторить) возможности использования PROXY Сервера Научной библиотеки РУДН для поиска научной литературы:

http://lib.rudn.ru;

proxylib.rudn.ru; порт 3128;

для филологического факультета – пользователь libru7, пароль libru7

- Познакомиться с возможностями поиска научной психологической литературы в базах данных, которые предоставляются следующими ресурсами:

Rsl.ru

eLibrary.ru

http://www.sagepub.com/home.nav

 

http://www.apa.org/pubs/databases/psycinfo/index.aspx

 

 

- в одной из баз данных сделать подборку литературы по проблеме курсовой работы (сделать скриншоты и рассказать об особенностях поиска литературы в этой базе данных) – записаться в группе кто берет какую базу данных (можно по 2 человека, но каждый делает свой список, а осваивают базу и рассказывают – вдвоем).

 

Задание к семинару 2.10.2014:

- повторить методы формирования выборки и отбора групп для эксперимента (лекция + Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2008. – Гл. 4, п. 4.4; Ядов В.А. Стратегии социологического исследования: понимание, объяснение, описание. – М., 1998. – Гл. 2, п. 7.

- письменно: привести примеры экспериментальных исследований (не менее трех), в которых использовались различные способы формирования выборок;

- познакомится с правилами преставления научной статьи (формат АРА), устного доклада на конференции, стендового доклада. Повторить правила оформления курсовых работ (проиллюстрировать примерами из своих курсовых работ). Материалы будут на портале.

 

 

 

 

Предварительное задание к лекции 23.09.2014 и семинару 25.09.2014

 1. Познакомиться (повторить) возможности использования PROXY Сервера Научной библиотеки РУДН для поиска научной литературы:

http://lib.rudn.ru;

proxylib.rudn.ru; порт 3128;

для филологического факультета – пользователь libru7, пароль libru7

 

2. Познакомиться с возможностями поиска научной психологической литературы в базах данных, которые предоставляются следующими ресурсами:

Rsl.ru

eLibrary.ru

http://www.sagepub.com/home.nav

http://www.apa.org/pubs/databases/psycinfo/index.aspx

 

 

Балльная структура оценки по курсу «Экспериментальная психология»

 

Виды учебной работы

Число

 

Макс. кол-во баллов за 1 работу

Максимальная сумма баллов

Активная работа на занятиях

10

2

20

Участие в групповой презентации

2

2

4

Письменные практические задания

6

3

18

Письменный групповой отчет и компьютерная презентация

1

10

10

Внутрисеместровая аттестация

1

15

15

Посещение и работа на лекции

8

1

8

Итоговая аттестация

1

25

25

Итого

 

 

100

  Дополнительные задания

 

- выступление с докладом на студенческой конференции

- участие в дискуссии на научной конференции

- написание тезисов (статей) по результатам экспериментальных исследований

 

Основная литература

 1. Вудвортс Р. Экспериментальная психология - М.: Директ-Медиа, 2008. - 1648 с. http://www.biblioclub.ru/book/39153/

 2. Готтсданкер Р.  Основы психологического эксперимента. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.

 3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с. 

 4. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы : Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 381 с.

 5. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М. Прогресс, 1980.

 6. Назаров А.И. Экспериментальная психология. Пособие -- М.: Директ-Медиа, 2013. - 77 с. http://www.biblioclub.ru/book/143042/

 7. Никандров В.В.Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – 512 с.

 

Задание к семинару 11.09.2014: 

 - подобрать примеры первых и самых известных экспериментов из разных отраслей психологии. Выбрать эксперимент и записаться в группе: http://vk.com/experimentalpsychology

 Задание к семинару 18.09.2014:

 - познакомится с этическими принципами и кодексами в психологии (например, Этический кодекс, принятый Российским психологическим обществом: http://рпо.рф/rpo/documentation/ethics.php);

- привести примеры экспериментов, нарушающих эти принципы;

- Письменное задание № 1 – эссе «Этические принципы психологического исследования: можно ли проводить эксперименты не соответствующие этим принципам?»

 

 

 

 

Вопросы для подготовки к  итоговой аттестации по курсу

 «Экспериментальная психология»

 

1.                  Уровни методологии психологического исследования.

2.                  Классификация эмпирических методов психологического исследования.

3.                  Экспериментальная психология как раздел психологии и учебная дисциплина.

4.                  Специфика экспериментального исследования в психологии в отличие от других эмпирических методов.

5.                  Основные этапы экспериментального исследования в психологии.

6.                  Краткая история экспериментальной психологии за рубежом и в России.

7.                  Классификации методов эмпирического познания в психологии: С.Л. Рубинштейн, Б.Г Ананьев, В.Н. Дружинин.

8.                  Основные характеристики экспериментального исследования.

9.                  Этика психологических экспериментальных исследований.

10.              Зависимая, независимая, побочная, дополнительная переменные в эксперименте.

11.              Понятия о безупречном, идеальном, бесконечном эксперименте, эксперименте полного соответствия.

12.              Определение понятия «валидность».

13.              Определение внутренней валидности эксперимента. Факторы, угрожающие внутренней валидности. 

14.              Определение внешней валидности.  Факторы, угрожающие внешней валидности. 

15.              Факторы, нарушающие валидность экспериментов, возможность их контроля.

16.              Основные экспериментальные схемы по Д.Кэмпбеллу.

17.              Надежность результатов и выводов эксперимента.

18.              Выборка и генеральная совокупность. Репрезентативность выборки.

19.              Специфика формирования выборки в экспериментальных исследованиях. Способы формирования выборки.

20.              Преимущества и недостатки многоуровневых экспериментов.

21.              Факторные эксперименты в психологии.

22.              Однофакторный и многофакторный эксперименты.

23.              Общая характеристика квазиэксперимента как исследования с ограниченными формами контроля.

24.              Корреляционные исследования. Контроль в корреляционных исследованиях. Примеры корреляционных  исследований.

25.              Примеры построения экспериментальных схем.

26.              Основные экспериментальные планы в социальной психологии.

Практические задания

1. Привести примеры экспериментальных исследований (не менее трех), в которых использовались различные способы формирования экспериментальной и контрольной выборок.

 2. Написать эссе «Этические принципы психологического исследования: можно ли проводить эксперименты не соответствующие этим принципам?»

 3. Привести примеры исследований (не менее трех), соответствующих разным экспериментальным планам (по Д.Кэмпбеллу). Проанализировать их внутреннюю и внешнюю валидность.

 4. Разработать проект экспериментального исследования для проведения в мини-группе (защищается на семинаре).

 5. Провести экспериментальное исследование по разработанной программе и представить его результаты в компьютерной презентации (выполняется в мини-группе).

 6. Написать отчет о проведении эксперимента (выполняется в мини-группе).

 7. Написать эссе «Мой идеальный эксперимент», в котором представить программу собственного психологического эксперимента и описать каким образом он может быть реализован.

 8. Привести пример многоуровнего эксперимента в психологии, показать его отличия от одноуровнего.

 9. Привести пример факторного эксперимента (не менее двух факторов, 2 х 2), составить факторную матрицу (таблицу), графически показать результаты исследования и проанализировать основной эффект и взаимодействие факторов.

 

Основная литература

 

Вудвортс Р. Экспериментальная психология - М.: Директ-Медиа, 2008. - 1648 с. http://www.biblioclub.ru/book/39153/

Готтсданкер Р.  Основы психологического эксперимента. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы : Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 381 с.

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М. Прогресс, 1980.

Назаров А.И. Экспериментальная психология. Пособие -- М.: Директ-Медиа, 2013. - 77 с. http://www.biblioclub.ru/book/143042/

  Никандров В.В.Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2007. – 512 с.

 

 

Микроблог:

2017-06-27 22:49:34
Уважаемые студенты ФПМ-11!
Пересдача по курсу "Научные школы и
теории в современной психологии"
состоится 28 июня в 12.30 (сбор у
ауд. 627).


2017-06-27 22:48:14
Уважаемые студенты ФПМ-11 и ФПМ-12!
Пересдача по курсу "Преподавание
психологии в системе высшего и
дополнительного образования"
состоится 28 июня в 12:00 (сбор у
ауд. 627).


2017-05-28 22:15:22
Уважаемые студенты ФПМ-11!
Пересдача по
курсу "Научные школы и теории в
современной психологии" состоится
29 мая в 13.00 (сбор у каб. 627).


Показать все записи