Новикова Ирина Александровна
Учебный портал РУДН
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Методы психологического исследования
(Кафедра и Департамент: Социальной и дифференциальной психологии)

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель курса – сформировать у студентов общее представление о специфике методов психологического исследования и особенностях их практического применения.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

– анализ специфики планирования и проведения психологического исследования, интерпретации и представления его результатов;

– изучение особенностей применения основных методов сбора эмпирических данных в  психологии;

– формирование и отработка практических умений и навыков использования основных методов психологического исследования.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методы психологического исследования» относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла ФГОС-3 бакалавриата по направлению 030300 «Психология». Данная дисциплина изучается в шестом учебном семестре (второй семестр третьего курса бакалавриата).

Основой изучения курса являются знания, полученные обучающимися при изучении курсов «Общая психология» (раздел «Введение в психологию»), «Введение в профессию», «Социальная психология», «Математические методы в психологии», «Общепсихологический практикум» (1 уровень), а также общеобразовательного курса «Социология». Соответственно, студенты уже должны быть знакомы с определением предмета современной психологии и ее основных отраслей, представлять специфику практической работы психолога, знать основные характеристики методологии и методов психологического и социально-психологического исследования, уметь применять методы математической статистики для обработки данных. У студентов должны быть заложены основы следующих общекультурных и профессиональных  компетенций:

способность и готовность к:

-  пониманию роли гуманистических ценностей для сохранения и развития  современной цивилизации (ОК-1);  формированию мировоззрения на основе достижений  естественных и общественных наук (ОК-2), владению культурой научного мышления, обобщению,  анализу и синтезу фактов и теоретических положений (ОК-3); применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

- применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10); участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях (ПК-11).

Дисциплина «Методы социально-психологического исследования» является предшествующей для следующих курсов: Экспериментальная психология, Общепсихологический практикум (3 уровень), Психодиагностика, Практикум по психодиагностике, Спецпрактикум по социальной психологии (1, 2 уровни).

(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

- способность и готовность к:

- использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практик (ОК-4);

- восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

- проведению теоретического и экспериментального исследования; использованию методов социально-психологического исследования, представления и анализа его результатов.

Общепрофессиональные компетенции:

- способность и готовность в практической деятельности к:

- отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

- осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

- выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов и кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

- реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

 В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать специфику планирования и проведения психологического исследования, интерпретации и представления его результатов; особенности применения основных «количественных» и «качественных» методов сбора эмпирических данных в психологии.

Уметь грамотно подбирать выборку и методы для проведения исследования в зависимости от его проблемы, целей и задач; получать, представлять, описывать, интерпретировать данные психологического исследования.

Владеть навыками по составлению программы и рабочего плана эмпирического исследования; написания отчета по исследованию.

 

Микроблог:

2017-03-20 11:48:12
Уважаемые студенты ФПБ-2! ПОВТОР
КУРСА "Социальная психология"
начинается 21 марта!
Лекция: 21 марта в 14.50 (сбор
около ауд. 627)


2017-03-15 00:04:42
Уважаемые студенты ФПБ-3! Повтор
курса "Экспериментальная
психология" начинается 16 марта.
Сбор в 13.50 в ауд. 630.


2017-02-27 19:49:05
Уважаемые студенты ФПБ-2 и ФПБ-3!
Результаты итоговых пересдач с
комиссией по курсам Социальная и
Экспериментальная психология
размещены на моей странице в
разделе "Успеваемость".


Показать все записи