Новикова Ирина Александровна
Учебный портал РУДН
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Научные школы и теории в современной психологии
(Кафедра и Департамент: Социальной и дифференциальной психологии)

1. Цели и задачи дисциплины:

Основная цель данного курса – рассмотреть и проанализировать историю возникновения, взаимовлияния и современного состояния основных научных школ и теорий современной психологии.

Реализация данной цели подразумевает решение ряда задач:

– изучить специфику понятий «научная школа», «научная теория», «научная ориентация», «научная категория», «научная система», «научная парадигма» и соотношений между ними на примере исторического развития и современного состояния психологической науки;

– проанализировать и сравнить особенности развития и современного состояния основных научных школ в современной зарубежной и отечественной психологии;

– определить основные тенденции современного развития психологических школ и направлений.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Научные школы и теории в современной психологии» относится к базовой части профессионального цикла ФГОС-3 магистратуры направления 030300 «Психология». Данная дисциплина изучается в первом семестре второго курса обучения в магистратуре.

Основой изучения курса являются знания, полученные обучающимися в бакалавриате направления 030300 «Психология» при изучении дисциплин «Общая психология», «Социальная психология», «История психологии», «Методологические основы психологии». При обучении в магистратуре данная дисциплина изучается после дисциплин «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Качественные и количественные методы исследований в психологии», «Статистические методы в психологии», «Активные методы социально-психологического обучения», «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования».

У студентов уже должны быть заложены основы следующих общекультурных и профессиональных  компетенций:

способность и готовность к:

- совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1);

- самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК- 2);

- активному общению в научной, производственной и социально­ общественной сферах деятельности (ОК-3);

- использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК- 5);

- оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК - 11);

- разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств (ПК-2);

- определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);

- участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-26);

- подготовке и проведению различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования (ПК-28).

- обеспечению профессиональной подготовки психологических кадров (ПК-29);

- руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30).

Дисциплина «Научные школы и теории в современной психологии» предшествует прохождению студентами педагогической и научно-исследовательской практик, итоговой государственной аттестации и защите магистерской диссертации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность и готовность к:

- совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК- 1);

- самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК- 2);

- активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3); 

- свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4);

- использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК- 5);

- разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств (ПК-2);

- совершенствованию и разработке категориального аппарата психологии (ПК-3);

- созданию нового знания на основе исследования в избранной сфере подготовки (ПК-4);

- определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);

- выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10);

- сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте  исторических предпосылок ее развития (ПК-12).

- подготовке, рецензированию и редактированию научных и учебно-методических публикаций (ПК-13);

- участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-26);

- обеспечению профессиональной подготовки психологических кадров (ПК-29);

- руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: специфику понимания понятий «научная школа» и «научная теория», проблемы и тенденции развития современных психологических школ и теорий.

Уметь: анализировать и сопоставлять психологические теории в динамике развития психологической науки.

Владеть: принципами историко-психологического и методологического анализа научных школ и теорий и их понятийным аппаратом.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ______2_____ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

 

 

 

1. Аудиторные занятия (ак. часов)

36

36

 

 

 

В том числе:

-

-

-

-

-

1.1. Лекции

18

18

 

 

 

1.2. Прочие занятия

18

18

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

1.2.1.Практические занятия (ПЗ)

 

 

 

 

 

1.2.2. Семинары (С)

18

18

 

 

 

1.2.3.Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Из них в интерактивной форме (ИФ)

12

12

 

 

 

2. Самостоятельная работа (ак.часов)

36

36

 

 

 

В том числе:

-

-

-

-

-

2.1. Курсовой проект (работа)

 

 

 

 

 

2.2. Расчетно-графические работы

 

 

 

 

 

2.3. Реферат

 

 

 

 

 

2.4. подготовка и прохождение промежуточной аттестации

4

4

 

 

 

Другие виды самостоятельной работы

32

32

 

 

 

( подготовка докладов и сообщений, написание эссе, подготовка к семинарам)

 

 

 

 

Микроблог:

2017-03-20 11:48:12
Уважаемые студенты ФПБ-2! ПОВТОР
КУРСА "Социальная психология"
начинается 21 марта!
Лекция: 21 марта в 14.50 (сбор
около ауд. 627)


2017-03-15 00:04:42
Уважаемые студенты ФПБ-3! Повтор
курса "Экспериментальная
психология" начинается 16 марта.
Сбор в 13.50 в ауд. 630.


2017-02-27 19:49:05
Уважаемые студенты ФПБ-2 и ФПБ-3!
Результаты итоговых пересдач с
комиссией по курсам Социальная и
Экспериментальная психология
размещены на моей странице в
разделе "Успеваемость".


Показать все записи