Новикова Ирина Александровна
Учебный портал РУДН
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования
(Кафедра и Департамент: Социальной и дифференциальной психологии)

ПРОГРАММА

дисциплины

ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Цели и задачи дисциплины:

Основная цель данного курса – рассмотреть психолого-педагогические основы преподавания психологических дисциплин в высшей школе и в системе дополнительного образования.

Реализация данной цели подразумевает решение ряда задач:

– систематизировать и обобщить знания о психологических, педагогических, методических аспектах преподавания психологии;

– рассмотреть основные особенности высшего и дополнительного образования в России и мире, а также психолого-педагогические основы преподавания в высшей школе;

– сформировать навыки методической разработки и анализа основных форм учебных и внеучебных занятий по психологии в системе высшего и дополнительного образования;

– проанализировать специфику курса «Социальная психология» как учебной дисциплины;

– познакомить с особенностями организации объяснения, отработки и контроля знаний по психологии и отработать соответствующие умения на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» относится к базовой части профессионального цикла ФГОС-3 магистратуры направления 030300 «Психология». Данная дисциплина изучается во втором семестре первого курса обучения в магистратуре.

Основой изучения курса являются знания, полученные обучающимися в бакалавриате направления 030300 «Психология» при изучении дисциплин «Педагогика», «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Методика преподавания психологии  в средних учебных заведениях». При обучении в магистратуре данная дисциплина изучается после дисциплины «Активные методы социально-психологического обучения».

У студентов уже должны быть заложены основы следующих общекультурных и профессиональных  компетенций:

способность и готовность к:

- совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1);

- самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК- 2);

- активному общению в научной, производственной и социально­ общественной сферах деятельности (ОК-3);

- использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК- 5);

- оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК - 11);

- подготовке и проведению различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования (ПК-28).

 

Дисциплина «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» предшествует изучению дисциплин: Актуальные проблемы теории и практики современной психологии, Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы, Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога, а также необходима для прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность и готовность к:

- совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1);

- самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК- 2);

- активному общению в научной, производственной и социально­ общественной сферах деятельности (ОК-3);

- использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК- 5);

- оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК - 11);

- участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по психологическим дисциплинам ;

- проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса и образовательной среды (ПК-27)

- подготовке и проведению различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования (ПК-28);

- обеспечению профессиональной подготовке психологических кадров (ПК-29);

- руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30);

- участию в проектировании и реализации обучающих программ и инновационных технологий повышения квалификации и переподготовки психологических кадров (ПК-31);

- просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-32).

 (указываются в соответствии с ФГОС ВПО)

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать основные психологические, педагогические, методические закономерности преподавания психологии в вузе; специфику «Социальной психологии» как учебной дисциплины; иметь представление об особенностях системы высшего и дополнительного образования в России и в мире.

Уметь проводить объяснение, отработку и контроль знаний по психологии; организовывать  воспитательную работу со студентами; разрабатывать и совершенствовать программы учебных курсов.

Владеть навыками методической разработки и анализа основных форм учебных и внеучебных занятий по психологии.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____2______ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

2

 

 

 

Аудиторные занятия (всего)

36

36

 

 

 

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

18

18

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

 

 

 

 

 

Семинары (С)

18

18

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

36

36

 

 

 

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

 

 

 

 

 

Расчетно-графические работы

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

Другие виды самостоятельной работы

 

 

 

 

 

(подготовка к семинарам, подготовка докладов и сообщений, методическая разработка проекта программы спецкурса, лекции (с презентацией) и семинара  по психологии)

36

36

 

 

 

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

 

 

 

 

Общая трудоемкость                                     час

                                                                       зач. ед.

72

72

 

 

 

2

2

 

 

 

 

 

Микроблог:

2017-09-11 20:39:09
Уважаемые студенты ФПМ-21!
Пересдача по курсам "Научные школы
и теории в современной психологии"
и "Преподавание психологии в
системе высшего и
дополнительного образования"
состоятся 12 сентября в 15.20. в
ауд. 628.


2017-06-27 22:49:34
Уважаемые студенты ФПМ-11!
Пересдача по курсу "Научные школы и
теории в современной психологии"
состоится 28 июня в 12.30 (сбор у
ауд. 627).


2017-06-27 22:48:14
Уважаемые студенты ФПМ-11 и ФПМ-12!
Пересдача по курсу "Преподавание
психологии в системе высшего и
дополнительного образования"
состоится 28 июня в 12:00 (сбор у
ауд. 627).


Показать все записи