Новикова Ирина Александровна
Учебный портал РУДН
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
История психологии! 1, 2 уровень
(Кафедра и Департамент: Социальной и дифференциальной психологии)

ПРОГРАММА

дисциплины   ИСТОРИЯ  ПСИХОЛОГИИ

1. Цели и задачи дисциплины:

Основная цель курса «История психологии» - рассмотрение и анализ возникновения и развития научных знаний о психической реальности.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса нужно решить следующие задачи:

- изучить генезис основных психологических понятий, представлений и направлений в исторической перспективе; выявить их исходные позиции, рассмотреть процессы взаимовлияния и тенденции развития в современности;

- систематизировать, обобщить и осмыслить психологические знания, полученные при изучении курсов общей, возрастной, педагогической, социальной и др. психологии;

- развить умение чтения научной психологической литературы с более глубоким пониманием смыла и значения используемых психологических терминов и проникновением в сущность описываемых закономерностей;

- показать необходимость знания истории вопроса для грамотной постановки и решения проблемы психологического исследования по любой тематике;

- способствовать формированию нравственных и этических норм будущих специалистов на примерах рассмотрения драматических судеб и борьбы во имя истины выдающихся ученых прошлого.

 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История психологии» относится к базовой части профессионального цикла ФГОС-3 направления 030300 «Психология». Данная дисциплина изучается в пятом (разделы «Введение», «Развитие психологических знаний в рамках учений о душе», «Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании») и шестом (разделы «Выделение психологии в самостоятельную науку», «Развитие психологии в ХХ веке» и «Заключение») семестрах третьего курса обучения в бакалавриате.

Специфика содержания данного курса состоит в том, что его изучение во многом опирается на знания, полученные студентами в предыдущие периоды обучения (по общеобразовательным курсам философии, социологии, педагогики; а также по дисциплинам профессионального цикла: «Общая психология», Зоопсихология и сравнительная психология, Социальная психология, Психология развития и возрастная психология). Изучение истории развития научных психологических знаний во многом способствует повторению, более глубокому пониманию и осмыслению, систематизации  основных психологических понятий, категорий, направлений, теорий. Без освоения истории психологии невозможно получение полноценного «базового» психологического образования.

У студентов уже должны быть заложены основы следующих общекультурных и профессиональных  компетенций:

способность и готовность к:

-  пониманию роли гуманистических ценностей для сохранения и развития  современной цивилизации (ОК-1);  формированию мировоззрения на основе достижений  естественных и общественных наук (ОК-2), владению культурой научного мышления, обобщению,  анализу и синтезу фактов и теоретических положений (ОК-3);

- применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);  самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19).

Курс «История психологии» является предшествующим для изучения последующих дисциплин Методологические основы психологии, Этнопсихология, Дифференциальная психология.

 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

- способность и готовность к:

пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствования и развития общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

владению культурой научного мышления, обобщения, анализа и синтеза фактов и теоретических положений (ОК-3);

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и др. (ОК-9).

Общепрофессиональные компетенции:

- способность и готовность в практической деятельности к:

- применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);  

- выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14);

- самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

- просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

 В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: генезис основных психологических понятий, представлений и направлений в исторической перспективе, их исходные позиции; особенности процессов взаимовлияния и тенденции развития в современности основных психологических школ.

Уметь читать научную психологическую литературу с более глубоким пониманием смыла и значения используемых психологических терминов и проникновением в сущность описываемых закономерностей; составлять краткую историческую справку для грамотной постановки и решения проблемы психологического исследования по любой тематике.

Владеть системой понятий и категорий, разработанных в разных научных школах в процессе развития психологии, а также навыками конспектирования и анализа историко-психологической литературы; составления сравнительных таблиц и схем.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ______6_____ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5

(18)

6

(12)

 

 

Аудиторные занятия (всего)

102

54

48

 

 

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

60

36

24

 

 

Практические занятия (ПЗ)

 

 

 

 

 

Семинары (С)

42

18

24

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

114

54

60

 

 

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

 

 

 

 

 

Расчетно-графические работы

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

Другие виды самостоятельной работы

114

54

60

 

 

( подготовка докладов и сообщений, составление сравнительных таблиц и схем, конспектирование первоисточников, подготовка к семинарам)

 

 

 

 

 

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

экзамен

 

 

Общая трудоемкость                                     час

                                                                       зач. ед.

216

108

108

 

 

6

3

3

 

 

 


 

 
Микроблог:

2017-09-11 20:39:09
Уважаемые студенты ФПМ-21!
Пересдача по курсам "Научные школы
и теории в современной психологии"
и "Преподавание психологии в
системе высшего и
дополнительного образования"
состоятся 12 сентября в 15.20. в
ауд. 628.


2017-06-27 22:49:34
Уважаемые студенты ФПМ-11!
Пересдача по курсу "Научные школы и
теории в современной психологии"
состоится 28 июня в 12.30 (сбор у
ауд. 627).


2017-06-27 22:48:14
Уважаемые студенты ФПМ-11 и ФПМ-12!
Пересдача по курсу "Преподавание
психологии в системе высшего и
дополнительного образования"
состоится 28 июня в 12:00 (сбор у
ауд. 627).


Показать все записи