Иностранных языков
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Система кредитов

 

              2016-2017 учебный год

Кафедра иностранных языков  работает по  балльно-рейтинговой и кредитно-модульной системе.  Сведения  по преподаваемым дисциплинам  размещены в личных кабинетах ППС.

 

Европейская Система Передачи и Накопления Кредитов (ECTS)
Главные черты
Что такое  система кредита?
Система кредита - систематический способ описания образовательной программы путем присвоения кредитов к ее компонентам. Определение кредитов применительно к системам высшего образования может базироваться на различных параметрах, таких как трудоемкость  студенческой работы, результаты  обучения и время контакта с преподавателями.
Что является ECTS?
Европейская система передачи и накопления кредитовсосредоточена на студенте и основана на трудоемкости студенческой работы, требуемой для достижения целей программы, которые  предпочтительно указанны в терминах полученных результатов обучения, знаний и умений (компетенций), которые должны быть приобретены.
Как  развивались ECTS?
ECTS была введена в 1989 году  в рамках программы  Erasmus, которая в настоящее время стала частью программы Socrates. ECTS явилась единственной  системой кредитов, которая была успешно проверена и использована во всей Европе. Первоначально ECTS была предназначена для передачи кредитов. Система облегчила признание периодов
обучения за границей и таким образом увеличила качество и размеры студенческой мобильности в Европе. В последнее время ECTS развивается в систему накопления, которая будет реализована в институтском, региональном, национальном и европейском уровнях. Это - одна из ключевых целей Болонской Декларации июня 1999.
Зачем вводят ECTS?
ECTS делает программу обучения легкой для прочтения и сравнения для всех студентов, национальных и иностранных. ECTS облегчает мобильность и академическое признание. ECTS помогает университетам организовывать и пересматривать их программы обучения. ECTS можно использовать в разнообразных программах и способах предоставления образовательных услуг.  ECTS делает европейское высшее образование более привлекательным для студентов из других континентов.
Каковы главные особенности ECTS?
  • ECTS базируется на соглашении, что 60 кредитами измеряют трудоемкость (рабочую нагрузку) студента дневной (очной) формы обучения в течение одного академического года. Студенческая рабочая нагрузка по  программе дневного обучения в Европе насчитывает в большинстве случаев  36 - 40 недель в год, в этом случае один кредит составляет 25 – 30 рабочих часов. Рабочая нагрузка относится к отвлеченному времени, за которое средний учащийся может освоить требуемые объемы обучения.
  • Кредит - также способ определения количественных результатов обучения. Результатами обучения является набор компетенций, означающих что студент будет знать, понимать или  способен сделать после завершения процесса обучения, короткого или длительного. Кредиты в ECTS могут быть получены только после завершения требуемой работы и соответствующей оценки достигнутых результатов обучения.
  • Распределение кредитов ECTS основано на официальной продолжительности цикла программы обучения. Общая трудоемкость обучения для получения степени бакалавра, которая  длится официально три или четыре года, составляет 180 или 240 кредитов соответственно.
  • Студенческая рабочая нагрузка в терминах ECTS включает время, затраченное на посещение лекций, семинаров, самостоятельную подготовку,  подготовку к занятиям,  сдачу зачетов и экзаменов, и т.д..
  • Кредиты проставлены по всем образовательным компонентам программы обучения  (таким как модули, дисциплины и курсы, работа над выпускной диссертацией, и т.д.) и отражают количество работы по каждому компоненту, требуемой по отношению к полному количеству работы, необходимой для завершения  полного года обучения по рассматриваемой программе обучения.
  • Выполнение студентом программы подтверждается национальными/местными оценками, что является  хорошей практикой. Уровень ECTS-оценок студентов основан на статистическом подходе.  Следовательно, статистические данные относительно выполнения студентом программы обучения являются предпосылкой для применение системы ECTS- оценок. Оценки, проставляемые студентам отметкой «пройдено»,  следующие:
    А         отлично 10 %
    B         следующие 25 %
    C         следующие 30 %
    D         следующие 25 %
    E          следующие 10 %
    Различие сделано между оценками FX и F, которые используются для студентов – не сдавших курс. FX означает: "неудача" - требуется еще некоторая работа для того, чтобы "пройти" и оценка F: "неудача – требуется значительная дальнейшая работа". Включение оценок "неудачно" в документ "Transcript of Records" является дополнительным элементом.
Каковы основные документы ECTS?
  • Периодически издаваемый Каталог курсов вуза, который должен быть опубликован на двух языках (или только на английском языке для программ, преподаваемых на английском) в сети на веб-сайте и/или в бумажном варианте. Каталог курсов должен содержать пункты контрольного списка, прилагаемого к этому документу, включая информацию для приехавших студентов из-за границы.
  • Договор на обучение, содержащий список курсов, которые будут прочитаны и согласованы со студентом и ответственным академическим органом вуза. В случае передачи кредита, Договор на обучение должен быть согласован со студентом и двумя заинтересованными вузами еще до отъезда студента и обновлен сразу же после того как произошли некоторые изменения.
  • Расшифровка оценок документирует выполнение студентом программы, в нем приведен список курсов, полученных кредитов, так же как местные оценки и по - возможности ECTS оценки. В случае передачи кредитов, этот документ должна быть изготовлен вузом, откуда студент отбывает непосредственно перед отъездом, и вузом, куда студент прибывает  в конце его периода обучения.
Как получить марку ECTS?
  • Марка ECTS будет предоставляться вузам, которые применяют ECTS надлежащим способом для образовательных программ  всего первого и второго циклов. Марка поднимет уровень вуза как прозрачного и надежного партнера в европейском и международном сотрудничестве.
  • Критерием для получения является наличие Каталога курсов (интернет или бумажная версии) на двух языках (или только на английском для программ, преподающихся на английском языке), использование кредитов ECTS, образцы Договоров на обучение, Системы оценивания знаний и доказательства академического признания.
  • Анкета должна быть выставлена на веб-сайт  SOCRATES, LEONARDO, YOUTH & TAO  в июне 2003  (www.socleoyouth.be). Представление анкет не позже 1 ноября 2003 ( и далее ежегодно ). Марка сохраняется в течение 3-х академических лет начиная с 2004-2005 учебного года. Список вузов, обладающих маркой, будет опубликован на веб-сайте Europa.
Каково Приложение к диплому?
Приложение к диплому (академическая справка) – это документ, прилагающийся к  диплому о высшем образовании, который стандартизует  описание характера, уровня, содержания, контекста и статуса обучения, что привело к успешному завершению программы выпускником. Приложение к диплому обеспечивает прозрачность и облегчает академическое и профессиональное признание квалификаций (дипломы, степени, удостоверения и т.д.). Марка Приложение к диплому будет присваиваться вузам, которые выдают Приложение к Диплому всем выпускникам всех первых и вторых уровней обучения, в соответствии с структурой и рекомендациями, которые можно найти на веб-сайте http://europa.eu.int/comm/education/socrates/ects.html .
Где найти дополнительную информацию о ECTS?
Большая информации по ECTS и Приложению к диплому можно найти на веб-сайте Европейской Комиссии, включая список консультантов по ECTS/DS и несколько рекомендаций как подготовить хороший Каталог курсов.
 

ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА КРЕДИТОВ

ECTS (European Credit Transfer System)

История вопроса

ECTS первоначально была разработана по программе Erasmus (1988-1995) и прошла испытательный срок в течение 6 лет по пилотной схеме, в которой участвовали 145 вузов во всех странах Совета Европы, охватывая 5 образовательных областей: МВА, Химия, История, Техническая механика и Медицина.
Следующим шагом, осенью 1995 года Европейская комиссия предложила расширить круг дисциплин и вовлечь в систему неуниверситетский сектор высшего образования. В результате этого в 1996-97 гг. 38 новых университетов с 348 факультетами и 36 не университетов с 206 факультетами использовали ECTS.
На основе результатов пилотной схемы система ECTS доказала себя эффективным инструментом для создания прозрачных учебных планов и способствовала академическому признанию, и как следствие ECTS была включена в виде отдельного компонента высшего образования - Erasmus – программа Socrates (1995-1999).
В 1997-98 гг. в 772 вузах введена система ECTS.
В 1998-99 гг. еще 290 вузов попросили гранты для введения системы ECTS.

Сущность системы ECTS

ECTS включает 3 основных элемента:

  • информацию (об учебных программах и результатах учебы студентов);
  • взаимное соглашение (между вузом и студентом);
  • использование системы кредитов ECTS.

Эти 3 ключевых элемента функционируют с помощью 3-х основных документов: информационный пакет, заявление / соглашение на обучение и расшифровка записей (официальные документы). Эти документы качества, которые должны быть определены самим вузом с целью созданий удовлетворительной основы для заключения двух- и многосторонних соглашений по сотрудничеству.


Информационный пакет

Полное академическое признание означает, что время обучения заграницей (включая экзамены и др. формы оценки) заменяется сравнимым временем обучения в родном университете (включая экзамены и др. формы оценки), хотя содержание учебной программы может отличаться.
ECTS обеспечивает:
ECTS кредит представляет собой численные значения (от 1 до 60) соответствующее единицам курса для характеристики нагрузки студента, необходимой для его завершения. Они отражают количество работы над каждой единицей курса, необходимой относительно к общему количеству работы для завершения полного годового академического обучения. ECTS кредиты более относительны, чем абсолютная значения нагрузки студента.

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КРЕДИТНОЙ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Европейская структура накопления кредитов - это система, цель которой:
- обеспечить обучающимся (гражданам, работодателям и др.) возмож­ность разобраться во всем многообразии национальных, местных и ре­гиональных квалификаций европейского высшего образования ;
- облегчить доступ, гибкость, мобильность, сотрудничество, прозрач­ность, признание и интеграцию как внутри европейских систем высше­го образования, так и между ними;
- поддерживать многообразие содержания и организации программ обу­чения и, следовательно, национальную, локальную, региональную и институциональную академическую автономию;
- улучшить конкурентоспособность и эффективность европейского высшего образования.

Кредитная структура - это система, обеспечивающая измерение и сравнение учебных достижений в контексте различных квалификаций, программ и различ­ного образовательного окружения*, Она предоставляет стандартизованные сред­ства для сравнения обучения между разными академическими программами, сек­торами, регионами и странами. Потребности образования в течение всей жизни, быстрые изменения в сфере образования, порождаемые глобализацией, - все это усиливает необходимость создания кредитных «мостов», которые бы соединяли разные европейские системы образования. Общий язык кредитов является инст­рументом, способствующим осуществлению данного процесса.

Таким образом, европейская структура накопления кредитов служит для обеспечения прозрачности и связей между различными системами образования. Точный характер такой структуры описать довольно трудно, однако каждая такая система должна обладать определенными характеристиками:
-   быть применима для всех секторов высшего образования и сопрягаться с другими уровнями образования;
-   охватывать все формы и виды обучения;
-   подходить для всех европейских образовательных систем и допускать не­сколько точек выхода (бакалавр/магистр);
-   сопрягаться с неевропейскими образовательными структурами;
-   способствовать мобильности студентов и других людей и их квалификаций;
-   содействовать студентоцентрированному обучению;
-   допускать признание предыдущего обучения (APL) и предыдущего, осно­ванного на опыте обучения (APEL);
-   облегчать интеграцию новых и разрабатываемых единиц, программ на степень и видов обучения;
-   распознавать различные уровни и типы кредитов;
-   уважать национальную и институциональную академическую автономию я поэтому быть «неагрессивной» и полностью совместимой с имеющими­ся системами образования.

Всеобъемлющая панъевропейская структура накопления кредитов означает введение кредитной системы, применимой ко всем образовательным программам, а не только к тем, которые сегодня предлагаются в рамках ECTS для международного переноса кредитов. Следовательно, в системе накопления кредитов все программы обучения выражаются в кредитах. Накопительная система отличается от системы пе­реноса кредитов (ECTS) тем, что она охватывает намного болите программ и имеет потенциальный эффект для всех студентов, а не только для тех, кто небольшую часть своего

 

Тенденции  развития системы Российского высшего образования
Динамичные изменения социально-экономических отношений, задача развития конкурентных преимуществ России в современной мировой экономике требуют серьезной модернизации образования, превращения образования в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно отвечающую на вызовы времени и меняющиеся запросы общества. Образование должно стать той движущей силой, которая способна существенно повысить качество жизни граждан. Поэтому все звенья образовательной системы: от дошкольных учреждений до вузовской науки – должны развиваться синхронно и сопоставимыми темпами. В эпоху «экономики знаний» и инноваций требуется государственная поддержка системы образования.

Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, одобренными Правительством Российской Федерации, являются Концепция модернизации российского образования; Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, которые опираются на следующие базовые принципы:
- открытость к общественным запросам и требованиям времени;
- привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, в образовательных реформах;
- повышение качества профессионального образования;
- обеспечение доступного качественного образования для всех граждан России;
- переход на современные образовательные технологии;
- развитие современной системы непрерывного профессионального образования;
- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
- переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг.

В соответствии с этими приоритетными направлениями на период до 2010 года был разработан, согласован и утвержден комплекс мероприятий по реализации данных направлений развития образовательной системы Российской Федерации (поручение Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № АЖ-П44-2534).

В настоящее время в системе образования функционирует около 128654 образовательных учреждений. В том числе 1068 учреждений высшего профессионального образования всех форм собственности, имеющих 1621 филиал. В 2005 г. в Российской системе образования обучалось в учреждениях высшего профессионального образования-  7,06 млн. человек (соответственно: 14, 23 и 63 процента от общего числа получающих профессиональное образование). В аспирантуре обучается 143 тыс. человек, в докторантуре – 4,5 тыс. человек.

В настоящее время активно реализуются широкомасштабные эксперименты по основным направлениям модернизации образования, в том числе по реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих полномасштабное включение российской высшей школы в Болонский процесс.

Высшая школа расширяет свою сеть, осуществляет многоуровневую подготовку специалистов. Созданы условия для повышения степени диверсификации образования посредством расширения набора изучаемых дисциплин и образовательных программ.
Проблемы и перспективы внедрения системы зачетных единиц

В данном отчете мы остановимся на проблеме сохранения и развития традиций высшего профессионального образования в России с учетом зарубежного и российского опыта. Речь идет о том, что традиционно в советской и российской системах образования составной частью была научная составляющая, т.е. высшее образование рассматривалось как единство обучения, воспитания и приобщения к научно-исследовательской работе. Это было связано с тем, что традиционно в России специалистам присваивалась квалификация. Система квалификаций предусматривала узкую специализацию с учетом государственного распределения выпускников в плановом хозяйстве СССР. Сегодня нет планового хозяйства, нет системы государственного распределения, и поэтому требуется пересмотр статуса квалификации, что означает если не смену, то корректировку ориентиров высшего образования. При этом, безусловно, научная составляющая должна быть основой качества высшего образования.

1. Попытка привести российскую систему высшего образования в количественное соответствие с европейской приводит к проблеме общего объема учитываемого учебного времени. Дело в том, что российские образовательные стандарты предусматривают значительно большие временные затраты на подготовку студентов. Они изначально планируют значительно большее учебное время, необходимое для изучения дисциплины, а именно этот параметр лежит в основе кредитной системы (сравним: в Манчестерском университете (Великобритания) для подготовки бакалавра определено 3.630 часов учебного времени, а по российскому ГОС ВПО – от 7.000 до 7.500 по гуманитарным наукам. Это фактически почти в 2 раза больше).

2. Вторая проблема, тесно связанная с первой, - это соотношение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы студентов.Практически во всех образовательных системах европейских стран самостоятельной работе студентов уделяется очень большое внимание. Это выражается в том, что на чтение литературы, подготовку письменных работ, научную работу и подготовку к экзаменам учебного времениотводится гораздо больше, чем на аудиторную нагрузку (лекции, семинары и т.п.). Поэтому необходимо при формировании рабочих, индивидуальных и типовых планов по системе зачетных единиц уравновесить эти основные составляющие учебного времени.

3. Третья проблема, которая находится в последние годы в центре внимания Российской высшей школы, - это соотношение преподаватель-студент или количество преподавателей в вузе и профессиональная подготовка ППС. Если исходить из того, что придется уменьшать аудиторную нагрузку, то предстоит и решать вопрос о некотором сокращении ППС. Соответственно, при решении данной проблемы, требуется учет профессиональной подготовки ППС.

4. Четвертая проблема – это адекватное методическое и информационное обеспечение учебного процесса. Очевидно, что для того, чтобы студент самостоятельно получал знания из источников, он должен получить к ним прямой и открытый доступ. Иными словами, вузовские библиотеки должны иметь в своих фондах большое и постоянно пополняющееся количество классической и современной литературы по преподаваемым дисциплинам, причем, сегодня достаточно ясно, что необходима и литература на иностранных языках. Это представляется важным непросто для того, чтобы обеспечить студента литературой, но и для того, чтобы учебные программы российских вузов были приняты ECTS, признаны этой системой адекватными европейским стандартам и, соответственно, адекватными должны быть и списки рекомендуемой студентам литературы. В настоящее время кардинальным образом российским вузам эту проблему решить достаточно трудно, поэтому представляется, что частичное решение этого вопроса должно быть связано с созданием баз данных, в которых должна быть, как минимум, обязательная литература и очевидно, что должен быть доступ студентов к компьютерам и глобальной сети Internet.

5. Пятая проблема связана с проверкой и оцениванием знаний студентов. Речь идет не просто о разных формах проверки и оценивания знаний студентов в российских и европейских вузах, но и об априорном (установленном) доверии вузов к оценкам друг друга. Например, когда европейские вузы в системе ECTS принимают решения о включении нового Университета в свою систему, то помимо представления учебных планов, описания видов учебной деятельности и времени, необходимого для освоения этого материала, вузу необходимо описать и способы проверки знаний. Таким образом, при формировании рабочих, индивидуальных и типовых планов по системе зачетных единиц, следует иметь в виду, что основной принцип проверки знаний студентов и оценивание их академических успехов будет следующим: все, за что студент получает оценку по курсу - он выполняет письменно. Причем оценка успеваемости студента по каждому курсу выставляется ему по результатам его письменных работ, которые он готовит в ходе изучения материала и итогового испытания по окончанию курса, т.е. на основе балльно-рейтинговой системы. Таким образом, академическое признание в Европе, в соответствии с унифицированной системой ECTS основывается на том, что академические успехи студентов могут быть проверены заинтересованными лицами или организациями в любое время.
 
 
КРЕДИТЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
         Цель данного раздела - проанализировать связь между об­разовательными структурами, нагрузкой, кредитами и результатами обучения. Отправной точкой должно стать признание того факта, что разработка и реализа­ция курса обучения, приводящего к признаваемой квалификации, базируется в том числе на нижеследующих элементах:
a)  совокупности «планируемых» результатов обучения;
b) общем количестве необходимых кредитов и их распределении по видам деятельности (таким, например, как диссертационная работа, экзамены и т.д.), предусмотренных квалификацией;
c)  реальном содержании образования, предлагаемом студентам;
d) методах и традициях преподавания/обучения, присущих каждому выс­шему учебному заведению.
Далее рассматриваются концепция и роль кредитов, анализируется их связь с результатами обучения и другими вышеупомянутыми факторами. Действительно, процесс настройки требует четкого определения концепций, связанных с кредитами, а также целями, задачами и результатами обучения. В связи с этим возникает необ­ходимость получить более ясное представление о следующих вопросах:

1) роль кредитов;
2) назначение кредитов курсам;
3) проектирование учебных планов;
4) кредиты и уровни;
5) вычисление кредитов в терминах нагрузки;
6) сравнение продолжительности учебного года в разных странах Европы;
7) Связь между нагрузкой, методами преподавания и результатами обучения. Необходимо подчеркнуть, что все указанные темы взаимосвязаны.
 
Кроме того, следует отметить, что за последние полвека высшее образова­ние претерпело серьезнейшие изменения. Гумбольдтовский подход был посте­пенно замещен более социально-ориентированным подходом. Формы обучения, которые раньше предназначались для численно ограниченной элиты, преврати­лись в системы массового образования. В то же время традиционная и необходи­мая связь между университетским обучением и исследованиями испытывает на­пряжение. Последние десятилетия образование идет по пути интернационализа­ции, Больше чем когда-либо прежде студенты уверены в том, что обучение за рубежом (хотя бы часть времени) будет для них полезно. Реальностью стала мо­бильность рабочей силы. Растет доля населения с университетскими квалифика­циями, становятся более гибкими модели трудоустройства и карьеры, поэтому очевидно, что будет усиливаться тенденция к диверсификации обучения и учебной деятельности. Кроме того, все более важное значение будет иметь постоянное профессиональное развитие. Изменяющиеся потребности образовательного рынка заставляют задуматься над тем, каким образом непрерывное профессиональное развитие в контексте образования в течение всей жизни можно вписать в существующую структуру квалификаций.Для такого обучения потребуется система кредитов, которая будет широко признаваться для мобильной рабочей силы и в конечном итоге приводить к признаваемым квалификациям. ECTS - это широко принимаемый инструмент, который без труда может быть адаптирован к новым потребностям.
 
 
 

 

 

 

 

 

 

http://www.rudn.ru/?pagec=641

 


Ред. кабинета | На портал | На форум | На первую |