Микроблог:

2017-05-24 10:49:22
Вниманию студентов ГМБ-12 и ГМБ-15!
На портале вывешены текущие оценки
по предмету "Всемирная синхронная
история". Проверьте свой допуск к
итоговой аттестации


2017-05-05 13:01:24
Вниманию студентов ГМБ-12 и
ГМБ-15!
Студенты, не представившие на
семинарских занятиях ни одного
доклада, не будут допущены к
итоговой аттестации по курсу.


2017-04-11 11:53:35
Очередное заседание КЛА состоится
14 апреля в 16.30. Просмотр фильма
о дольменах


Показать все записи
Первобытное общество
(Кафедра и Департамент: Всеобщей истории)

 

 

 

  РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ       

Кафедра всеобщей истории
 
Общее описание курса
 
Название курса: ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
Цели и задачи курса:
- БАКАЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА, специальность «история», 1 курс
- Обязательный курс – полугодовой, 1 семестр,
- лекций и семинаров - 18 часов
- экзамен – 1 семестр, 3 кредита
 
 
Преподаватель: ст. преподаватель магистр Панасюк Наталья Викторовна
Кафедра всеобщей истории
Структура курса: Курс состоит из лекций (10 часов) и семинарских занятий (10 часов, 40 часов самостоятельной работы). В ходе лекций студенты должны усваивать теоретический и фактологический материал по изучаемым темам. На семинарских занятиях студенты изучают научную литературу по ключевым проблемам курса, осваивают понятийный и методический аппарат изучения дописьменной истории, самостоятельно составляют таблицы археологической, геологической, антропологической и общей периодизации истории первобытного общества.
Описание системы контроля знаний:
- общие правила выполнения контрольных заданий: Оцениваются все виды работы и уровень накопленных знаний студентов по балльной системе. В первую очередь, по результатам проверки письменных аттестационных и самостоятельных работ, по уровню изложения и информативной насыщенности научных сообщений определяется степень изученности и качество осмысления материала курса. Учитываются также активность посещений лекционных и семинарских занятий; выступления, участие в дискуссиях, сообщения, доклады на семинарах.
 
 
 
- шкала оценок:
 

Баллы БРС

Традиционные оценки РФ

Оценки ECTS

95-100

5

A

86-94

B

69-85

4

C

61-68

3

D

51-60

E

31-50

2

FX

0-30

F

51 - 100

Зачет

Passed


 
- балльная структура оценки:
1-ая рубежная аттестация: письменная контрольная работа -                                  30 баллов;
2-ая рубежная аттестация: письменная контрольная работа -                                  30 баллов;
активная работа на семинарских занятиях на протяжении семестра -                    10 баллов;
научные сообщения -                                                                                                    10 баллов;
работа с первоисточниками -                                                                                       10 баллов;
самостоятельная работа -                                                                                                5 баллов;
посещение лекций и семинарских занятий -                                                               15 баллов.
 
Для тех студентов, которые по уважительным (по заключению деканата) причинам не набрали необходимого количества баллов для получения удовлетворительной и более высоких оценок, проводится письменный экзамен с оценкой по указанной шкале.


Программа курса
 
Цель курса– помочь в формировании мировоззренческих основ исторического познания у студентов: изучении происхождения человека и человеческого сознания, культуры, социальных институтов, религии; дать необходимые фактологические и теоретические знания о «начале» истории, ознакомить с методами изучения дописьменного периода в жизни человечества; способствовать развитию научно обоснованных идеологических представлений о равенстве человеческих рас и общечеловеческой ценности всех, в том числе и архаических, культур.
Содержание курсаосновные задачи, предмет и методы истории первобытного общества; проблемы периодизации первобытной истории; учение об эволюции приматов; начальная стадия антропогенеза: проблема возникновения орудийной деятельности и влияние ее на изменение морфологии гоминид; австралопитеки и архантропы: проблема строительства искусственных жилищ и использования огня; теории глоттогенеза; палеоантропы: их место в антропогенезе, связь между неандертальцами и кроманьонцами, проблема возникновения религии (неандертальские погребения); происхождение и расселение неоантропа: теории полицентризма и моноцентризма, вопросы формирования человеческих рас; социогенез: теории возникновения человеческого общества; культурогенез как составная часть антропосоциогенеза; первобытное человеческое стадо и проблемы обуздания зоологического индивидуализма, формирования системы табу; происхождение экзогамии; возникновение земледелия и скотоводства; особенности раннеродовой и позднеродовой общины; появление частной собственности; взаимообусловленность форм семьи и собственности; роль обработки металлов в социогенезе; разложение первобытных отношений в соседской общине; характерные особенности «военной демократии»; слияние племен в народности; этапы становления первых цивилизаций; теории происхождения искусства; основные археологические культуры эпох камня и палеометалла; духовная культура в первобытности; ранние формы религии.
 
Обязательная литература.
1.       Алексеев В.П. Становление человечества. М.: ИПЛ, 1984.
  1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., ВШ, 2001.
  2. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., Н., 1983.
4.      История первобытного общества. Родовая община. М., Н., 1985.
  1. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., Н., 1988.
  2. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага: Артия, 1984.
  3. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства М., 1970.
  4. Зубов А.А. Дискуссионные вопросы теории антропогенеза// ЭО, 1994, №6, с.20-35.
  5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: ИПЛ, 1982.
  6. Массон В.Ф. Первые цивилизации. Л.: Н., 1989.
  7. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.
  8. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
  9. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1964.
 
Дополнительная литература.
  1. Антропология. Хрестоматия. М., 2000.
  2. Герберт Томас. Древний человек. М., Астрель – АСТ, 2002.
  3. Головин С.Л. Эволюция мифа. Как человек стал обезьяной. М., Паломник, 1999.
  4. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага: Артия, 1984.
  5. Зубов А.А. Дискуссионные вопросы теории антропогенеза// ЭО, 1994, №6, с.20-35.
  6. Ларичев В.Е. Сотворение вселенной: Солнце, Луна и Небесный дракон. М., Н., 1993.
  7. Неструх М.Ф. Человеческие расы. М., 1958.
  8. Окладников А.П. Утро искусства. М., 1970.
  9. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., ИПЛ, 1989.
  10. Формозов А.А. Очерки по первобытному искусству М., 1969.
  11. Художественная культура первобытного общества. С-Пб.: Славия, 1994.
  12. Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М.: Н., 1989.