Русского языка инженерной академии
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Интерактивные занятия по русскому языку как иностранному

 

Описание интерактивных занятий

 

РАЗДЕЛ: Научный стиль речи. ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

1 КУРС

№ раздела

дисциплина

Тема интерактивного

занятия

1.

Тема 1. Части речи.

Семантические группы существительных. Причастия в языке науки.  Подготовка  и выступление  студентов с  индивидуальным сообщением  каждой из о значимых частей речи. Грамматическая игра: Определи часть речи.

 

2.

Тема 2.

Модель предложения.

4 основных типа предложений в языке науки.

3.

Тема 3.

 Модификации и сино-нимичные варианты моделей предложений.

 

Трансформируем предложение с помощью модификаций.

Индивидуальные задания трансформационного типа с использованием карточек.

4.

Тема 4. Вторичные способы обозначения ситуации. 

Продолжим информацию с помощью вторичных способов обозначения ситуации.

Подготовка и презентация индивидуальных связных мини-текстов- ситуаций с использо-ванием схем/таблиц/рисунков.

5.

Тема 5.

 Распространители модели предложения. Сложные предложения.

Усложним  модель предложения.

Сложные предложения сделаем простыми.

Индивидуальные задания на карточках трансформационного типа, например, соединение двух простых предложений при помощи союзов или замена сложного предложения причастным или деепричастным оборотом.

6.

Тема 6. Типы текстов. Тексты о предметах.

 Опишем  предмет.

 Подготовка и представление индивидуальных связных текстов – описание предмета с использованием изученных конструкций.

7.

Тема 7. Типы текстов. Тексты о процессах.

Опишем процесс получения антивещества  двумя способами.

 Подготовка и представление индивидуальных связных текстов – описание процесса с использованием изученных конструкций.

8.

Тема 8. Типы текстов. Тексты о свойствах.

Опишем свойства предмета / свойства/ функции.

Подготовка и представление индивидуальных связных текстов – описание свойства с использованием изученных конструкций.

 

ВСЕГО:

 

 

 

 

 

 

Описание интерактивных занятий

РАЗДЕЛ: УЧЕБНОЕ РЕФЕРИРОВАНИЕ

2 курс.

 

№ раздела

дисциплина

Тема интерактивного

занятия

1.

Тема 1. Предложения с реферативной формой типа  Вода как жидкость, Брат как астроном.  

Подготовка и представление сообщения об определении понятия «нанотехнология» с использованием изученных  типов пред-ложений  реферативной формы  

             Вода как жидкость.

2.

Тема 2. Предложения с реферативной формой типа  Прозрачность воды.

 

Подготовка и представление сообщения о качественной или количественной характеристики предмета/лица/

явления/действия/

свойства/качества

с использованием   изученных типов предложений  реферативной формы  Прозрачность воды.

3.

Тема 3.

 Предложения с реферативной формой типа  Испарение воды; Изучение планеты (астрономами).

Подготовка и представление сообщения о «Защите Земли магнитным полем от космического излучения»

с использованием   изученных типов предложений  реферативной формы

Испарение воды. 

4.

Тема 4. Предложения с реферативной формой типа 

Наличие/отсутствие  в этом районе воды. 

Подготовка и представление сообщения о  наличии/существовании предмета/явления/свойства с использованием   изученных типов предложений  реферативной формы

Наличие/отсутствие в этом районе воды.

5.

Тема 5.

 . Отношение автора статьи к информации. 

Практическое занятие в диалоговом режиме: урок-диалог об источнике информации, выражении авторского отношения к информации и оценки этой информации.

6.

Тема 6. Связи между предложениями  текста.

 

 Подготовка и презентация индивидуальных связных мини-текстов-ситуаций с использованием изученных средств связи между предложениями (авторизацией).

 

 

 

 

 

 

Описание интерактивных занятий

РАЗДЕЛ: ДИССКУСИЯ

3 КУРС

 

№ раздела

дисциплина

Тема интерактивного

занятия

1.

Тема 1. Что такое научная дискуссия?

Урок-дискуссия на тему: Дискуссия-это спор профессионалов или поиск решения конкретной проблемы?

2.

Тема 2. Включение  в  беседу,  сообщение  информации,  предназначенной для обсуждения.

 

Ролевой урок:  Чтение фрагмента дискуссии  на тему : « Автомобили и экологическая безопасность города» по ролям, продолжение и завершение дискуссии.

3.

Тема 3. Изложение  собственной  точки  зрения,  приведение собственных  аргументов.

 

Ролевой урок: фрагмент дискуссии на  одну из предложенных тем: 1.Есть ли будущее у современного кремниевого компьютера?  2. Квантовый компьютер-это компьютер будущего?

4.

Тема 4. Привлечение внимания собеседника; стимулирование собеседника к выражению своей позиции; запрос информации о мнении  собеседника.

Ролевой урок: Подготовка и представление сообщения об одном из видов компьютера будущего ( квантовые, молекулярные, биокомпьюры, оптические, суперкомпьютеры) по предложенному плану. Подготовка интервью с авторами сообщений.

5.

Тема 5. Уточнение адекватности восприятия информации (переспрос, просьба к выступающему объяснить свою позицию

 

Практическое занятие в диалоговом режиме: урок- диалог на тему « За и против квантового компьютера»

6.

Тема 6. Выражение  согласия/несогласия с мнением собеседника, с высказанной точкой зрения, опровержение какого-либо отдельного положения, мнения, приведение контраргументов.

 Урок-дискуссия на тему: Возможно ли создание искусственного интеллекта?

 

7.

Тема 7. Способы выражения сомнения в правильности высказывания.

Урок- подготовка и представление сообщения ( выступления ) на конференции, посвященной будущему информационных технологий.

 

8.

Тема 8. Языковые средства, характерные для начала высказывания, выделения основной мысли, для заключительной части высказывания.

Ролевой урок-дискуссия на одну из тем: Способен ли компьютер изменить нашу жизнь?

 

Описание интерактивных  занятий

РАЗДЕЛ: ОВЯ (ОБЩЕЕ ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ)

1-4 КУРСЫ, 1-8  СЕМЕСТРЫ

п\п

№ раздела дисциплины

Тема интерактивного

занятия

Форма проведения

занятия

1.

Тема1. Погода и климат.

Какие меры являются наиболее эффективными для спасения во время стихийного бедствия.

Дискуссия

2.

Тема 2. Дом. Семья.

 

Дом.  Где лучше жить: в городе или деревне? В квартире или собственном доме?

Дебаты –обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд – и опровержений»

3.

Тема 2. Дом. Семья.

Семья. 1) Какие у меня по этому поводу возникают чувства? 2)  Почему стоит создавать семью? Каковы преимущества? 3)  В чем недостатки?

4) Каковы альтернативы? 5) Информация. Что мы знаем о празднике «День семьи». 6).Подведение итогов. К чему мы пришли? Хоровое исполнение песни «Если у вас нету тёти».

Технология 6 шляп мышления.

4.

Тема 3. Встречи и приёмы.

Принимаем гостей.

Ролевая игра. Хозяйка дома и её гости.

5.

Тема 4. Внешний облик. Одежда.

. Нужна ли униформа в школе? А в университете?

Что надеть на бал?

1. Мозговой штурм. Вас пригласили на  королевский бал. Нечего надеть. На решение проблемы – 3 часа.

2. Дискуссия

 

3. Проект «Униформа студентов РУДН».

6

Тема 5. Праздники и подарки.

 Какие подарки мы дарим и кому? Что можно и что нельзя дарить? Подарок вашей мечты.

Круглый стол.  Кейс-метод анализа конкретных ситуаций (простых, критических, экстремальных), связанных с подарками.

7

Тема 7. Транспорт в городе.

Пути решения проблемы пробок.

 Мозговой штурм.

8.

Тема 8. Здоровый образ жизни.

 Спорт и физкультура. Виды спорта.

Лекция с заранее заплани-рованными ошибками. Коллективное исправление.

 

 

 

 

9.

Тема 9. Стресс в большом городе

Здоровое питание как средство борьбы со стрессом.

Мастер-класс. Презентация национальных блюд. Дегустация

10.

Тема 10. Деньги в нашей жизни

Студенческий бюджет. Как грамотно тратить деньги

Круглый стол: может ли студент прожить месяц на 100 долларов в Москве?

Предложение и обсуждение проектов бюджетов.

11.

Обсуждение итогов контрольной работы.

Обсуждение итогов контрольной работы.

Рефлексия.  Первый этап  – оценочный.

Второй этап - концентрация студентов на эмоциональном аспекте. Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает преподаватель

12.

Тема 11. Характер человека.

Положительные и отрицательные качества людей.

Мозговой штурм

13.

Тема 12. Мужчина и женщина.

Идеальный спутник жизни

Проект (см. сценарий ниже)

14.

Тема 15

Начальники и подчинённые

Проблемные сотрудники. Как с ними бороться?

Проект.а) Анализ характерных черт проблемных сотрудников разного типа. Опасность для дела, которую они представляют. б) Рекомендации начальнику, как построить с ними разговор.

15.

Тема 16. Учимся сравнивать.

Всё познаётся в сравнении.

Дискуссия: где лучше жить- в городе или деревне? Какие девушки  (москвички или петербурженки) больше подходят для семейной жизни

16.

Тема  17. Большие города.

Лучший город земли.

Проект: город моей мечты.

17.

Тема 19. Музыка.

Рок-опера «Юнона и Авось».

Видеоурок с последующим обсуждением увиденного.

18.

Тема 20. Преступление и наказание.

Как бороться с преступностью. Нужна ли смертная казнь.

Дискуссия с использованием методик эстафеты и лабиринта.

19.

Тема 21. Техника и жизнь.

Технологические новинки.

Проводим рекламную кампанию новинок техники. Сочиняем рекламные слоганы.

20

Тема 22. Система образования.

Нужно ли всем получать высшее образование.?

Диспут с участием команд-оппонентов

21

Тема 24. Мир вокруг нас.

Что такое национальный стереотип.

Викторина-презентация разных наций на основе стереотипных представлений о них.

22.

Тема 25. Что такое литературное произведение? Функциональные стили речи.

Нужна ли художественная литература в 21-ом веке?

 

Урок-дискуссия

23.

Тема 26. Россия в 18-ом веке.

Положение женщины в разных странах.

Урок-презентация

24.

Тема 27.Золотой век русской культуры.

Историческая роль России.

Ролевой урок: инсценировка спора между Юркой Голицыным и французским маркизом об историческом месте России

 

26.

Тема 28. А.П.Чехов. В человеке всё должно быть прекрасно…»

Нужна ли мораль, если есть закон?

Круглый стол: Обсуждение различных поступков с точки зрения закона и морали. Меняются ли представления о морали с течением времени? Одинаковы ли они в разных странах?  Просмотр новеллы «Напарник» ( из фильма «Операция Ы». Лозунг «Кто не работает, тот ест!» в фильме и в жизни. Дискуссия.

 

 

26.

Тема 29 . Серебряный век русской культуры. А. Блок

Стихи о прекрасной даме разных поэтов

Мини-конкурс на лучшее стихотворение ( ролевая игра : жюри, участники конкурса, оценочные суждения.

27

Тема 30. Условности современной жизни

Характеристика людей по их поступкам. ( с опорой на рассказ В. Токаревой)

Практическое занятие в игровой форме  на тему «Характеристика человека» (угадать члена группы по описанию характерных для него поступков)

 

Тема 31. Российская деревня. Дискуссия между представителями разных социальных слоёв.

В. Шукшин и его творчество. ( рассказ «Срезал»,  фильм «Калина красная»)

Инсценировка рассказа.

Просмотр и обсуждение фильма В. Шукшина «Калина красная

 

Тема 32 . Антигерои. «Заповедник» С. Довлатова.

Профессия экскурсовода

Ролевая игра: проведение экскурсий-презентаций по разным уголкам своей страны ( или России).