Русского языка инженерной академии
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Вопросы для зачета по спецкурсу "Культура научной и деловой речи"

 

Спецкурс «Культура научной и деловой речи».
Вопросы для зачета
 
1. Что обозначают модели существительных с суффиксами –АНИ(Е), -ЯНИ(Е), -ЕНИ(Е), --ТИ(Е), -СТВ(О)? Приведите примеры их использования в научной и деловой речи.
2. Что обозначают модели существительных с суффиксами –ТЕЛЬ, -ИК, -НИК, -ЧИК, -ТОР, -ЕНТ, -АНТ, -ИСТ? Приведите примеры их использования в научной и деловой речи.
3. Приведите не менее пяти примеров существительных мужского рода, которые используются для обозначения профессии, должности, звания применительно к мужчинам и женщинам (и не имеют специальных моделей женского рода)
4. Что обозначают модели существительных с суффиксами -ОСТЬ, -ОТ(А), -ИН(А), -ИЗН(А), -СТВ(О), -ИЗМ? Приведите примеры их использования в научной и деловой речи.
5. Образуйте прилагательные от существительных наука, успех, философия, методика, логика, класс, масса, эксперимент, спектр, забота, талант, пространство, мысль, прогресс, реакция, используя разные суффиксы.
6. Образуйте не менее пяти глаголов от глагола строить, используя разные префиксы. Объясните их значение.
7. Что такое многозначные слова? Приведите пример. Сравните значение выбранного вами русского слова с соответствующим словом в вашем родном языке. Найдите общие значения и не совпадающие значения этих слов.
8. Что такое слова-интернационализмы? Почему надо быть осторожным при их употреблении? Приведите пример ошибки в употреблении слова-интернационализма.
9. Что такое паронимы? Приведите примеры употребления паронимов.
10. С какими существительными сочетаются глаголы исправить, устранить, обнаружить, открыть, обосновать, доказать, основать, создать?
11. Приведите не менее пяти синонимов прилагательного прекрасный. Образуйте с ними словосочетания.
12. В чём отличие словосочетания и предложения? Какие типы словосочетаний выделяются в зависимости от главного слова? Приведите примеры.
13. Вспомните, какой падеж употребляется после слов проблема, лекция, характерный, свойственный, руководитель, заведующий, влиять, зависеть, представлять собой, являться. Приведите примеры.
14. Почему в русском языке можно построить предложение с разным порядком слов? От чего зависит порядок слов в русском предложении? В какой части предложения обычно находится главная информация?
15. В каких случаях в предложениях, в которых в состав подлежащего входят слова, обозначающие количество, глагол-сказуемое ставится в единственном числе? Приведите примеры.
16. В каких случаях в предложениях, в которых в состав подлежащего входят слова, обозначающие количество, глагол-сказуемое ставится во множественном числе? Приведите примеры.
17. В каких случаях в предложениях нельзя использовать деепричастие? Приведите примеры ошибочного употребления деепричастного оборота.
18. От чего зависит форма союзного слова который? Приведите примеры.
19. Что такое функциональный стиль? Почему стили называются функциональными? Сколько функциональных стилей есть в русском языке? Какие?
20. Что такое подстиль? Какие подстили есть в научном стиле?
21. Что такое подстиль? Какие подстили есть в официально-деловом стиле?
22. Что такое жанры? Какие жанры есть в научном стиле?
23. Что такое жанры? Какие жанры есть в официально-деловом стиле?
24. Каковы основные черты научного стиля? Какие языковые средства используются в этом стиле? Какие языковые средства не характерны для этого стиля?
25. Каковы основные черты официально-делового стиля? Какие языковые средства используются в этом стиле? Какие языковые средства не характерны для этого стиля?
26. Что такое первичный научный текст? Каков его главный отличительный признак? Какие жанры относятся к первичным?
27. Что такое вторичный научный текст? Какого признака нет во вторичных научных текстах? Какие жанры относятся ко вторичным?
28. Что такое план? На какие виды делятся планы?
29. Что такое конспект? Какие бывают виды конспектов? Как составляется конспект?
30. Что такое аннотация? Для чего она нужна? Какие части есть в тексте аннотации?
31. Каковы основные функции документов? На какие две группы документы делятся по происхождению? На какие три группы документы делятся по оформлению?
32. Что такое реквизит? Какие реквизиты обеспечивают юридическую силу документа?
33. Где и как записываются дата и подпись в документе?
34. Как оформляется заявление?
35. Как оформляется объяснительная записка? 
 
 
Примечание. Ответы на вопросы готовятся заранее дома. На зачёте преподаватель может выбрать любые 5 вопросов из данного списка. Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов. Неправильный или неполный ответ не оценивается.