Микроблог:

2017-05-24 10:49:22
Вниманию студентов ГМБ-12 и ГМБ-15!
На портале вывешены текущие оценки
по предмету "Всемирная синхронная
история". Проверьте свой допуск к
итоговой аттестации


2017-05-05 13:01:24
Вниманию студентов ГМБ-12 и
ГМБ-15!
Студенты, не представившие на
семинарских занятиях ни одного
доклада, не будут допущены к
итоговой аттестации по курсу.


2017-04-11 11:53:35
Очередное заседание КЛА состоится
14 апреля в 16.30. Просмотр фильма
о дольменах


Показать все записи
Археологическая практика
(Кафедра и Департамент: Всеобщей истории)

Общие положения. Археологическая практика является непременной составной частью общего курса «Основы археологии» для студентов, обучающихся по специальности «история» факультета гуманитарных и социальных наук. Данный вид деятельности предполагает практическое  применение и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при прослушивании лекционного курса.

Руководство полевой археологической научно-исследовательской практикой осуществляется исследователями или преподавателями, имеющими специальную подготовку проведения полевых археологических исследований, владеющими современными методами ведения раскопок и разведок и фиксации их итогов в форме полевого дневника.

Цель курса – выработка навыков полевой работы, практическое применение основных положений полевой археологии, полученных после прослушивания теоретического курса. Обучение работе на археологическом объекте, способам фиксации материалов, камеральной обработке находок, навыку подготовки научного отчета.

Содержание курса – студенты непосредственно участвуют в  работе на археологическом объекте. Учитывая, что практика проходит в рамках действующих археологических экспедиций, руководство ею осуществляется как со стороны преподавателя, так и со стороны начальника экспедиции, отряда или конкретного объекта, на котором работают студенты. В целом, режим и порядок работы студентов строится в соответствии с теми правилами, которые уже установлены на данном археологическом объекте.

Археологические исследования могут быть двух видов: археологическая разведка или археологические раскопки.

Разведки – научное обследование памятников археологии с целью обнаружения и первоначального полевого изучения новых, а также получения современных данных о ранее выявленных. В процессе разведки для каждого памятника составляется описание с характеристикой его географического положения и структуры, ситуационный план местности, который должен детально характеризовать место расположения памятника. При необходимости для определения характера культурного слоя производятся небольшие земляные работы: зачистка обнажений, шурфовка. На данном этапе исследований особенно важным является умение студентов видеть и идентифицировать подъемный материал, определять площадь его распространения для обозначения границ памятника, работать с измерительными приборами (нивелир, рейка, теодолит), проводить фотофиксацию находок.

Раскопки являются основной и важнейшей формой научного полевого изучения памятника археологии. Они имеют целью всестороннее исследование, точную фиксацию и научную оценку памятника. Раскопки предусматривают полную характеристику топографии и стратиграфии памятника, его культурного слоя, его сооружений, находимого на памятнике вещевого материала и т.п. При участии в археологических раскопках студентам очень важно знать основные приемы исследований различных типов памятников, важность тех или иных объектов на раскопе, приемы фиксации и типы находок и сооружений. Наиболее важными качествами при работе на раскопе являются аккуратность и внимательность. Важно, чтобы все обнаруженные материалы были внесены в полевой дневник и в опись, снабжены паспортами.

По завершении археологической практики студенты представляют отчеты в форме полевого дневника, который и является основанием для оценки успешности прохождения археологической практики.

Организационно-методическое построение курса. Проведение археологической практики включает в себя два основных этапа:

1.          Теоретический курс основ полевой археологии. Лекции по полевой археологии входят в общий курс «Основ археологии», который студенты прослушивают в течение семестра. Блок лекций по полевой археологии является вводным, по нему проводится ряд семинарских занятий, включающих как изучение научной литературы, так и, по возможности, навыки работы с измерительными приборами (в лабораторных условиях). Кроме того, в качестве семинарских заданий для студентов выступает и работа с различными видами научных отчетов об археологических исследованиях, целью которой является обучение ведению полевой отчетности (полевой дневник, фотофиксация, чертежи).

2.          Практические занятия. Непосредственно археологическая практика проводится «в полях», т.е. с выездом студентов на место археологических исследований для участия в археологической экспедиции. В зависимости от обстоятельств, либо до выезда группы на место археологических исследований, либо по прибытии на место, но до выхода на объект, руководитель практики обязан прочитать предварительную вводную лекцию, которая включает ряд пунктов:

       а) общие положения о типах археологических                         исследований;

       б) приемы и методы археологических исследований;

       в)  типы археологических находок и способы их фиксации;

       г) приемы и методы ведения полевой документации.

 

Обязательная литература.

1.     Авдусин А.А. Полевая археология. М., 1985.

2.     Мартынов А.И. Археология. М., 1996.

 

Условия и критерии выставления оценок: Оцениваются все виды работы и уровень накопленных знаний студентов по балльной системе. В первую очередь, по результатам различных аспектов практической работы в рамках археологической экспедиции определяется степень изученности и качество осмысления материала теоретического курса и степень овладения практическими навыками.

Шкала оценок :

Баллы БРС

Традиционные оценки РФ

Оценки ECTS

95-100

5

A

86-94

B

69-85

4

C

61-68

3

D

51-60

E

31-50

2

FX

0-30

F

51 - 100

Зачет

Passed


Для тех студентов, которые по уважительным (по заключению деканата) причинам не набрали необходимого количества баллов для получения удовлетворительной и более высоких оценок, предоставляется возможность повторной отработки с оценкой по указанной четырехбалльной шкале.

Техника безопасности. Особое внимание отводится информации о технике безопасности. Среди студентов проводится разъяснительная беседа-лекция о правилах проведения земляных работ, поведения на раскопе, способах обращения с инструментарием, о технике безопасности в лагере и прилегающих территориях. В завершение беседы студенты обязаны расписаться в специальном журнале об ознакомлении с мерами техники безопасности.

- практическая работа – 50 баллов

- научный отчет – 50 баллов. Методические рекомендации по оформлению отчета см. в разделе "Контрольные работы"

подготовка к практике