Программа практик студентов инженерного факультета

 

 
 
 
 
Утверждено на заседании кафедры
эксплуатации автотранспортных средств
Протокол № 9 от03 .09. 2013года
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Программа практик студентов инженерного факультета
Российского Университета дружбы народов,
обучающихся по специальности 190600- Автомобили и автомобильное хозяйство.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая программа составлена в соответствии с Положением о практиках в Российском Университете дружбы народов с учетом учебного плана специальности 150200 – Автомобили и автомобильное хозяйство. Практика студентов ставит своей задачей закрепление знаний, полученных в процессе обучения, а также овладение производственными навыками и современными методами труда, приобретение навыков организаторской, воспитательной работы и является важной частью подготовки высококвалифицированных специалистов.
Учебным планом предусмотрено прохождение двух ознакомительных (учебных), двух производственных, и преддипломной практик.
Ознакомительная практика продолжительностью 3 недели проводится после окончания 2-го семестра (вычислительная), вторая ознакомительная практика продолжительностью 6 недель проводится после окончания 4-го семестра, первая производственная (технологическая)- продолжительностью 6 недель после окончания 6-го семестра и вторая производственная (специальная)- 5 недель после окончания 8 - го семестра. Преддипломная практика продолжительностью четыре недели проводится в одиннадцатом семестре.
1.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИК
Студенты могут проходить практику на предприятиях автомобильного транспорта, в транспортных цехах заводов и в организациях, занимающихся хранением, обслуживанием, ремонтом автотранспорта и перевозками грузов и пассажиров, а также в лабораториях учебно-научной базы кафедры эксплуатации автотранспортных средств Университета. Преподаватель, ответственный за соответствующую практику от кафедры, перед началом практики проводит со студентами производственное собрание, на котором знакомит их со сроком практики, порядком ее прохождения и сдачи зачета, согласует индивидуальные задания, уточняет распределение студентов по предприятиям, назначает из числа студентов ответственного по каждому предприятию, выдает все необходимые документы, решает организационные вопросы.
Студенты при прохождении практики обязаны:
•          полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики;
•          подчиняться действующим на предприятии (организации, кафедре) правилам внутреннего трудового распорядка;
•          изучать и строго соблюдать правила охраны труда;
•          участвовать в рационализаторской и изобретательской работе;
•          активно участвовать в общественной жизни коллектива предприятия;
•          нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками;
•          вести дневник, записывая в него необходимые цифровые материалы, содержание лекций, бесед, сделать эскизы, зарисовки и т.д.;
•          выполнять качественно индивидуальные задания, выданные кафедрой;
•          в срок представить руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий и сдать зачет по практике;
•          принимать участие в итоговой студенческой конференции по производственной практике.
Для оформления на предприятии студенты должны иметь при себе паспорт, военный билет (для военнообязанных), программу практики и индивидуальные задания, направление на данное предприятие.
Оформление студентов на работу в период практики производится отделом кадров предприятия. В отдел кадров представляются необходимые документы, и делается отметка о прибытии на практику в учетной карточке.
По окончании практики студент обязан полностью рассчитаться с предприятием, отметить в учебной карточке дату окончания, получить отзыв о своей работе, написанный руководителем практики от предприятия и заверенный печатью.
1.1. Программа по проведению практики
Студент должен выполнять программу практики, предусматривающую:
•          работу на рабочих местах;
•          индивидуальные задания;
•          участие в рационализаторской работе.
Во время прохождения производственной практики каждый студент ведет дневник практики, в котором регулярно записывает результаты выполненной работы, описание рабочего места и оборудования, получаемые сведения по всем основным вопросам практики и ход выполнения индивидуального задания.
По окончании практики на основе дневника студент составляет отчет объемом 15...20 с. стандартного формата А4, который является основным документом при сдаче зачета по практике. Отчет должен быть закончен во время пребывания студента на практике. К отчету прилагаются те необходимые схемы, эскизы, таблицы, чертежи, фотографии, а также прилагается вся техническая документация, полученная студентом на практике.
1.2. Подведение итогов практики
По окончании практик студент сдает зачет (по производственной и преддипломной практикам с оценкой) комиссии, назначенной заведующим кафедрой. В состав комиссии входит преподаватель, ведущий курс, по которому проводится практика, руководитель практики от Университета.
При подведении итогов работы студента на практике принимается во внимание характеристика и оценка, данные ему руководителем практики от предприятия, качество представленной документации, полученные знания.
Студент, не выполнивший программу практики, и получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется повторно на практику в период студенческих каникул. В отдельных случаях ректор может рассмотреть вопрос о дальнейшем пребывании студента в институте.
2. РАЗДЕЛЫ ПО ВИДАМ ПРАКТИКИ
2.1. Ознакомительная практика второго курса
2.1.1. Цели и задачи практики
Практика ставит своей целью расширение технического кругозора студентов, углубление и закрепление знаний по конструкции автомобиля в реальных условиях.
2.1.2. Содержание ознакомительной практики
Содержание учебной практики определяется программой практики и индивидуальным заданием.
Студент обязан за время практики изучить непосредственно устройство современных грузовых и легковых отечественных автомобилей, их назначение, схемы конструкций, принципы действия узлов, агрегатов и деталей, составляющих автомобиль, ознакомиться с органами управления автомобилей. Во время практики студент должен обратить внимание на различные виды автопоездов, автомобилей повышенной проходимости и специальных автомобилей. В период практики организуются экскурсии.
2.1.3. Индивидуальные задания
Индивидуальные задания выдаются студентам руководителем практики от кафедры.
Объем выполненных индивидуальных заданий не должен превышать 10... 12 страниц включая необходимые рисунки и схемы.
2.1.4. Отчет по практике
Отчет по практике содержит:
•          титульный лист;
•          формулировку задания;
•          результаты выполнения практики;
•          анализ.
2.2. Первая производственная технологическая практика третьего курса
Первая технологическая практика проводится на автомобильных или других предприятиях (организациях) после окончания студентами третьего курса.
Первая технологическая практика имеет цель:
•          закрепить полученные в университете теоретические знания по курсам “Технология конструкционных материалов”, “Материаловедение”, “Устройство АТС” и т. д., для расширения кругозора студентов за счет изучения тех элементов технологии металлов, оборудования, инструментов и приспособлений, которые не могут быть изложены в лекциях;
•          ознакомить с технологическими процессами производства деталей, узлов агрегатов автомобиля, технологией сборки, структурой автомобильных предприятий, организацией производства, труда, отдыха рабочих;
•          ознакомить с основными мероприятиями по техника безопасности, противопожарной безопасности, охране окружающей среды.
2.2.1. Рабочее место студентов и баланс времени
1.         Ознакомление с предприятием, его основными отделами и цехами, структурой управления и видами выпускаемой продукции.
2.         Изучение мероприятий по технике безопасности, охране труда, противопожарной технике в цехах, участках и на рабочем месте и сдача зачета до начала работы.
3.         Работа студентов в производственных цехах (сборочных, механических, заготовительных) на рабочих местах с передвижением по графику, составленному руководителем практики и согласованному руководителем практики с администрацией.
4.         Составление отчета по практике - на протяжении всего периода практики.
5.         Экскурсия по заводу, цехам и участкам изготовления и сборки узлов автомобилей и посещение лекции (лекции и другие виды занятий проводятся во внерабочее время в течение всего периода практики согласно программе).
6.         Завершение практики.
2.2.2. Содержание практики
1.         Перечень общих вопросов по АТП и его отделам, с которыми должен ознакомиться студент:
•          структура АТП (предприятия, Организации);
•          программы работы АТП (предприятия, организации);
•          организация диспетчерской службы;
•          организация снабжения ГCM запчастями;
•          технологическая документация;
•          внутризаводской и внутрицеховой транспорт;
•          снабжение цехов и участков энергией, газом, сжатым воздухом и т.д.;
•          организация техники безопасности, охраны труда и противопожарной техники;
•          проводимые мероприятия по повышению производительности труда.
2.         Вопросы, с которыми студенты должны ознакомиться более глубоко:
•          способы изготовления заготовок, деталей (отливка, ковка, штамповка и др.) и пропуски на их обработку, качество заготовок;
•          качество поверхности, методы ее оценки;
•          базы, применяемые при изготовлении характерных деталей;
•          кузнечные и термические участки и способы термообработки основных деталей автомобиля;
•          окрасочные участки и их работа;
•          механическая обработка деталей;
•          техника безопасности, охрана труда и противопожарная техника.
3.         Технологические процессы ремонта характерных деталей автомобилей:
•          блоков и головок цилиндра, гильз;
•          поршней и поршневых пальцев;
•          коленчатых валов;
•          шатунов и их крышек;
•          распределительных валов;
•          шестерен, КПП, заднего моста и т.д.;
•          картеров коробки переменных передач и заднего моста;
•          деталей передней подвески, рулевого управления;
•          рамы и кузова
4.         Сборка узлов агрегатов и автомобилей:
•          участки разборки и сборки двигателя, мостов и т.д.;
•          документация, контроль за качеством сборки и испытания;
•          окрасочные процессы.
5.         Экономика:
•          основные технико-экономические показатели работы, предприятия (организации);
•          структура себестоимости продукции;
•          оценка положительных и отрицательных сторон, в организации ремонта.
6.         Охрана труда, техника безопасности, противопожарная техника, охрана природы и окружающей среды.
2.2.3. План отчета.
1.         Введение (1...5 с.).
2.         Указание основных характеристик технологических подразделений (1 с.).
3.         Подчиненность, система управления, структура АТП (предприятия, организации), (1...2 с., схема).
4.         Технологические, экономические связи с другими предприятиями (2...3 с.).
5.         Новая техника и новая технология на АТП (3...4 с., эскизы).
6.         Краткое описание участков. Заготовительные отделения, исходные материалы для получения заготовок, схема прохождения материала по участку, схемы основных агрегатов (6...10 с., схемы, эскизы). Техника безопасности, охрана труда, противопожарная техника в указанных участках.
7.         Полное описание технологического процесса изготовления (ремонта) заданной руководителем детали, включая заготовительные операции. Маршрутную технологию следует описывать, проследив весь путь прохождения заготовок. Нужно показать схемы разработки детали. Описание иллюстрировать эскизами обработки на характерных операциях с указанием поверхностей, точности обработки, величины шероховатостей, инструмент, приспособление, основные рабочие движения. Обязательны технологические карты (7...8 с., чертежи и эскизы).
8.         Описание выполняемых студентом операций с техническими характеристиками и эскизами наиболее интересных инструментов, приспособлений (5...4 с., эскизы, составление технологической карты сборки).
9.         Собственные замечания практиканта об организации работы на участке, на рабочем месте, предложения по улучшению условий работы на сборке, по улучшению оснастки, техники безопасности и труда.
10.       Вопросы экономики.
11.       Отчет должен быть написан разборчиво на стандартных листах формата А4. Максимальное количество строк на одной странице - 45. Заводские чертежи и их копии в счет страниц отчета не входят. Листы и чертежи отчета должны быть сшиты вместе в обложке из толстой бумаги. На титульном листе отчета ставится печать АТП (предприятия, организации), подпись руководителя предприятия.
Вместе с отчетом студент заполняет дневник, в который должны быть внесены все замечания руководителей практики, мастеров и начальников цехов предприятия и личные записи студента.
 
2.3. Вторая производственная технологическая практика четвертого курса
2.3.1. Цели и задачи второй технологической практики
В задачу практики входит изучение общей структуры подвижного состава и производственной базы автотранспортного предприятия, структуры и управления технической службой, организации производства и технических процессов ТО и ТР, организации службы материально-технического снабжения. Кроме того, целью практики является выработка навыков организаторской работы в трудовом коллективе и подготовка студентов к изучению специальных дисциплин.
2.3.2. Содержание практики
Во время прохождения практики студенты должны изучить следующие вопросы:
1.         Подвижной состав и производственная база:
•          подвижной и прицепной состав по маркам;
•          способы хранения подвижного и прицепного состава;
•          тип и краткая техническая характеристика технологического оборудования;
•          подъемно-транспортное и противопожарное оборудование.
2.         Состав, задачи и работа основных подразделений технической службы:
•          структура управления технической службой АТП (административная, оперативная и деловая функциональная связь между подразделениями технической службы);
•          комплекс подразделений, выполняющих диагностику технического состояния автомобилей, их агрегатов, узлов и систем, техническое обслуживание и сопутствующие ремонты;
•          комплекс подразделений, выполняющих ремонт агрегатов, узлов и деталей, снятых с автомобилей и изготовление новых деталей (комплекс ремонтных участков РУ);
•          комплекс подразделений, обеспечивающих подготовку производства: участок комплектации, промежуточный склад” транспортный моечный и инструментальный);
•          отдел управления производством (ОУП); группа управления и группа обработки и анализа информации;
•          технический отдел (ТО);
•          отдел главного механика (ОГМ);
•          отдел снабжения (ОС);
•          отдел технического контроля (ОТК);
3          Управление процессом ТО и ТР подвижного состава:
•          место расположения ОУП в общей планировке производства;
•          группа управления ОУП; прием и выдача смены; осуществление оперативного контроля выполнения планов проведения диагностирования, TO-1, ТО-2; осуществление оперативного планирования, учета и контроля за выполнением ремонтов подвижного состава; организация и контроль работ по своевременной подготовке запасных частей и материалов для выполнения сопутствующих ТО-2, ремонтов; характер связи с рабочими поста-ми, складами, ОГМ другими подразделениями АТП;
•          группа обработки и анализа информации (ГИБДД): прием первичных документов, под-готовка информации к дальнейшей обработке; обработка информации; анализ информации; планирование ТО;
•          рабочий персонал ОУП;
•          режим работы ОУП;
•          основные документы диспетчера ОУП;
•          технические средства ОУП; принципиальная схема системы и требования, предъявляемые к ней; средства связи, контроля, регистрации, хранения и передачи информации, оргтехники; размещение технических средств в ОУП.
4          Организация производства и технологический процесс технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава:
•          методы организации производства ТО и ТР;
•          содержание и объем всех видов ТО;
•          схема организации технологического процесса ТО и ТР подвижного состава;
•          выпуск подвижного состава на линию и прием с линии; контрольно-технический пункт (КТП);
•          порядок постановки автомобиля на ТО и ТР;
•          постовые и цеховые работы;
•          количество и тип постов ТО, распределение по ним основных работ (моечные, уборочные, крепежные, смазочные, регулировочные, электротехнические и шинные);
•          общее и углубленное диагностирование технического состояния подвижного состава;
•          тип постов зоны ТР;
•          контроль за качеством работ ТО и ТР;
•          режим работы зон, цехов, участков, отделений, ОГМ и подвижного состава на линии;
•          количество рабочих, их специальность, классификация и распределение по постам;
•          способы транспортировки автомобилей, запасных частей, агрегатов, узлов, деталей и материалов в зонах ТО и ТР и ремонтных участках;
•          механизация и автоматизация производственных процессов;
•          охрана труда при проведении ТО и ТР.
5.         Организация складского хозяйства:
•          универсальный основной материальный склад запчастей, материалов и прочего имущества;
•          специализированный склад ГСМ;
•          промежуточный, склад, перечень и запас оборотных агрегатов, узлов и деталей;
•          инструментальные раздаточные кладовые;
•          устройство и оборудование складов;
•          средства механизации складских работ;
•          учет материальных ценностей, ведение документации.
6          Организация технического учета ТО и ТР:
•          лицевая карточка автомобиля;
•          план-график;
•          план-отчет ТО;
•          листок учета;
•          оперативный план участка комплектации;
•          транспортный ярлык;
•          оперативный сменный план;
•          ремонтный листок;
•          контрольный талон;
•          отчет управления отделом производства;
•          журнал ОУП;
•          карта контрольно-диагностического осмотра.
7.         Анализ деятельности технической службы:
•          ручная и механизированная обработка информации, записанной в документах учета;
•          цель использования результатов обработки информации.
8.         Основные формы составляемых ведомостей:
•          ведомость трудовых и материальных затрат по ТО и ТР автомобилей;
•          ведомость учета расхода материалов по ТО и ТР автомобилей;
•          ведомость учета брака по продукции мастерских;
•          ведомость учета расхода запасных частей на ремонт автомобиля;
•          ведомость нормативной и действительной трудоемкости и затраты по ремонту автомобилей в разделе исполнителей;
•          ведомость количества случаев ремонта и затраты по агрегатам за интервал пробега;
•          ведомость учета неисправностей;
•          ведомость учета причин неисправностей.
Программой практики предусматривается:
•          работа студентов на рабочих местах в бригадах по ТО и ТР автомобилей, контрольно-техническом пункте, на постах диагностики в комплексе подготовки производства и ОУП;
•          проведение лекций для студентов на АТП и организация экскурсий в цехи, на участки, в ОГМ и технический отдел.
2.3.3. Лекции и теоретические занятия
Руководитель практики от предприятия организует перемещение студентов по рабочим местам, проведение экскурсий и чтение лекций ведущими специалистами по следующей тематике:
•          организация структуры предприятия и схема управления производством;
•          организация ТО и ТР в АТП;
•          структура и управление технической службой АТП;
•          организация службы материально-технического снабжения и складского хозяйства в АТП;
•          организация технического учета и отчетности.
2.3.4. Требования по составлению отчета
Отчет объемом 20...25 с, должен содержать следующие разделы:
1.         Производственная характеристика предприятия и схема организации ТО и ТР подвижного состава:
•          назначение предприятия;
•          состав парка по маркам и годам выпуска;
•          способ хранения подвижного состава;
•          техническая характеристика основного технологического и подъемно-транспортного оборудования, применяемого в зонах ТО и TP и ремонтных участках.
2.         Работа, структура и управление технической службой:
•          схема структуры и управления технической службой;
•          назначение основных комплексов и подразделений;
•          организация и управление технологическим процессом ТО и TP подвижного состава;
•          общее и углубленное диагностирование автомобиля.
В отчете рекомендуется указывать мероприятия, которые смогут улучшить организацию производства и условия труда, повысить качество обслуживания и ремонта подвижного состава и оборудования, снизить их затраты.
В отчет подшиваются образцы заполнения технической документации.
Руководитель практики от предприятия просматривает и оценивает отчеты, записывая в них свои замечания.
Дневник практики, отчет и учетную карточку подписывает руководитель практики от предприятия и заверяет печатью предприятия.
 
2.4. Преддипломная практика пятого курса
2.4.1. Цель и задачи преддипломной практики
Практика вместе с последующим дипломным проектированием является завершающим этапом учебного процесса.
Задачи практики:
•          проверка и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин;
•          приобретение практических знаний и опыта работы по специальности;
•          сбор материала, необходимого для выполнения дипломного проекта.
2.4.2. Содержание преддипломной практики
Руководитель практики согласует с администрацией предприятия, где будет работать студент, темы и на основе этого формирует индивидуальное задание.
На преддипломной практике студент может работать в должности или дублировать бригадира, диспетчера производства, механика, инженера.
Преддипломная практика складывается из следующих основных этапов:
•          изучение предприятия; изучение работы производственных зон, цехов и участков;
•          изучение работы отдела эксплуатации;
•          изучение вопросов организационно-экономической деятельности предприятия, обоснование и подбор конструкторской части проекта;
•          сбор статистического материала; оформление отчета.
1.         Изучение предприятия:
•          назначение предприятия, производственная структура, состав отдельных служб, отделов, цехов, штатное расписание, схема управления;
•          подвижной и прицепной состав предприятия по типам, маркам и возрасту; метод хранения подвижного состава;
•          методы организации ТО и TP автомобилей; план-график сравнивается с фактическим выполнением ТО в зонах;
•          существующее контрольно-диагностическое оборудование (на складе, в зонах и цехах); степень использования этого оборудования;
•          место диагностики в технологическом процессе ТО и TP; организация складского хозяйства;
•          управление процессами технического обслуживания и ремонта подвижного состава и организация учета работы отдельных звеньев и всего предприятия в целом, показатели отдельных служб, зон, цехов, участков; организация оперативного контроля за выполнением производственного плана, а также контроля за качеством ТО и TP; применение АСУ;
•          организация складского хозяйства и работа участка комплектации.
1.         Изучение работы производственных зон, цехов и участков.
Основное внимание должно быть уделено изучению вопросов организаций производственного процесса, технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей. Это относится не только к зонам обслуживания и ремонта, но и ко всем производственным цехам и отделениям. Работа в производственных зонах, цехах и участках начинается с изучения схемы производственного процесса АТП. Далее, на каждую зону, цех или участок составляется “паспорт”, в котором указывается перечень выполняемых работ, режим работы, плановая и фактическая программа за прошедший год, штатное расписание и организационная структура, система оплаты труда и стоимость единицы продукции, эскиз плана расстановки оборудования с указанием рабочих мест.
В зонах ТО-1 и ТО-2, текущего ремонта следует изучить технологический процесс по всем видам работ (крепежным, контрольно-регулировочным, смазочным и пр.). Необходимо рассмотреть технологические карты по ТО и выяснить соответствие пунктов технологических карт с фактически выполняемыми работами.
Следует обратить особое внимание на фактическое и плановое время простоя автомобиля при проведении ТО-1, ТО-2, ремонта и на ведение учета.
2.         Для технико-экономической оценки работы предприятия необходимо проанализировать следующие показатели:
•          плановую и фактическую периодичность технического обслуживания;
•          плановую и фактическую трудоемкость технических обслуживании и текущего ремонта;
•          количество производственных рабочих по каждой зоне, цеху и отделению;
•          количество постов по каждому виду техобслуживания и количество постов зоны текущего ремонта (в обоих случаях необходимо обратить внимайте на долю специализации постов);
•          площадь всего земельного участка предприятия;
•          площадь зоны хранения;
•          площадь зоны ТО и ТР, а также площади отдельных цехов и участков;
•          общую площадь производственных помещений;
•          стоимость оборудования;
•          процент застройки территории;
•          затраты на заработную плату ремонтных рабочих;
•          стоимость запасных частей и материалов;
•          состав накладных расходов предприятия.
2.4.3. Требования к составлению отчета
Отчет является основным документом, определяющим качество выполнения студентом программы практики. Поэтому отчет должен составляться каждым студентом самостоятельно в период прохождения практики. При составлении отчета студент должен руководствоваться данной программой и излагать в нем в последовательном порядке вопросы, указанные в программе.
Отчет должен включать следующие разделы:
1.         Производственная и организационная характеристика предприятия.
2.         Технология и организация технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, использование средств контроля и диагностики в технологическом процессе.
3.         Статистические данные.
4.         Линейная работа автомобилей и организация погрузочно-разгрузочных работ.
5.         Планировка производственного корпуса, генплан предприятия (синьки, кальки).
6.         Предлагаемая конструкция технического оборудования.
7.         Материалы по охране труда на предприятии.
8.         Организационно-экономическая часть.
 
 
 
Заведующий кафедрой эксплуатации автотранспортных средств