Лисица Андрей Юрьевич
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Микроблог:

2017-07-06 16:14:32
Ведомости итоговой (промежуточной)
аттестации направления НМ
(Математика) за весенний семестр
загружены в систему.


2017-04-15 20:03:09
Доступна (в разделе "Тьюторское"
или же через общую систему)
рубежная аттестация студентов
направления Математика (НМ).


2017-01-29 00:08:19
Тьюторское: доступна (в соотв.
разделе моей страницы или же через
общую соотв. систему портала)
итоговая аттестация студентов
направления Математика (НМ) за
минувший осенний семестр.


Показать все записи
@История и методология математики

Важное предуведомление (читать обязательно! особенно в случае, если Вы на этой странице впервые):

Данный раздел (равно как и соседние с ним, отмеченные символом @) создаётся во исполнение приказов № 268 и № 305 Первого проректора РУДН, а также в соответствии с его же разъяснением к указанным приказам (№ 21-17/177 от 28 марта 2015 г.). Здесь размещена официальная информация о дисциплине по состоянию на 30.06.15 (в том объёме, который требуют указанные документы). Вместе с этим, ввиду того, что этот раздел поневоле во многом дублирует давно существующий и успешно работающий раздел Учебные материалы, удалять или заменять который не вижу никакого резона, заранее приношу свои извинения посетителям страницы за возможные неудобства и путаницу. Настоятельно рекомендую студентам, именно во избежание неудобств и путаницы, этим разделом не пользоваться, заглядывая сюда разве что из любопытства. Наконец, чтобы информация на моей странице учебного портала не "троилась", полностью очищены от неё разделы тех же дисциплин в списке "Дисциплины по учебному плану".

___________________________________________

  • Цели и задачи дисциплины: "История и методология математики" относится к числу дисциплин, знакомство с которыми обобщает и упорядочивает знания будущего выпускника магистратуры в своём направлении подготовки, расширяет его кругозор, позволяет ему как бы «подняться» над своей наукой и посмотреть на неё со стороны. Кроме того, дисциплина призвана познакомить студента хотя бы с некоторыми известными ему классическими математическими фактами и теориями в их истории, также она позволяет студенту хотя бы на нескольких примерах проследить методологию математики, сравнить математический метод с методами других наук (в том числе физики, философии и др.) и, вместе с тем, различные методы внутри самой математики (в её истории). Основная цель курса, таким образом, и состоит в указанном знакомстве, что, ввиду необозримости всей математики и, тем более, её истории, по необходимости заставляет ограничиться рядом примеров, выбор которых, разумеется, может отличаться от того, который представлен ниже в программе курса. Однако хотя бы общий беглый обзор истории математики также составляет одну из задач дисциплины, вместе с достаточно подробным и относительно неспешным разбором каждого из избранных для изучения примеров.
  • Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «История и методология математики» входит базовую часть ООП магистратуры и требует для успешного освоения знаний, иногда весьма глубоких, составляющих корпус необходимых знаний выпускника бакалавриата по направлению подготовки Математика (или по одному из родственных направлений). Минимально же необходимые требования для более или менее удовлетворительного освоения дисциплины заключаются в знакомстве обучающегося с полными курсами математического анализа, алгебры, геометрии и математической логики. Дисциплина, несмотря на то, что читается обычно в первом семестре обучения, относится к числу завершающих обучение, и, – в частности, поэтому, – ни одна из последующих или параллельно читаемых дисциплин от неё не зависит. Однако следующие дисциплины вполне могут широко использовать знания студентов, полученные ими при занятиях историей и методологией математики: "Философия", "Современные проблемы математики и прикладной математики" и др. Также дисциплина «История и методология математики» может оказаться полезной в научно-исследовательской и, в особенности, педагогической практике студентов.
  • Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование ряда компетенций, предусмотренных государственными образовательными стандартами (ФГОС и ФГОС 3+) и стандартами РУДН (ОС ВО РУДН и ОС РУДН), см. их перечни в стабильных учебных планах направления Математика (НМ). Вместе с тем, в результате освоения дисциплины студент должен знать основные этапы развития математики; имена, области деятельности и основные достижения некоторых математиков, относимых традицией к великим или выдающимся; уметь решать некоторые задачи по тем разделам курса, которые предполагают подробное знакомство с тем или иным разделом математики (например, раздел «История открытия неевклидовой геометрии»); владеть общей картиной истории математики.
  • Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.
  • Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины:

а) основная литература:

  1. под ред. Юшкевича А. П. История математики с древнейших времён до начала XIX столетия, тт. 1-3. М.: Наука, 1970.
  2. Стройк Д. Я. Краткий очерк истории математики, любое издание.
  3. Гиндикин С. Г. Рассказы о физиках и математиках, любое издание.
  4. Прасолов В. В. Геометрические задачи Древнего мира. М.: Фазис, 1997.
  5. Каган В. Ф. Основания геометрии, часть I (Геометрия Лобачевского и её предыстория). М.-Л., 1949.
  6. Алексеев В. Теорема Абеля в задачах и решениях, любое издание.
  7. Френкель А., Бар-Хилел И. Основания теории множеств, любое издание.

б) дополнительная литература

  1. Верещагин Н. К., Шень А. Х. Начала теории множеств. М.: МЦНМО, 2008.
  2. Ефимов Н. В.. Высшая геометрия, любое издание.
  3. Прасолов В. В. Геометрия Лобачевского, любое издание.
  4. "Дело академика Николая Николаевича Лузина". М., 1999.
  • Перечень ресурсов интернет, необходимых для освоения дисциплины: тест-парадокс на настоящей странице Учебного портала РУДН (см. раздел Описание тестов).
  • Перечень домашних заданий по темам дисциплины: домашние задания курсом не предусмотрены.
  • Перечень информационных источников по изучению разделов дисциплины: раздел Учебные материалы настоящей страницы.
  • Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине: см. выше список литературы, также см. раздел Учебные материалы.
  • Вопросы для самопроверки по темам дисциплины: программа курса.
  • Перечень заданий для самостоятельной работы по темам дисциплины: специальные задания курсом не предусмотрены.
На портал | На форум | Web-Тестирование | Ред. кабинета | Успеваемость |