Русского языка инженерной академии
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Мультимедийные средства обучения РКИ

 

 

Лучшие учебники, подготовленные коллективом кафедры в 2015 году

"РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ. КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата" (посмотреть видео-ролик)

публиковано: 14 дек. 2015 г.

Ознакомиться с учебником «Русский язык как иностранный. Культура речевого общения» Учебник для академического бакалавриата:
Российский университет дружбы народов

 

youtu.be/zWKH-pBjduE

 

Ссылка для просмотра х/ф "Белое солнце пустыни"

 

  http://www.ivi.ru/watch/53922

 

Методические рекомендации для работы с х/ф "Белое солнце пустыни".

 

 

БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ

1970  год

 Ленфильм и Мосфильм

 

Режиссер: Владимир Мотыль

Авторы сценария: Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков

Оператор: Эдуард Розовский

Художники-постановщики: Валерий Кострин, Белла Маневич

Композитор: Исаак Шварц

Текст песни — Булат Окуджава

Текст писем Сухова — Марк Захаров

В ролях:

Анатолий Кузнецов — (красноармеец Фёдор Иванович Сухов)

Николай Годовиков — (красноармеец Петруха)

Спартак Мишулин — (Саид)

Павел Луспекаев — (начальник бывшей царской таможни Павел Артемьевич Верещагин)

 

 

Кинофильм  рассказываето приключениях красноармейца  Фёдора Ивановича Сухова, спасающего от бандита Абдуллы его гарем в годы гражданской войны. 

Фильм стал одним из талисманов  российских космонавтов. Перед каждым стартом они  обязательно смотрят эту картину,  кассета с ней есть даже на борту Международной космической станции.

На космодроме Байконур проходит фестиваль авторской песни «Белое солнце пустыни».

 

Действие фильма происходит  в начале 1920-х годов на восточном берегу Каспийского моря.

Красноармеец  Сухов  возвращается домой. Он спасает от мучительной смерти местного жителя Саида. Бандит Джавдет  убил  отца  Саида, а  его самого  связал и закопал в песок. По пути Сухов встречает отряд красного командира Рахимова, который гоняется за  Абдуллой  и его бандой. Абдулла  сбежал из крепости и оставил там своих жён.  Женщинам гарема  грозит беда:  если муж не может увезти всех жен с собой — он их убивает. Рахимов передаёт гарем Сухову и оставляет в качестве помощника молодого красноармейца Петруху. Сухов и Петруха должны охранять и защищать женщин.

Сухов сопровождает бывших жен Абдуллы в близлежащий приморский поселок . В скором времени в поселок приходит и Абдулла со своей бандой. Бандиты хотят переправиться за границу на небольшом баркасе.

Сухову нужны оружие и поддержка, чтобы противостоять бандитам и защитить женщин. Он обращается за помощью к начальнику  местной  таможни  Павлу Верещагину, но получает отказ. Сухов хочет помешать  басмачам бежать за границу. Он ремонтирует старый пулемёт, находит ящик с динамитом и минирует баркас.

Сухову удается взять  Абдуллу в плен, но тот сбегает, убив Петруху и самую молодую жену гарема — Гюльчатай.

Сухов  выводит гарем из поселка по подземному ходу, который ему показал хранитель местного музея. Беглецы укрываются в старом нефтяном резервуаре. Бандиты осаждают резервуар. Верещагин, узнав о гибели Петрухи, разоружает басмачей на баркасе, направляет его к берегу,  не зная, что он заминирован, и погибает при взрыве. Сухов, благодаря помощи Верещагина и Саида, выбирается из резервуара и уничтожает всех бандитов. Сухов передаёт женщин  Рахимову, а сам  отправляется на родину.

 

ЗАДАНИЯ ПЕРЕД ПРОСМОТРОМ ФИЛЬМА

 

1. Найдите правильные соответствия между словами  и их объяснением.

1. приключения

А.Укрепленное стенами и башнями здание, часть города

2. красноармеец

Б. несчастье

3. гарем

В. Расположенный поблизости

4. закопать

Г.Скорострельное автоматическое оружие для стрельбы пулями

5. крепость

Д. небольшое судно

6. беда

Е. вещество, вызывающее взрыв

7. близлежащий

Ж.Выкопав углубление в чём-н.  и поместив туда, засыпать; «закопать в землю, в снег»

8. баркас

З. боец Красной Армии

9. противостоять

И. состояние несвободы, зависимости

10. таможня

К. сопротивляться, бороться против

11. басмач

Л.Мгновенное разрушение чего-н в результате химической реакции

12. пулемёт

М.Жёны  богатого мусульманина.

13. динамит

Н.Орган,ведающий контролем провоза через границу грузов, багажа, почты и собирающий пошлину за такой провоз.

14. взрыв

О.Предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу.

15. плен

П.Участник вооружённого национально-религиозного движения против Советской власти

16. талисман

Р. Похождения, рискованные предприятия

 

2. Заполните пропуски словами из таблицы в нужной форме.

1. Правилами …. ограничивается  количество вывозимого за границу топлива.

2. Чаще всего, в качестве  олимпийского ….. выступает  животное, наиболее популярное в стране, принимающей спортсменов.

3. Жертвами …. газопровода стали два человека.

4. Новый фильм о ….  Джеймса Бонда установил рекорд в Великобритании по сборам.

5. У берегов Нигерии взяты  в …..  шестеро российских моряков.

6. Поисково-спасательная служба была создана для того, чтобы помогать людям, попавшим в …..

7. Украденные деньги преступники …  в …..  лесу.

 

3. Подберите приставочные глаголы, имеющие противоположное значение.

Образец:  застегнуть-расстегнуть.

Закопать-

Увезти-

Прийти-

Заминировать-

Выводить-

Разоружать

 

4. Передайте содержание отрывка, используя прошедшее и будущее времена.

Сухов  выводит гарем из поселка по подземному ходу. Беглецы укрываются в старом нефтяном резервуаре. Бандиты осаждают резервуар. Верещагин разоружает басмачей на баркасе, направляет его к берегу  и погибает при взрыве. Сухов, благодаря помощи Верещагина и Саида, выбирается из резервуара и уничтожает всех бандитов. Он  передаёт женщин  Рахимову, а сам  отправляется на родину.

 

5. К данным словам подберите их уменьшительно-ласкательные эквиваленты.

Образец:  письмо – письмецо

штука-

сердце-

песня-

год-

солнце-

берег-

песок-

 

6. Объедините в пары однокоренные слова. Дополните своими примерами.

Минировать, банда, удача, победа, космос, хранитель, разлука,  автор, мина, мучение, бандит, командовать, помогать, космонавт, авторский, помощник, командир,  мучительный, взрыв,  ласковый, родня, взрывать, разлучница, родина, ласкать, удачливый, победить, хранить.

 

7. Разучите песню из фильма

Ваше благородие, госпожа Разлука,

Мы с тобой родня давно, вот какая штука,

Письмецо в конверте погоди, не рви.

Не везет мне в смерти,  повезет в любви.

 

Ваше благородие, госпожа Удача.

Для кого ты добрая, а кому иначе.

Девять граммов в сердце, постой, не зови.

Не везет мне в смерти, повезет в любви.

 

Ваше благородие, госпожа чужбина.

Жарко обнимала ты, да только не любила.

В ласковые сети, постой, не лови.

Не везет мне в смерти, повезет в любви.

 

Ваше благородие, госпожа победа.

Значит моя песенка до конца не спета.

Перестаньте, черти, клясться на крови!

Не везет мне в смерти, повезет в любви.

 

ЗАДАНИЯ ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ФИЛЬМА

 

1. Определите, кто это говорил, кому  и при каких обстоятельствах.

 

1. Мёртвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно.

2. Вы будете свободно трудиться, и у каждой будет отдельный супруг.

3 Я мзду (взятки) не беру. Мне за державу обидно.

4. Иди, иди… Хорошая жена, хороший дом — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?!

5. Гюльчатай! Открой личико!

6. Мой отец перед смертью сказал: « Я прожил жизнь бедняком, и я хочу, чтобы тебе бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня». Я долго ждал, а потом бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный».

 

2. Восстановите диалоги.

1. Сухов:Да какие ещё экспонаты? Я ж сказал барышням: брать ковры похуже!

А. Сухов: Язык берегу.

2. Бандит-белогвардеец: Погоди, вот придёт Абдулла, он тебе вырвет язык! Ну чего молчишь?

Б. Сухов: Лучше, конечно, помучиться.

3. Сухов: Ты как здесь оказался?

В. Сухов: Вот что, товарищ хранитель. Эти девять освобождённых женщин Востока — тоже величайшая ценность, и давайте не спорить. Вопросы есть? Вопросов нет!

4. Бандит-белогвардеец: Тебя как, сразу кончить или желаешь помучиться?

Г. Саид:  Стреляли…

5. Саид: Обманут тебя, они сядут на баркас, ты отпустишь Абдуллу, они вернутся.

Д. Хранитель музея: Это же одиннадцатый век!

6.Хранитель музея: Нет, только не в музей! Здесь величайшие ценности!

Е. Абдулла: Я дарю тебе их! Когда я подожгу нефть, тебе будет хорошо, совсем хорошо!

7. Сухов: Абдулла! У тебя ласковые жёны! Мне хорошо с ними!

Ж. Сухов: Это вряд ли..

 

3. Ответьте на вопросы.

1. Кто такой Федор Сухов? Откуда он родом?

2. Почему Сухов ходил по пустыне в окружении девяти женщин?

3. Кто такой Саид?  Как он познакомился с Суховым? При каких обстоятельствах  обычно появлялся?

4. Что вам известно о Верещагине?  Почему он решил прийти на помощь Федору Сухову? Как он погиб?

5. Как погиб Петруха?

6. Какое отношение к Сухову имеет Катерина  Матвеевна?

7. Можно ли назвать Федора Сухова героем? Почему?

8. Понравился ли вам фильм? Почему?