Геоэкологии
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
О кафедре

  



Макарова Марина Геннадьевна - доцент кандидат географических наук. Макарова М.Г. окончила МГУ (географический факультет, кафедра геоморфологии) в 1976 г. Работает в РУДН с 1991 г. Авторболее 120 работ, в том числе двух международных атласов. Круг научных интересов: дистанционные методы в геоэкологических исследованиях, геоэкологическое картографирование. Читает курсы: "География", "Учение об атмосфере", "Ландшафтоведение", "Дистанционные методы в геоэкологических исследованиях", "Экологическая климатология". Учёный секретарь Ученого Совета экологического факультета, редактор журнала Вестноик РУДН, серия "Экология и безопасность жизнедеятельности" . 

Огородникова Елена Николаевна - кандидат геол-мин. наук, доцент, окончила МГУ в 1963 году(геологический факультет МГУ, кафедра инженерной и экологической геологии). Специалист в области грунтоведения, технической мелиорации грунтов.Читает курс "Геоэкологии" для бакалавров, курс "Инженерно-геологические основы экспертизы" для магистров экологического факультета. Является ответственной на кафедре за проведение производственных практик.


Гайворон Татьяна Дмитриевна
- кандидат географических наук, окончила Географический факультет МГУ в 1976 году, специальноть география, геоморфология. В 1983 году окончила Аспирантуру Географического факультета. В 1998-2000 годах прошла курсы повышения квалификации по теме "Современные подходы и методы экологического образования." На экологическом факультете ведет занятия по географии, ландшафтоведению, экологии четвертичного периода

 


 

Маршева Наталья Владимировна - ассистент кафедры, выпускница экологического факультета РУДН.

Ведет компьютерные лабораторные занятия по Геохимии окружающей среды, практические занятия по Геоэкологии, Геологическим основам природопользования, участвует в проведении летней учебной практики "Природные экосистемы". Является ответственной за проведение практик на кафедре.


 Васильева Екатерина Юрьевна, доцент, кандидат географических наук. Ведёт дисциплины "Геоэкологические проблемы добычи и переработки  энергетического и минерального сырья", "Ресурсоведение", "Инженерно-экологическая экспертиза и ОВОС","Экология", практические занятия по Геоэкологии.


Карпухина Елизавета Викторовна - ассистент кафедры. Выпускница факультета вычичлительной математики и кибернетики МГУ.  Ведет дисциплины: "Информационные технологии в экологической экспертизе" и  компьютерные лабораторные работы по" Геохимии окружающей среды", лабораторные работы по предмету "Учение об атмосфере", "Экология" для инженеров. Ответственная по выпускникам кафедры

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


Доцент, кандидаты географических наук: Алейникова Анна Михайловна (выпускница географического ф-та МГУ). Ведёт дисциплины "География", "Учение о гидросфере", "Ландшафтное планирование", "Ландшафтоведение"

 

 

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА "ПРИРОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ"

Приказ на летнюю практику 1 курса в разделе практики и профориентация.


Учебная практика «Природные экосистемы» проводится для всех студентов первого курса после второй сессии в течение 6 недель и состоит из двух обязательных частей: стационарной (Московской) и полевой (выездной).

Стационарная практика включает в себя дальние и ближние учебные маршруты. Объектами данной части практики являются музеи соответствующего профиля, особо охраняемые территории, парки и лесопарки, уникальные экосистемы Московской области. За Московскую часть практики отвечает Полынова Г.В.
Полевая практика проводится на базах практики вне города. Объектами изучения являются различные природные экосистемы. Данная часть практики наряду с учебными задачами призвана решать воспитательные, организационные и спортивно-оздоровительные задачи.
Задачей летней учебной практики является изучение природных экологических систем подзоны хвойно-широколиственных лесов на примере экосистем Московской и Тверской областей.
Бессменным руководителем практики в течение всех лет ее проведения с 2003г. является Е.В.Станис.
К концу первого курса студенты экологического факультета приобретают базовые теоретические знания по общей экологии, физической географии, ботанике, зоологии, геологии и почвоведению. Но, зачастую, эти знания остаются разрозненными, обособленными, не связанными непосредственно с процессами, происходящими в природе. Именно практика дает возможность не только своими глазами увидеть то, о чем рассказывали на лекциях, но и самим проанализировать процессы, происходящие в экосистемах, выявить обусловившие их факторы, а главное — воочию убедиться в неразрывной связи всех компонент экологических систем. Только практика может научить студентов системному подходу, так необходимому в профессии эколога.



Полевая часть практики состоит из нескольких направлений. Изучение геоморфологических и гидрологических особенностей территории, характеристик почв и подстилающих пород, умение ориентироваться и работать с картами и космоснимками . Изучение растительного покрова и его особенностей на разных элементах рельефа и в различных условиях.
Основой учебного процесса являются маршруты с преподавателем. При этом студенты учатся работать в различных, подчас сложных, условиях. Комар с мошкой, плохая погода — делу не помеха.
Студентам приходится выучить 100 названий растений и, что самое трудное, запомнить, как они выглядят в природе и где встречаются.
Посмотрев, покопав, собрав гербарий и образцы почв, записав объяснения, студент вооруженный фактическим материалом, приступает к камеральной обработке полученной информации.
К концу практики студенты бодро ориентируются по карте, определяют азимут, рассуждают об особенностях почвенных горизонтов и подстилающих пород. Ко всей прочей информации нужно запомнить характерные признаки фоновых видов птиц и зверей, амфибий и рептилий, рыб.
Поскольку от карт и планов никуда экологу не деться, то приходится учиться работать с теодолитом, GPS и составлять с их помощью карту.
Ценность этой практики заключается в том, что занятия проходят непосредственно в природных условиях — на лугах, болотах, в различных типах леса. К концу практики у студентов уже формируется достаточно четкое представление об изученных экосистемах.

На этой практике много приходится работать как головой, так и руками: надо уметь собрать, высушить и оформить гербарий, выкопать почвенный разрез, определить влажность и механический состав почв, а также накормить голодных студентов и преподавателей в день своего дежурства. Многие наши студенты впервые в жизни варят кашу или суп, а это так непросто – готовить на 40 человек!


Несмотря на большую учебную нагрузку и множество необходимых общественно полезных дел, которые следует выполнить днем, у студентов всегда остаются силы на самое главное – пение и разговоры до утра. Конечно, потом трудно встать на завтрак и к утреннему построению, но так жалко бывает тратить на сон драгоценное время практики.



Но всегда наступает последний день, последние сборы и все отправляются домой.
Несмотря на радость от предстоящей встречи с родными и любимыми, всегда остается легкая печаль по тому времени, которое уже никогда не повторится и не вернется. И чем дальше в прошлое оно будет уходить, тем идеальнее и прекраснее будет оставаться в памяти первая практика, первое самостоятельное погружение в экологию, дружбу и красоту!

За последние годы в летней учебной практике первого курса многое изменилось: В первые годы практика была очень короткой, всего 2 недели. И проходила она в Москве, главным образом, на территории национального парка «Лосиный остров». Со временем ее продолжительность возросла до 6 недель. Да и место практики изменилось. В течение 10 лет, с 1995 по 2005 год, полевая часть практики проводилась на биогеоценологическом стационаре «Малинки» Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцева, расположенном на территории Малинского лесничества Краснопахровского лесхоза в пределах Подольского района Московской области.
В 2006-07годах местом проведения выездной практики стали окрестности Мещерского учебно-научного стационара геологического факультета МГУ, расположенного в Петушинском районе Владимирской области. В настоящее время практика проводится в с. Васильевское Старицкого района  Тверской области и биогеоценологическом стационаре «Малинки».

Васильевское, 2012 год



Самое главное в идеологии проведения выездной части практики является то, что все аспекты экологических систем изучаются на одном объекте.

Безусловно, разработка оригинальной авторской методики учебной практики «Природные экологические системы», создание программы, отработка методики в различных условиях, организация процесса практики и издание трех учебно-методических пособий является достижением экологического факультета.

Для тех, кто по состоянию здоровья не может находиться в полевых условиях, организована московская группа, для которой практика проводится в городе, но по полной программе изучения экосистем.
В различное время в проведении различных этапов учебной практики принимали участие сотрудники кафедр системной экологии и геоэкологии: Нестерова Н.Л., Токарчук А.Д., Дубовицкий А.Ю., Маршева Н.В., а также представители РАН Силаева О.Л., Русанов О.Б., Попов И.Ю., Кочеткова О.П.
 

Положение о БРС

Научный семинар "Современные проблемы геоэкологии"
Руководитель: зав. каф., к.т.н. доц. Станис Е.В.
Тематика семинара проблемы освоения и развития территорий с позиций геоэкологии. Поводится 1 раз в три месяца, по пятницам, в 16-00, ауд.306.

 

 


Ред. кабинета | На портал | На форум | На первую |